>  31 мая
100 лет со дня рождения Ирины Виноградской


Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения историка Художественного театра Ирины Николаевны Виноградской (1920-2006).

Главный труд ее жизни – четырехтомная «Летопись жизни и творчества К. С. Станиславского». Издана «Летопись» была еще в 1970-е, и сразу стала событием: Константин Сергеевич представал в этих томах начисто лишенным хрестоматийного глянца: живым, сомневающимся, увлеченным.
Эта непричесанность, отсутствие лакировки облика основателя МХТ были результатом сопоставления множества фактов, документов, дневников репетиций, статей в прессе, протоколов собраний, мемуаров, свидетельств участников событий. 
Изучать составленную Виноградской мозаику жизни Станиславского не просто интересно — ее рассказ глубоко волнует, трогает, печалит. Когда, например, читаешь о том, как в 1932 году мхатовцы навещали дома больного К. С. : «… после паузы Станиславский заговорил: “Я отдал вам, театру всю свою жизнь! Я болен, а вы разваливаете дело моей жизни, мой труд”… И вдруг он заплакал, заплакал, как обиженный ребенок, горько, со всхлипываниями, слезы лились по его морщинистым щекам, глаза беспомощно моргали, голова еще глубже вдавливалась в подушку. Как передать нашу боль, наш стыд, наше горе?! Вот, в последний раз всхлипнув, Константин Сергеевич затих и после длинной, необыкновенно, ужасно длинной паузы, не глядя на нас и не утирая слез, сказал еще глуше, чем прежде: “Общий поклон…”» (воспоминания актера МХАТа Василия Орлова).
Ирина Николаевна всю жизнь проработала в Комиссии по изучению и публикации наследия К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко при Школе-студии МХАТ. Была она человеком скромным, четким, необычайно добросовестным. Ее «Летопись» уже в новом веке переиздали – с добавлением новых фактов и документов.
И сегодня прочесть книгу можно бесплатно в нашей электронной библиотеке.
>  30 мая
Кассы театра откроются 15 июня
Уважаемые зрители!
В связи с решением руководства Москвы о продлении режима нерабочих дней в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции, кассы Московского Художественного театра закрыты по 14 июня 2020 года включительно. 
Возврат денежных средств за билеты, приобретённые в кассах театра, на перенесённые на сентябрь и отменённые спектакли будет осуществляться в течение 30 дней с момента открытия касс.
Вопросы о возврате билетов направляйте по почте radonezh@mxat.ru и lvvinogradova@mxat.ru
>  28 мая
10 лет без Романа Козака


Ровно десять лет прошло с того дня, как ушел Роман Козак, а мы до сих пор не можем примириться с этой утратой.
С Художественным театром Козак был связан кровными узами, которые никогда не прерывались, даже когда он возглавил Театр имени Пушкина. Он учился в Школе-студии на курсе Олега Ефремова, сразу после окончания в 1983 году был приглашен Ефремовым преподавать и в тот же год вошел в труппу МХАТа. 
Тогда же, в середине 1980-х, Козак и его компания – Дмитрий Брусникин, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий, Михаил Мокеев, Сергей Земцов – стали известны театральной Москве. Публика ломилась в крошечный зал театра-студии «Человек», где Козак и Феклистов играли спектакль Михаила Мокеева «Эмигранты» по пьесе Мрожека. Чуть позже Козак поставил «Чинзано» Петрушевской и «Елизавету Бам на елке у Ивановых» по Хармсу и Введенскому. Это было открытие целого мира запрещенной прежде драматургии, разговор об извечном абсурде жизни.
В «Эмигрантах» герой Козака рассуждал о том, что значит ощущать себя рабом. А этим людям, чья молодость пришлась на время обновления и надежд, чувство несвободы, кажется, было вообще не знакомо. Они были талантливы, дружны, они дерзали, творили для себя и для публики новый театр. В 1990-м Козак с друзьями основали Пятую студию МХАТ. Название отсылало к знаменитым студиям, которые возникали при Художественном театре в первых десятилетиях ХХ века, подчеркивало связь с альма матер, присягало на поиск нового театрального языка. И они его искали – выбрав для этого сложнейший поэтический текст: «Маскарад» Лермонтова.
Во МХАТе Роман Козак играл Шервинского, Моцарта, Треплева. Однажды на репетицию «Чайки», когда Андрей Мягков вводил Козака на роль Треплева, а Елену Майорову – на роль Нины, пришел Ефремов. Посмотрел, а потом сказал: «Ребята, не забывайте только, что вы люди». Эту фразу Роман Ефимович вспоминал в своих интервью как нечто гениально простое и очень важное. Он ведь так и жил: ставил спектакли про людей и для людей, была ли это гоголевская «Женитьба» или «Любовь в Крыму» Мрожека. И оставался человеком во всем – в руководстве театром, в режиссуре, в педагогике.
Его уход для многих и многих стал глубокой личной потерей. Роман Ефимович, мы вас помним и очень любим. 

>  26 мая
115 лет со дня смерти Саввы Морозова


115 лет назад, 26 мая 1905 года, в роскошном номере Royal Hotel в Каннах застрелился русский предприниматель, меценат, финансировавший Московский Художественный театр, его содиректор Савва Тимофеевич Морозов. Ему было 43 года. Рядом с телом была найдена записка «В смерти моей прошу никого не винить».
На Лазурный берег Морозов приехал в сопровождении жены поправить душевное здоровье. После революционных событий зимы 1905 года миллионер находился в состоянии тяжелейшей депрессии. Он тогда поддержал рабочих Никольской мануфактуры, разработал записку «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод», собираясь внедрить эти свободы на семейном предприятии. Но правление мануфактуры во главе с его матерью Марией Федоровной разработки отклонило. По Москве пошли слухи, что Савва Тимофеевич сошел с ума, а члены семьи сообщили о постигшем его нервном расстройстве. 
Семья считала, что делает это для его же блага, желая оградить от большевиков — те преследовали миллионера, требуя денег. Морозов, страстно влюбленный в Марию Андрееву, актрису Художественного театра и члена партии РСДРП, щедро поддерживал революционеров. Мария Федоровна, наделенная роковой красотой, обладала и талантом доставать средства – Ленин за это называл ее «товарищ Феномен». Благодаря ее чарам Морозов стал финансировать газету «Искра», устроил на свои предприятия тех, кого преследовали власти (Леонида Красина), даже укрывал у себя Баумана.
Но в 1903 году Мария Андреева неожиданно увлеклась Горьким и вскоре стала его гражданской женой. Для Саввы Тимофеевича это явилось страшным ударом, но его политические взгляды вернулись в умеренное русло. Снабжать деньгами большевиков он перестал.
Они же вцепились в него мертвой хваткой. Родные Саввы Тимофеевича были уверены, что самоубийства не было, что Морозова убили большевики (мать даже называла конкретную фамилию – Красин). Жена, вошедшая в комнату апартаментов после того, как услышала глухой хлопок, заметила в окне спину убегавшего человека. А глаза у покойника были закрыты, руки сложены на груди. Весомым аргументом в пользу версии убийства было и то, что незадолго до таинственной гибели Савва Морозов отдал Марии Андреевой страховой полис на предъявителя, оформленный на случай его смерти. Сумма в полисе прописана была колоссальная – сто тысяч рублей.
Но основательное расследование проводить было невыгодно – сказалось бы на репутации семьи. Французская полиция прислала протокол о смерти, составленный со слов человека, пожелавшего остаться неизвестным, а причиной смерти была указана «скоротечная болезнь сердца». Савву Тимофеевича похоронили в закрытом гробу на старообрядческом Рогожском кладбище.
Среди версий гибели Морозова есть и еще одна. О том, что он инсценировал самоубийство и благополучно прожил до 1929 года под именем своего троюродного брата, нижегородского купца Фомы, на которого внешне был очень похож. Именно на Фому были записаны все счета Морозова, в том числе заграничные. В 1906 году дворянка Наталия Иванова отметила в своем дневнике: «Слух, что Савва Морозов жив — в Америке, испугался революционеров». А это цитата из очерка Максима Горького о Морозове: «После смерти Саввы Морозова среди рабочих его фабрики возникла легенда: Савва не помер, вместо него похоронили другого, а он отказался от богатства и тайно ходит по фабрикам, поучая рабочих уму-разуму».
>  25 мая
Художественный театр online


Дорогие друзья!
Сейчас двери театра закрыты, но ежедневно мы представляем записи наших спектаклей и мероприятий онлайн в группах Московского Художественного театра в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram).

Афиша на ближайшую неделю:

25 мая
16.00 — Премьера! «Самоизолейшн хитс»
Дебютный альбом ретро-группы «Сладкий мёд» (артисты МХТ имени А. П. Чехова). Песня «Хит № 1» — видео
19.00 — спектакль «Рождественские грёзы» (режиссёр Пётр Штейн) — видео

26 мая
19.00 — спектакль «Возможная встреча» (режиссёр Вячеслав Долгачёв) — видео

27 мая
16.00 — Премьера! «Самоизолейшн хитс»
Дебютный альбом ретро-группы «Сладкий мёд» (артисты МХТ имени А. П. Чехова). Песня «Хит № 2» — видео
19.00 — передача «Линия жизни»: Юрий Бутусов (телеканал «Культура») — видео

28 мая
К 10-летию со дня смерти Романа Козака
19.00 — документальный фильм «Роману Козаку посвящается» (телеканал «Культура») — видео

29 мая
19.00 — Премьера видеоверсии! Спектакль «Иванов» (режиссёр Юрий Бутусов) — видео

30 мая
19.00 — передача «2Верник2»: Рената Литвинова (телеканал «Культура») — видео

31 мая
Мхатовский вечер к юбилею Иосифа Бродского «Потому что искусство поэзии требует слов…» (режиссёр Марина Брусникина) — видео
>  25 мая
Юбилей Виктора Рыжакова


Сегодня празднует юбилей — 60-летие — Виктор Анатольевич Рыжаков, театральный режиссёр, педагог и деятель, с недавних пор художественный руководитель театра «Современник».
19 лет он преподаёт в Школе-студии МХАТ, и первый его спектакль на мхатовской сцене — «С любимыми не расставайтесь» по пьесе Александра Володина — был студенческим, дипломным, поставленным с учениками Игоря Золотовицкого и Сергея Земцова. Принятый в репертуар как несомненная удача, спектакль шёл 15 лет, ребята взрослели, менялись составы, от первых исполнителей (Антона Шагина, Екатерины Вилковой, Александра Девятьярова, Марьяны Спивак, Максима Матвеева) эстафета передавалась новым юным – вплоть до нынешних наших стажёров. А ещё были «Сорок первый. Opus post.» по повести Бориса Лавренёва и «Прокляты и убиты» по роману Виктора Астафьева, постановки по пьесам Ивана Вырыпаева «Пьяные», «Иллюзии», «DreamWorks* *Мечтасбывается», грандиозный и трагический вечер-посвящение «Солнце всходит» к 150-летию Максима Горького, были новые ученики, рождение «Июльансамбля», Центр имени Вс. Мейерхольда, который Виктор Анатольевич возглавлял на протяжении семи лет, множество проектов, премьер, фестивалей… Сейчас начата новая глава его жизни — «Современник». И мы всем сердцем желаем, чтобы она была полна радости и свершений. 
С днём рождения, Виктор Анатольевич! Здоровья, терпения и успеха!
>  24 мая
20 лет без Олега Ефремова


20 лет назад, 24 мая 2000 года, ушёл из жизни актёр, режиссёр, педагог, создатель театра «Современник», художественный руководитель МХАТ на протяжении 30 лет, народный артист СССР Олег Николаевич Ефремов.

Анатолий Смелянский: «Вечным двигателем» Олега Николаевича, совершенствованию которого он отдал жизнь, был Московский Художественный театр. В этой своей пожизненной работе он пользовался возможностями своего характера и дара. Обладал несокрушимой энергией в достижении цели, великолепно ориентировался на местности, художественной и политической, был ярко выраженным лидером, умудрённым театральным «диктатором», часто тараном, не умеющим отступать. «Желаю славы я» (с этими строками пришел в мае 45-го в Школу-студию) — это про него. «Достиг я высшей власти» — монологом Годунова закончил свою актёрскую карьеру — и это тоже про него. Полвека он «говорил за всю среду». Эта среда больше не существует, так же как и та страна, в которой он пытался возродить Художественный театр. Первые годы после ухода Ефремова усваивали и присваивали: кто был к нему ближе, кого он больше любил. Прошли годы, все эти смешные споры и претензии смыты временем. Остался он сам во всем своем человеческом и художественном достоинстве, одиночестве, крупности и мощи характера. Остались не решённые им задачи, которые придётся решать следующим поколениям".

За эти 20 лет без Ефремова не было ни дня, чтобы в стенах Художественного театра не звучало его имя. Он жив в нашей памяти. И сегодня мы тоже будем вспоминать и говорить о нём, в том числе и в онлайн-пространстве.

Смотрите здесь и в наших группах в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram):
13.00 — «Олег Ефремов. История одной фотографии». Павел Ващилин вспоминает о своём учителе



15.00 — документальный фильм «Один день Олега Николаевича»



19.00 — Мхатовский вечер «Наш Ефремов» (режиссёр Николай Скорик)

>  24 мая
Юбилей Евгения Киндинова


Сегодня исполняется 75 лет актёру МХТ имени А. П. Чехова, народному артисту России Евгению Арсеньевичу Киндинову.

Художественный театр вошёл в его жизнь, когда ему было 13. Хотя сам Евгений об этом тогда ещё и не подозревал. Просто ходил в театральный кружок в Дом пионеров на Арбате. А позже узнал, что преподаватель кружка – Александра Георгиевна Кудашева – когда-то была ученицей самого Михаила Чехова. И что у неё, в том же самом кружке, занимался Олег Ефремов.
Киндинов поступил в Школу-студию МХАТ (с мастером курса тоже очень повезло – это был Виктор Карлович Монюков). А в 1967-м, сразу после выпуска, оказался во МХАТе. Причём не один, а вместе с женой, актрисой Галиной Киндиновой – они учились на одном курсе и с тех пор всю жизнь вместе.
Красив, высок, талантлив и — море обаяния. Лирический герой – таким было тогда амплуа Киндинова в театре. Названия фильмов с его участием говорили сами за себя: «Городской романс», «Романс о влюблённых»… Он стал «звездой» советского кинематографа и был настолько им востребован, что одно время даже подумывал уйти на год-другой из театра – сниматься. Хорошо, старший товарищ Евгений Евстигнеев отсоветовал: «Ты что, с ума сошёл? Ни в коем случае! Тебе не надоело с железякой в любви объясняться?» «Железякой» Евстигнеев назвал камеру.
Совет был мудрым. А роли Киндинова в театре – разноплановыми, яркими, объёмными. Правдоруб доктор Львов в «Иванове» и несчастливый Медведенко в «Чайке», маркиз Д’Орсиньи в «Кабале святош» и Дикой в «Грозе», Репетилов в «Горе от ума» и Игорь в «Рождественских грёзах» и ещё много-много других образов и спектаклей… Сегодня Евгения Арсеньевича можно увидеть в «Деревне дураков» Марины Брусникиной: вместе с Ниной Гуляевой они играют нежную, трогательную немолодую пару, где муж и жена и шагу не могут ступить друг без друга. А ещё Киндинов – блестящий чтец и постоянный участник литературных проектов МХТ. 

Театр от души поздравляет Евгения Арсеньевича с днём рождения! Здоровья, бодрости, радости! И до встречи по адресу Камергерский переулок, дом 3!
>  23 мая
Памяти гения: «Три сестры» Олега Ефремова


24 мая исполнится 20 лет, как нет с нами Олега Николаевича Ефремова. Три десятилетия он возглавлял МХАТ, и нам есть, что вспомнить – завтра онлайн-программа в социальных сетях театра будет посвящена ему. Завершит её трансляция вечера «Наш Ефремов», который состоялся в Художественном театре в день 90-летия Олега Николаевича, 1 октября 2017 года. Зрители увидят вечер впервые – в тот день мхатовцы вспоминали своего худрука камерно, ближним кругом, без публики. Видеозапись нигде ранее представлена не была.

А сегодня в 19.00 мы покажем уникальное видео из фондов Музея МХАТ – запись «Трёх сестёр» Олега Ефремова, сделанную вскоре после премьеры в 1997 году и запечатлевшую первый состав спектакля. В роли Маши – Елена Майорова. Это была последняя роль актрисы, ставшая легендой, – через полгода после выпуска спектакля жизнь Елены Майоровой трагически оборвалась. Для Олега Ефремова «Три сестры», завершившие его «чеховский цикл», тоже оказались последней премьерой – следующая его работа, «Сирано де Бержерак», увидела свет рампы уже за пределами жизни режиссёра.

Среди первых зрителей «Трёх сестёр» была драматург Людмила Петрушевская. Она смотрела спектакль на генеральной репетиции и уже на следующий день позвонила в редакцию газеты «Коммерсантъ»: «Я была на прогоне „Трёх сестёр“ во МХАТе и написала текст. Потому что ничего сильнее не видела много лет. Только это не рецензия на спектакль». В день премьеры в газете вышла статья «Три ли сестры»:

«…Не страшно сказать, что в этом режиссёрском произведении есть великие моменты. (…) Собственно, режиссёр есть комментатор текста, толкователь этих снов, тот маг, который нам расскажет всё, в том числе и наше прошлое, и предскажет будущее, и ввергнет в бессонницу, и заставит думать и чиркать на бумаге.
Я плакала, начала плакать незадолго до финала. (…) Я думала о спектакле в метро, и дома, и на ночь, и рано утром. (…) Спектакль Ефремова „Три сестры“, мне кажется, войдет в историю театра. Решена ведь грандиозно трудная задача, пьесы Чехова вообще вроде проблем Гилберта, во всем мире бьются над ними безрезультатно.
Надо выделить:
Весь второй акт.
Три истерики сестёр; страшный их хоровод в конце, с разъяренными в молчаливом крике ртами, вслепую тычущимеся руками. Так ушибленные дети, прежде чем завизжать, набирают воздуха.
Сцена ухода Вершинина (С. Любшин), когда он отрывает Машу от себя с улыбкой, а Маша сгибается словно роженица на пути в родилку — лучшая роль Майоровой. Круженье Ольги (О. Барнет) вокруг неё. Фигурка Кулыгина-отщепенца вдали, пляшущая как при самосожжении (А. Мягков). Вся роль Тузенбаха (В. Гвоздицкий). Жуткая сцена буйства Чебутыкина (В. Невинный). Роль Солёного (А. Панин). Страшный, все пронизывающий надтреснуто-хрустальный голосок стервы Наташи (Н. Егорова), сцена изнасилования ею безвольного мужа (Д. Брусникин), её смешные свинские глазки при этом.
Звуковая композиция Е. Хозиковой на музыку Скрябина, сценография В. Левенталя. Сцена, кстати, открыта в глухие театральные дали, дом Прозоровых хрупкий, стеклянный, как оранжерея, вращается во вселенной, с трёх сторон его милосердно окружает роща, а вверху висит черный мерзлый космос.
Почему Вершинин всё тоскует, как юродивый, о том, что будет в России через 200 лет? И улыбается вроде пойманного вора? Потому что не надеется на ближайшие 20-30, на собственную погибшую жизнь, на нелюбимую жену и говорит, что жалко девочек.
В 1901 году им было по 7-8 лет, как моим бабкам-дедкам и их сёстрам. Их могил или нет вообще, или они утеряны в московской и парижской земле. И там, в Магадане, в мелких рвах, замерзшие во льду, близко к поверхности, без креста, без Пасхи…»


>  21 мая
Памяти Людмилы Рошкован


20 мая на 82 году жизни не стало Людмилы Романовны Рошкован – актрисы и режиссёра, создателя Московского драматического театра «Человек». Театра, родившегося в 1970-х из драматической студии при Московском энергетическом институте связи и давшего старт в профессии целому поколению актёров и режиссёров.

Сергей Женовач: «Людмила Романовна была человеком, ушибленным театром, одержимым, фанатичным, неистовым. Из самодеятельности она вырастила профессиональный театр – один из первых любительских театров, получивших официальное признание (а с ним и дотации, и зарплаты – это было невероятно!). Её студийные спектакли гремели на всю Москву, она ставила Маяковского, „В списках не значился“ Бориса Васильева, была первой, кто начал ставить пьесы Мрожека (он был её главным автором), вообще любила польскую драматургию. Её театр был живой, острый по форме. И при этом она не побоялась впустить в него других людей, помочь им всем встать на ноги – дать нам, молодым и самоуверенным, возможность заявить о себе.
Роман Козак, Дмитрий Брусникин, Сергей Женовач, Сергей Качанов, Михаил Мокеев, Александр Феклистов, Игорь Золотовицкий, Валерий Гаркалин, Ирина Розанова, Сергей Тарамаев, Владимир Топцов, Сергей Земцов, Владимир Стержаков, Алёна Матвеева, Сергей Баталов, Егор Высоцкий, Валерий и Нина Фирсовы, Виктор Платонов, Павел Каплевич и многие другие – всё это студия „Человек“. Именно там мы делали свои первые спектакли. Если бы не Людмила Романовна, возможно, мы бы  творчески и не состоялись. Причём важный момент: при всей своей категоричности и требовательности разность в мировоззрении для неё не имела значения, она давала нам свободу самовыражения. Я со своими артистами делал „Иллюзию“, „Панночку“ — поисковые работы, у Романа Козака постановки были игровые, актёрские, а спектакли самой Людмилы Романовны заостряли социальные вопросы, вопросы внутренней свободы, совести, – она этим жила, в ней это клокотало. Она не изменяла себе, делала свой театр.
Сейчас всё быстро забывается, но в своё время этот бывший „красный уголок“ в Скатерном переулке был местом притяжения всей театральной Москвы. Я помню, когда на гастроли приезжал театр Бергмана, ребята Козака ночью играли для них то ли „Чинзано“, то ли „Эмигрантов“ (спектакли-легенды, объездившие весь мир)…
Да, мы были разными и в какой-то момент пошли своим путём, но остались навсегда благодарны Людмиле Романовне – нашему самозабвенному рыцарю театра. Для многих театр – профессия, работа, а для неё он был смыслом жизни».

Московский Художественный театр скорбит об уходе Людмилы Романовны Рошкован и выражает соболезнования коллективу театра «Человек» и всем её близким, в частности Алексею Агапову – артисту МХТ и театра «Человек», который был с ней рядом все последние годы.
>  19 мая
Мужской Хор Творцов поздравляет с Днём пионерии!
19 мая мы вспоминаем День Пионерии!
Мужской Хор Творцов имени Гагарина вслед за Днём космонавтики решил отметить этот праздник, превратив его в день добрых дел. Участники Хора — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Евгений Миронов, Михаил Трухин, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Станислав Дужников и Андрей Бурковский — поздравили старших товарищей. От себя лично они вручили финансовую «гагаринскую» премию ветеранам Московского Художественного театра — сотрудникам административно-хозяйственной части, билетёрам, гардеробщикам, лифтёрам и вахтёрам. В исполнении «Мужского Хора» звучит ода «Пионерская быль» (автор — Игорь Верник).

>  18 мая
Прямой эфир: «Мхатовские пятницы online» с Анатолием Белым


Дорогие друзья!
22 мая в 17.00 в нашем Instagram — «Мхатовские пятницы online» Вадима Верника. В прямом эфире вас ждет встреча с Анатолием Белым. Оставляйте свои вопросы в группах театра в социальных сетях в личных сообщениях или в комментариях к этой новости в Instagram, ВКонтакте, Facebook.
Автор вопроса, который понравится Анатолию больше всего, получит приз. 
>  18 мая
Художественный театр online


Дорогие друзья!
Сейчас двери театра закрыты, но ежедневно мы представляем записи наших спектаклей и мероприятий онлайн в группах Московского Художественного театра в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram).

Афиша на ближайшую неделю:

18 мая
19.00 — спектакль «Дачники» (режиссёр Владимир Салюк) — видео

19 мая
19.00 — фильм Анатолия Смелянского «Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова» (телеканал «Культура»). Эпизоды «Нижнее фойе» (видео) и «Сборная страны» (видео)

20 мая
19.00 — фильм Анатолия Смелянского «Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова» (телеканал «Культура»). Эпизоды «Только с восклицательным знаком…» (видео) и «Мышеловка» (видео)

21 мая
19.00 — фильм Анатолия Смелянского «Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова» (телеканал «Культура»). Эпизоды «Не от мира сего» (видео) и «Четвёртая работа» (видео)

22 мая
17.00 — в прямом эфире в нашем Instagram — «Мхатовские пятницы»: Анатолий Белый (ведущий Вадим Верник)
19.00 — фильм Анатолия Смелянского «Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова» (телеканал «Культура»). Эпизоды «Аритмия» (видео) и «Художественное целое» (видео)

23 мая
19.00 — спектакль «Три сестры» (режиссёр Олег Ефремов) — видео

24 мая
К 20-летию со дня смерти Олега Ефремова:
13.00 — «Олег Ефремов. История одной фотографии». Павел Ващилин вспоминает о своём учителе — видео
15.00 — документальный фильм «Один день Олега Николаевича» — видео
19.00 — Мхатовский вечер «Наш Ефремов» (режиссёр Николай Скорик) — видео
>  16 мая
85 лет со дня рождения Ольги Радищевой


Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения историка Художественного театра Ольги Александровны Радищевой (1935-2013).

Предком Ольги Александровны был Александр Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву». Была она человеком несуетным и очень не любила, когда об этом упоминали. Однако кажется, что именно от знаменитого родственника передались ей и творческая смелость, и дар находить точные, честные слова для описания самых сложных явлений, и глубокая человечность.

Если не читали, то непременно прочтите ее трехтомник «Станиславский и Немирович-Данченко. История театральных отношений». Без этой книги сегодня нельзя понять Художественный театр, линию его судьбы, его внутреннюю жизнь на протяжении десятилетий. Отважно взявшись за табуированную в советские времена тему нерасторжимого сотрудничества и многолетнего противостояния на грани вражды создателей МХТ, Радищева написала бестселлер, в котором увлекательность повествования сочетается со строго научным подходом.

«Уходящая в далекое прошлое вражда партии К. С. и партии Н. -Д. , кампания, если не развязанная, то всячески подогреваемая приближенными обоих основоположников, продолжалась и много лет после их смерти. В театре и вокруг него долго еще тихо, но сурово бились адепты двух создателей МХТ. (…) Замечательный трехтомный труд Ольги Радищевой совершенно лишен всякой “партийности”. Она безукоризненно хранит верность объективности истинного ученого. Если уж говорить о том, на чьей она стороне, то ответ ясен и прост: на стороне строгой истины» – так написал об этой книге и ее авторе Алексей Бартошевич. 

В Музей МХАТ Ольга Александровна пришла в 24, успев поработать до этого в журнале «Театр». И провела в этих стенах 54 года, вплоть до своей смерти в 2013-м. «Она была человеком исключительной деликатности, скромным и очень прямым, честным и требовательным к себе. Недосягаемым примером для нас, – вспоминает Мария Полканова, замдиректора по научной работе Музея МХАТ. – Я всегда с ней советовалась, и до сих пор перед каким-нибудь поступком думаю, что бы она сказала».
>  15 мая
Проект «Пионерская быль»


Московский Художественный театр имени А. П. Чехова в условиях ограничительных мер продолжает работу в режиме онлайн, запуская новый проект.
Мужской Хор Творцов имени Гагарина, в состав которого вошли Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Игорь Верник, Евгений Миронов, Михаил Трухин, Алексей Кравченко, Анатолий Белый, Станислав Дужников и Андрей Бурковский, после празднования онлайн Дня космонавтики решил в том же формате отметить День пионерии. Участники Хора вспоминают о своем пионерском прошлом.
Начиная с сегодняшнего дня — 15, 16, 17 и 18 мая в 14:00, 16:00 и 18:00 — в группах театра в социальных сетях (FB, VK, Instagram) будут публиковаться их пионерские истории. 
Это пролог к новой благотворительной акции «гагаринцев», которую они представят в День пионерии 19 мая. В этот день «Мужской хор» прочитает новую оду «Пионерская быль» (автор — Игорь Верник) и вручит финансовую «гагаринскую» премию ветеранам Художественного театра — сотрудникам административно-хозяйственной части, билетерам, гардеробщикам, лифтерам и вахтерам.

Проект «Пионерская быль»:
Константин Хабенский
Михаил Трухин
Станислав Дужников
Игорь Верник
Алексей Кравченко
Андрей Бурковский
Алексей Кравченко
Игорь Верник
Станислав Дужников
Анатолий Белый
Михаил Трухин
Константин Хабенский
>  15 мая
«Белая гвардия» в день рождения Сергея Женовача и Михаила Булгакова


15 мая — день рождения художественного руководителя МХТ Сергея Женовача и одного из Авторов Художественного театра Михаила Булгакова. Мы поздравляем Сергея Васильевича и сегодня вечером показываем онлайн его спектакль «Белая гвардия» по пьесе «Дни Турбиных».

Михаил Булгаков — знаковый автор для Сергея Женовача, с ним режиссер находится в постоянном внутреннем диалоге — необходимом для себя, важном для зрителей. В театре «Студия театрального искусства» идут спектакли «Мастер и Маргарита» и «Записки покойника» (по «Театральному роману»). В МХТ в 2004 году Женовач поставил «Белую гвардию» по пьесе «Дни Турбиных», а став художественным руководителем театра, вернул на его сцену пьесу «Бег», в свое время не разрешенную к постановке.

«Если говорить о мире Михаила Афанасьевича Булгакова, о той трагедии, которая произошла в революционные годы, то люди потеряли отечество, потеряли устои, потеряли то, во что они верили, чем жили. И это было страшно. Если вы внимательно перечитаете „Белую гвардию“, то увидите, как вдруг всё, что было людям дорого, было сметено. У этих людей больше нет настоящего. Идет война, ты не понимаешь, на какую сторону встать и что делать, а дальше – у них нет будущего. И люди начинают искать себя в этом изломанном, распадающемся пространстве. А разве сейчас не так всё происходит, разве мы сейчас не ищем свое место?» — Сергей Женовач.

Телеверсия спектакля «Белая гвардия»
>  12 мая
Спектакль «Поколение Маугли» переносится на январь
Уважаемые зрители!
Летом этого года на сцене Художественного театра должны были состояться показы спектакля «Поколение Маугли» (организатор — компания ООО «МоскоуШоу»). В связи с Указом Мэра Москвы от 7 мая 2020 г. № 55-УМ и сложной эпидемиологической ситуацией показы спектакля переносятся в следующем порядке:

 — с 1 июня, 19.00 на 25 января 2021 г., 19.00;
 — со 2 июня, 14.00 на 24 января 2021 г., 14.00;
 — со 2 июня, 19.00 на 24 января 2021 г., 19.00.

Все ранее купленные билеты действительны.
Телефон для справок: +7(495)181-00-44.
Клиентская поддержка: https://support.moscowshow.com/
>  11 мая
Прямой эфир: «Мхатовские пятницы online» с Ириной Пеговой


Дорогие друзья!
15 мая в 17.00 в нашем Instagram — «Мхатовские пятницы online» Вадима Верника. В прямом эфире вас ждет встреча с Ириной Пеговой. Оставляйте свои вопросы для Ирины в группах театра в социальных сетях в личных сообщениях или в комментариях к этой новости в Instagram, ВКонтакте, Facebook.
Автор вопроса, который понравится Ирине больше всего, получит от актрисы приз. 
>  11 мая
Художественный театр online


Дорогие друзья!
Сейчас двери театра закрыты, но ежедневно мы представляем записи наших спектаклей и мероприятий онлайн в группах Московского Художественного театра в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram).

Афиша на ближайшую неделю:

11 мая
19.00 — спектакль «Сладкоголосая птица юности» (режиссёры Олег Ефремов, Всеволод Шиловский) — видео

12 мая
19.00 — передача «Линия жизни»: Авангард Леонтьев (телеканал «Культура»)— видео

13 мая
19.00 — спектакль «Крейцерова соната» (режиссёр Антон Яковлев) — видео

14 мая
19.00 — передача «Линия жизни»: Дмитрий Назаров (телеканал «Культура») — видео

15 мая
17.00 — в прямом эфире в нашем Instagram — «Мхатовские пятницы»: Ирина Пегова (ведущий Вадим Верник) — видео
19.00 — спектакль «Белая гвардия» (режиссёр Сергей Женовач) — видео

16 мая
19.00 — спектакль «Конёк-горбунок» (режиссёр Евгений Писарев) — видео

17 мая
19.00 — спектакль «Последние» (режиссёр Олег Ефремов) — видео
>  8 мая
Online-марафон ко Дню Победы


8 и 9 мая Московский Художественный театр имени А. П. Чехова проведёт онлайн-марафон, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

На YouTube-канале театра и в официальных группах МХТ в социальных сетях (FB, VK) будут представлены:

8 мая в 20.00 — спектакль «Прокляты и убиты» по роману Виктора Астафьева (режиссёр Виктор Рыжаков) — видео

9 мая:
12.00 — концерт «Песни военных лет» (режиссёр Марина Брусникина) — видео
15:00 — спектакль «Возвращение» по Андрею Платонову (режиссёр Юрий Ерёмин) — видео
19:00 — спектакль «Пролётный гусь» по рассказам Виктора Астафьева (режиссёр Марина Брусникина) — видео. Внимание: по окончании спектакля доступ к записи будет закрыт.

Художественный руководитель театра Сергей Женовач: «В этот важный для всех день мы хотели сыграть премьеру „В окопах Сталинграда“ по одноименной повести Виктора Некрасова. Но, к сожалению, по всем известным причинам, не сложилось. Мы эту работу обязательно завершим и покажем. А сейчас решили вернуться к тем спектаклям о войне, которые уже были созданы в Художественном театре. И все вместе вспомнить, подумать, помолчать…»


Фото из фондов Музея МХАТ: строевые занятия во дворе театра, 1941 год.
>  6 мая
Памяти Татьяны Цыганковой


Печальная весть пришла из Нижнего Новгорода – 4 мая на 89 году жизни не стало выдающегося театрального педагога Татьяны Васильевны Цыганковой. Сегодня её проводили в последний путь.
Более сорока лет (с 1970 по 2012 гг.) она возглавляла Нижегородское театральное училище, воспитала множество учеников. Благодаря ей, открывались новые факультеты, училищу было присвоено имя его выпускника – Евгения Евстигнеева, а в нелёгкие 90-е годы был открыт Учебный театр – первый студенческий театр в Нижнем Новгороде. Татьяна Васильевна была одним из организаторов Всероссийских фестивалей дипломных спектаклей «Нижегородская зима» и «Театральная юность»; училище под её руководством неоднократно становилось победителем международных театральных фестивалей студенческих спектаклей. Часто ведущие педагоги московских театральных вузов по приглашению Татьяны Цыганковой возглавляли аттестационные комиссии в училище, и многие выпускники продолжали затем учёбу в столице и покоряли подмостки лучших театров страны. Сегодня в МХТ имени А. П. Чехова работают нижегородцы Ирина Пегова, Артём Быстров, Алексей Краснёнков, Надежда Калеганова, Денис Бобышев, Наталья Кудряшова; ранее на мхатовской сцене играли Андрей Ильин, Наталья Бочкарёва, Екатерина Вилкова, Пётр Кислов, Марина Салакова, Александр Дедюшко…
Московский Художественный театр глубоко скорбит об уходе Татьяны Васильевны Цыганковой и выражает искренние соболезнования её родным, коллегам и многочисленным ученикам.

Артист Художественного театра, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий:
«В искусстве не работает фраза „незаменимых нет“. В искусстве незаменимые есть. Татьяна Васильевна Цыганкова – из них. 40 лет она руководила одной из ведущих театральных школ страны. Скольких людей за эти годы она вырастила, воспитала, дала им профессию! Как она пробивала, чтобы училищу было присвоено имя его выпускника Евгения Евстигнеева, и добилась этого! За эти сорок лет бывали разные времена и ситуации, и Татьяна Васильевна вместе с Ривой Левите (ещё один легендарный педагог, ещё одна недавняя потеря) положили жизнь на сохранение и развитие нижегородской театральной школы, вставали грудью на защиту училища.
Я был знаком с Татьяной Васильевной, неоднократно бывал в училище – многие его выпускники поступали потом в Школу-студию МХАТ. Не так давно мы с Сергеем Земцовым – ещё одним учеником Татьяны Цыганковой, моим товарищем и коллегой, с которым мы много лет вместе преподаём в Школе-студии, были в Нижнем Новгороде на юбилее училища. И я помню, как было здорово, когда зал встал при появлении Татьяны Васильевны в ложе.
Банально звучит фраза „её будет нам не хватать“, но это так.
И, конечно, мы поедем в Нижний Новгород. И, конечно, сделаем вечер её памяти в Москве – здесь много её учеников, и им есть, что сказать и что вспомнить…
Царствие небесное Татьяне Васильевне, прекрасному, мужественному человеку, знавшему тайну всепоглощающей любви к театру».
>  5 мая
100 лет со дня рождения Алексея Понсова


5 мая исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Дмитриевича Понсова (1920-2009) — театрального художника, технолога и педагога, много лет заведовавшего постановочной частью МХАТ. 

Родом из купеческой семьи Понсовых-Солодовниковых, он был увлечен рисованием с детства. В выборе жизненного пути его утвердила встреча со знаменитым художником Павлом Кориным, к которому юного Алексея направил митрополит Трифон (Туркестанов), в годы гонений живший в доме Понсовых.
Получив среднее образование в Училище памяти 1905 года, Алексей Дмитриевич работал маляром-декоратором в Театре им. Вахтангова и Театре Оперетты. В начале войны был призван на фронт, а закончил её в 1943 году подо Ржевом. Вернувшись в Москву, учился в Суриковском институте, но был отчислен «за формализм и низкопоклонство перед Западом» — его ученические работы сочли близкими к импрессионизму.
В 1953 году окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и с того же года стал работать в Художественном театре (художник по костюмам, художник-декоратор, художник-технолог, заведующий постановочной частью). Начав с оформления спектаклей «Лермонтов», «Дорога через Сокольники», участвовал в сценическом решении более 50 пьес.
Редкое сочетание художественного и технического дарования у Алексея Дмитриевича Понсова было дополнено даром педагогическим: с 1954 года он преподавал на постановочном факультете Школы-студии МХАТ, был профессором, заведующим кафедрой создания внешней формы спектакля, автором ряда трудов по технологии сцены.
>  4 мая
Художественный театр online


Дорогие друзья!
Сейчас двери театра закрыты, но ежедневно мы представляем записи наших спектаклей и мероприятий онлайн в группах Московского Художественного театра в социальных сетях (FB, VK, YouTube, Instagram).

Афиша на ближайшую неделю:

4 мая
19.00 — спектакль «Дуэль» (режиссёр Антон Яковлев) — видео

5 мая
19.00 — спектакль «Чеховские страницы» (режиссёр Евгений Радомысленский) — видео

6 мая
19.00 — фильм Анатолия Смелянского «Чёрный снег» (8-15 серии) — видео

7 мая
19.00 — «Круг чтения», вечер современной поэзии (режиссёр Марина Брусникина) — видео

8 мая
17.00 — в прямом эфире в нашем Instagram — «Мхатовские пятницы»: Константин Хабенский (ведущий Вадим Верник) — видео
18.00 — «Ваш А. Солженицын», вечер к 100-летию писателя (режиссёр Марина Брусникина) — видео
20.00 — спектакль «Прокляты и убиты» (режиссёр Виктор Рыжаков) — видео

9 мая
Театральный онлайн-марафон ко Дню Победы:
12.00 — концерт «Песни военных лет» (режиссёр Марина Брусникина) — видео
15.00 — спектакль «Возвращение» (режиссёр Юрий Ерёмин) — видео
19.00 — спектакль «Пролётный гусь» (режиссёр Марина Брусникина) — видео

10 мая
19.00 — спектакль «Уходя, оглянись» (режиссёры Олег Ефремов, Евгений Радомысленский) — видео
>  3 мая
150 лет со дня рождения Александра Бенуа


Сегодня, 3 мая, исполняется 150 лет со дня рождения Александра Николаевича Бенуа, художника, критика, теоретика искусства.

Его роман с Художественным театром продлился лишь несколько лет, но в них уместилось все: взаимная очарованность, подъем чувств, непонимание, раздражение. И даже официальное оформление отношений: Бенуа некоторое время был содиректором МХТ. 
Сама эта встреча была не случайна: Бенуа обожал театр, у него имелись свои идеи в области сцены, которые к моменту знакомства с создателями МХТ в 1909 году он отчасти уже реализовал (например, стал худруком «Русских сезонов» Дягилева). Но ему хотелось развернуться именно в драме. А создателям МХТ хотелось привлечь в театр новых художников. Таких, как члены объединения «Мир искусства», которые обращались к культуре былых эпох, соединяя ее с воздухом современности. Бенуа был идеологом «Мира искусства».
Все трое друг другу ужасно понравились. У Станиславского и Немировича между собой были сложные отношения, поэтому каждый старался перетянуть Бенуа на свою сторону. (Читать далее)
>  2 мая
Прямой эфир: «Мхатовские пятницы» с Константином Хабенским


Друзья!
«Мхатовские пятницы» Вадима Верника теперь онлайн — в нашем Instagram!
8 мая в 17:00 вас ждет встреча с Константином Хабенским в прямом эфире. Оставляйте свои вопросы в группах театра в социальных сетях в личных сообщениях или в комментариях к этой новости в Instagram, ВКонтакте, Facebook.
Автор вопроса, который понравится Константину больше всего, получит от актера приз. Время пошло!