> 22 апреля Юбилей Игоря Александрова Сегодня исполнилось 80 лет Игорю Абрамовичу Александрову — главному фотографу Московского Художественного театра. Он пришёл во МХАТ в 1958 году и вслед за М. А. Сахаровым и А. А. Горнштейном стал его основным фотолетописцем. Анатолий Смелянский: «Игорь Александров уже более полувека запечатлевает на фотопленке историю Художественного театра. Ту самую, что складывается из бессмысленно-неуловимых дней и будней и проявляет свой тайный смысл, спустя десятилетия. Игорь Александров об истории не думает, будущего не ведает. За него думает камера. Он всегда здесь, рядом, без него не обошлось ни одной премьеры, ни одного юбилея, ни одного праздничного или печального дня в жизни этого театра. В сущности, он создал летопись трудов и дней советского и постсоветского МХАТ, летопись, которая правдивее и объемнее иных придуманных исторических трудов. Александров знает силу фотодокумента, силу запечатленного мига, схваченного взгляда, случайной композиции. Часто он снимает одно, а важным оказывается что-то иное, что оказалось на периферии фотографии, сбоку или на ее дальнем плане. Нам не дано предугадать? Он и не предугадывает. Просто снимает и снимает, складывает в свои бесконечные папки, а потом — по требованию — эти папки разбирает и извлекает оттуда драгоценности, о которых уже и сам не помнит… Какой театр, какой перекресток судеб крупнейших актеров, режиссеров, писателей, политических деятелей… Работал он неустанно и для других театров, и для журнала Театр и многих иных изданий. Но все же главная удача его жизни, что он попал в 1958 году в Художественный театр. Такой фотолетописи, которую сотворил этот труженик в Камергерском переулке, не имеет никто в мире. Это уникальный театр и уникальный опыт человека с фотокамерой, который преодолел пустоту отдельного момента и сумел выразить свою эпоху. Выразить без всякого пафоса, выполняя честно свой ежедневный профессиональный долг». Московский Художественный театр от всей души поздравляет Игоря Абрамовича с юбилеем и желает ему здоровья, бодрости духа и непреходящего желания наводить на нас объектив! > 21 апреля «Последняя жертва» — 100-й спектакль Сегодня вечером спектакль Юрия Ерёмина «Последняя жертва» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с юбилейным представлением! > 17 апреля Юбилей Нины Гуляевой 18 апреля — юбилей у Народной артистки РСФСР Нины Ивановны Гуляевой. Она была зачислена в труппу Художественного театра еще будучи студенткой Школы-студии МХАТ, которую окончила в 1954 г. Театр будто ждал эту стремительную и открытую душу, эту непосредственность, знание детской психологии (первоначально ей доставались роли «травести» и юных девочек), неподдельную сценическую искренность. Первые роли Нины Гуляевой — Майка («Платон Кречет»), Галя Дружинина («За власть Советов»), Митиль («Синяя птица»), Эсси («Ученик дьявола»), принц Мамилий («Зимняя сказка»), Аллочка («Дорога через Сокольники»), Суок («Три толстяка»), Шурка («Егор Булычев и другие»), Хатиа («Я вижу солнце»), Санчика («Дульсинея Тобосская»). За роль Старухи в «Последнем сроке» В. Распутина Н. И. Гуляева получила Государственную премию им. К. С. Станиславского (1977 г.) и по праву стала одной из ведущих актрис МХАТ. Среди ее ролей — Зоя Самохина («Сталевары»), Валерия («Утиная хота», 1978), Колина жена («Перламутровая Зинаида»), Устинья Карповна («Серебряная свадьба»), Полина Андреевна («Чайка»), Притыкина («Варвары»), Ивдя («Блаженный остров»), Арина Пантелеймоновна («Женитьба», 1997), Хафиза («Тутиш»), где Гуляева проявила вкус к ярким и плотным бытовым краскам, наблюдательность и юмор. Сегодня в репертуаре актрисы: «Кошки-мышки» (Ержи Орбан), «Дворянское гнездо» (Марфа Тимофеевна Пестова), «Последняя жертва» (Михевна). В день рождения актрисы телеканалом «Культура» будет показана посвящённая ей программа «Нина Гуляева. Театр — это артисты». Художественный театр отметит юбилей Нины Ивановны спектаклем «Дворянское гнездо», который состоится 12 мая на Основной сцене МХТ. > 16 апреля Премия «Золотая маска» Московский Художественный театр поздравляет Народную артистку России Ольгу Михайловну Яковлеву с присуждением ей национальной театральной премии «Золотая маска» (номинация «Лучшая женская роль») за роль Бабушки в спектакле А. Шапиро «Обрыв»! > 11 апреля Режиссёр Мари-Луиз Бишофберже о спектакле «Шага» «Шага» началась для меня с приглашения Министерства культуры Франции поехать в Москву и принять участие в международном проекте Художественного театра «Французский театр. Впервые на русском». Мне было предложено несколько интересных пьес и среди них — «Шага», а поскольку я уже работала с произведениями Маргерит Дюрас, то подумала, что было бы интересно и важно поставить здесь именно её пьесу. Ведь Дюрас — не только знаменитая писательница, но и очень значимая для Франции личность. Её тексты увлекательны, но это не пустая забава, не развлечение. Её семья была разорена, она знала, что такое изгнание, её муж пережил Освенцим… Жизненный опыт привёл её к тому, что она вставала на защиту тех, кого отторгало общество. Дюрас пыталась понять даже убийц и защищала женщин, осуждённых за преступления. Герои пьесы «Шага» — тоже изгои, обитатели сумасшедшего дома. Это люди на грани — они кажутся нормальными, но через их наваждения проявляется безумие. Это театр абсурда, где, с одной стороны, всё взаимосвязано — разные темы, разные игры, герои заражаются друг от друга, возникает химическая реакция, но с другой стороны, нащупать связующую всё это нить довольно непросто. Можно было, конечно, подойти к этому тексту формально, но мне очень не хотелось лишать пьесу Дюрас её своеобразия. У неё был невероятный дар наблюдения за людьми и было бы обидно не воспользоваться этим. Тем более, когда есть возможность делать спектакль с такими потрясающими актёрами. Распределение ролей, предложенное театром, оказалось восхитительным. Уже в первую нашу встречу мы нашли общий язык и определили направление — куда нам двигаться и как вместе развивать эту историю. Очень интересно было работать со столь различными актерами: с одной стороны — Ксения Лаврова-Глинка и Игорь Хрипунов — артисты, имеющие серьёзное театральное образование и сценический опыт, с другой стороны — киноактриса Рената Литвинова. Но и у неё есть инстинкт сцены, театра. Инстинкт, понимание, чувство ритма, невероятное вдохновение и талант. Поэтому я не делала различия между ними. Эти люди обладают прекрасной актёрской техникой и насколько быстры в своих реакциях, у них столько предложений и интереса, целая палитра красок… Возможно, благодаря тому, что МХТ — репертуарный театр с очень разными по стилю спектаклями. Это артисты, которые могут моментально слиться с персонажем, впустить персонаж в себя, жить с ним. Во Франции всё совершенно по-другому, там важнее всего слово, текст, который произносит актёр. Это другой стиль игры, хотя, поискав, там тоже можно найти этот тонкий психологизм, игру «из себя», которую практикуют русские артисты, но подход изначально другой. Этот проект оказался для меня и испытанием, и удачей. Публика скажет нам — получился спектакль или нет, но процесс работы был для меня и важным, и чрезвычайно интересным, и даже символичным. Ведь «шага» — непонятный, несуществующий язык, а я в России — тоже в каком-то смысле «шага». > 6 апреля Вводы новых исполнителей 12 апреля роль Икара в спектакле «Осада» впервые исполнит Николай Сальников. 22 апреля роль Владимира Паншина в спектакле «Дворянское гнездо» впервые исполнит Павел Лёвкин. 23 апреля роли Часовщика, отца Синюхаева, Конвойного и Могильщика в спектакле «Киже» впервые исполнит Фёдор Лавров. > 4 апреля Юбилей Сергея Десницкого Сегодня исполнилось 70 лет Заслуженному артисту РФ Сергею Глебовичу Десницкому. Он окончил Школу-студию МХАТ в 1962 году, а спустя два года вступил в труппу Художественного театра, где сыграл более 90 ролей. Был первым исполнителем в спектаклях «Шестое июля» (Карелин), «Ночная исповедь» (Ласточкин), «Будни и праздники» (Вовка-критик), «Обратный счёт» (Оппенгеймер), «Возчик Геншиль» (Вермельскирх), «Московский хор» (Станислав Геннадьевич), «Варвары» (Монахов). Обилие вводов и срочных замен в перечне актёрских работ Десницкого отчасти объясняется его феноменальной памятью и мгновенной ориентацией в материале, отчасти — режиссёрским участием в нескольких спектаклях театра. Так, он был режиссёром-ассистентом Б. Н. Ливанова в постановке «Чайки» (1968 г.) и в этой пьесе им сыграны Дорн, Медведенко, Шамраев, Треплев, Сорин, Тригорин. В «Иванове» (1976) Сергей Десницкий был режиссёром-ассистентом О. Н. Ефремова и его актёрское участие было так же разнообразно: Косых, Львов, Лебедев, Боркин; на гастролях в ФРГ исполнял заглавную роль. В «Трех сестрах» играл Тузенбаха, Андрея Прозорова, Соленого, Кулыгина, Вершинина. В спектакле «Старый Новый год» — Тестя, Ивана Адамыча, Любиного мужа. С 1991 по 1997 год С. Г. Десницкий как режиссёр и актёр работал в театре «У Никитских ворот», где играл в спектаклях «История лошади» (Холстомер), «Триумфальная площадь» (Мейерхольд), «Летняя ночь. Швеция», «Морфий», «Преследование и убийство Жана-Поля Марата», «Бедная Лиза» (Леонид), «Дядя Ваня» (Серебряков), «Вишневый сад» (Фирс), «Я, бабушка, Илико и Илларион» (Илико). Поставил спектакли «Треугольник. Анна-Каренин-Вронский», «Необыкновенные приключения Мастера Михаила Афанасьевича и его Маргариты, Елены Сергеевны», «Утиная охота». В 1997 году Сергей Глебович вернулся в Московский Художественный театр, где и работает по сей день. |