Наедине со всеми

Тартюф, Оргон и другие

Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Спектакль я посмотрела дважды. Ощущение — будто видела два разных, по-своему прекрасных спектакля. Новые коротенькие реплики, иная реакция, другие интонации у актеров. Изменены некоторые мизансцены. И от этого — сместились акценты, стал иным рисунок и даже логика игры в пьесе Мольера, где все образы выписаны удивительно прямолинейно в просто. Хотя не так уж просты и односложны в своей внешней потешности герои спектакля Эфроса.
Анатолий Эфрос на сцене Художественного театра поставил спектакль о драме человека, потерявшего веру, о трагедии праведника, лишившегося духовных благ.
Оргон, каким его играет А. Калягин, исступленно верит в человека добродетельного, сумевшего объяснить ему, в чем высший смысл бытия. Оргон счастлив от этой любви.
Лишь развлечения ради соглашается подслушать игру Эльмиры с совратителем (все равно это невозможно!). Но тем сильнее потрясение, тем убийственнее правда.
И снова спектакль. Та же сцена классической комедии Мольера. Калягин — Оргон теперь покидает укрытие иначе. Он трезв, спокоен. Уже не сомневается, что рядом с ним ханжа, предатель. Вместо потрясения — прозрение. Так быстро взял себя в руки, с такою легкостью оправился от обрушившегося!..
Я дважды смотрела спектакль — как будто слушала две разные мелодии на одну тему. Волнение не проходило: где истина? «Нужно посмотреть третий раз», — говорят мне. И опять — что-то новое, неожиданное в спектакле?
То, что пережил Оргон Эфроса и Калягина, ясно и понятно. Состояние душевного надлома, когда утрачиваешь веру в созвучное тебе существо, знакомо едва ли не каждому из нас, живущих. Наверное, никогда нельзя предугадать, какой будет ваша внешняя реакция в момент душевного кризиса. И потому, может быть, каждый раз по-иному переживает актер судьбу своего героя.
Так непредсказуемо поведение Эльмиры А. Вертинской. Она всякий раз нова в ответ на примитивно-хищное обольщение Тартюфа.
На репетиции «Тартюфа», где довелось мне побывать, актеры откровенно развлекались: строили гримасы, бегали, падали, награждали друг друга шлепками, дарили объятиями. Тогда казалось, они все еще сочиняют, упиваясь комичностью диалогов и ситуаций. Когда спектакль устоялся, я поняла: это режиссер оставляет для актеров сцены, где они могли бы веселиться в ритме мольеровских стихов в стиле театра Пале-Рояль. И как обычные люди переживали бы страсти в предложенных обстоятельствах. И тогда каждый спектакль — репетиция следующего.
Но, чтобы не кривить душой, вероятно, следует сказать: раскованность не каждого актера в спектакле интересна. Тартюфы были всяческими на разных сценах: обрюзгший повеса, авантюрист-предприниматель, презрительно-наглый избранник судьбы, активно подлый лицемер. Необычен святоша и у Анатолия Эфроса: холодная, скользкая мышь (не зря актер на сцену выходит в сером бархатном костюме). Он не гнушается мелкими делишками, способен на неприкрытую подлость. Замысел интересен, С. Любшин, единственный в спектакле, ведет роль в некомедийном стиле. Задуманно прямолинейно, в лоб преподносит он идею, что все святое — разрушимо. Что людские блага можно приобрести недорогой ценой. Некомедиант в столь праздничном, феерическом, приближенном к стилистике мольеровского театра, спектакле. Мы не всегда принимаем его рядом со сверкающей игрой А. Калягина и А. Вертинской; темпераментным и характерным Ю. Богатыревым (Клеант), рядом с по-гоголевски узнаваемой А. Степановой (госпожа Пернель) или комичной в своем испуге Е. Королевой (Марианна).
В нынешнем «Тартюфе» фантастически-фарсовая интрига в доме парижанина Оргона разыгрывается под непрестанные взрывы смеха зрителей. Драматизм постигаешь, когда уходишь из зала. А день спустя тянет еще раз посмотреть спектакль — как перечитать хорошую книгу.
Наверняка уместно вспомнить, что для новой постановки комедии Мольера МХАТ пригласил режиссера из Московского драматического театра на Малой Бронной.
 — Грешно такого режиссера не приглашать в академический театр,- говорит главный режиссер МХАТа О. Н. Ефремов. — Он являет собой пример определенной режиссуры: жесткая трактовка всего спектакля, образов, сцен, подчинение единому стилю. А это в традициях Художественного театра.
Пресса
Александр Калягин рассказывает о работе с Анатолием Эфросом, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981