> 24 июля 125 лет со дня рождения Марии Дурасовой 24 июля исполняется 125 лет со дня рождения актрисы театра и кино, заслуженной артистки РСФСР Марии Александровны Дурасовой (1891-1974). Она окончила Курсы драмы Адашева в 1912 г. и в том же году вступила в МХТ. Как все вновь приходившие в труппу, начала с ввода в «Синюю птицу» на роль Неродившейся души. Потом играла в том же спектакле Митиль (вместо Алисы Коонен) и Тильтиля; в «Пире во время чумы» (1915) она была Мэри. При создании Первой студии МХТ сразу же вошла в нее, став одной из самых близких учениц Л. А. Сулержицкого. Под его руководством она создала роль Малютки в «Сверчке на печи» (1914). Именно ей спектакль был во многом обязан особым лирическим звучанием темы дома и теплоты очага; маленькая хозяйка жила здесь как воплощение любви и женственности. Когда в 1919 г. артисты Художественного театра должны были определять, к какой из составляющих театр групп они себя относят, Дурасова назвала себя артисткой студии. С 1924 г. после переформирования студии в МХАТ-2 оставалась в нем до его ликвидации. Ей дано было соединять тончайшее, обостренное мастерство характерности и нежность рисунка с лиризмом подчас болезненным (так она играла Офелию, партнерствуя в постановке 1924 года с Гамлетом — Михаилом Чеховым). Среди ее ролей — Виола в «Двенадцатой ночи», Алина в «Балладине» Ю. Словацкого, Корделия в «Короле Лире», Бьянка в «Укрощении строптивой», Наташа в «Униженных и оскорбленных» по Достоевскому, Юля в «Чудаке» Афиногенова, Кораллина в «Бабах» по Гольдони, Джозиана в «Человеке, который смеется» и др. Ее актерскую судьбу навсегда переломила внезапная ликвидация МХАТ-2. Она оказалась среди тех бывших «первостудийцев», для кого МХАТ СССР им. М. Горького открыл двери: Дурасова работала здесь с 16 марта 1936 по сентябрь 1955 г. (первая исполнительница роли графини Лидии Ивановны, «Анна Каренина», 1937, и Жанны в «Достигаеве и других», 1938; играла леди Снируэлл в «Школе злословия», графиню Чарскую в «Воскресении» и др.), однако ни одна из этих ролей не достигала обаяния ее прежних созданий. Инна Соловьева, «МХАТ. 100 лет» > 21 июля Ушёл из жизни Борис Поюровский 20 июля на 83 году жизни не стало Бориса Михайловича Поюровского – выдающегося театрального критика, педагога, просветителя, заслуженного деятеля искусств РФ, человека, истово любившего театр и посвятившего ему всю свою жизнь. Борис Поюровский — автор нескольких тысяч рецензий, статей и очерков, а также множества книг, ставших настольными для театралов. Принимал участие в издании театральных сборников и энциклопедий, мемуаров мастеров экрана и сцены. Его самого называли живой энциклопедией отечественного театра второй половины ХХ века: в 1950–80 годы не было ни одной московской премьеры, на которую бы он не откликнулся рецензией, его статьи публиковались практически во всех ведущих периодических изданиях. Несколько лет он был председателем секции критиков Союза журналистов СССР. Отдельная страница биографии Бориса Михайловича – широкая просветительная деятельность. С 1954 года на радио и телевидении он вёл программы, посвящённые театральному искусству; им созданы около 40диафильмов-монографий о театре и о людях театра. Он стоял у истоков легендарных телевизионных театральных встреч в Центральном доме актера имени А. А. Яблочкиной, провел там свыше 400 вечеров; в 1960 году придумал обряд «Посвящение в актеры», который проводится по сей день. В Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина вел авторскую программу «Театральный особняк». С 1964 по 1974 год заведовал литературной частью ГЦТК под руководством С. В. Образцова. В течение 25 лет преподавал (был деканом, а затем и ректором) в первом Народном театральном университете Дворца культуры ЗИЛ. В 1955 году, будучи совсем молодым человеком, Борис Поюровский пришел работать в Школу-студию МХАТ. 17 лет он преподавал на кафедре мастерства актера и навсегда остался другом Художественного театра. В 2004 году Борису Михайловичу была присуждена премия Благотворительного фонда Олега Табакова – за честь и достоинство профессии, за любовь и верность театру. Московский Художественный театр глубоко скорбит об уходе Бориса Михайловича Поюровского и выражает свои искренние соболезнования его родным и близким. > 20 июля Поздравляем Николая Симонова! Поздравляем главного художника МХТ Николая Симонова с присуждением ему премии Москвы в области литературы и искусства (номинация «Изобразительное искусство»)! Премии города Москвы в области литературы и искусства присуждаются с 1992 года за создание наиболее талантливых, отличающихся новизной и оригинальностью произведений, получивших общественное признание и способствующих развитию литературы и искусства в Москве, а также за создание уникальных архитектурных сооружений. Церемония вручения пройдет в канун Дня города. > 7 июля 118-й сезон закрыт 7 июля спектаклем Глеба Черепанова «Контрабас» и лабораторным эскизом Данила Чащина «Лёха» Московский Художественный театр завершил свой 118-й сезон. Новый сезон будет открыт 30 августа – днём состоится традиционный сбор труппы, а вечером будут сыграны первые спектакли 119-го сезона – «Юбилей ювелира» Константина Богомолова и «19.14» Александра Молочникова. > 7 июля Продажа билетов на конец августа и сентябрь Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание на то, что в период с 8 июля по 5 августа кассы театра работать не будут. Ограниченное число билетов на спектакли сентябрьского репертуара поступит в онлайн-продажу на сайте театра 8 июля, в полном объёме продажа билетов на сентябрь начнётся 6 августа: в кассах МХТ в 12 часов, на сайте – после 15 ч. Бронирование билетов на сентябрь будет осуществляться с 8 августа: по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 — с 12 ч., на сайте театра — с 14 ч. До 8 августа заявки на бронирование билетов на спектакли сентябрьского репертуара не принимаются. > 3 июля «Примадонны» — 300-й спектакль!!! Сегодня вечером спектакль Евгения Писарева «Примадонны» будет сыгран в 300-й раз!!! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием! > 3 июля 150 лет со дня рождения Марии Лилиной 3 июля исполняется 150 лет со дня рождения народной артистки РСФСР Марии Петровны Лилиной (1866-1943). Одна из основателей Художественного театра, любимая ученица, партнерша и жена К. С. Станиславского, она, по мнению многих, была самой тонкой и глубокой из артисток МХТ. Именно ее исполнение роли Маши в «Чайке» и Сони в «Дяде Ване» (1898, 1899) было ближе всего к эстетике Чехова, которую тут разгадывали. В чеховском репертуаре МХТ ей принадлежали также роли Наташи («Три сестры»), Ани, а позднее Вари в «Вишневом саде». В переписке с автором раскрылся безупречный вкус, изящный и точный ум артистки. Лилина с очаровательной достоверностью и с комедийной грацией играла Лизу в «Горе от ума», Дарью Ивановну в «Провинциалке», Веру Николаевну в «Где тонко, там и рвется», Туанет в «Мнимом больном». Она разделяла со Станиславским его любовь к фантастическому — играла эльфа в «Потонувшем колоколе», Снегурочку, Фею в «Синей птице». Их дуэт в «Живом трупе», где Константин Сергеевич играл князя Абрезкова, а Лилина — Анну Дмитриевну, соединял толстовскую полноту жизни с филигранностью рисунка. Лилина чувствовала чрезвычайность мира Достоевского, его наэлектризованную характерность, его перехлесты через край — так она играла и трагическую безумную Хромоножку в «Николае Ставрогине», и оголтелую Карпухину в «Дядюшкином сне». Другие «премьерные» роли: Тея Эльфштедт («Эдда Габлер»), Юлия («В мечтах»), Бетти («Столпы общества»), Надежда Михайловна («Блудный сын»), Матрена («Стены»), госпожа Карено («Драма жизни»), гостья («Жизнь Человека»), Анна Андреевна («Ревизор», 1921); вводы: графиня-внучка и Хлёстова («Горе от ума»), Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Ольга («Три сестры»). Уделяя большую часть своего времени и сил семейным обязанностям, она редко претендовала на новые роли,после 1924 г. у нее было всего пять новых работ преимущественно эпизодического плана. С 1935 преподавала в последней Оперно-драматической студии Станиславского, претворяя на практике новые педагогические приемы великого режиссера. > 2 июля Юбилей Андрея Давыдова 2 июля исполняется 65 лет заслуженному артисту РФ Андрею Владленовичу Давыдову. Избрав театр своей судьбой, он пошёл по стопам родителей — мхатовских артистов Владлена Давыдова и Маргариты Анастасьевой. Окончив Школу-студию МXАТ в 1973 г. (курс В. Маркова), был принят в труппу Художественного театра. Играл в спектаклях Олега Ефремова «Валентин и Валентина» (Архимед), «Сладкоголосая птица юности» (Хэтчер), «Иванов» (Гаврила), «Так победим!» (Хаммер), «Перламутровая Зинаида» (Матвей), «Вишневый сад» (Яша), «Мишин юбилей» (Фрэд), «Три сестры» (Родэ). Среди сыгранных им ролей: Сахар («Синяя птица»), генерал фон Шратт («Дни Турбиных»), Коммивояжер («Татуированная роза»), граф Иоганн Килиан фон Штрек («Амадей»), Директор королевских театров («Ундина»), Бизнесмен («Красивая жизнь»), Энрик («Урок женам»), Афанасий («И свет во тьме светит. ..»), Дядя («Нули»), Флипот («Тартюф», 2004), Детектив («Свидетель обвинения»). Сегодня в репертуаре артиста — «Новый американец» (Турист), «Последняя жертва» (Швейцар), «Мастер и Маргарита» (Римский), «Событие» (писатель Пётр Николаевич). Московский Художественный театр поздравляет Андрея Владленовича с юбилеем и желает ему счастья, здоровья, успеха! > 1 июля Театральная премия «МК» Газета «Московский комсомолец» подвела итоги театрального сезона 2015-2016 и объявила имена лауреатов своей традиционной театральной премии. Среди них: Филипп Янковский (Дэвид в спектакле МХТ «Dreamworks* *Мечтасбывается») — номинация «Полумэтры. Лучшая мужская роль», Ирина Пегова (Салли в спектакле МХТ «Dreamworks* *Мечтасбывается») — «Полумэтры. Лучшая женская роль второго плана», Мария Трегубова и Алексей Трегубов (художники спектакля МХТ «Dreamworks* *Мечтасбывается») — «Лучший художник». Вручение премии состоится осенью в редакции «Московского комсомольца». |