> 28 февраля Журнал «Камергерский, 3» Сегодня в Художественном театре двойной праздник — премьера спектакля Оскараса Коршуноваса «Чайка» и выход первого номера журнала МХТ им. А. П. Чехова «Камергерский, 3». Подзаголовок издания — Художественно-общедоступный журнал. Это значит, что мы стремимся быть интересными и обычным зрителям, и профессионалам. Мы будем писать об истории Художественного театра и его сегодняшнем дне, брать интервью у писателей и художников, режиссеров и артистов. Естественно, что наш первый номер посвящен чеховской «Чайке». Художник журнала — Александр Боровский. Главный редактор — Нина Суслович. Где купить? Конечно, в Художественном театре! > 27 февраля Вечер памяти Иннокентия Смоктуновского «У каждого свой листопад…» 1976 год, Смоктуновский в роли Иванова – фотография Игоря Александрова, давно ставшая классической. Первая роль Иннокентия Михайловича во МХАТе. В спектакле Олега Ефремова «Иванов» чеховский герой нёс в себе черты Гамлета. Именно Гамлет в фильме Григория Козинцева 1964 года был культовой ролью Смоктуновского, и в Иванове он отчасти играл постаревшего принца Датского, который понимал, что век расшатался, но исправить его не пытался. А потому подводил неутешительные итоги своей жизни. Об этом Иванове писали много – причем не только критики, но и режиссёры. Вот, например, Анатолий Эфрос: «Смоктуновский играет Иванова необычайно глубоко… Он больше молчит, а говорят другие, но это значения не имеет, ибо, вот уж действительно, его молчание — золото. Он так глубоко понимает, так глубоко чувствует обстановку. Он так слышит каждую фразу партнёра, так видит каждый его жест. Его лицо незаметно меняется от каждой чужой фразы или жеста. Иногда в зале и сам начинаешь почти физически ощущать, что на сцене чувствует этот Иванов. Притом Смоктуновский играет как-то застенчиво, непоказно, безэффектно. Он даже будто прячется от нас, потому что он не Смоктуновский, а Иванов. Кажется, пришел во МХАТ, первый здесь спектакль — так покажи себя. Но он не показывает, ибо это стыдно, он просто погружен в дело, в роль, в драму». Придя во МХАТ, Смоктуновский остался здесь до конца жизни. Гаев, профессор Серебряков, доктор Дорн, Иудушка Головлёв, Людовик Великий, Бах… Последней его работой в театре стали репетиции Арбенина в «Маскараде» в 1994 году. 18 марта на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова состоится вечер памяти Иннокентия Михайловича Смоктуновского «У каждого свой листопад…», приуроченный к 95-летию со дня рождения великого артиста. В вечере примут участие актёры Художественного театра Ирина Мирошниченко, Евгений Киндинов, Игорь Золотовицкий, Борис Плотников, первая исполнительница роли Саши Лебедевой в спектакле «Иванов» Елена Кондратова. Гостями вечера станут актриса Елена Коренева, режиссёр-мультипликатор Юрий Норштейн, музыканты — лауреат международных конкурсов Андрей Коробейников (фортепиано), Фёдор Землеруб (виолончель) и Константин Григорьев (труба). Режиссёр – Николай Скорик Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра. > 16 февраля 150-й спектакль «Идеальный муж. Комедия» Сегодня вечером спектакль «Идеальный муж. Комедия» будет сыгран в 150-й раз. Одна из самых нашумевших и эпических постановок Константина Богомолова идёт в МХТ уже семь лет, но актуальности не теряет. К произведениям Оскара Уайльда она имеет весьма опосредованное отношение, а вот к нашей жизни — довольно прямое. Поздравляем всех создателей и участников «Идеального мужа» с юбилеем спектакля! > 15 февраля Выставка Музея МХАТ «Чайка. Перезагрузка» 21 февраля в Зелёном фойе МХТ имени А. П. Чехова откроется выставка «Чайка. Перезагрузка», подготовленная Музеем МХАТ. В экспозиции, посвященной легендарной пьесе Антона Павловича Чехова, – редкие фотографии, документы, костюмы, макеты, афиши всех четырех постановок «Чайки», шедших в Художественном театре со дня его основания. Отдельной интригой выставки станут записи живых голосов режиссеров-постановщиков пьесы, а также, возможно, будет приоткрыт занавес новой «Чайки», премьера которой состоится 28 и 29 февраля – в год 160-летия со дня рождения А. П. Чехова литовский режиссер Оскарас Коршуновас ставит пятую мхатовскую «Чайку». У одной из самых известных пьес Чехова, ставшей классикой мировой драматургии, непростая судьба. Впервые она была сыграна в 1896 году на сцене Александринского театра, премьера завершилась провалом. «Это не Чайка, а дичь», – сострил кто-то из критиков после спектакля. «Автор провалился», – заключил Чехов. Идея взять пьесу в репертуар МХТ принадлежит Вл. И. Немировичу-Данченко. Основатели Художественного театра пошли на риск и не просчитались. После триумфальной постановки К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко 1898 года изображение чайки стало эмблемой МХТ. Позже «Чайку» в Художественном театре ставили В. Я. Станицын, Б. Н. Ливанов, О. Н. Ефремов. В юбилейный для автора год пьеса возвращается на мхатовскую сцену. > 11 февраля 145 лет со дня рождения Василия Качалова 11 февраля исполняется 145 лет со дня рождения народного артиста СССР, легенды Московского Художественного театра и истинного кумира своего времени Василия Ивановича Качалова (1875-1948). Сын священника, он оставил юридический факультет ради сцены, на которой с первых любительских шагов имел огромный успех. Работал в театре Литературно-художественного общества (Петербург), затем в Казани и Саратове. В 1900 г. вступил в МХТ и уже в первой роли — Царя Берендея в «Снегурочке» — услышал от Станиславского: «Вы - наш!» В Художественном театре Василий Качалов прослужил почти полвека, сыграв более пятидесяти ведущих ролей репертуара, среди которых — Петя Трофимов, Гаев, Тузенбах, Вершинин, Астров, Иванов, Гамлет, Юлий Цезарь, Дон Гуан, Иван Карамазов, Ставрогин, Бранд, Глумов, Чацкий. .. Прекрасные внешние данные, чарующий голос, неотразимое сценическое обаяние позволяли ему играть героев-любовников, однако его самого прежде всего привлекали герои интеллектуального склада и роли характерные. Были среди них такие, в которых он был занят на протяжении всей творческой жизни: например, Барон в «На дне», которого он играл в течение 45 лет. В 1919 году часть Художественного театра вместе с Качаловым, находясь на гастролях, оказалась на территории, контролируемой армией Деникина. Начались трехлетние скитания «качаловской группы» по югу России, Балканам, странам Европы. В 1922-24 гг. воссоединившийся Художественный театр гастролировал в Европе и Америке, где Василий Иванович приобрел мировую известность. В советский период существенно обновились репертуар и труппа театра, но роль Качалова, как лидера актерского коллектива, была незыблема. С возрастом свои уникальные способности — феноменальные память и голос — он стал использовать в других жанрах актерской профессии: на радио и эстраде. Его литературные программы представляли собой настоящие моноспектакли. Имя Качалова связывалось уже не только с историей становления МХАТ — оно олицетворяло собой целый этап в развитии русской культуры XX века. > 10 февраля «Мхатовские пятницы»: Ирина Мирошниченко Народная артистка РФ Ирина Мирошниченко — актриса, снискавшая равный успех на театральных подмостках, в кино и на эстраде. Её по праву можно назвать «звездой», дивой, живой легендой. В этом году у неё юбилей – 55 лет служения Московскому Художественному театру. О жизни, посвящённой искусству, о послевоенном детстве, об учёбе в Школе-студии МХАТ и работе с легендарными мастерами, о стремлении к прекрасному наперекор обстоятельствам и о многом другом пойдёт разговор 6 марта в «Мхатовскую пятницу», в новом цикле творческих встреч с артистами МХТ. Собеседником Ирины Петровны и ведущим вечера станет журналист Вадим Верник. Режиссёр вечера — Михаил Рахлин. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра. Стоимость билетов от 1000 до 2000 рублей. > 10 февраля Встреча с народным художником РФ Владимиром Арефьевым «Про художника в театре» 24 февраля в 19 ч. на Новой сцене МХТ состоится встреча с народным художником РФ, главным художником Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, педагогом Школы-студии МХАТ Владимиром Анатольевичем Арефьевым. Владимир Арефьев: «Есть тревога, что сегодня мы теряем профессию театрального художника, профессию, которая формировалась столетиями. Складывается ощущение, что сегодня художник в театре мешает всем: режиссерам, администраторам, директорам. Театр все чаще становится продюсерским. Стало модным понятие пространство, а не декорации. Только надо не забывать о том, что сочиняет пространство режиссер, а создает все-таки художник». Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать участником встречи можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще. > 5 февраля Новые исполнители 28 февраля роль Артура в спектакле Юрия Кравца «Механика любви» впервые исполнит Олег Гаас. > 3 февраля «Мхатовские пятницы»: группа «Жена в очках» До сих пор «Мхатовские пятницы» были творческими вечерами «звезд», но в День влюбленных публику ждет нечто неожиданное! 14 февраля на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова Вадим Верник представит музыкальную группу «Жена в очках». Ее участники – одна девушка и четверо юношей – молодые, драйвовые, остроумные и очень талантливые! Они однокурсники, выпускники Школы-студии МХАТ, в Художественном театре работают меньше двух лет. И такое прекрасное начало: Елизавета Ермакова играет Джессику, дочь Шейлока в шекспировском «Венецианском купце», у Валерия Зазулина и Дмитрия Сумина – главные роли в премьере «Сахарный немец», Антон Лобан успешно ввелся на ведущие роли в мхатовские хиты «Примадонны» и «№ 13D». Даниил Феофанов вместе с однокурсниками репетирует в спектакле Сергея Женовача «В окопах Сталинграда». Вот, что сами ребята говорят о себе: «Мы сочиняем ĸаверы на известные и не очень треĸи, придумываем номера на театральные ĸапустниĸи и юбилеи и иногда даем концерты. Нам просто нравится музыĸа, нравится быть вместе». Режиссёр вечера – Михаил Рахлин. Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра. Стоимость билетов – от 1000 до 1500 рублей. > 2 февраля День памяти Всеволода Мейерхольда Сегодня день памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда: он был расстрелян 80 лет назад, 2 февраля 1940 года. Дата его гибели стала известна только в конце 80-х годов, несмотря на то, что реабилитировали Мейерхольда в 1955-м. Лишь в 1988 году, после множества настойчивых писем в КГБ, внучке Мастера Марии Алексеевне Валентей, всю жизнь посвятившей реабилитации деда, наконец дали для ознакомления следственное дело Мейерхольда. Материалы дела Мария Алексеевна переписала в тетрадь от руки. Там же, в Центральном архиве КГБ и архиве Главной военной комендатуры, были обнаружены расстрельные списки. Так была установлена дата гибели Всеволода Эмильевича и место его захоронения в одной из общих могил на кладбище крематория у Донского монастыря. Для Художественного театра Мейерхольд – ключевая фигура, история его отношений с МХТ полна драматизма и неожиданных поворотов. В эту историю вместилась и учеба Филармоническом училище у Вл. И. Немировича-Данченко, куда Мейерхольда приняли сразу на второй курс, и 18 ролей, сыгранных им за четыре первых сезона МХТ (в том числе – Треплев в «Чайке» и Тузенбах в «Трех сестрах»). И нервный уход из МХТ в «свободное плавание», и не менее драматический опыт создания в 1905 году Студии на Поварской, которая была закрыта К. С. Станиславским после генеральных репетиций подготовленных Мейерхольдом спектаклей. И действенная помощь, которую оказал Станиславской Мейерхольду после того, как в 1938 году был закрыт ГосТИМ. И. Н. Соловьева писала: «Станиславский настоял, чтобы Мейерхольд получил место в его Оперном театре. Нового сотрудника поехал представить своей труппе сам. Мейерхольд включился в репетиции Риголетто с начала марта. Потом отбыл с театром на гастроли. Телеграмма о смерти Станиславского застала их в Кисловодске. Мейерхольд сказал потом Гладкову: Мне захотелось убежать одному, далеко от всех и плакать, как мальчику, потерявшему отца». На фотографии – молодой Всеволод Мейерхольд периода работы в МХТ |