Оскарас Коршуновас о работе в Художественном театреРовно два месяц назад в знаменитом Художественном театре прошла премьера моей «Чайки». Уже два месяца «Чайка» не летает – состоялось всего три спектакля. Три месяца репетиций. Три недели я сидел на стуле великого Станиславского (это не метафора – репетиции на сцене я вёл, сидя на стуле, на котором сидел и Станиславский, когда репетировал свои спектакли; на этом месте сейчас висит табличка – на ней вырезаны его фамилия и инициалы). Ставить «Чайку» «на земле» (допустим, в театре ОКТ (Oskaro Koršunovo teatras) – это одно, а на Олимпе – совсем другое. Ну а если вдобавок хочешь не просто поставить хороший спектакль, а ещё и перепрограммировать Олимп, очистить богам кровеносные сосуды – это уж, поверьте, совершенно другое дело. Чтобы понять, почему я так смело, хотя и несколько иронически называю МХТ театральным Олимпом, нужно слегка включить воображение.Так вот представьте себе, в Москве тысяча театров, а во всей России их больше, вероятно, раз в десять. Во все времена неоспоримо главным театром России был Художественный. Там работали Антон и Михаил Чеховы, Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Булгаков, Эфрос, Ефремов и так далее. Поимённое перечисление актёров не буду и начинать. МХТ – это актёрское созвездие, с которым никакие иные созвездия не сопоставимы. Так было всегда, так это и сейчас. Сидя в буфете МХТ, я чувствовал себя словно в музее восковых скульптур, только все эти знаменитости были не восковыми, хотя большинство и сошло как будто с экрана чёрно-белого телевизора из моего детства. Что это реальные люди, я понимал только тогда, когда они улыбались и здоровались ПО-ЛИТОВСКИ! Почти все актёры старшего поколения знают хотя бы несколько литовских слов. Все они вспоминают гастроли в Литве, в Вильнюсе и Каунасе, ну и, конечно, не забывают Друскининкай и Палангу. Паланга – это потерянный рай их юности, западный мир, который они вспоминают с ностальгией и уважением. Ну а легенда русского кино и театра Станислав Любшин, который в моём спектакле играет Сорина, подростком жил в Вильнюсе. Его истории про Вильнюс – невероятны. Он видел Три креста, ещё не снесённые Сталиным, сплавлялся по Нярису между брёвен, ловил рыбу с тех мостов, которых в Вильнюсе давно нет – увидеть их можно только на старинных фотографиях. Но МХТ – не только театр «динозавров». В нынешнем Художественном театре ещё ощутим дух Табакова. Здесь обрело известность и поколение современных русских режиссёров: Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов и другие. Переоценить МХТ невозможно: уроки Художественного театра – основа Голливуда, школы Ли Страсберга и так далее, этот метод преподаётся по всему миру. Возможно ли в таком месте не трястись и не дрожать? Возможно, если ты из Литвы, если ты родом из литовских театральных пустошей. Можно поломать не только традицию, но и стул Станиславского, как-то затрещавший под моим задом, когда я, размахивая руками, объяснял актёрам, как, чёрт побери, нужно сегодня играть Чехова. Хотя МХТ и начался с «Чайки», потом её тут мало кто ставил. Уж очень давил авторитет и висящая на занавесе эмблема Художественного театра – чайка, напоминающая крест. Брать этот крест никто не хотел, поэтому за всю столетнюю историю МХТ постановок «Чайки» было лишь четыре, и каждая становилась историческим событием. Моя была пятой. И хотя сыграть успели только три спектакля (потом театр закрылся из-за карантина), очевидно, что она тоже уже стала историческим событием. Трижды прокричав, моя «Чайка» сумела пробудить всю театральную жизнь Москвы. Я не преувеличиваю. Для того, чтобы её крик был пронзительным, потребовалось отдать очень много сил, и не только мне. Всем актёрам, которым сейчас я глубоко внутри очень благодарен, хотя бывало всякое. Ну и конечно, всей творческой команде, которая, как они сами говорят, была целиком из Прибалтики: Гинтарас Содейка, Агне Кузмицкайте, Ирина Комиссарова, Артис Дзерве, Эугениюс Сабаляускас. Надеюсь, что, когда карантин закончится, у меня будет возможность вернуться в Москву и возродить «Чайку» для нового полёта, который, надеюсь, продлится ещё десятилетия. Источник FB Оскараса Коршуноваса Пресса Чайка. Современное искусство помогло снова взлететь чеховской пьесе, Сергей Хачатуров , Диалог искусств, 6.12.2021 По эту сторону занавеса, Вадим Рутковский, CoolConnections.ru, 18.11.2020 Лонглист премии журнала «Сноб» «Сделано в России», Сноб, 8.10.2020 Быть иль не быть? Да все равно. О спектакле «Чайка» в МХТ им. Чехова, Екатерина Барабаш, RFI.fr на русском, 1.10.2020 Ника Пархомовская о «Чайке» Оскараса Коршуноваса, Дмитрий Трубочкин, «Новости. Подробно», телеканал «Культура», 24.09.2020 Софья Евстигнеева о вводе в «Чайку», Медиацентр МХТ, 8.09.2020 Дарья Мороз: «Считаю себя честной стервой», Анна Позина, Известия, 8.04.2020 Звезда спектакля МХТ «Чайка» Кузьма Котрелев: «Раньше я был так же влюбчив и ревнив, как и мой герой Константин Треплев», Ирина Попович, Hello!, 30.03.2020 Пять «Чаек» МХТ — от Станиславского до Коршуноваса, Дарья Андреева, Сноб, 24.03.2020 Пресс-конференция, посвященная премьере спектакля «Чайка». Фоторепортаж Генриетты Перьян, 23.03.2020 «Чайка» улетает в «Инстаграм», Анна Чепурнова, Труд, 20.03.2020 Залётная птица, Татьяна Власова, Театрал, 16.03.2020 Оскарас Коршуновас в программе «Театральная среда братьев Верников», Радио Культура, 11.03.2020 Игорь Верник, Дарья Мороз, Евгения Добровольская и другие участники пресс-конференции в МХТ имени А. П. Чехова, Ok!, 11.03.2020 Чайка-коршун: звезды МХТ поспорили о яркой премьере весны, Свободная пресса, 11.03.2020 Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании РЕН-ТВ, 11.03.2020 Театр-театр, Алена Карась, Colta.ru, 6.03.2020 Ирина Комиссарова: «Это было какое-то наитие», Александра Машукова, 6.03.2020 Крик «Чайки» в айфоне, Марина Токарева, Новая газета, 3.03.2020 Модная птица, Ирина Корнеева, Российская газета, 3.03.2020 «Чайка» Оскараса Коршуноваса в МХТ: тонкий спектакль о грубых людях, Алла Шендерова, The City, 3.03.2020 Оскарас за режиссуру: в МХТ имени Чехова вернулась «Чайка», Светлана Наборщикова, Известия, 2.03.2020 Пять пудов ревности, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 2.03.2020 «Чайка» премьера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2020 Премьера «Чайки» в МХТ: зрителям разрешили фоткаться и селфиться, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.03.2020 Легендарная «Чайка» вернулась на сцену МХТ имени Чехова, Елена Булова, Вечерняя Москва, 1.03.2020 Хищное обаяние кармы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 1.03.2020 Антонов огонь: живая «Чайка» и мумии трех сестер, Влад Васюхин, Известия, 29.02.2020 В МХТ имени Чехова открылась выставка «Чайка. Перезагрузка», видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2020 Оскарас Коршуновас: «Я не знаю, скажут ли актёры: Мы понятия не имеем, что делать, или выйдут и сотворят чудо», Елена Алдашева, Театр, 28.02.2020 Оскарас Коршуновас: «Нашей сегодняшней жизни очень нужны котурны», Ольга Федянина, Коммерсантъ, 28.02.2020 У новой «Чайки» в МХТ имени Чехова появился официальный хэштег, ТАСС, 28.02.2020 Коршуновас vs Станиславский, Ксения Данцигер, Экран и сцена, 27.02.2020 Интервью с Оскаросом Коршуновасом, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2020 «Чайка» прилетела…, видеосюжет программы «Доброе утро», Первый канал, 27.02.2020 «Захожу в театр как спецназ». Оскарас Коршуновас ставит в МХТ «Чайку», Яна Жиляева, Forbes, 27.02.2020 «Чайка» возвращается на сцену МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 26.02.2020 «Чайка» возвращается на сцену МХТ под музыку The Prodigy, видеосюжет телекомпании НТВ, 26.02.2020 На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка» в постановке Оскараса Коршуноваса, видеосюжет телеканала «Культура», 26.02.2020 Режиссёр Оскарас Коршуновас: «Я верю в неслучайные случайности», Татьяна Власова, Театрал, 26.02.2020 Агне Кузмицкайте: «Для эскизов костюмов к Чайке я использовала Instagram», Александра Машукова, InStyle.ru, 25.02.2020 Коршуновас в МХТ ставит “Чайку” о власти театра над жизнью, Елена Алдашева, Театр, 22.02.2020 На сцену МХТ имени Чехова возвращается «Чайка», видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2020 Станислав Дужников: «У меня много разных ролей от Дон Жуана до женщины с пониженной социальной ответственностью», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2020 Оскарас Коршуновас: «Через такие пьесы, как Чайка, каждое поколение осмысливает себя», Денис Сутыка, Культура, 19.02.2020 Игорь Верник сыграет Тригорина в новой «Чайке» литовского режиссера, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 6.02.2020 Театральные премьеры февраля: «Садко», «Чайка», «Три сестры», «Лолита», Наталья Курова, РИА Новости, 1.02.2020 В МХТ появится «Чайка» Коршуноваса, Виктор Борзенко, Театрал, 20.01.2020 Театр в 2020 году: 12 главных событий, Алла Шендерова, The City, 13.01.2020 |