>  31 декабря
С Новым годом!


Дорогие друзья!
В наступающем году не теряйте способности радоваться, мечтать и творить собственный мир, раскрашивая повседневность в яркие цвета своего воображения!
Именно так поступают герои премьерного спектакля Московского Художественного театра «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена». Сегодня участники спектакля поздравляют вас с праздником!

Поздравление Михаила Трухина, исполнителя роли адвоката Рамкопфа.


Слово Кристине Бабушкиной, играющей роль баронессы, бывшей жены Мюнхгаузена.


Артем Волобуев присоединяется к новогодним поздравлениям! Его герой — адвокат Рамкопф — человек глубоко рациональный, но и он поддается чарам барона.


И, наконец, в самую волшебную ночь в году неистощимый выдумщик, фантазер, тот, кто умеет преобразить реальность и подарить радость – барон Мюнхгаузен, он же Константин Хабенский — поздравляет всех с Новым годом!

>  27 декабря
Работа кассы театра в праздничные дни
Уважаемые зрители!
Просим учесть, что 31 декабря кассы театра окончат свою работу раньше обычного — в 18:00.
1 января — выходной день.
Со 2 января кассы будут работать в обычном режиме: с 12:00 до 19:30.
>  27 декабря
Продажа билетов на февраль
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на февраль 2022 года в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на сайте театра начнётся 4 января в 12:00.
Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 10:00.
Бронирование билетов на спектакли февраля по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 5 января с 12:00.
Обращаем ваше внимание на то, что, согласно приказу Министерства культуры РФ от 26 октября 2021 года, с 30 октября 2021 года посетить спектакли МХТ имени А. П. Чехова можно только при предъявлении паспорта и QR-кода, подтверждающего факт вакцинации от COVID-19 или уже перенесённого заболевания новой коронавирусной инфекцией.
Зрителям, имеющим медицинские противопоказания для вакцинации, необходимо иметь при себе справку о медотводе и отрицательный результат ПЦР-исследования (в бумажной форме или в виде QR-кода), выполненного не более чем за сутки до визита в театр.
Иностранным гражданам на входе в театр нужно предъявить бумажную справку с отрицательным результатом ПЦР-исследования, сделанного не более чем за сутки до мероприятия. 
Зрителям младше 18 лет QR-код не требуется.
Также остаётся необходимым ношение масок или респираторов на протяжении всего пребывания в театре.
>  26 декабря
160 лет со дня рождения Надежды Ламановой


Сегодня, 26 декабря, 160 лет со дня рождения Надежды Ламановой (1861 – 1941), которую называли «русской Коко Шанель». На протяжении почти сорока лет жизнь знаменитой портнихи была связана с Художественным театром.
Ее сотрудничество с МХТ началось в 1901 году: муж Ламановой, актер-любитель Андрей Каютов познакомил жену со Станиславским, а тот в свою очередь представил ее Немировичу-Данченко. После выхода спектакля «В мечтах» по пьесе самого Немировича, автор самокритично вспоминал: «По совести, я думаю, что дамские туалеты на Андреевой, игравшей главную роль, на Книппер и Лилиной были для публики большей притягательной силой, чем сама пьеса».
Ламановой в ту пору было уже 40 лет. Свое дело она начала в 24. Рискнула открыть собственную швейную мастерскую – и не прогадала. Ее талант и отменный вкус бросались в глаза, так что вскоре клиентура Ламановой расширилась до дам высшего света, и даже великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императрицы, начала заказывать у нее наряды. А в 1904 году Надежда Петровна стала «поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Федоровны».
Роман с МХТ тоже складывался удачно. Ламанова шила туалеты Раневской в «Вишневом саде», костюмы к спектаклям «У жизни в лапах», «Дядюшкин сон», «Отелло», воплощала в жизнь блестящие эскизы Александра Головина к «Женитьбе Фигаро». В 1909 году газеты написали о том, что Художественный театр открыл счет своим артисткам в ателье Ламановой, причем шить на деньги театра можно даже обувь. Клиентками Надежды Петровны были Ольга Книппер-Чехова и Мария Андреева, Лидия Коренева и Алиса Коонен, Алла Тарасова и Ангелина Степанова. Модельером она была деспотичным: примерки длились по нескольку часов, и дамы, случалось, падали в обморок.
В 1932 году Надежда Петровна устроилась в штат МХАТа в качестве конструктора и консультанта по костюмам. Среди ее работ тех лет – феерические костюмы к «Анне Карениной». Когда Станиславскому врачи прописали автомобильные прогулки, она часто составляла ему компанию. Они хорошо понимали друг друга, недаром про Ламанову писали: «То, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма».
А вот другая цитата из воспоминаний современников: «Ее руки были как руки хирурга или скульптора, скрипача или графика, они лепили из ткани складки, рисовали светотени, проводили графические линии, лепили объем». Почему вспоминают про руки? Дело в том, что Ламанова не рисовала эскизы костюмов, потрясающие силуэты своих нарядов она создавала прямо на моделях, закалывая ткань при помощи булавок. Ее творческое кредо звучало просто: «Всякий человек имеет право быть гармоничным».

Портрет работы Валентина Серова, 1911.
>  22 декабря
МХТ имени А. П. Чехова на Яндекс.Дзен


Дорогие друзья!
Московский Художественный театр имени А. П. Чехова открывает свой канал на Яндекс.Дзен.
На этой платформе мы будем писать о самых разных сторонах жизни театра: репетициях, спектаклях, актерах, секретах театральных профессий. Будем публиковать интервью, рассказывать
занимательные истории из прошлого Художественного театра, размещать статьи, созданные для художественно-общедоступного журнала МХТ «Камергерский, 3».
Яндекс.Дзен создан для чтения. И на канале театра будут лонгриды, которые, мы надеемся, зацепят вас и интересными фактами, и неожиданными поворотами и, что самое главное, человеческим содержанием. Ведь самое интересное — это читать про людей.
Подписывайтесь и оставайтесь с нами!
>  20 декабря
Поздравляем Нину Гуляеву!


Поздравляем актрису Художественного театра, народную артистку России Нину Ивановну Гуляеву с высокой государственной наградой — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность она удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени!
Указ о награждении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 20 декабря 2021 года.
>  18 декабря
Социологический опрос театральной публики


Дорогие друзья!
Союз театральных деятелей РФ и Государственный институт искусствознания предлагают вам принять участие в важном исследовательском проекте — социологическом опросе театральной публики. Его итоги позволят выяснить зрительские предпочтения, отношение к традиционным и новаторским постановкам, к творческому составу и репертуарной афише театров, а также сопоставить полученные оценки с экономическими условиями театральной деятельности.
Ваше мнение необходимо для объективного анализа нынешней театральной реальности.
Опрос можно пройти по ссылке — https://forms.gle/H22WRzcXMAZd6esw8
>  17 декабря
Лекция Олега Лекманова «Венедикт Ерофеев – автор и герой “Вальпургиевой ночи”»


23 декабря в 19.00 на Новой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдет лекция литературоведа Олега Лекманова «Венедикт Ерофеев – автор и герой “Вальпургиевой ночи”». Этим событием Московский Художественный театр продолжит цикл встреч, приуроченных к недавним премьерам.

Лирический герой Венедикта Ерофеева похож на него самого – это одаренный и умный человек, добровольно выбравший путь изгойства. Он не желает иметь ничего общего с социумом, его главная цель – обретение внутренней свободы и постоянное пребывание в этом состоянии. Таков Веничка, герой поэмы «Москва – Петушки», таков и Гуревич – центральный персонаж единственной завершенной пьесы Ерофеева «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора». В этой пьесе можно увидеть некоторые автобиографические черты: действие трагедии разворачивается в психиатрической лечебнице, заведении, хорошо знакомом самому Ерофееву, который не раз лечился от алкоголизма в больнице имени Кащенко.

О взаимоотношениях автора и героя в пьесе «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» расскажет Олег Лекманов, историк литературы, доктор филологических наук, профессор Школы филологии НИУ ВШЭ. Лекманов – автор книг по истории отечественной литературы ХХ века, в том числе и монографии «Венедикт Ерофеев. Посторонний» (написанной совместно с Михаилом Свердловым и Ильей Симановским). Это издание в 2019 году получило национальную литературную премию «Большая книга».

Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  16 декабря
Новые исполнители
19 декабря состоятся три ввода в спектакли МХТ. 

На Основной сцене в музыкальной постановке Евгения Писарева «Конёк-Горбунок» впервые примут участие актрисы Мария Сокольская и Ульяна Кравец. Каждая из них исполнит несколько ролей — от жителей морского дна до звёзд в небесной канцелярии!

На Малой сцене роль Платона в спектакле Александра Огарёва «Правда — хорошо, а счастье лучше» впервые сыграет Никита Бурячёк. Этот ввод можно назвать дебютом артиста в Художественном театре, хотя недавно он уже выходил на сцену МХТ в роли Шерхана в проекте Благотворительного фонда Константина Хабенского «Поколение Маугли».
>  15 декабря
100-й спектакль «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025»


Сегодня вечером на Малой сцене МХТ имени А. П. Чехова пройдет 100-й спектакль «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025». Эта история написана знаменитым режиссером, сценаристом и знатоком душ человеческих Вуди Алленом. А значит, в ней есть юмор, ирония, парадоксальность, неожиданные повороты и тонкие наблюдения над взаимоотношениями мужчин и женщин. Поставлен спектакль Константином Богомоловым одновременно элегантно и немного язвительно. Состав блестящий: Марина Зудина, Александра Ребенок, Игорь Верник, Андрей Бурковский, Евгений Перевалов. Все это в полной мере оценено публикой, которая с большим удовольствием ходит на «350 Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025» уже пять лет. Поздравляем всех создателей и участников спектакля с юбилейным показом!
>  14 декабря
«Мхатовские пятницы»: Ирина Мирошниченко


25 декабря на Малой сцене МХТ состоится новый вечер из цикла «Мхатовские пятницы», героиней которого станет народная артистка России Ирина Мирошниченко.
В преддверии Нового года Ирина Петровна в беседе с постоянным ведущим цикла встреч Вадимом Верником поделится детскими новогодними воспоминаниями, расскажет о своих любимых ролях, а это прежде всего чеховский репертуар. Ирина Мирошниченко единственная актриса в истории Художественного театра, которая сыграла восемь чеховских героинь.
Речь пойдет и о работе с легендами мхатовской сцены — Борисом Ливановым, Олегом Ефремовым, Павлом Массальским, Иннокентием Смоктуновским, а также о киносъемках у выдающихся режиссёров – Андрея Тарковского, Андрея Кончаловского, Витаутаса Жалакявичюса.
И, конечно, Ирина Петровна исполнит свои любимые песни. Традиционно в вечере участвует музыкальная группа молодых актёров Художественного театра «Жена в очках».
>  10 декабря
Последний сезон спектаклей «Идеальный муж. Комедия» и «Свидетель обвинения»


Дорогие друзья!
Не так давно спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия», прощальные показы которого состоялись в сентябре этого года, по настоятельным просьбам зрителей был возвращён в репертуар. Должны уточнить: спектакль будет идти до конца сезона 2021-2022. Ближайшие показы состоятся 22 и 23 декабря, 14 и 17 января.
Также до конца сезона остаётся в репертуаре спектакль «Свидетель обвинения» (режиссёр Мари-Луиз Бишофберже). Увидеть его можно 26 декабря и 25 января.

>  9 декабря
Отмена спектакля «Мальва» 11 декабря
Уважаемые зрители!
Спектакль «Мальва», назначенный на 11 декабря на Новой сцене, к сожалению, отменяется.
Билеты, купленные в кассах театра и у наших официальных партнёров, подлежат возврату по месту покупки в срок по 15 декабря включительно. Стоимость билетов, приобретённых на сайте МХТ, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!
>  9 декабря
130 лет со дня рождения Ольги Бокшанской


Сегодня, 9 декабря, 130 лет со дня рождения Ольги Бокшанской (1891 – 1948), личного секретаря Вл. И. Немировича-Данченко. Широкой публике старшая сестра Елены Сергеевны, жены Михаила Булгакова, известна благодаря «Театральному роману», где она выведена под именем секретарши Аристарха Платоновича Поликсены Торопецкой. Помните? «Торопецкая идеально владела искусством писать на машинке. Никогда я ничего подобного не видел… Что бы я ни делал, из-под руки Торопецкой шла почти без подчисток идеально ровная страница пьесы, без единой грамматической ошибки – хоть сейчас отдавай в типографию».
Ольга Бокшанская действительно была блестящей машинисткой. Именно она под диктовку Станиславского напечатала рукопись его книги «Моя жизнь в искусстве». А в 1938 году она впервые перепечатала рукопись романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Работавшая в МХТ с 1915 года, Ольга Сергеевна была наделена незаурядными литературными способностями и редкой наблюдательностью. С начала 1920-х годов на протяжении двух десятилетий она писала письма своему патрону Немировичу-Данченко, которому была предана безраздельно. Если Немирович был в театре, то Бокшанская ограничивалась короткими деловыми записками, которые оставляла на его столе. Но если он был в отъезде – например, в длительной заграничной поездке – то ее послания превращались в сагу, полную подробностей, описаний внутритеатральных конфликтов и сплетен.
Эти письма увидели свет в 2013 году: эпистолярное наследие Бокшанской опубликовало издательство Московского Художественного театра. Получилось два объемистых тома, чрезвычайно увлекательных. «Она старается сохранить в своих посланиях ценность жизни, застигнутой врасплох… Она своими средствами сумела сочинить документальный “театральный роман”, не менее характерный для эпохи, чем незавершенная книга Булгакова», – писал в предисловии к изданию Анатолий Смелянский. 
Прочесть письма Ольги Бокшанской вы можете в электронной библиотеке МХТ имени А. П. Чехова по ссылке: http://library.mxat.ru/books/7

Фото из фондов Музея МХАТ. 
>  7 декабря
«Лаборатория режиссёрских дебютов»: спектакль Егора Трухина «Мама» по пьесе Флориана Зеллера


В МХТ имени А. П. Чехова идут репетиции спектакля молодого режиссера Егора Трухина «Мама» по пьесе Флориана Зеллера. Премьера на Новой сцене МХТ запланирована на февраль.
Пьесы Зеллера из его «семейной трилогии» – «Папа», «Мама», «Сын» – сегодня у всех на устах. По ним снимается кино (недавно в прокате был фильм «Отец», режиссерский кинодебют Зеллера с Энтони Хопкинсом в главной роли, а сейчас драматург готовится к съемкам «Сына»), они идут в театрах множества стран. Активно ставят эти пьесы и в России. 
Флориан Зеллер – настоящий вундеркинд. Свой первый роман «Искусственный снег» студент парижского Института политических исследований, где обучается будущая дипломатическая элита Франции, написал в 22 года. Сочинять начал не без влияния Милана Кундеры, книги которого обожал. Третий роман – «Очарование зла» – прославил Зеллера: в 2004 году он получил за эту книгу престижную премию Prix Interallié. Театром Флориан увлекся случайно: однажды его попросили написать либретто для оперы. Зеллер, завзятый меломан, согласился. «Я думал, что это будет свидание с музыкой, а это оказалось свиданием с театром», – рассказывал он позже.
Роман с театром вышел бурным и счастливым. И в творческом плане, и в личном. Драма Зеллера «Отец» (2012) прогремела в Лондоне, Париже, Нью-Йорке и была названа «самой известной пьесой последнего десятилетия». А работа над спектаклем «Манеж» в Париже обернулась судьбоносной встречей: одну из ролей в нем сыграла модель и актриса Марин Дельтерм, на которой Флориан в итоге женился.
Нынешний бум вокруг пьес Зеллера понятен: его драмы посвящены проблемам современной семьи и задевают всех. Они попадают в болевую точку времени, говорят о том, что ментальное здоровье сегодня – как тонкий лед, который в любой момент может разлететься вдребезги под напором жизни. В одном интервью Зеллер назвал своих героев «людьми с трещинами». При этом уточнил, что не пишет исповедей – рассказанные им истории далеки от его собственной жизни. Просто он умеет страдать (и сострадать), а это, по мнению Зеллера, важнейшее качество для писателя.
Героине пьесы «Мама» – женщине на грани нервного срыва, чьи дети выросли и живут своей жизнью, а муж заметно отдалился – не сострадать невозможно. В спектакле Егора Трухина главную роль сыграет актриса Мария Зорина. В других ролях: Алексей Красненков, Кузьма Котрелев, Мария Сокольская. Спектакль создается в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» — совместного проекта МХТ и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства).

Фото Samuel Kirszenbaum
>  7 декабря
Социологический опрос театральной публики


Дорогие друзья!
Союз театральных деятелей РФ и Государственный институт искусствознания предлагают вам принять участие в важном исследовательском проекте — социологическом опросе театральной публики. Его итоги позволят выяснить зрительские предпочтения, отношение к традиционным и новаторским постановкам, к творческому составу и репертуарной афише театров, а также сопоставить полученные оценки с экономическими условиями театральной деятельности.
Ваше мнение необходимо для объективного анализа нынешней театральной реальности.
Опрос можно пройти по ссылке — https://forms.gle/H22WRzcXMAZd6esw8
>  7 декабря
Интервью с Мариной Андрейкиной в журнале «Театр»


В журнале «Театр» вышло интервью с первым заместителем художественного руководителя — директора МХТ имени А. П. Чехова Мариной Андрейкиной — о перспективах развития Художественного театра и трудностях, которые приходилось преодолевать.

«Без чёткого определения художественной политики не может быть никакого менеджмента. Менеджмент и художественная деятельность должны существовать в тандеме, в постоянном диалоге… Модель, которую выбрал Константин Хабенский, – она открытая. Он не претендует на знание всех областей в театральной сфере, но не боится спрашивать. И, что немаловажно, он, опираясь на эти мнения, берёт на себя ответственность за принятие решений».

Полный текст интервью — http://oteatre.info/mht-posle-tabakova/
>  6 декабря
«Мой адмирал»: в свет вышла первая книга-биография Константина Хабенского


В издательстве АСТ вышла первая и пока единственная биография Константина Хабенского, художественного руководителя МХТ имени А. П. Чехова, народного артиста России. Книгу «Мой адмирал» написала его мама Татьяна Хабенская. В ней собраны воспоминания о детстве и юности актера, учебе в театральном институте, работе в кино и театре, деятельности Фонда Хабенского, а также о многом другом. Книга полна голосов, рассказывающих о Хабенском: его мамы, друзей, коллег. Звучит на страницах и голос самого героя рассказа.
Татьяна Хабенская: «На протяжении многих лет, начиная с работы Кости в театре-студии „Суббота“ и заканчивая съемками в разных фильмах, я с любовью и заботой собирала программки, афиши, фотографии, вырезки из газет и журналов. Особенного богатства я за свою жизнь не нажила, но эти коробки с аккуратно уложенными материалами о сыне я берегла. Я как-то перебирала старые архивы, смотрела фильмы и подумала, что я бы могла поделиться своими
воспоминаниями с людьми, которым интересны судьба и творчество моего сына. Села и стала писать».
Купить книгу «Мой адмирал» можно в книжных магазинах «Москва», «Библио-Глобус», «Читай-Город» и «Буквоед» (Санкт-Петербург), а также заказать в интернет-магазинах «ЛитРес», «Лабиринт» и “Wildberries”.