>  29 марта
Продажа билетов на май
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на май в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 3 апреля в 12:00. Формирование очереди с использованием бумажных браслетов — с 11:00.
Бронирование билетов на спектакли мая по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 5 апреля с 12:00.
Обращаем ваше внимание: по решению Роспотребнадзора об условиях рассадки в продажу поступает ограниченное количество мест (50% от полной вместимости зала).
>  29 марта
Новые исполнители


1 апреля роль графа Леона Дальгу в спектакле Михаила Рахлина «Весёлые времена» впервые исполнит Дмитрий Сумин.
>  27 марта
С Международным днём театра!


27 марта – Международный день театра. В этот день мы желаем всем людям театра и зрителям, чтобы их взаимная любовь не ослабевала, чтобы она несла с собой те открытия и прозрения, которые непременно сопровождают подлинное чувство.



Все главные чудеса в театре творятся на сцене. В Московском Художественном театре историческая сцена – место сакральное, место силы для многих поколений артистов и режиссеров. Они считают ее живым существом, которое все чувствует, слышит и – помнит. 



«В этом объеме, в досках планшета, в театральной машинерии есть особая мощь, неповторимая скромность и какая-то тайна… особые точки мхатовской сцены, словно кем-то заколдованные, дают артисту право говорить тихо-тихо, шепотом… а в зале слышно каждое слово! Эту сцену нужно познавать, слушать, как живое существо, и рассказывать о ней можно бесконечно. Но никогда еще я не слышал, чтобы о подмостках Художественного театра говорили так глубоко, просто и емко, как сказала Анастасия Вознесенская: “Я люблю слушать звуки этой сцены по трансляции, сидя в гримуборной. Нет ни репетиции, ни спектакля – и можно различить отдельные шорохи, дуновение сквозняка… Можно услышать, как по пустой сцене бесшумно пробирается театральная кошка. Я это бесконечно люблю”».
Из книги Виктора Гвоздицкого «Последние».



На этих фото сцена Художественного театра предстает в объективе Александра Иванишина – живого классика театральной фотографии. Это взгляд за кулисы, не парадная, а повседневная жизнь театра, то, что зрители обычно не видят.



В честь Дня театра МХТ имени А. П. Чехова представляет на своём YouTube-канале следующую программу:

15.00 — фотофильм Александра Иванишина «Рождение спектакля» — видео.

19.00 — премьера видеоверсии спектакля Аллы Сигаловой «ХХ век. Бал» — видео.
Внимание! По окончании трансляции доступ к видеозаписи будет закрыт.

24.00 — премьера видеоверсии вечера «Мхатовские пятницы», героиней которого стала заслуженная артистка РФ Алёна Хованская — видео.

>  26 марта
Премьера видеоверсии спектакля «ХХ век. Бал»


Дорогие зрители!
Завтра, 27 марта, в честь Дня театра на YouTube-канале МХТ имени А. П. Чехова состоится премьера видеоверсии спектакля Аллы Сигаловой «ХХ век. Бал».
Внимание! Запись будет доступна с 19:00 до 21:00.

Фото Александра Иванишина.
>  24 марта
Спектакль «Серёжа» в киноафише «Золотой Маски»


14 апреля спектакль Московского Художественного театра «Серёжа» (режиссёр Дмитрий Крымов), получивший в прошлом году премию «Золотая Маска» в двух номинациях, откроет программу «Золотая Маска в кино». Спектакль можно будет увидеть в кинотеатрах проекта TheatreHD и объединённой сети кинотеатров (Синема Парк, Формула Кино, Кино Окко) в более чем 60 городах России. Зрители европейской части страны и уральского региона смогут посмотреть прямую трансляцию спектакля (начало в 19.00), в регионах, чьё время существенно расходится с московским, будет показана запись.
>  23 марта
Скоро премьера: «Заговор чувств» Юрия Олеши в постановке Сергея Женовача


30 и 31 марта в МХТ им. А. П. Чехова состоится премьера спектакля Сергея Женовача «Заговор чувств».

Сергей Женовач: «Спектакль „Заговор чувств“ это наше некое театральное сочинение, в основе которого и роман Юрия Олеши “Зависть”, и его пьеса “Заговор чувств”. Чем интересна проза? Она ломает привычное течение действия: есть сны, предчувствия, подсознательные ходы, монологи… В романе “Зависть” удивительные внутренние монологи. В театре же все закручивается в действенный узел. Поэтому сюжет спектакля из пьесы “Заговор чувств”».

Премьера Сергея Женовача символична – она возвращает на сцену Художественного театра имя Юрия Олеши, отдавая дань автору, с которым театр связывали глубокие и очень непростые отношения. Владимир Немирович-Данченко в 1931 году отзывался о писателе так: «Из всех пишущих для сцены я чувствую драматурга настоящего пока только в трех — Булгаков, Афиногенов и Олеша». Завлит МХАТа Павел Марков переживал, что Художественный театр упустил пьесу «Заговор чувств» — в 1929-м ее поставил Театр имени Вахтангова. Марков вообще был очарован блестящим даром Олеши: «Среди нас бродил волшебник, охваченный какими-то осенившими его образами. Он был мудр и наивен».
Упустив «Заговор чувств», в 1930 году поставили инсценировку романа-сказки «Три толстяка» — МХАТу нужен был спектакль для детей, своего рода замена легендарной «Синей птице».
В это же время МХАТ заказал Олеше пьесу к 15-летию революции — о новой, советской жизни. И тут начались мучения. Олеша писал разные варианты пьесы — она называлась то «Модест Занд», то «Смерть Занда», то «Нищий», то «Нищета философии». Прочитал во МХАТе, попросили доработать — он переписал, сочиняя, по сути, новую пьесу. И в какой-то момент прислал во МХАТ письмо с такими словами: «Не считайте меня обманщиком, рвачем и мерзавцем. Я пьесу пишу. Но чем же я виноват, что эта работа хрупкая, которая ломается каждую минуту? Я делаю серьезную работу, тема чрезвычайно серьезная для меня – кровавая. (…) Я не могу спешить, я работаю долго! Ну, поймите меня и простите!»
На самом деле к середине 30-х Олеша просто замолчал. Он был не нужен наступающему времени, а оно было чуждым ему. И Юрий Карлович ушел во внутреннюю эмиграцию: писал дневники, работал в стол. Уже после смерти Олеши были опубликованы его дневниковые заметки – знаменитая книга «Ни дня без строчки».

В спектакле Сергея Женовача заняты: Михаил Пореченков, Артём Волобуев, Софья Райзман, Алексей Краснёнков, Авангард Леонтьев, Наталия Егорова, Юлия Чебакова, Алексей Варущенко, Артём Соколов, Ростислав Лаврентьев, Павел Филиппов, Данил Стеклов, Иван Дергачёв, Юлия Ковалёва, Армэн Арушанян, Вероника Тимофеева, Римма Коростелева, Валерий Зазулин, Виктор Кулюxин, Алексей Агапов.
Художник спектакля – Александр Боровский
Художник по свету – Дамир Исмагилов
Композитор – Григорий Гоберник

На фото: Юрий Олеша, 1930-е гг.
>  21 марта
100-й «Предел любви»


Сегодня вечером Мужчина и Женщина в сотый раз встретятся, чтобы расстаться.
В сотый раз он начнёт разговор: «Я пришёл сказать тебе, что всё кончено».
В сотый раз отчаяние обожжёт откровенностью и два монолога не сложатся в диалог.
В сотый раз Евгения Добровольская и Андрей Кузичев сыграют спектакль Паскаля Рамбера «Предел любви».
Поздравляем всех создателей и участников спектакля с юбилейным показом!
>  20 марта
Изменения в репертуаре
Уважаемые зрители!
Спектакль «350 Сентрал-парк Вест New York, NY 10025», назначенный на 28 марта на Малой сцене, переносится на 15 мая. Билеты остаются действительными.
Если новая дата вам не подходит, билеты можно вернуть по месту покупки до 1 апреля включительно.
Если билеты были приобретены на сайте МХТ, возврат можно оформить, прислав заявление на адрес lvvinogradova@mxat.ru. Форма заявления: https://mxat.ru/_documents/official/vozvrat.pdf. Деньги будут возвращены на карту, с которой производилась оплата.
Приносим извинения за доставленные неудобства!

28 марта на Малой сцене состоится спектакль «Механика любви». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте театра.
>  19 марта
Новые исполнители


20 марта в спектакле Константина Богомолова «Идеальный муж. Комедия» роль Ирины (из Минска) впервые исполнит Софья Евстигнеева.
>  16 марта
Новые исполнители


19 марта в спектакле «Сахарный немец» впервые примет участие Мария Сокольская. Она сыграет сразу несколько ролей: Клашу и Клашу-мечту, Цыганку, Незнакомку, Медсестру.
>  15 марта
«Мхатовские пятницы»: Николай Чиндяйкин


20 марта на Новой сцене МХТ состоится новый вечер из цикла «Мхатовские пятницы». В этот раз гостем и собеседником Вадима Верника станет народный артист России Николай Чиндяйкин.
Широкой публике известны его работы в кино и на телевидении. Для театралов он мастер сцены и режиссёр, ученик и многолетний соратник Анатолия Васильева. Поклонники знакомы с его дневниками, отразившими большой и интереснейший жизненный путь, полный исканий (они были опубликованы под названием «Не уймусь, не свихнусь, не оглохну»). А близкие знают, что он ещё художник и поэт…
В вечере традиционно участвует музыкальная группа «Жена в очках».
>  14 марта
Юбилей Ольги Яковлевой


Сегодня отмечает юбилей народная артистка РФ Ольга Михайловна Яковлева.
Ее актерской темой всегда была внутренняя свобода человека, женщины, существующей в ужасающе несвободном мире. Избыток сил, чувств, мыслей – и трагическая невозможность их реализовать. Об этом были многие ее роли. Эта тема была важна и для нее самой. Как замечательно сказала Ольга Михайловна в одном интервью, рассуждая об актерской профессии: «должен найтись режиссер, который откроет тебе ребра для свободы».
Сама она такого режиссера обрела в 1964 году. Тогда Театр имени Ленинского комсомола, в котором уже два года служила недавняя выпускница Щукинского училища Ольга Яковлева, возглавил Анатолий Эфрос. Свое впечатление от молодой актрисы Эфрос позже описал в книге «Репетиция – любовь моя»:
«Впервые я увидел Ольгу Яковлеву в какой-то маленькой роли, среди плохо игравших артистов. Я все ждал, когда те уйдут и снова выйдет она. У нее роль была быстрая-быстрая. Живая-живая. И моментальные реакции. Как бы ни одного места обдуманного. Все импульсивно, но и умно вместе с тем, вот в чем дело. Потом был спектакль, где она играла стюардессу, влюбленную в физика. Репетиции шли в зале, где стояло много соединенных кресел, взятых для починки из зрительного зала. Физик чем-то оскорбил эту стюардессу, и она так заплакала, бросилась в одно из этих кресел, и все замерли, будто это на самом деле… Вообще тягаться в непосредственных реакциях с Яковлевой очень трудно. Она, например, может так засмеяться в ответ на какую-нибудь реплику, что веришь, будто это ее действительно рассмешило. Хотя это уже в сотый раз».
Стюардесса, влюбленная в физика, – это «104 страницы про любовь» по пьесе Эдуарда Радзинского, один из лучших спектаклей Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола. Потом были Лика в пьесе Арбузова «Мой бедный Марат», Нина в чеховской «Чайке», Арманда в «Мольере» Булгакова. Последние два спектакля оказались столь острыми, что Эфроса из «Ленкома» уволили. С формальной формулировкой «за несоответствие репертуарным задачам театра».
В Театре на Малой Бронной, где с 1967 года Анатолий Васильевич работал очередным режиссером, творческий союз Эфроса и Яковлевой пережил наивысший взлет. Ее героинями были женщины, редкостно одаренные в чувствах, но часто страдающие от мучительного эмоционального голода. Джульетта и Дездемона, Ирина в «Трех сестрах» Чехова и Эльвира из «Дон Жуана» Мольера, Лиза Хохлакова в спектакле «Брат Алеша» по Достоевскому и Агафья Тихоновна из «Женитьбы» Гоголя, Наталья Петровна из «Месяца в деревне» Тургенева и Альма в пьесе Уильямса «Лето и дым». Их переживания эхом отзывались в зрительном зале – ведь знакомы и понятны они были едва ли не каждому зрителю.
После трагического ухода из жизни в 1987 году Анатолия Васильевича Эфроса наиболее близким Яковлевой режиссером оказался Адольф Шапиро. В 1990-е мощно прозвучал его спектакль в «Табакерке» «Последние» по пьесе Горького, в котором Ольга Михайловна сыграла Софью, жену главы семейства Ивана Коломийцева (в его роли выходил Олег Табаков). Потом были Мадлена Бежар в «Кабале святош» Булгакова и Бабушка в гончаровском «Обрыве» на сцене Художественного театра, в труппу которого Ольга Михайловна вступила в 2004 году.
Редкий дар – всегда сохранять внутреннюю свободу – неизменно при ней. Яковлева соглашалась на эксперименты (“Savannah Bay” Маргерит Дюрас в проекте «Французский театр. Впервые на русском»), выходила в комедии («Весенняя лихорадка»). Сегодня нежен и точен дуэт Ольги Михайловны и Авангарда Леонтьева в постановке Александра Огарева «Правда – хорошо, а счастье лучше» по Островскому. И много лет на сцене МХТ идет спектакль Аркадия Каца «Немного нежности», ироническая, изящная и слегка печальная история любви, где Яковлева играет вместе со Станиславом Любшиным и Ириной Мирошниченко.
С днем рождения, дорогая Ольгa Михайловна! Здоровья, мира в душе, радости! Ваш МХТ. 
>  12 марта
Три года без Олега Табакова


Три года назад не стало Олега Табакова. Масштаб его личности был очевиден всегда, но «большое видится на расстояньи», и сейчас, оглядываясь, мы заново ему поражаемся. Вслед за Вл. И. Немировичем-Данченко Олег Павлович любил повторять, что жизнь на нас не кончается (эти слова начертаны и на скульптуре «Атом Солнца», недавно установленной у новой сцены «Табакерки»). Храня память о прошлом, он жил в заботе о будущем, о времени, когда «нас не будет, а люди будут приходить в театр и, возможно, помянут нас добрым словом»: растил учеников, строил театры, давал шанс и подставлял плечо тем, в ком видел талант. И жизнь продолжается, и он продолжается в нас.
Вечной жизни Вам, Олег Павлович. Спасибо за всё.
>  8 марта
С Международным женским днём 8 Марта!


Все мужчины Московского Художественного театра имени А. П. Чехова поздравляют любимых женщин с праздником весны и красоты!
Мужской Хор Творцов имени Гагарина и сильная половина группы «Сладкий мёд» исполняют песню, посвящённую этому дню, а «гагаринцы» дарят всем женщинам театра весенний знак внимания. Будьте здоровы и любимы, наши самые красивые и талантливые «мхатовки»!
А наших дорогих зрительниц и зрителей мы всегда ждем на спектаклях Московского Художественного театра — и в праздники, и в будни!



Автор текста — Михаил Рахлин, режиссер монтажа — Евгений Филиппов.
>  4 марта
Книга Игоря Верника «Брошенные тексты»


В издательстве АСТ вышла первая книга народного артиста РФ Игоря Верника «Брошенные тексты», её презентация состоялась в ТАСС 3 марта. В книгу вошли стихи и дневниковые записи разных лет.

Игорь Верник: «Как случилась эта книга? В школьные годы, когда душа моя рвалась наружу, не зная, что с этим делать, я хватался за шариковую ручку и в школьную тетрадь неровным почерком записывал свои неровные впечатления. Бросал это, забывал, возвращался. В студенческие годы на коленке, на театральных программках, на клочках бумаги я писал стихи. Терял эти страницы, находил, снова терял. Позже завёл общую тетрадь, дал себе слово последовательно фиксировать происходящее, и делал это совершенно непоследовательно. Когда продолжением руки стала не ручка, а телефон, в нём начали множиться наброски и стихи, впечатления. Оказалось, что гаджеты имеют свойство разбиваться, теряться, глючить… И всё-таки некоторые заброшенные ненадолго или брошенные навсегда тексты каким-то образом собрались вместе… Книга посвящена маме и папе — Эмилю и Анне Верник, которые научили меня самому главному — любить. Любви, которая была в нашем доме, любви к детям, людям, творчеству».
>  3 марта
Поздравляем Паулину Андрееву и Фёдора Бондарчука!


Московский Художественный театр поздравляет Паулину Андрееву и Фёдора Бондарчука с рождением сына — Ивана Фёдоровича! С новой жизнью! Здоровья, счастья, любви!
>  2 марта
85 лет со дня рождения Ии Саввиной


2 марта исполняется 85 лет со дня рождения народной артистки СССР Ии Сергеевны Саввиной (1936-2011).

Она и не думала быть актрисой. Сельская девочка, умница, книгочей, медалистка, в 1953 г. поступила на журфак МГУ. Там в Студенческом театре начинающий режиссёр Ролан Быков поставил спектакль «Такая любовь», а без пяти минут журналист и редактор Ия Саввина сыграла в нём главную роль.
«Спектакль пересмотрела вся Москва. Меня стали приглашать сниматься, я отказывалась. Но перед чеховской „Дамой с собачкой“ устоять не смогла».
Людмила Гурченко, оказавшаяся свидетелем съёмок, вспоминала: «Дяденька гримёр так суетился вокруг этой неприметной девушки, с любовью выкладывая на её пепельных волосах волны, андульсьоны, завиточки… И – как чудо – лицо её преображалось. Становилось изумительно загадочным, притягательным, чувственным. И в то же время милым и простым. Ой, да вот же она, вот она – „юная дама“!»
Фильм Иосифа Хейфица, вышедший в 1960 г., был признан шедевром. В том же году Юрий Завадский пригласил актрису-самородка в Театр имени Моссовета и сразу – на роль ибсеновской Норы, роль, которую ей передала сама Любовь Орлова.
Когда в 1977 г. Олег Ефремов «в тоске по чистому, интеллигентному звучанию» позвал Ию Сергеевну во МХАТ, у неё были уже десятки главных ролей в театре и кино, звания и награды, а главное – всенародная любовь. Её любили как свою, как родную. Недаром одним из её триумфов в кинематографе стала «История Аси Клячиной…» Андрея Кончаловского, где ей удалось раствориться в среде непрофессиональных актёров, подлинных деревенских жителей.
Оставаясь до конца жизни актрисой Художественного театра, Ия Саввина сыграла здесь более 20 ролей в спектаклях по пьесам классиков и современников: Чехова, Горького, Островского, Вампилова, Гельмана, Петрушевской, Птушкиной…
Олег Ефремов говорил о ней: «Саввина берёт не столько мастерством и изыском, сколько своей богатой интуицией и талантом. Редкая, целостная индивидуальность, с которой интересно общаться, работать, дело делать. При своем уме, своей несомненной гуманитарной образованности она сохранила народность, что проявляется иногда в мелочах, в быту. Она любит принимать гостей. Хлебосольство её по-настоящему русское…»
Гостеприимный дом актрисы был интеллектуальным клубом, пристанищем для опальных друзей, местом притяжения. Как вспоминал Сергей Юрский, чтобы стать там своим, надо было пройти тест на юмор и острую иронию Ии Сергеевны, совпасть в литературных пристрастиях («Пушкин присутствует в вашей жизни, или он там, в восьмом классе школы остался, как второгодник?..»).
Памятуя о первой профессии, Ия Сергеевна вела просветительские передачи на телевидении, издала сборник воспоминаний о мастерах сцены. Воспоминания, впечатления её коллег о ней самой можно прочесть в буклете, изданном МХТ к одному из юбилеев актрисы. А недавно в свет вышла книга Анатолия Васильева – актёра, режиссёра, мужа Ии Сергеевны – «Ия и я», основанная на её дневниковых записях и заметках.
>  1 марта
Прямой эфир с Павлом Ващилиным
2 марта в 20:00 в Instagram-аккаунтах @mxat_chekhova и @ticketland_msk состоится прямой эфир с актёром Павлом Ващилиным.
Речь пойдет о премьере спектакля Ренаты Литвиновой «Звезда вашего периода», жанр которого обозначен как драма и триллер, о роли Павла в новой постановке и, конечно же, о творчестве в целом.
Во время эфира в комментариях можно будет задать вопросы артисту. Автора самого интересного вопроса ждёт пригласительный билет на один из спектаклей с участием Павла Ващилина.

>  1 марта
Продажа билетов на апрель
Уважаемые зрители!
Продажа билетов на апрель в кассах МХТ (Камергерский переулок, 3) и на официальном сайте театра mxat.ru начнётся 6 марта в 12:00. Формирование очереди в кассу с использованием бумажных браслетов — с 11:00.
Бронирование билетов на спектакли апреля по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 и на сайте театра будет осуществляться с 8 марта с 12:00.
Обращаем ваше внимание: по решению Роспотребнадзора об условиях рассадки в продажу поступает ограниченное количество мест (50% от полной вместимости зала).