Протокол откровения

В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
Новый спектакль МХАТа называется буднично — «Заседание парткома». И оформлен он просто: огромная сцена словно, обрамлена гигантскими, устремленными ввысь трубами теплоцентрали, в глубине — подобие строительных лесов, а в центре — фрагменты красного уголка, пустые ряды обычных кресел, на возвышении стол, покрытый зеленым сукном. Все обыкновенно. Такое можно увидеть на любой большой стройке. Здесь нет того яркого и по-своему театрального начала, как в спектакле «Сталевары», где сразу же масштабная развернутая картина плавки задавала особый настрой восприятию сценической повести о людях огня.
Тут все иное, но повседневность обстановки, мне кажется, несет свою атмосферу — сосредоточенности, располагающей прежде всего к размышлению, акцентирующей особое внимание на людях, на психологических нюансах их характеров, поступков. И потому нас сразу же заинтересовывает первый человек, появившийся на еще полутемной сцене. Мы видим его, усталого, обремененного какими-то нелегкими думами, заботами.
Так начинается спектакль «Заседание парткома», и так входит в него образ, которому надлежит стать центральным в эти два часа сценического времени, вместившего такие важные события, такие крутые повороты людских судеб. Речь идет о секретаре парткома Льве Алексеевиче Соломахине. Е. Евстигнеев, играющий эту роль с глубоким тактом, подкупающе мудрой простотой и тонким пониманием характера, словно подчеркивает мысль, что ему как партийному руководителю стройки известно о многих недостатках и просчетах, о которых потом поведут рабочие принципиальный разговор на заседании. И нам станет ясно, почему Соломахин так решительно, почти без видимых сомнений, займет принципиальную позицию против управляющего трестом Батарцева, против его методов руководства,
?Гремят шаги по небрежно брошенному листу железа. Появляются другие участники неурочного заседания. Наконец, и сам его «виновник» бригадир Потапов — Олег Ефремов. Слово за слово, и действие начинает захватывать зал. Нет, не ординарный повод собрал на заседание парткома людей, оторвал от срочных дел рабочих, бригадиров, прорабов, ответственных руководителей стройки. Отказ бригады Потапова от премии — лишь причина, повод, чтобы аргументированно, доказательно, весомо повести разговор о непорядках на стройке, об организационных неурядицах, вынужденных простоях, расхлябанной дисциплине. «Когда вопрос поставлен ребром, люди начинают думать», — говорит Потапов. И театр с публицистической остротой ставит вопросы ребром, находя живой отклик в зрительном зале.
Простои, плохое снабжение материалами, пересмотр плана, «усеченная» сдача объектов — все это, конечно, появилось на стройке не вчера. «Ты в передовиках ходишь потому, что на стройке порядка нет»,- говорит прораб Зюбин (В. Кашпур) бригадиру Кочнову (В. Невинный), который привык всех «брать за горло», «трясти душу». Он может ночью приехать к директору бетонного завода, поднять его с постели, и бетон будет. Так во всем. И кое-кто чувствует себя в такой атмосфере вольготно.
Упорно, шаг за шагом раскрывается на заседании парткома, почему стройка попала в тяжелое положение. И все непригляднее вырисовывается начальник строительного треста Батарцев (М. Зимин). Ему трудно признать, что все исходит от него: да, он не соглашался, отказывался начинать строительство, не подготовив коммуникаций, и все же пошел на компромисс — начал стройку, сразу поставив ее в сложнейшие условия. И сейчас, обойдя партком, он готовит «усеченную» сдачу стройки, без некоторых важных объектов, а это значит, что в трудные условия «усеченного» производства будет поставлен еще и коллектив будущего комбината. Одно цепляется за другое, брак одних уже «планирует», предопределяет брак в работе других. Потому так и разгорелись страсти на парткоме, так непримиримо столкнулись мнения. 
О. Ефремов играет Потапова внешне неброско, даже чуть сурово, он исподволь раскрывает в своем герое особую человеческую глубину. Мы видим его и как умного, серьезного воспитателя молодежи. Наконец, и это главное, О. Ефремов в совокупности разных черт и качеств показывает многогранность понятия партийности нашего современника, его рабочей чести.
Да, каждый из нас персонально ответствен за порученное дело. Каждый должен с партийной взыскательностью, творчески относиться к своему труду, к труду всех, кто работает рядом. Труд этот должен меняться изо дня в день, совершенствоваться, обретать иное, более высокое качество, опираясь на научную организацию. И неважно, где мы работаем — на стройке ли, на заводе, фабрике, в научном учреждении, в институте. Не потому ли в зрительном зале не увидишь ни одного равнодушного лица — на повестку дня поставлены вопросы, волнующие каждого.
МХАТ, мне кажется, успешно продолжает тему, так удачно начатую «Сталеварами». Но идет здесь, быть может, даже дальше — в своей страстной публицистичности, в психологической глубине исследования человеческих характеров. Что ж, это было всегда в лучших традициях Художественного театра. И пьеса А. Гельмана, написанная с доподлинным знанием дела (автор сам работал на стройке) и литературным мастерством, дает настоящий простор для актеров. Достоинства режиссуры О. Ефремова, на мой взгляд, заключаются именно в том, что спектакль покоряет ансамблем и художественной завершенностью.
Вспомним хотя бы финальные сцены, когда после яркого, горячего монолога Соломахина — Е. Евстигнеева члены парткома принимают решение — поддержать предложение бригады Потапова вернуть в банк всю сумму полученной премии, попросить главк пересмотреть план, закрыть пути к «усеченной» сдаче объектов стройки. Что и говорить, это — акт мужества и акт партийной зрелости. И спектакль кончается на раздумчивой ноте: можно расходиться, заседание окончено, но люди не расходятся, — думая о своем и об общем.
Что ж, путь в будущее нелегок. Но его осилит идущий. В этом — глубоко оптимистическое звучание спектакля.
Пресса
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975