Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Весёлый Гамлет Бутусова

Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Ну что же, Войцек и князь Мышкин (чуть было не воплощённый) так и просились в Гамлета. В чём им Юрий Бутусов не отказал, поставив трагедию Шекспира с Михаилом Трухиным в главной роли. Спектакль, таким образом, берёт своё начало в Питере, где был «Войцек» с Трухиным, Хабенским и Пореченковым, где репетировался роман Достоевского. Даже в «Калигуле» на сцене Театра имени Ленсовета имелся лирический печальник с мыслями о бренности, со страхом смерти и бунтом духа и плоти против этих несправедливостей. Его звали Калигула, римский император. Его роль в спектакле того же названия по интеллектуальной драме Альбера Камю играл Константин Хабенский. Сценография Александра Шишкина в МХТ тоже напомнила о «Калигуле» — те же остатки чего-то целого, нерушимого. Только там были задворки с лишним реквизитом, свалка из прошлого (имперского) величия, а здесь чистое пространство, площадка для будущего. Эльсинор в МХТ — графика, архитектурный рисунок, в котором ясные цвета невысокого светлого задника (перспектива, даль) погружены в темноту; свет проходит сквозь ажуры — металлических стульев, ажур ковра, за которым убит Полоний, ажуры сценических машин, выведенных на подмостки для полной ажурности. Поэтому воздух Эльсинора состоит из пятен света и теней, а в наборе подмостков наиболее существенными являются столы, крепкие четырёхногие предметы, годные для совета, пира, спектакля и ручного багажа, а также как ступени для возвышения и падения. 

Калигула, то есть пробный Гамлет питерской компании, сильно отличается от Гамлета —2005, Гамлета Трухина, хотя это отличие с точки зрения «вечных вопросов» не первостепенно. Но с точки зрения природы человека оно существенно. Мхатовский, московский (он, однако, питерский ещё по сути) Гамлет — совестливый, я бы даже сказала, верующий человек. На римские дерзости и пороки он просто не способен, впрочем, мальчишества и дурачества — при нём. Как и остальное — мысли о бренности и страхи — при нём. Они усилились и стали содержанием спектакля. Гамлет Михаила Трухина так и не посмел задать главный гамлетовский вопрос — порывался, схватив руками череп Йорика, так, что рот сводило и слёзы готовы были политься из глаз, — но не выговорил: «у Александра был вот такой же вид в земле?». То есть «Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?». Остановили Гамлета две вещи. Первое — полное отсутствие адресата, потому что нет никакого Горацио, с которым принц в пьесе делится своими размышлениями о бытии. В спектакле Гамлет один-одинёшенек. Одиночество входит в условия игры, как и в условия существования. Вторая причина невысказанного Гамлетом вопроса — ответ, который в этом же вопросе содержится. Ответ давно известен: великий Александр и невеликий Гамлет, такой как у Бутусова, у Трухина — равно выглядят в земле, и бочки пивные ими затыкают. Знать этот ответ легко, пережить, смириться — очень трудно.

Мыслями и чувствами принц далёк от проблем престолонаследия. Гораздо ближе порог между этим и тем светом: ведь его переступил отец, Гамлет-старший, а затем, на глазах Гамлета-младшего — Полоний, Офелия, Розенкранц и Гильденстерн. Выходцами с того света мир мхатовского Гамлета переполнен. Число призраков на сцене растёт, число людей убывает. За последней трапезой по обеим сторонам стола «покойники смешалися с живыми» (М. Кузмин), бранный пир их уравнивает. Сам Гамлет, прежде чем вырубится свет, успевает только выкрикнуть результат поединка — не только между Лаэртом и собой — между жизнью и смертью: «Дальше — тишина».

Наш новый Гамлет — скромного вида молодой человек. Ещё более прост, чем Гамлет Евгения Миронова в спектакле Петера Штайна (если уж говорить о молодых принцах скорби наших дней), но не наивен, как тот. Поумней Войцека (прямо-таки старший брат немецкого брадобрея), никак не голубых кровей, и, к счастью, не так безмятежен, как опер Волков (которого Трухин покорно и достоверно изображает в телесериалах про ментов). К счастью для театра, для искусства, потому что «Гамлет» в МХТ- как раз история душевной тревоги, несчастий мысли. А также мук совести, тяжести грехов и потому «Быть иль не быть…» Гамлет произносит, взвалив на спину стол, обитый жестью. В могильщиках на кладбище он с ужасом узнаёт школьных приятелей, Розенкранца и Гильденстерна, которых сам же отправил в Англию под топор. Снова текст, предназначенный Горацио, отправляется по другому адресу, Гамлет обращает его к мертвецам-однокашникам, это слова раскаяния, это «чур меня», заговор от кошмаров.

И всё же не припомню такого весёлого «Гамлета». Хоть и был некогда «Гамлет» Н. П. Акимова в Театре имени Вахтангова, расценённый в 1932 году как надругательство над классикой, в которую он с годами превратился. Был недавний спектакль Виктора Крамера, петербургского фарсёра номер один, где трагедия никак не хотела поддаваться комедии, потому вышло кругло (ещё и из-за круглой установки, вокруг которой вращались места для зрителей), в том смысле, что режиссёр-автор ускользал, убегал по этой самой окружности, проявляя по отношению к трагедии безответственность. За что поплатился спектаклем мало внятным и скучноватым, хотя и с искрами выдумок, с фарсовыми заплатами на рубище трагедии. 

В «Гамлете» Бутусова много веселья, и оно идёт от абсурда мировоззрения и от абсурда театрального жанра. Первый известный спектакль Бутусова, «В ожидании Годо», тоже был очень весёлым. Взамен философии (то есть в данном случае многоумного подтекста) в нём распоряжался homo ludens, человек играющий. Состояние игры, отличное от публичного размышления, от копирования быта, от сценической зауми и других театральных состояний, — глубоко, несмотря на видимую примитивность. Оно сохраняет в человеке (актёре и персонаже) свежесть и силу детских переживаний, а заодно и тот первоначальный трагизм, от которого взрослый постепенно излечивается. «Чтобы действительно играть, человек должен, пока он играет, снова стать ребёнком» (если уж обратиться к автору описания игры как феномена мировой культуры, Йохану Хёйзинге). Но и в игре от себя никуда не деться. Играющий человек весел, потому что прячется от страданий. Кроме того, хоть игра сама по себе «лежит вне сферы нравственных норм» (снова Хёйзинга), «если… человек должен решить, предписано ли ему действие, на которое толкает его воля, как серьёзное или разрешено как игра, тогда ему его нравственная совесть немедленно предоставляет мерило». Однако между временем Хёйзинги (довоенным) и временем мхатовского «Гамлета» прошли годы, за которые люди научились играть, утратив детскость в фантазиях, потеряв способность отдаваться забавам как катарсису. Играют в заповеди, в добро и зло, сама совесть на земле стала игрушкой. Вот тогда в театре понадобилась маска беззаботной и не слишком изощрённой игры в «невозможность излить себя». Её надевают, чтобы скрыть истинные чувства, их обнаруживать как-то нескромно. В большой моде глумление, ирония, пародия, парафраза, публичное хамство и безвкусица, а всякое серьёзное слово потеряло ценность — «в глазах ничтожеств», прямо по монологу Гамлета. Как говорил русский поэт Лермонтов, «мысль сильна, / когда размером слов не стеснена, / когда свободна как игра детей, /как арфы звук в молчании ночей!». Образовалась путаница всяческих измерений, словно за палату мер и весов. Может, поэтому в «Гамлете» сова арбитрами совести приходится быть потусторонним силам, и суд над Клавдием вершит Гамлет-старший (Сергей Сосновский), молчащий тамада заключительного пира. Он посажен спиной к залу, его голова опущена так низко, что кажется срезанной, и это «тело» вдруг клинком поражает мальчишку Клавдия. 

После «В ожидании Годо» Юрий Бутусов, так или иначе, обязательно возвращался и возвращается к игре в веселье. Каждый спектакль — вариация. «Гамлет» вариация-возвращение, поскольку персонажи «В ожидании Годо» почти в полном составе (не хватает только Андрея Зиброва) рядом. Они без колебаний отзываются на игру, которую им предлагают, показывая себя актёрами, между прочим, интеллектуального театра, а не только развлекательного кино.

Это в сущности лирика в тандеме с клоунадой. Шекспировские комические эпизоды на почётных местах спектакля, а к ним прибавлены сюжетные фокусы от режиссёра и смешные вольности от актёров. Для них не существует границы между комедией и трагедией, у них «безвизовый режим». Например, одна из лучших сцен — могильщики на кладбище. Уже сказано, что это Розенкранц и Гильденстерн, которые уютно располагаются за круглым столиком прямо перед первым рядом, аппетитно завтракают с водочкой и ведут беседу о ремесле и покойниках. Обычно шекспировский текст здесь купируется, но в МХТ он не сокращён. Белоснежной салфеткой прикрыт череп Йорика в центре стола на десерт. Появляется Гамлет с чемоданчиком, в котором, как потом выясняется, бумажные снежки. А дальше — Гамлет в ужасе узнаёт друзей, видит череп, и фарс оборачивается (как у Кандида Тарелкина) кратким и трагически-напряжённым скетчем о судьбе, о загробных послах.

Полония и Клавдия играют два питерских актёра, в Петербурге овладевшие стилем абсурдистского комизма (впрочем, если скажу абсурдистского трагизма — это тоже будет соответствовать истине) — Михаил Пореченков и Константин Хабенский. Полоний и Клавдий актёрски сделаны блестяще. Пореченков — актёр невероятного комедийного обаяния, совершенно положительного, что не мешает таким его персонажам, как Капитан в «Войцеке», Варравин в «Смерти Тарелкина», «увеликаниваться» до сатирических размеров. Полоний у него «вертлявый, глупый хлопотун», вполне добродушный, пронырливый и неловкий в одно и то же время, служака, зато трогательный отец. В ещё одной замечательной сцене, сумасшествии Офелии, он является уже как призрак, чтобы приласкать несчастного, полуголого своего оборвыша и на руках унести с собой. В этот момент на его лице, привычном к гримасам, — выражение нежной и строгой скорби. Во всех прочих явлениях Полоний — шут гороховый, этакий Поццо из «В ожидании Годо». Пореченков получает для себя ещё один «кусок» с плеча Горацио, потому что письмо Гамлета из изгнания доставлено прямо в руки Клавдию неким морским волком с якорем подмышкой, в задубевшей от ветров и солёной воды робе, с пиратской треуголкой на голове и с букетом логопедических проблем во рту. Конечно, Пореченков-актёр рассечён на этюды. По старинке ему позволено выдать всё, на что он способен. Актёрам предоставлены бенефисные возможности, но в том-то и дело, что спектакль этот — дроби, без целых чисел. Связь времён и порвалась, и распалась, а связать, соединить обрывки дней не под силу одному, будь он даже наследник престола. Но, не имея целого (складной повести без разрывов), не постигая его, этот «Гамлет» целен. В его поэтике отразился, как в зеркале, беспорядок современного мира, сдвиги понятий и страх перед хаосом. Бедный Гамлет Михаила Трухина перепуган им более, чем угрозой небытия, ибо к «беспределу» в небесах добавляется «беспредел» на земле. Мент Волков спокоен по долгу службы, а у Гамлета служба другого порядка, трагическая.

В Клавдии Хабенский (тоже комик абсурда по петербургскому опыту, и нервный лирик в Калигуле, в дурачке Карле из «Войцека») демонстрирует отличную коллекцию гэгов. Клавдий — сверстник Гамлета, может быть, школьный дружок, может, прихлебатель при вдовствующей королеве, вроде Алексиса Буланова. Трусость, любопытство, коварство, глупый оптимизм — всё это показано в нём легко, даже как-то воздушно. Гибкость тела, поведения — природные качества Клавдия. Он блестящий конферансье — более чем, собственно, король, — конферансье спектакля. Посвистывая, с небрежной свободой опытного болтуна, он комментирует публике странные случаи при датском дворе, с первого же эпизода схватываясь в этакой потешной борьбе без правил с Гамлетом. Клавдий на вид легкомыслен, но и на нём есть тяжесть грехов. Для того, чтобы произнести монолог перед молитвой, он волочёт на спине тот же злополучный стол.

Показать, что вина и грех — груз за плечами, и есть комизм абсурда. И всё же груз души есть в весёлом «Гамлете». Где, в чём? Это загадка: переживаний нет в наличии, в том их изношенном облике, до которого опустился сегодня «старый» театр и которым откровенно брезгует «новый». Бутусов, ему не привыкать, подменяет текст дешёвыми, по контракту ли, по контрасту, аналогами быта, но по мере «прочтения» этот текст-перевертыш становится всё более захватывающим, объёмным. Однако в напряжённый момент, например, во время обращения Клавдия к богу (мы видим только его спину перед крестом, наляпанном на внутренней стороне крышки стола!), всё рывком возвращается к игре и опрокидывается куча пафоса, Шекспиром тут предусмотренная: Гамлет с Клавдием, как дворовые хулиганы, скрещивают свои смешные ножички. Ещё как скрещивают, сведя на нет и покаяние короля, и сомнения принца! На чём и закачивается первый акт. Но в начале второго встреча на перекрёстке повторяется — без шуток, для памяти.

«Быть иль не быть…» — в «поэтике дроби» значит перевести монолог на язык комической метафоры. Если бы Шекспир переписывал трагедию после спектакля Бутусова, он изменил бы ремарки примерно так: «Входит Гамлет, таща на себе кровать или стол». Впрочем, «Макбет» именно так переписан Эженом Ионеско, и Бутусов ставил этого постмодернистского «Макбетта» в Сатириконе с тем же упованием на примитив, как на лекарство от страха, что и в «Гамлете».

В ухо королю из домашнего спектакля «Мышеловка» вливается ведро якобы яду, и вместо крови из того же жестяного ведра (актуальная посудина Эльсинора) на мертвецов сыплется конфетти. Оно, мимоходом, пародирует одну из устаревших и всё же модных и пошлых красивостей современного театра — снегопады в чувствительных финалах. Своих питерских актёров Бутусов возвращает «домой», к нервному и весёлому балагану. Из привычного «дома» он уводит и мхатовских актёров.

Марина Голуб в роли королевы Гертруды — не та яркая, в народном духе характерная актриса, которую мы знаем. По контрасту с питерцами, её Гертруда — в летах, матрона, монументальная мать, почти неподвижная, строгая и - весёлая. Это видно в замечательном трио с Полонием и Клавдием, когда все трое, меняясь очками и очёчками, выхватывая их друг у друга, изучают письмо Гамлета к Офелии. Природа юмора для актрисы стала иной. Менее добродушной, что ли, пронизанной правилами абсурда.

Вдруг, в сцене возвращения Лаэрта (он приличный парнишка, без подлостей, на похороны отца и сестры из Парижа является в вихре какого-то танца модерн), Гертруда и Клавдий состарились на несколько минут — они согнуты и разбиты (параличом? заботами притворства?). Руки и головы дрожат, сигарета в пальцах Гертруды трепещет дымком. Лаэрт (Роман Гречишкин), да и зал обмануты, обведен круг пальца, это была ответная «Мышеловка». Но также возможно, режиссёрская точка в биографии «вечно молодых» датских правителей.

На обманы и загадки спектакль неистощим — не хочется разгадывать, то есть приводить всё кому-то общему знаменателю, исправлять дробную композицию. Скажем, три актёра, на которых спектакль и поставлен (Трухин, Пореченков, Хабенский), начинают его, одетые в вывернутые тулупы, с рогатинами в руках. Они где-то за полярным кругом, в анекдоте про чукчей. Свист ветра, мороз, суровый климат — они несут вахту в местах, где тени убитых королей тоже не редкость. Потом троица в тулупах возникает снова, уже на датской почве. Рассеянный по глобусу спектакль про Гамлета может начаться где угодно. Стоит только тронуть струны — арфы или проводов высоковольтных передач, свисающих до земли. Из них польётся «нежнейшая музыка» сфер. Или то, что доходит до нашего слуха.
Пресса
Сюда идут… Кушать подано…, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 5.12.2024
Птица неопределенного времени, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.12.2024
Константин Хабенский посвятил новую «Чайку» женщинам в своей жизни, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 30.11.2024
Константин Хабенский поставил «Чайку» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Чайка» прилетела! И снова — в МХТ!, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 30.11.2024
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
«Цыпкин, ты достал!»: Константин Хабенский, Александр Цыпкин, радио «Москва FM», 15.11.2024
«Чайку» в постановке Хабенского покажут в МХТ, Татьяна Власова, Театрал, 2.11.2024
Константин Хабенский вывел в свет «Зверька», Татьяна Уланова, Аргументы и факты, 21.10.2024
Звезды экранов — 2024, ВЦИОМ, 17.10.2024
Константин Хабенский: «Поколение Маугли» возвращается, видеосюжет Первого канала (программа «Доброе утро»), 19.09.2024
МХТ поделился планами на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 3.09.2024
Звезды МХТ разных поколений приехали на гастроли в Петербург, Светлана Мазурова, Российская газета, 17.06.2024
МХТ имени Чехова покажет на сцене БДТ два спектакля, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.06.2024
В Петербурге МХТ им. Чехова встречают аншлагом: худрук Хабенский рассказал, чем удивят москвичи, Вероника Мысляева, Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 17.06.2024
«Только так может происходить движение вперёд», Богдан Клементьев, Театрал, 24.05.2024
Выступление артистов театра МХТ им. Чехова на космодроме Восточный, видеосюжет пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», 24.04.2024
Артисты МХТ имени Чехова выступили на космодроме Восточный, видеосюжет телеканала «Культура», 24.04.2024
МХТ имени Чехова устроит космический вечер, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 12.04.2024
У Константина Хабенского наладилась связь с космосом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.04.2024
Константин Хабенский: «С национальной внешностью нужно идти в кино», Ксения Лаптева, Московский комсомолец (Уфа), 5.04.2024
Константин Хабенский: «Зритель должен кайфовать», Мила Киян, Московский комсомолец (Уфа), 27.03.2024
В Уфе с гастролями побывал легендарный МХТ имени Чехова, Гульназ Данилова, Российская газета, 13.03.2024
Завершаются «Большие гастроли» МХТ имени Чехова в Уфе, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2024
Константин Хабенский рассказал о гастролях МХТ в Уфе, Молодёжная газета Республики Башкортостан, 10.03.2024
В Уфу приехали с гастролями актёры МХТ им. Чехова, видеосюжет ГТРК «Башкортостан», 9.03.2024
Творческий вечер Константина Хабенского состоялся в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 23.02.2024
В Москве открылся V Зимний фестиваль искусств, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2024
«Для и про людей»: МХТ Чехова отпраздновал свое 125-летие, Виктория Сытник, видеосюжет Пятого канала, 13.11.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ имени Чехова отметил 125-летний юбилей, Александра Ерошенко, Вечерняя Москва, 27.10.2023
«Молодо, бодро и с верой»: МХТ имени Чехова – 125 лет, видеосюжет «Вести-Москва» («Россия-1»), 26.10.2023
125-летие отмечает Московский Художественный театр, видеосюжет Первого канала, 26.10.2023
Как МХТ имени Чехова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
МХТ им. Чехова празднует 125-летие: почему театр растет, а не стареет, Алена Карась, Ирина Корнеева, Инга Бугулова, Российская газета, 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Два по 125, Эсфирь Штейнбок, Коммерсантъ, 21.10.2023
26 октября МХТ имени Чехова отметит юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 20.10.2023
Программа «Агора»: 125-летие МХТ, телеканал «Культура», 7.10.2023
CТД провел Выездную школу для молодых актеров, Зоя Апостольская , Российская газета, 27.09.2023
Байконур встретил артистов МХТ!, видеосюжет Роскосмос медиа, 14.09.2023
Более 10 премьер: МХТ им. Чехова открыл юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 4.09.2023
Новый театральный сезон открыли в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2023
МХТ имени Чехова открыл новый сезон, видеосюжет телеканала ОТР, 2.09.2023
В Подмосковье стартовал фестиваль «Мелиховская весна», видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2023
В МХТ имени Чехова провели конкурс короткометражного кино, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2023
Константин Хабенский – о первой Премии Художественного театра, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2023
МХТ привез в Петербург «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала НТВ, 31.03.2023
Константин Хабенский рассказал, где он любит бывать в Петербурге, Марина Алексеева, Петербургский дневник, 31.03.2023
В Москве впервые вручили премии МХТ, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.03.2023
Хабенский, Петров, Михалкова на премии МХТ: яркие кадры, Геннадий Черкасов, Московский комсомолец, 28.03.2023
В Москве вручили I Премию Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.03.2023
В МХТ им. Чехова вручили молодым талантам первых «пловцов», Инга Бугулова, Российская газета, 28.03.2023
89-летний Станислав Любшин неожиданно получил молодежную премию, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 28.03.2023
В 2023 году исполняется 125 лет МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.02.2023
Константин Хабенский выступил с громким заявлением, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 20.02.2023
МХАТ и МХТ готовят премьеры к общему юбилею, видеосюжет телеканала «Россия 24», 31.01.2023
125-летие основания Московского Художественного театра, видеосюжет телеканала «Культура», 31.01.2023
«Истории любви» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 30.01.2023
Истории любви, Елена Алексеева, Ревизор, 28.01.2023
Константин Хабенский: «На дураков, если они не причиняют мне физической боли, не реагирую», Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Бизнес Online (Казань), 15.10.2022
Фестиваль «Золотая маска» проходит в Карелии, видеосюжет телеканала «Культура», 7.10.2022
В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022
В МХТ имени Чехова открылся юбилейный сезон, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.09.2022
В Красноярске стартовал фестиваль «Золотая маска», видеосюжет ГТРК «Красноярск», 5.09.2022
В МХТ имени Чехова озвучили планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2022
Спецприз 44-го ММКФ вручили Константину Хабенскому, видеосюжет телеканала «Культура», 26.08.2022
В МХТ имени Чехова запустили проект «Артхаб», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 31.05.2022
В МХТ им. Чехова стартовал проект «АртХаб», видеосюжет телеканала ОТР, 25.05.2022
У спектакля МХТ имени Чехова «Контрабас» — «Новое звучание», видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2022
МХТ имени Чехова покажет обновленный «Контрабас», видеосюжет телеканала «Культура», 16.04.2022
Хабенский решил больше не «контрабасить», Александра Чигринская, Московский комсомолец, 15.04.2022
В Петербурге гастроли Московского художественного театра имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести. Санкт-Петербург»), 25.03.2022
В Александринском театре начинаются гастроли МХТ имени Чехова, Светлана Мазурова, Российская газета, 25.03.2022
Петербуржцам покажут «Враки, или Завещание барона Мюнхгаузена», видеосюжет телекомпании «Санкт-Петербург», 24.03.2022
Константину Хабенскому – 50!, видеосюжет телеканала «Россия 1» («Вести»), 11.01.2022
Константин Хабенский: «Я научился играть агрессивно», Александр Фолин, Кинорепортёр, 8.12.2021
Константин Хабенский рассказал о планах МХТ имени Чехова, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 29.11.2021
Константин Хабенский провел сбор труппы в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
МХТ имени Чехова на пороге перемен и обновлений, видеосюжет телеканала «Культура», 24.11.2021
Истории барона Мюнхгаузена на краю совершенного мира, Татьяна Еременко, Вечерняя Москва, 16.11.2021
Константин Хабенский сыграл барона Мюнхгаузена, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.10.2021
Неужели, это только «Враки», Карл?, Ксения Позднякова, Scope (Яндекс Дзен), 19.10.2021
Не тот самый Мюнхгаузен, Андрей Крикунов, Свободная пресса, 19.10.2021
Хабенский сыграл Мюнгхаузена, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 18.10.2021
Константин Хабенский и его Барон Мюнхгаузен, Ирина Шведова, Московская правда, 17.10.2021
МХТ имени Чехова представляет спектакль «Враки», видеосюжет телеканала «Культура», 17.10.2021
Виктор Крамер: «Сегодня — время Мюнхгаузена», Валерия Новокрещенова, Театрал, 12.10.2021
Татьяна Хабенская: Cын сказал мне: «Пиши, мама», Надя Делаланд, Учительская газета, 12.10.2021
Music Box News: спектакль «Поколение Маугли», видеосюжет Music Box Russia, 10.06.2021
Прощание с «Контрабасом», Медиацентр МХТ, 8.06.2021
Театральный проект «Поколение Маугли» возобновится в июне, видеосюжет телеканала «Культура», 20.05.2021
Новый сезон: звезды МХТ спешат к любимым зрителям, видеосюжет телеканала Вести.Ру, 8.09.2020
МХТ имени Чехова представил планы на новый сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2020
Константин Хабенский пожертвует деньги с госпремии онкобольным детям, Анастасия Рышкова, Комсомольская правда, 24.06.2020
Театры придумали новую схему выживания, Марина Райкина, Московский комсомолец, 8.06.2020
«Круг чтения», вечер современной поэзии. Видеозапись от 27 марта 2020 года, МХТ имени А. П. Чехова и Благотворительный фонд Константина Хабенского, 27.03.2020
ОК на связи! Прямой эфир с Константином Хабенским (видео), социальная сеть «Одноклассники», 16.01.2020
Константин Хабенский отмечает юбилей, Анна Тимина, Театрал, 11.01.2017
Олег Табаков: «За что любят Хабенского? Конечно, за талант!», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.01.2017
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Константин Хабенский: «Хорошо работать всегда тяжело», Светлана Жохова, Невское время, 27.06.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
Константин Хабенский: «Когда не помогает космос, выручает сила воли», Вячеслав Завьялов, Республика Башкортостан (Уфа), 7.09.2013
В МХТ известные актеры исполнили песни о войне, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.05.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
К. С. С. ВНЕ СИСТЕМЫ К. С. С. , Наталия Каминская, блог «Петербургского театрального журнала», 18.01.2013
150 лет назад родился Константин Станиславский, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 17.01.2013
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
В Москве вручили премию имени Олега Янковского, видеосюжет Первого канала, 30.05.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
МХТ привез в Петербург необычную версию «Трёхгрошовой оперы», телеканал «Россия», «Вести» — Санкт-Петербург, 10.09.2009
Новорусский сброд ограбил Швыдкого, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2009
Криминальные таланты, Алла Шендерова, КоммерсантЪ, 1.09.2009
Шаг по отвесной стене, Алена Карась, Российская газета, 31.08.2009
Трехгрошовая опера" в постановке Кирилла Серебренникова, новостной видеосюжет ВГТРК «Культура», 5.06.2009
В МХТ представят новую версию «Трехгрошовой оперы» Бертольда Брехта, новостной видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 5.06.2009
«Трехгрошевую оперу» оценили по-новому, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Брехт со спецэффектами, Видеосюжет программы «Сегодня», НТВ, 5.06.2009
Всегда в «Дозоре», Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002