Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Альфия Васенина
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Сеанс с разоблачением: в МХТ состоялась премьера спектакля «Дамасобачка»

Зоя Игумнова, Известия, 18.06.2024
Премьерой спектакля «Дамасобачка» на Малой сцене МХТ отметили двойной юбилей: самому известному рассказу Чехова «Дама с собачкой» — 125 лет, Художественному театру — столько же. За постановку взялся кинорежиссер Алексей Мизгирев, решив вывести на первый план героев, которых Чехов только упоминает, — это супруги главных героев Гурова и Анны Сергеевны. Вдобавок действие было решено перенести в кабинет психотерапевта. В итоге адюльтер превратился в драму, а затем и в трагедию. «Известия» побывали на показе и узнали, как сложилась бы жизнь героев, будь они честны с собой.

И последние станут первыми

Идея поставить «Даму с собачкой» родилась из разговора Алексея Мизгирева с худруком МХТ Константином Хабенским. Совпадающие юбилеи они решили отметить не традиционной, а экспериментальной инсценировкой. Режиссер перенес действие в наши дни. Герои встречаются не на набережной Ялты, а в кабинете психотерапевта. Теоретически, такое могло происходить во времена Чехова. 125 лет назад люди уже знали про доктора Фрейда и его сеансы. Так почему бы не взглянуть на историю Гурова и Анны Сергеевны с позиции их супругов, встретившихся вместе загулявшими возлюбленными не где-нибудь, а на приеме у врача? Какие потаенные мысли довелось бы там узнать?

— В спектакле на 90% текст Чехова, моих включений быть может только процентов десять, — признается Мизгирев. — Я себе позволил лишь сюжетный разворот. Мне хотелось сделать Чехова будто глазами Бергмана.

Рассказ Чехова на пять страниц кинематографист проработал досконально и существенно расширил. Жена Гурова и муж Анны Сергеевны в спектакле получили голос и право выговориться. Вместе с доктором они решают, возможно ли прощение тех, кого попутал нечистый, кто нашел себе увлечение на стороне?

Роль Гурова режиссер доверил артисту Театра Вахтангова Сергею Волкову. Несмотря на возраст (31 год), у него уже есть «Золотая маска» за роль Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт». Анну Сергеевну сыграла Полина Романова. Заслуженная артистка России Дарья Юрская вышла в образе Мадам Гуровой. А Кирилл Власов стал Фон Дидерицем. Препарирует сознание героев психотерапевт, которого сыграл Ростислав Лаврентьев.

— Это было забавно, когда режиссер на репетиции будто снимал фильм, ему казалось, что всё должно родиться на первой репетиции, как дубль на съемочной площадке, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — У нас была притирка. Да и ему с нами было сложно. Кино и театр — миры параллельные. Мы были в эксперименте и честно трудились, доставая персонажей из себя.

Но плюс от работы с кинематографистом в том, что артисты на сцене, как в фильме, тесно и много взаимодействовали друг с другом. Режиссер убрал из спектакля даже переодевания. Играют артисты в одних и тех же костюмах. Действие держит зрителя в напряжении. 

— Представить, что я пришел с женой и любовницей и ее мужем на психотерапию — сложно, а уговорить всех собраться — практически невозможно, — поделился с «Известиями» Сергей Волков. — Но это вполне могло случиться. Ведь поводом для визита стало то, что человек решил начать новую жизнь, а значит надо разобраться со старой. Вот только пока на это у Гурова не хватает силы и воли.

Исповедь любовников

Художник Мария Мелешко отошла от привычного пространства сцены. Задник сцены напоминает скат крыши. Стена обита досками, на них цифры: 1899 — это год создания Антон Павловичем «Дамы с собачкой», а рядом — 2024. Зал выстроен по секторам. Они повернуты лицом к подиуму, на котором и разыгрывается действо. Пол сцены блестит и отражает происходящее на ней. Действие происходит в кабинете психотерапевта. Место доктора в этом пространстве в «подполье». Вернее, в яме по центру подиума. Для пациентов — два ряда стульев вокруг. Первый ряд стоит так близко к краю ямы, что, кажется, еще чуть-чуть, и пациенты оступятся и упадут в нее. Но герои всячески избегают опасности.

На сцене пять персонажей: психотерапевт, Гуров с женой, Анна Сергеевна с мужем. Супругам влюбленной пары стало известно об измене. С помощью доктора они пытаются выбраться из этой истории, да так, чтобы каждый остался при своем. Психотерапевт обращается к семье Дмитрия Гурова не иначе как «господа». Но господа не сдерживают себя и демонстрируют собравшимся свое истинное лицо. Дмитрий Дмитриевич рассказывает, что давно не любит свою жену. Что когда-то, будучи студентом, женился на ней. А теперь разглядел массу раздражающих его черт.

Анна Сергеевна тоже разлюбила супруга. Ей не нравится, что он лакей, хоть и фон Дидериц. Переехав к нему в Саратов и прожив с ним два года, она так и не узнала, где он работает.

Анна Сергеевна чувствует, что поступила плохо, винится за измену перед мужем. И кажется, он ее давно простил. Но чтобы хоть как-то унизить изменницу, заставляет ее встать на четвереньки и выть по-собачьи. Она безропотно падает ниц. Супруг Анны Сергеевны уверен: не она заинтересовала Гурова, а ее белый шпиц. Животное в спектакле не появляется.

— Даже мысли не было ввести собаку в спектакль, — признается «Известиям» режиссер Алексей Мизгирев. — Никогда, ни разу.

Зато то Анна Сергеевна воет, стоя перед мужем на коленях, а то жене Гурова в приступе паники врач рекомендует дышать собачкой.

Режиссерское решение

Роль чеховского ружья, которое в итоге обязательно стреляет, у Мизгирева играет арбуз. Сначала он становится аллегорией шпица Анны Сергеевны. С ним играют, его катают по сцене, берут на руки, обвиняют. И в припадке злости Гуров роняет арбуз. С этого момента перед зрителем разворачивается сцена грехопадения героев.

Сладкую красную ягоду герои едят руками, ломают на мелкие части, валяются в разбитой мякоти по сцене. Такое режиссерское решение — стильно, красиво и сделано со вкусом. Зал быстро наполняется сладким ароматом.

Как рассказал «Известиям» Сергей Волков, за время репетиций было разбито очень много арбузов. Благо, сейчас в любое время года их нетрудно найти.

За историей, придуманной Алексеем Мизгиревым и сыгранной артистами МХТ, интересно следить. Здесь есть над чем подумать. Как признается Дарья Юрская, весь репетиционный период, который начался в феврале, напоминал актерам сеанс у психотерапевта. Они терапировали друг друга и себя. Когда сын актрисы побывал на прогоне спектакля, то сказал ей, что доктор, которого играл Ростислав Лаврентьев, это же сам Чехов. Писатель ведь был доктором. И то, что сеанс героев «Дамы с собачкой» мог бы провести сам автор, очень по-мхатовски.

— Чехов жесток к своим персонажам, я вообще не уверена, что он любит их, — рассказала «Известиям» Дарья Юрская. — Он, как Набоков, который прикалывал бабочек. Только Антон Павлович насаживает на иголку собственных героев.

Не стоит раскрывать всех козырей, припрятанных в рукаве режиссером, но заметим, что для Чехова характерна нелюбовь к своим героям. Иссушающая страсть приводит их к опустошению. Как признается режиссер, он мог бы поверить, что развитие событий в жизни Анны Сергеевны, Гурова и их спутников могло бы завершиться таким образом, как на сцене МХТ. 

Несмотря на то, что происходящее на сцене, по большей части, вымысел постановщика, но от первоисточника он далеко не ушел. А бережно соответствовал стилю автора. Возможно, если бы Чехов захотел продолжения, то написал бы его именно так. Скорее всего, МХТ минуя все режиссерские лаборатории с поиском молодых талантов, приобрел своего постановщика в лице Алексея Мизгирева. Зрителю было бы интересно посмотреть, на что еще способен кинорежиссер, поставленный в условия сценической коробки.

Оригинал статьи и фоторепортаж