Мечтатель из ПетербургаАлександра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 Главную роль в спектакле Натальи Назаровой «Ювенильное море» – инженера и изобретателя Николая Вермо – играет Евгений Перевалов. Ученик петербургского режиссера Григория Козлова, он стал известен еще в институте, когда вышел в роли князя Мышкина в дипломном спектакле «Идиот. Возвращение». В нем есть что-то от трагического клоуна – может, потому, что Перевалов в свое время работал с Вячеславом Полуниным.– Артистом я хотел быть с детства – в своем родном городе Сухой Лог под Екатеринбургом играл и в школьных спектаклях, и в КВН. Меня хвалили, говорили: тебе надо развиваться в эту сторону. Поэтому после школы я поехал поступать в Екатеринбург, в Свердловский колледж искусств. Поступил на курс Елены Алексеевны Казаковой и одновременно страшно увлекся клоунадой. Раздобыл видеокассету с «Лицедеями», выучил наизусть все номера. В колледже искусств было не только драматическое отделение, но и цирковое, и я с цирковыми артистами начал разъезжать по области. Они мне показали несколько клоунских реприз, с этими номерами я и выступал. А дальше как-то летом мы с двумя друзьями поехали в Питер. План был четкий: найти Вячеслава Полунина и поступить к «Лицедеям». Интернет в ту пору был еще не сильно развит, и о том, что Полунин вообще-то уже лет десять как живет во Франции, мы узнали только в Питере. Но вернуться обратно в Екатеринбург не могли: дело в том, что перед нашим отъездом нас как раз выгнали из общежития колледжа. – За что выгнали? – А за что обычно выгоняют восемнадцатилетних ребят? За хорошее поведение, конечно. (Смеется.) Выгнали и обратно не пустили. Так что по Питеру я ходил в тапочках, в которых находился в момент изгнания из общаги. Мы решили, что раз уж приехали, будем поступать в Театральную академию. Мне приятель говорит: «Да что ты все в этих тапочках? Возьми мои кеды!» На экзамены я явился в его кедах, на пять размеров больше. И поступил – единственный из нас троих. – Ваш мастер в Петербургской театральной академии Григорий Михайлович Козлов – один из самых известных режиссеров Петербурга, руководитель театра «Мастерская», который был создан в 2010 году как раз на основе вашего курса. Вы знали, кому сдаете экзамены? – Нет. Но Григорий Михайлович произвел на меня большое впечатление. Мы шумели в фойе института – знаете, как ведут себя абитуриенты: кто-то поет, а кто-то стихи вслух читает. Он вышел из аудитории, такой колоритный: длинные черные волосы, черные усы, черные глаза навыкате, белая рубаха навыпуск, – да как рявкнет! Все сразу замолчали. Я подумал: какой сильный человек! «Идиотом» Достоевского мы стали заниматься уже на первом курсе. Все ребята пробовали все роли – девочки, например, играли и мужских персонажей. Я тоже многих героев примерил на себя, и мне ужасно понравилось играть Фердыщенко. Но потом мне сказали: нет, давай ты уже сосредоточься на Льве Николаевиче Мышкине, у тебя может интересно получиться. – У Мышкина, Мечтателя из «Белых ночей», которого вы играете в МХТ, да и у других ваших героев, есть удивительное свойство: они и здесь, и будто немного отсутствуют. Согласны? – Да, мне иногда говорят люди, что я так смотрю на человека, словно где-то витаю. Такой улетевший человек, лунатик. Но я здесь. Если и улетел, то не далеко. (Смеется.) – Вам все-таки удалось познакомиться и поработать с Вячеславом Полуниным. Как это произошло? – Слава приехал в Петербург набирать актеров для «Снежного шоу» на роли Зеленых, есть там такие персонажи. Я пришел на кастинг, и меня взяли. Со «Снежным шоу» уезжал на гастроли во время студенческих каникул, чуть с ума не сошел. Нельзя же было никому говорить об этом, и, мне кажется, меня бы выгнали из института, если бы узнали. Где мы только не гастролировали: в Австралии, Новой Зеландии, Мексике, Бразилии! Приходилось летать далеко и надолго. Меня из-за этого даже девушка бросила. Когда ты рядом со Славой, то постоянно пребываешь в тренинге. Но этот тренинг больше нацелен не на результат, а на процесс, на получение радости от жизни. Такое круглосуточное дуракаваляние, в самом высоком смысле этого слова. На Желтой мельнице, в своей творческой мастерской под Парижем, Слава собирает фриков со всего мира и устраивает фестивали. В эти дни по речке плывут кровати, в небе парят огромные полумесяцы, а стволы деревьев расцвечиваются всеми цветами и превращаются в инсталляции. Вообще, если к клоунаде прикоснулся однажды, это с тобой уже навсегда. Это трудно изжить. – Потом вы вернулись к своему учителю Григорию Козлову, в его театр «Мастерская». А как он отреагировал, когда Константин Богомолов позвал вас в МХТ на роль д’Артаньяна в спектакле «Мушкетеры. Сага. Часть первая»? – Я пошел к мастеру и сказал: «Григорий Михайлович, не отпускайте меня. Я в Москву уеду и не вернусь, я там завязну». Я же действительно был каким-то блудным сыном. С Константином Юрьевичем Богомоловым мы давно планировали поработать вместе. Он меня и в Питере в свои постановки звал, и в Театр наций приглашал в спектакль «Гаргантюа и Пантагрюэль», но я все был занят. Григорий Михайлович отпустил меня легко: «Один спектакль сделаешь и возвращайся». Но думаю, это была видимая легкость, ведь мы же его дети. Просто он к нам снисходителен. – С Богомоловым сложно работать? – С ним очень смешно. Я обожаю его юмор – когда он шутит, ты хохочешь как сумасшедший. У него высокая планка, и ты иногда долго мучаешься во время репетиций, но, если потом действительно что-то получается, от этого испытываешь огромное удовольствие. Вот, например, «Три сестры» здесь, в МХТ, где я играю Соленого: внешне вроде бы бесстрастный спектакль, но внутри там идет очень интенсивный процесс. – Мир «Ювенильного моря» Натальи Назаровой тоже очень интенсивен, в том числе и внешне, это какая-то яркая, бурлящая среда. А вы понимаете желание своего героя Николая Вермо перестроить Вселенную? – У моего героя была личная трагедия, он потерял супругу через неделю после свадьбы. И решил, что не принимает мироустройства, что все на земле Богом задумано неверно, и нужно все переделать. Вермо говорит себе: я больше не буду чувствовать, не буду влюбляться. Отныне мною правит только мысль. Аналогичная с Иваном Карамазовым история. Но, так как человек он очень чувствующий, у него ничего не получается. И вот на этом контрасте: я не подпускаю к себе эмоцию, но она у меня внутри кипит, – и строится моя роль. Мне нравится такой взгляд на Вермо, есть чем жить на сцене. Репетировали этот спектакль мы радостно и довольно лихо вошли в мир Андрея Платонова, который выглядит для нас таким чудным. Возможно, потому, что делали много этюдов на ощущение эпохи, на понимание того времени. Я вообще люблю работать этюдно. Когда в театре «Приют комедианта» мы делали спектакль «Братья» по «Братьям Карамазовым», то в течение года каждую неделю приносили режиссеру Евгении Сафоновой этюды на тему «Все позволено». Так мы разнесли репетиционную базу «Приюта комедианта» вчистую, даже сломали металлический стол! В том спектакле я играл и Алешу Карамазова, и Черта. Сначала речь шла только об Алеше, но я засомневался: «Ну какой я Алеша? Я уже не Алеша!» «А кто ты?» – спросила режиссер. «Минимум Смердяков. А на самом деле – Черт». – «Не знаю, не знаю…» И я, чтобы убедить режиссера, принес ей восемьдесят этюдов на тему Черта. Убедил. Правда, от своей идеи она тоже не отказалась, поэтому я сыграл обе эти роли. – Когда-то давно, еще в Питере, вас спросили, с каким словом у вас ассоциируется понятие «театр». Вы ответили – «компания». А сейчас бы как ответили? – Компания. – В МХТ она есть? – Конечно. Поэтому мы с таким удовольствием и репетировали «Ювенильное море». Пресса Люди как боги, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 15.03.2022 Мечтатель из Петербурга, Александра Машукова, Камергерский, 3 (№ 2, 2020), 22.02.2022 И грустно, и страшно, и смешно. На Платоновфест привезли «Ювенильное море», Андрей Парфенов, Аргументы и факты (Воронеж), 12.06.2021 МХТ имени Чехова показал в Воронеже «Ювенильное море». Фоторепортаж Андрея Парфёнова, Российская газета, 12.06.2021 Воронежцы окунулись в «Ювенильное море» с МХТ имени Чехова, Татьяна Ткачёва, Российская газета, 12.06.2021 МХТ им. Чехова и Архангельский театр кукол представили воронежцам постановки по книгам Платонова, видеосюжет TV Губерния Воронеж, 11.06.2021 Сказка о разрушении, Наталья Витвицкая, журнал «Камергерский, 3», № 2, 5.06.2021 Режиссёр Наталья Назарова: «Я противница насилия и не диктатор», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.12.2020 Как страшный сон
, Наталья Шаинян, Российская газета, 2.12.2020 В МХТ им. Чехова открыли «Ювенильное море», Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.11.2020 Коллективные иллюзии, Елена Алдашева, Театральная афиша столицы, 22.11.2020 «Ювенильное море»: фильм о создании спектакля, 22.11.2020 Самые интересные театральные премьеры октября, Влад Васюхин, Известия, 31.10.2020 Артем Волобуев в прямом эфире Ticketland, Светлана Бердичевская, Ticketland, 26.10.2020 Наталья Назарова в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 21.10.2020 Наталья Назарова: «Большая тайна, почему умный человек впадает в иллюзию», Валерия Новокрещенова, Театрал, 20.10.2020 В МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море» по повести Платонова, Вероника Словохотова, Независимая газета, 15.10.2020 Контрсила мечты, Светлана Наборщикова, Известия, 13.10.2020 На малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Ювенильное море» по Платонову, Business FM, 12.10.2020 Евгений Перевалов: «Я люблю гротеск и черный юмор», Наталья Васильева, Известия, 9.10.2020 На Малой сцене МХТ имени Чехова представили спектакль «Ювенильное море», видеосюжет телеканала «Культура», 8.10.2020 Режиссер Наталья Назарова: «Я хотела показать двойственность Платонова: при верности системе, он все время ее разоблачал, невольно опрокидывал то, что воспевал», Елена Федоренко, Культура, 8.10.2020 Новый взгляд на театр: чем порадует МХТ им. Чехова в новом сезоне, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 8.10.2020 Инженерная сказка, Анна Сабова, Коммерсантъ, 5.10.2020 Сценограф Юлиана Лайкова: «Платонов – это отдельная планета, идешь как по минному полю и не знаешь, где взорвется», Нина Суслович, Медиацентр МХТ, 5.10.2020 «Ювенильное море» на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова, Свободная пресса, 3.10.2020 В МХТ выпускают комедию о коллективных иллюзиях по Платонову, Елена Алдашева, Театр, 3.10.2020 Первой премьерой нового сезона в МХТ имени Чехова станет «Ювенильное море» по Платонову, ТАСС, 2.10.2020 Театральные премьеры октября, The Vanderlust, 29.09.2020 О визуальном решении спектакля «Ювенильное море», Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 29.09.2020 Скоро премьера: «Ювенильное море» по повести Андрея Платонова, Медиацентр МХТ, 23.09.2020 Комедии нашего времени, Мария Шепталова, Российская газета, 17.08.2020 МХТ им. Чехова объявил первую премьеру нового сезона, ТАСС, 11.08.2020 |