Наедине со всеми | Встречаясь взглядом с ЛенинымГеоргий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 …Ленин писал, что Россия марксизм «поистине выстрадала». В спектакле каждое слово, фраза Ильича, как его играет Александр Калягин, выстраданы, рождаются не только логикой великого революционного теоретика и практика, мгновенно проникающего в самую суть социальных и политических конфликтов. Это еще и нечто лично пережитое, ощущаемое каждым нервом непосредственного участника битвы, в которой он сам ежеминутно может получить смертельный удар.Мы впервые видим на сцене Ленина, который может задохнуться от гнева и боли, испытать приступ неудержимой ярости, и Ленина, уже как бы заглянувшего за роковую последнюю черту и поставленного перед необходимостью подводить итоги, писать Завещание. Калягин еще продолжает искать и наверное никогда не завершит этот поиск, но он уже вошел в образ, живет в нем свободно, с ощущением художника, все увереннее выходящего на те рубежи, которые поначалу могли показаться недосягаемыми. На первый взгляд в спектакле есть противоречие между столь эмоциональным исполнением роли Ленина, жизненно полнокровным решением его образа как человека, о котором по праву можно сказать, что все человеческое ему не чуждо, и теми почти условными фигурами его соратников и оппонентов всех оттенков, что появляются опять-таки под условными именами. Но спектакль, как уже отмечалось, это материализованная мысль, внутренний монолог, поэтому кажущееся, хотя и дающее право поспорить с драматургом противоречие разрешается тем, что ведь, и ведя диалог, Ленин продолжает, уже в косвенной форме, все тот же монолог. А когда мы мысленно ведем с кем-то спор, то это уже не разговор с живым человеком, который и смотрит на тебя по-особому, и говорит с присущими только ему интонациями и жестами, а полемика с мыслью, что развивал этот человек, с мыслью, освобожденной, так сказать, от всех телесных одежд.<…> В начале этой статьи упоминалось об общественно-политической линии в творчестве МХАТа. Ее исток год 1900, постановка пьесы Генрика Ибсена «Доктор Штокман», завершающейся такими словами главного героя: «Самый сильный человек в этом мире тот, кто остается одиноким». В те годы Ленин еще только создавал свою партию. Ныне, в спектакле «Так победим!», Ильич, как бы полемизируя с трагическим ибсеновским героем, обращается в финале к нашим современникам. Пресса О спектакле «Так победим!», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 «Художественный театр. История в фотографиях»: образ Ленина, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 2.05.2020 Телеверсия спектакля «Так победим!» (запись 1987 г.) и рассказ Наталии Каминской о постановке, Культура.РФ, 25.04.2020 За кулисами, Владимир Абросимов, Дуэль, 11.03.2003 Александр Калягин о роли Ленина, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983 Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983 Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982 Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982 Великая наука побеждать. Зрители о спектакле «Так победим!», Вечерняя Москва, 23.01.1982 Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982 Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982 Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982 Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981 |