Художественно-постановочная частьЕкатерина Серебренникова Машинно-декорационное отделениеЮрий Исачков Алексей Маричев Андрей Ямщиков Юрий Скалдин Художественное освещение сценыВалентин Александров Алексей Дергачёв Александр Жерносек Отдел звукооформления и звукотехнического оборудования сценАлексей Попов Отдел сценических эффектовВиктор Сафронкин Гримёрное отделениеАнастасия Кирюшина Татьяна Сагеева Костюмерное отделениеОльга Лебедева Дарья Анатольева Людмила Желтякова ПрачечнаяТатьяна Каленова Реквизиторское отделениеИрина Диденко Новая сценаЕвгений Филиппов Отдел механизации и технического оборудования сценДмитрий Копейкин Александр Будник Владимир Закатов Александр Макаров Юрий Провальский Константин Белоусов | «Собрать калейдоскоп». Интервью с завпостом МХТ Надеждой БыхановойАлександра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.07.2021 Надежда Быханова работает в Художественном театре 25 лет. Начинала как художник-конструктор на спектаклях «Три сестры» Олега Ефремова и «Женитьба» Романа Козака. А в 1998 году заняла должность завпоста – заведующей художественно-постановочной частью МХТ. Совершенно незаменимый человек в театре, Надежда Михайловна рассказывает о том, в чем заключается гениальность художников-сценографов, какие качества необходимы завпосту и почему не стоит в путешествиях увлекаться фотографированием. – Я с юности хотела стать театральным художником. В Воронеже, где я выросла, окончила художественное училище по специальности «художник-декоратор». И когда позже поступала в Школу-студию МХАТ, то говорила, что иду на технолога, потому что театральный художник должен знать, как всё устроено. Но в итоге так вышло, что технология меня затянула. – Что было самым интересным во время учёбы в Школе-студии МХАТ? – Всё, что касалось практики. Курсовые работы с большими мастерами – такими, как Олег Шейнцис, Валерий Левенталь. Например, была курсовая на базе Большого театра: мы помогали Левенталю делать макет к спектаклю «Евгений Онегин». Была практика в Ленкоме, после которой в 1991 году меня пригласили туда работать. В Ленкоме я проработала пять лет. Вроде бы это небольшая часть жизни, особенно по сравнению с четвертью века, которые я служу в Художественном театре, но, бывает, я и сегодня вспоминаю Ленком. Иногда даже ставлю в пример: что-то там устроено лучше. А что-то лучше – у нас. – Вы пришли во МХАТ имени А. П. Чехова в 1996 году – в момент, когда Олег Николаевич Ефремов репетировал «Трёх сестёр». – Да, я вошла в процесс создания этого спектакля не с самого начала, но успела сделать шаблоны для мебели. Мы чертили предметы для изготовления в мастерских: стулья, диванчик, умывальник. В сценографии к этому спектаклю существовал свой секрет: изящный павильон – дом с колоннами, придуманный Левенталем, – относительно роста человека был уменьшен. Валерий Яковлевич и мебель сделал меньше по размеру, чем обычная мебель. Это, кстати, исторически оправданно – известно, что люди прошлых веков в среднем были миниатюрнее, чем современные. С Левенталем мы потом выпустили ещё несколько спектаклей: «Вечность и ещё один день», «Венецианский антиквар», «Священный огонь». В макетах, которые он делал, всё было проработано до такой степени, что когда возникали вопросы о том, как это будет выглядеть на сцене, он говорил: «А ты возьми рулетку и померь – в макете всё точно сделано!» Этим, кстати, отличаются макеты, выполненные большими мастерами: точно так же было и у Бориса Асафовича Мессерера, который в момент моего прихода во МХАТ занимал должность главного художника театра, и у Сергея Михайловича Бархина, и у Давида Львовича Боровского, и сейчас у Александра Давидовича. Это особое искусство, своего рода гениальность – всё так заранее придумать, чтобы при переносе точно попасть в масштаб сцены, спектакля. Иной раз фотографию макета трудно отличить от фотографии декорации. – Получается, то, что сценограф придумал ещё на стадии макета, всё ровно так же и воплощается в жизнь? – Это в идеале. Есть художники и режиссёры, которые действительно так работают. Вот, например, спектакль «Вечность и ещё один день» по Милораду Павичу – его премьера состоялась в МХТ в 2002 году. Левенталь там придумал игру для режиссёра Владимира Петрова, предложил ему набор драпировок, задников, которые опускались и поднимались, диагональных занавесок разных цветов, больших предметов – там были лестницы, ступени, арки, трансформирующийся куб Валерий Яковлевич сказал: «Эти объекты можно сочетать как угодно, они все друг с другом хорошо соотносятся». Кто-то посчитал – на этом спектакле было более миллиона разных сочетаний предметов. Настоящий калейдоскоп, «кубик Рубика». И режиссёр собрал этот калейдоскоп заранее, до выхода на сцену. А вот режиссёр Юрий Бутусов любит собирать свой «кубик Рубика» прямо на ходу, на репетициях. Так было на «Гамлете», на «Человеке из рыбы». Для технолога и для завпоста такая импровизационная манера работы сложна – но и очень интересна. – Профессия завпоста раньше считалась скорее мужской. Ведь надо управлять мужским коллективом – монтировщиками, рабочими сцены. Для вас это сложно? – На самом деле надо не управлять кем-то, а владеть технологиями. Собрать людей вокруг произведения, которое сейчас готовится, и раздать им задачи, чтобы каждый выполнил своё дело, внёс свою лепту в создание спектакля. – Для этого требуются жёсткость характера, лидерские качества? – Про жёсткость не знаю, я жёсткими методами не руковожу, но всё равно почему-то боятся (улыбается). Дело не в жёсткости, а в способности найти решение задачи. Как собрать декорацию, в каком порядке делать монтировку, как придумать так, чтобы декорация поместилась на другой площадке во время гастролей… Иной раз я говорю: «Стоп! Все молчат – я думаю». И решение откуда-то берётся. Как в компьютере файлы складываются в определённые папки, так и в моей голове хранится всё многообразие выпущенных спектаклей, выполненных задач. Есть откуда извлечь. Каждый новый спектакль приносит с собой какое-то приобретение, уникальный опыт, который в нужный момент можно предъявить. И люди понимают: есть человек, который ответит на их вопросы. Я, случается, говорю: «Я сказала – значит, буду за это отвечать. Будем делать так». Настоять, что делать нужно именно так, очень важно. И ещё важный момент: я со своей технологической стороны смотрю на спектакль, на визуальный ряд – как это сделано, правильно или неправильно. И моя задача, прежде чем художник или режиссёр увидят, что что-то не так, – это исправить. Иной раз я исправляю раньше, чем художник или режиссёр заметят недочёт. Люди, которые работают за кулисами, знают: если я прибежала и сказала что-то сделать, надо выполнять. – Такие спектакли, как «Месяц в деревне» Егора Перегудова, где на сцене четыре часа идёт дождь, вероятно, очень сложны для завпоста? – Здесь всю конструктивную часть взял на себя Сергей Николаевич Рогачёв (заместитель директора МХТ имени А. П. Чехова по художественно-постановочной части – прим. ), и мастерские много экспериментировали с водой и с системой кранов. Моё участие заключалось в том, чтобы вместе с помрежем дирижировать дождём. Какой дождь когда идёт, придумывал, конечно, Егор Перегудов, а вот как записать… – …эту партитуру дождя… – Да, именно так у нас это и называется: в моём компьютере есть файл, озаглавленный «Партитура дождя». – Работая в историческом здании Художественного театра, вы ощущаете влияние «гения места»? – Когда в 25 лет я пришла работать в Ленком, коллега из финансово-экономического отдела спросила меня: «Ну как, вы благоговеете в этих стенах?» Я не очень поняла её вопрос. Скорее, у меня было чувство, что я работаю с великими людьми. Я восхищалась Шейнцисом, тем, как он творит, как создаёт свои спектакли, раздвигая стены тесной сцены Ленкома. Это гениальное мастерство архитектора маленького пространства, которое благодаря его дару превращается в бесконечное. Как в «Мастере и Маргарите», когда «нехорошая квартира» на время бала становится огромной. Чувство благоговения было, когда в Ленком пришёл Давид Львович Боровский делать сценографию к спектаклям «Чешское фото» и “Sorry”. И когда Эдуард Степанович Кочергин выпускал в Художественном театре «И свет во тьме светит…». Я тогда только стала завпостом. На том спектакле произошла показательная история. Эдуард Степанович просил, чтобы декорации были расписаны маслом на олифе, а художники-декораторы сказали: нет, сейчас существуют современные материалы, можно всё расписать другими способами. И расписали. И декорации, вместо того чтобы светиться, покрылись серой пылью. Пришлось за одну ночь всё переписывать. – Переписали? – Да. Все собрались, пришёл и Кочергин, работали до утра. Позже в одной из книг Эдуарда Степановича я прочла, что если он хорошо относится к человеку, то будет разговаривать с ним на «ты». А если плохо, то на «вы» и по имени-отчеству. Исключительно официально. «Никогда вы не услышите от меня ласкового “ты”», – так он пишет. Когда испортили декорацию, он перешёл со мной на «вы» и стал называть Надеждой Михайловной. А после совместного творчества ночью начал снова говорить «ты» и «Надя». Так что я услышала от него «ласковое “ты”». – Стены в вашем кабинете в МХТ увешаны акварельными листами с пейзажами, изображением лошадей. Это ваши работы? – Да. Это всё плоды пандемии. Лошади – впечатления от путешествий. Я люблю акварель, люблю писать пейзажи на месте, с натуры. Всегда помню чудесное наставление Давида Львовича Боровского. Он однажды попросил меня распечатать фотографии с дискеты. На дискете было всего два снимка. Я спросила: «А почему так мало?» А он ответил, что когда ходишь с фотоаппаратом, то ищешь кадр. А когда без фотоаппарата, то смотришь. Если я рисую на улице, то погружаюсь в город, в пейзаж и сама будто бы в нём растворяюсь. Потом вспоминается именно это – как ты сидишь и рисуешь, какое было солнце, небо, деревья, какой дул ветер. И чувства, пережитые в тот момент, возвращаются. Пресса «Это Москва. Люди»: «9 ряд. 10, 11 место». Глава «Декорации и костюмы», телеканал «Москва 24», 12.04.2024 Ольга Любимова вручила на выставке-форуме «Россия» государственные награды выдающимся деятелям культуры, сайт Министерства культуры РФ, 15.03.2024 «Познавательный фильм»: МХТ имени А. П. Чехова, Москва 24, 8.07.2023 «Собрать калейдоскоп». Интервью с завпостом МХТ Надеждой Быхановой, Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 6.07.2021 МХТ: путешествие по закулисью. Документальный фильм, культура.рф, 6.11.2015 |