«Заседание парткома»

Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
Толчком для сценического действия спектакля под этим названием, премьера которого в субботу состоялась во МХАТе, становится частный как будто факт производственной жизни одной из строительных бригад. Дело в том, что трест перевыполнил план. Каждому, кто в это дело вложил свой труд, причитается премия. И бригаде Василия Трифоновича Потапова — тоже. Однако эту премию получили все, кроме семнадцати человек, кроме бригады Потапова.
Прораб Зюбин, начислявший бригаде премию и даже повезший деньги на стройку, так и говорит: «Я первое, что подумал, разыграть меня хотят… Деньги сгреб и в бригаду: давайте, расписывайтесь! А они — мы премию получать не будем».
Факт, конечно, не обыденный. И потому каждый предлагает ему свое объяснение. Считают, чти произошло недоразумение: то ли мало денег дали и тем бригаду обидели, то ли еще что-нибудь… Желанием поскорее разобраться да и закончить недоразумение охвачены, кажется, все члены парткома, который собрался по требованию бригады.
Уже здесь, в начальных эпизодах пьесы А. Гельмана, точно и логично поставленной О. Ефремовым (режиссеры-ассистенты В. Петров и Л. Монастырский), определяются характеры героев. Они не однозначны, потому было бы несправедливо подыскивать для них какие-либо стандартные, локальные определения. Нет, и обаятельный, широкий в общении с людьми управляющий стройтрестом Батарцев (М. Зимин), и жесткий, точный в формулировках плановик Шатунов (В. Расцветаев), и нагловато-веселый бригадир Кочнов (В. Невинный), и замкнутый начальник стройуправления Черников (Е. Киндинов), да и другие действующие лица спектакля играются исполнителями не только с большой мерой жизненной правды. Они типичны, за каждым характером угадывается отношение к жизни, позиция, биография. 
Я назвала не всех героев спектакля: лишь несколько, идя вслед за театральной программкой. С тем же правом можно говорить и о работе артистов Л. Губанова, А. Георгиевской, А. Калягина, Е. Ханаевой, В. Щербакова. Снова точнейшие характеристики. Снова — живые и очень «похожие» люди.
Характеры эти не получат в ходе сюжета сложного и постепенного развития. Но, поставленные в процессе обсуждения истории с премией в обстоятельства не только неожиданные, но и все более обостряющиеся, они, эти характеры, вдруг проявляются. Вдруг раскрываются не только в сегодняшнем своем качестве, но и в потенции — порой привлекательной, обнадеживающей, а порой и тревожной
…Идет заседание парткома. Странное недоразумение (заседание начинается в ритме стремительном, интонация разговоров чуть ироническая, чуть недоуменная) вдруг оборачивается серьезной, требующей не только размышлений, но и деловой принципиальной реакции проблемой. Замечательно, как меняется вся «конструкция» сценического построения. Замедляется ритм спектакля, растет напряжение, уже отметены первоначальные предположения, что все случившееся — лишь недоразумение. .. А напряжение все растет.
В центре театрального повествования — две фигуры.
В творческой биографии артиста О. Ефремова есть множество ролей, сыгранных с высокой мерой правды. Думается мне, что роль бригадира Потапова — среди лучших из них. Это чрезвычайно простой и в своей простоте — глубокий характер. Рецензионное определение «простой человек», стершись от частого употребления, уже несколько потеряло свою отчетливость.
Так вот, Ефремов — Потапов совершенно простой человек, несколько замкнутый и этой своей замкнутостью, естественно, отгороженный от всякого покровительственного похлопывания по плечу. Человек с большим внутренним достоинством, с глубокой уверенностью в том, что дело государственное — это дело его бригады и его личное дело…
Ефремов ни разу за весь спектакль не использует столь возможные сценические эффекты. Но герой его, невидный человек, одетый в рабочий костюм и потертый беретик, держит все напряжение спектакля.
Чем же так сперва озадачил, затем смутил, а позже обрадовал партком бригадир Потапов? Его бригада подсчитала, что трест получил премию за выполнение заведомо облегченного плана, а значит, нечестно. Анализ положения дел на стройке (и во всем тресте), проведенный бригадой, оказался принципиально точным. И в итоге спектакля, в итоге интереснейших столкновений разных характеров, жизненных позиций партком признал правоту бригады Потапова.
Большую, если не решающую роль в этом справедливом решении сыграл секретарь парткома Соломахин. Если Потапов Ефремова — это одна из уже понятных граней его артистического дарования, то Соломахин для Е. Евстигнеева работа принципиально новая. Может быть, она не завершена и с последующими встречами со зрителями еще более определится. Но с моей точки зрения, перспектива ее чрезвычайно интересная.
На сцене перед нами строго и напряженно размышляющий герой. И в то же время совершенно мягкий, добрый человек. Просто в этом решении, в этом факте он видит большее, чем многие, в данную минуту окружающие его. Он видит знаменательный процесс жизни. Видит техническую революцию, современный технический прогресс, преломляемый в судьбах людей. А через них уже — в судьбах производства.
Так спектакль, начатый скромным производственным фактом — отказом одной из строительных бригад от премии, получает широкое, важное звучание, становится одним из аргументов в обсуждении серьезнейшей проблемы: советский человек в наш век научно-технической революции, мера партийной и гражданской ответственности каждого за все, что происходит в стране.
…Может ли держать внимание зрительного зала спектакль-заседание, спектакль, посвященный лишь производственной проблеме? Да, может, если, конечно, в центре этой проблемы оказывается человек. «Заседание парткома» — прекрасное доказательство тому.
Пресса
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975