Правда бывает только одна

Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Значит, так: в Новогуринске строится большой комбинат. До пуска его первой очереди остается ровно два месяца, когда в молодом городе создается свой комитет партии. В руки первого секретаря горкома Леонида Сакулина попадают неопровержимые факты: досрочный пуск первой очереди —ошибка, которая в последующем приведет к срыву строительства вообще.
Ошибку, естественно, нужно исправить… И вот тут-то рождается первое «но»: оказывается, не только обком, но и главк преднамеренно шли на эту ошибку, и как только отгремят литавры, нынешнему управляющему треста Нуркову будет официально разрешено не сдавать в срок две другие «нитки». Так завязывается главный конфликт в пьесе, я бы сказал, конфликт определяющий, хотя и не единственный. Ибо нить социологического исследования, функции которой несет в мхатовском спектакле Леонид Сакулин, развертываясь и углубляясь, неожиданно всякий раз вскрывает конфликты новые, порой непредвиденные.
Оказывается, победный звон литавр «досрочному пуску» еще долго будет звенеть в карманах у государства. «Трудовой подарок» оценивается миллионами убытка. Но вот «но» второе: можно ли лишить новогуринскнх рабочих заслуженных наград и премий? Как сказать рабочим правду?
Осуждая действия обкома партии и лично его второго секретаря Окунева, которому досрочный пуск необходим, чтобы «всколыхнуть область», осуждая позицию главка, мы не можем не учитывать, что ими отнюдь не замыкается новогуринская «идея». Все ли виновные найдены?
«Но», «но», «но»… Виновные найдены, но… Пуск состоится, но… Идет поиск истины, поиск правды.
Вероятно, здесь стоит сразу оговориться — многочисленные «но» не становятся недостатками драматургического материала, лежащего в основе мхатовского спектакля. Они замечательно лишают его тона нравоучительности, декларационности. Укрупняя каждое «но», спектакль заставляет зрителя думать. Думать и искать вместе с его авторами, делать выводы, сопереживать. На языке театра этот процесс называется обращением зрителя в веру искусства…
А. Гельман вошел в драматургию стремительно. Актуальность избранной им темы как-то особенно удивительна. Судите сами: это только вторая его пьеса, а между тем первую уже знают по всей стране. В самом деле, кто не слышал рассказа, как бригада строителей Василия Потапова отказалась от якобы заслуженных денег, кто не видел фильм «Премия», удостоенный Государственной премии СССР?
Старательно взвешивая все «за» и «против», Гельман в «Обратной связи» подходит к проблеме сразу как бы с трех аспектов — производственного, идеологического и нравственного. Его идеальный герой — человек, действующий со всех этих позиций. Если же равновесие нарушено, Гельман примется подробно исследовать, что сделало Батарцева Батарцевым, Нуркова Нурковым, Окунева Окуневым. И потому спор, который ведут между собой герой «Премии» и «Обратной связи», сразу выходит за рамки комнатных дискуссий. За малым видится большое, важное, за частным — общественное. И это важное, общественное, становясь предметом пристального внимания драматурга, обретает пафос настоящего гражданственного звучания. 
Найти виноватых, понять причины. Шаг за шагом по полю разноречивых мнений, многоголосиц, где истина перемешена с демагогией, суть — с потоком мудрствований. Скрупулезное, дотошное, необходимое, мастерское исследование природы конфликта ведут постановщик спектакля Олег Ефремов и исполнитель центральной роли — Сакулина — Иннокентий Смоктуновский. 
Так постепенно перед зрителем вырисовывается замысел автора и театра — поставить спектакль-размышление, спектакль-думу о людях, о делах, о стройках, о стране, в которой есть еще не только Казнаковы, не только 0куневы, но и Сакулин, Вязникова — та самая Маргарита Вязникова (ее играет с подкупающей искренностью И. Саввина), открывшая новому секретарю горкома правду о новогуринских делах, и, наконец, первый секретарь обкома Лоншаков (роль его мудро и просто ведет артист А. Попов). Это он в финале мхатовского спектакля скажет замечательные слова: «Ошибка, которую хотели спрятать, замолчать и даже выдать за успех, позором останется в истории этой стройки… Если бы мы всегда с нашими ошибками поступали так же, сегодняшней — не было бы… Если мы сегодня исключим из наших дел элементарную неправду, это даст немалый, хозяйственный эффект и не только в Новогуринске».
Вот об этом, о самом главном, и оказалась новая режиссерская работа Олега Ефремова.
На сцене — громадные кубы, один на другом — выше, выше и выше. На них и будет идти все действие спектакля от первой до финальной сцен. Мастер больших объемных полотен, известный чехословацкий сценограф Й. Свобода, как оказалось, не случайно был приглашен на постановку именно этой пьесы. Изысканно-лаконичная по действию, она в пространственном решении неожиданно приобрела острый динамичный характер: конфликт назревает и развертывается с поразительной быстротой.
И ведет ансамбль И. Смоктуновский. Его Сакулин многое вынес, многое знает, он очень неоднозначен, сложен, умен и интересен. Кажется, что ему уже не раз приходилось решать свои «быть или не быть», хотя и в данном случае ответ для него ясен сразу. Иного выбора нет.
Когда-то Станиславский называл это общественно-политической линией в жизни театра. «Сталевары», «Заседание парткома» и вот теперь «Обратная связь» вернули Художественному театру его давнее место трибуна своей эпохи.
Это вовсе не означает, что в тех мхатовских спектаклях не было своих недостатков. Есть они и в новом: затянуты, например, сцены толкачей, не уместны, на мой взгляд, постоянные телефонные переговоры. «штата секретарш», отвлекающие, особенно в моменты накала, от сути главных драматических коллизий. Но это только детали.
А главное вот: человек, отвечая за порученное ему дело, не имеет права быть беспринципным. Так говорит спектакль МХАТа, говорит честно, открыто, публицистически тонко, обнажая суть своей главной идеи.
Пресса
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977