> 22 июля Театральная премия «МК» Газета «Московский комсомолец» подвела итоги театрального сезона 2014-2015 и объявила имена лауреатов своей традиционной театральной премии. Среди них: Наталья Тенякова (супруга ювелира и королева Елизавета II в спектакле МХТ «Юбилей ювелира») — номинация «Мэтры. Лучшая женская роль», Олег Табаков (ювелир в спектакле МХТ «Юбилей ювелира») — «Мэтры. Лучшая мужская роль», спектакль «Мефисто» (режиссер Адольф Шапиро) – «Мэтры. Лучший спектакль большой формы». Артист МХТ Игорь Миркурбанов удостоен награды в номинации «Полумэтры. Лучшая мужская роль» за роль Венички Ерофеева в спектакле театра Ленком «Вальпургиева ночь». Вручение премии состоится осенью в редакции «Московского комсомольца». > 20 июля Юбилей Василия Немировича-Данченко 20 июля исполняется 75 лет заведующему музыкальной частью МХТ, заслуженному деятелю искусств России Василию Михайловичу Немировичу-Данченко. Он окончил Московскую консерваторию в 1964 г., а в 1966 г. был принят в Художественный театр концертмейстером, позднее занимал должность главного дирижера. В течение многих лет заведует музыкальной частью театра. Автор музыки к спектаклям “Эльдорадо”, “Варвары”, “Темная комната”, “Вишневый сад” (1989) и др. Ему принадлежит музыкальное оформление множества спектаклей, среди которых: “Медная бабушка”, “Иванов” (1976, 1990), “Дачники” (1977), “Чайка” (1980), “Господа Головлевы” (1984), “Скамейка”, “Чеховские страницы”, “Святая святых”, ”Волоколамское шоссе”, “Московский хор”, “Олень и шалашовка”, “Красивая жизнь”, “Горе от ума”, “Возможная встреча”, “Борис Годунов”, “Любовь в Крыму”, “Яма”, “Новый американец”, “Профессия миссис Уоррен”, “Ю”, “Утиная охота” (2002), “Ретро”, “Лес” (2004), “Немного нежности”, “Возвращение”, “Белый кролик”, “Последняя ошибка Моцарта”. Один из авторов и исполнитель главной роли в документальных спектаклях “Семь жизней Вл. И. Немировича-Данченко“ по письмам его деда (режиссер Р. Сирота) и „Твой образ милый и далекий“ по письмам А. П. Чехова (режиссер Е. Кемарская). Играет в спектаклях „Человек-подушка / The Pillowman“ (Па), „Идеальный муж. Комедия“. В спектакле „Призраки“ играл роль Саверио. Московский Художественный театр от всего сердца поздравляет Василия Михайловича с юбилеем и желает ему здоровья, счастья, вдохновения и успеха! > 13 июля Олег Табаков о журналистской этике Я не хотел давать никаких комментариев по поводу ситуации, сложившейся вокруг попавших в прессу моих высказываний об украинцах. Комментарии неуместны, как говорится. Но мой частный разговор по мобильному телефону наделал много шума. Поэтому несколько слов в дополнение. Первое. Я не был предупрежден о том, что у меня берут интервью. Запись беседы не была со мной согласована. И мне жаль, что журналисты сегодня не удосуживаются соблюдать элементарные этические правила. Второе. Сейчас многие спекулируют на теме отношений с Украиной, чтобы вызвать очередной скандал. У меня много друзей в Украине, которых я люблю и с которыми продолжаю поддерживать связь. И в то же время у меня есть своя твердая позиция и по поводу происходящих в наших отношениях с братским народом событий, и относительно русской и украинской культур, которые я считал и считаю единым целым. Для меня всегда было очевидным, что «национализация» любой из частей этой единой славянской культуры и попытка обособить украинскую культуру и письменность от русской и, шире, славянской – глупа. Я называю эту культуру русской. Хотите, называйте ее как-то еще. Но не стоит мне, человеку в том числе и с украинскими корнями, рассказывать об особом пути украинской культуры. Она была, есть и будет частью нашего общего достояния. Иначе — растворится и сгинет. Мне жаль, если мои вырванные из контекста слова (а они были именно об этом, и разговор был именно об этом) невольно кого-то обидели. Пусть это останется на совести тех, кто использует ситуацию, чтобы стравливать людей, разжигать ненависть и устраивать подобные провокации. При этом я, как и все нормальные люди, хотел бы, чтобы это кровопролитие закончилось, чтобы мы прекратили, наконец, составлять списки врагов с двух сторон. Люди искусства не могут быть опасными для национальной безопасности ни в Украине, ни в России. > 11 июля Ушла из жизни актриса Елена Хромова 9 июля на 90-м году жизни скончалась актриса МХАТ имени М. Горького, заслуженная артистка РСФСР Елена Афанасьевна Хромова (1925-2015). Елена Хромова была выпускницей первого набора Школы-студии МХАТ, и вот, что писал о ней её однокурсник Владлен Давыдов: «Она была ещё студенткой, когда ей после более чем удачного исполнения Сонечки Мармеладовой в отрывке из “Преступления и наказания” в 1946 г. поручили роль Сони в “Дяде Ване”. Спектакль ставил в МХАТ М. Н. Кедров. Драматический темперамент, целеустремленность ее Сони, граничащая с фанатизмом, поразили всех. Она была достойным партнером великих артистов, с которыми оказалась рядом. И хотя после “Дяди Вани” (1947) играла много (наиболее заметны были ее Груня Васильцова, “Вторая любовь”; Цветаева, “Мещане”; Варвара, “Живи и помни”. Из вводов — Поля, “Мещане”, 1953; Параша, “Горячее сердце”, 1954; Клеопатра, “Враги”, 1968), — именно роль Сони была для нее решающей. В финале, когда она смотрела в полные слез голубые глаза Добронравова — дяди Вани, она на его слова “Дитя мое, как мне тяжело!” отвечала страстным монологом, который звучал как заклинание, как клятва: “Что же делать, надо жить! Мы, дядя Ваня, будем жить… будем терпеливо сносить испытания, какие пошлет нам судьба, будем трудиться для других и теперь и в старости, не зная покоя…” Здесь слышалась еще и собственная клятва, которую могли бы повторить ее однокурсники, — клятва в верности театральному призванию, готовность к его тяготам». За роль Груни Васильцовой в спектакле «Вторая любовь» в 1950 году Елена Хромова была удостоена Сталинской премии. После разделения театра и до последних дней работала во МХАТ имени М. Горького. Отпевание и прощание с актрисой пройдёт в Храме Св. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Столешников переулок, д. 2) в понедельник, 13 июля в 12-00. Московский Художественный театр глубоко скорбит и выражает искренние соболезнования семье, друзьям и коллегам Елены Афанасьевны. > 3 июля 90 лет со дня рождения Анатолия Эфроса 3 июля исполняется 90 лет со дня рождения режиссёра театра и кино, педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР Анатолия Васильевича Эфроса (1925-1987). Он принадлежал к поколению, пришедшему в театр в послевоенное время. Возвращение к идеалам создаталей МХТ, к их эстетике-нравственности казалось тогда главной задачей. Эфрос углублялся в “систему”, ища той техники сценического творчества, которая сама собой становится преградой всяческой лжи. Учился в студии при Театре им. Моссовета. В 1944 г. поступил на режиссерский факультет ГИТИС (среди его учителей — М. О. Кнебель); закончил его в 1950 г., дипломный спектакль (1951) — “Прага остается моею”, по тюремным дневникам Юлиуса Фучика. Постановка пьесы В. Розова “В добрый час!” (ЦДТ, 1954) связала с его именем надежду на обновление сцены; в спектакле пленяла прозрачность красок, поэзия и непосредственность жизни, узнаваемой и преображенной. Естественно было его сближение с Олегом Ефремовым, который играл в пьесе Розова Алексея: оба были в те годы фанатиками “системы” и адептами “театра живого человека”; оба обладали педагогической волей; оба несли в себе некий образ идеального театра, к которому направляли свои усилия. Какое-то время предполагалось, что они свои усилия объединят: Эфрос стоял у истоков “Современника”, поставил один из первых его спектаклей — “Никто” Де Филиппо с Ефремовым и Л. М. Толмачевой. Их расхождение на рубеже 50—60-х гг. было столь же творчески оправданным, сколь оправданным было и приглашение Эфроса в руководимый Ефремовым Художественный театр в начале 80‑х гг.: Эфрос был необходим сцене, искавшей внутреннего освобождения, обновления душевной техники артиста, ее утончения и разнообразия. Внутренняя свобода была природным даром Эфроса; лишенная какой бы то ни было демонстративности, эта свобода настораживала против него и критику, привыкшую к идеологическому регламенту, и партийных начальников искусства. Рано выяснилось: крамолен с их точки зрения не тот или иной гражданский мотив в том или ином спектакле, но сам способ творчества, вольность художественного проявления себя на сцене. Возможность такого проявления и “страховал” (после всех неприятностей Эфроса) ефремовский МХАТ, где после “Эшелона” Рощина Эфрос поставил “Тартюфа” и “Живой труп”. Все три работы были примечательны прежде всего свежестью актерского существования в смело и легко трактованных ролях; пленяла комедийная быстрота смены группировок в “Тартюфе”, то словно бы разлетавшихся, то — при угрозе семейству Оргона — трогательно теснившихся с краю площадки. По свидетельству режиссера, он отдыхал душою, встречаясь с Калягиным — Оргоном и Федей Протасовым, с Вертинской — Эльмирой и Лизой. В неровном и нервном спектакле по Льву Толстому Эфрос так же счастливо сотрудничал со старейшинами МХАТ (М. И. Прудкин играл в “Живом трупе” Абрезкова, А. И. Степанова — Каренину). Стремление иметь с актерами общий точный язык, мечта о взаимопонимании исходила из глубин его натуры; разрыв с близкими ему по сцене людьми и угроза хотя бы на короткий срок оказаться вне театра омрачили поздние годы Эфроса и ускорили его конец. Инна Соловьёва > 2 июля 117-й сезон закрыт Сегодня, 2 июля, показом эскиза Саши Денисовой «Иов» (в рамках режиссёрской лаборатории «Современный актёр в современном театре») завершился 117-й сезон МХТ. А 30 июня были сыграны последние в этом сезоне спектакли – «Юбилей ювелира» в постановке Константина Богомолова (Основная сцена) и «Иллюзии» Виктора Рыжакова (Малая сцена). Именно этими спектаклями и общим сбором труппы 2 сентября Московский Художественный театр откроет новый – 118-й – сезон. Предварят открытие нового сезона августовские гастроли театра в Томске и Кемерово. |