Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Ляйсан Мишарина
Артемий Харлашко
Евгений Зубов
Вячеслав Авдеев
Наталья Перегудова
Алексей Чирков
Константин Шихалев
Екатерина Капустина

Творческая часть

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева
Алёна Соколова

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Отдел маркетинга и стратегического развития

Лилия Сидорова
Мария Баженова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Чувство глубокого удовлетворения

Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
МХТ им. А. П. Чехова выпускает на своей Большой сцене уже вторую комедию, причем едва ли не встык с первой. Месяца не прошло со дня премьеры «Тартюфа» в постановке Нины Чусовой, как Кирилл Серебренников уже готов веселить зрителя «Лесом» А. Н. Островского. Зал на предварительном просмотре спектакля (официальная премьера назначена на 6 января) был, конечно, специфический, все больше с прикусом и прищуром знатоков. Но хохот и от такого контингента исходил перманентный. Можно дофантазировать, что будет твориться на спектакле, когда в театр придет обычная публика.

Кирилл Серебренников, ставящий классику, верен себе, ставящему классику. Это пояснение, думаю, важно, поскольку он едва ли не единственный из нового режиссерского поколения сохраняет интерес и вкус к новой драме и пьесы братьев Пресняковых в его постановках одна за другой обретают удачную и счастливую сценическую жизнь. Но когда Серебренников берется за классическую драматургию («Сладкоголосая птица юности» в Современнике, «Мещане» в МХТ, теперь вот — «Лес»), начинаются вопросы. С эпохой действия пьесы — она сдвинута ближе к календарному бытию наших современников. С артистами — обязательно берутся большие и очень известные. Тут Серебренников похож на матерого и крепкого профессионала, наизусть знающего, как вполне традиционно, согласно амплуа, развести на труппе пьесу. Забегая вперед, в «Лес», приведу красноречивый пример. Наталья Тенякова играет Гурмыжскую — есть вопросы? Парочку Счастливцев — Несчастливцев воплощают Авангард Леонтьев — Дмитрий Назаров, и такому точному попаданию мог бы позавидовать иной антрепренер времен Александра Николаевича Островского. Подобная «классика» априори обречена на успех, ибо сочетание классного артиста с классной ролью вынесет все испытания, подстерегающие их вокруг. Серебренников — и Корш, и Треплев в одном лице. Вокруг больших артистов, осмысленно играющих большие роли, у него много как бы современного. Чтобы не подумали: режиссер ничего не изобрел, новых ходов не нашел.

«Лес» в этом смысле скроен так же, как «Мещане» и «Сладкоголосая птица». Действие перенесено в советские времена 70-х годов. Музыка (на этот раз не PAN-Квартета, а подбор) создает не только соответствующий временной контекст, но и массу буквальных ассоциаций. Чего стоит одна «Беловежская пуща» — заповедный лес, эсэсэсэровский псалом, место вынесения приговора «шестой части суши» и т.д. и т.п. Или «Дайте до детства плацкартный билет» — сладкая истома советского человека с уделом путешествовать не далее государственной границы. Идем дальше: зрелая Гурмыжская в грезах о молодом любовнике танцует под Лолиту Торрес, под хит ее юности.

Пространство игры художник Николай Симонов тоже насыщает деталями, которые, вероятно, помнит с детства. Вот он, социалистический шик: бурые деревянные панели, атласные занавески, хрустальные люстры чехословацкого производства, крокодилообразные металлические карусельки в парке (мы все на них катались понемногу). Но ядовитые подсветки задников или серебристый «дождик» занавеса — это как бы нынешнее, поднадоевшее, правда, но уж точно не позавчерашнее. Есть еще фотообои с видами леса. Такими, помнится, украшали свои квартиры те, кто имел знакомства в торговой среде. Купец Восьмибратов — Александр Мохов и его сын Петр — Олег Мазуров ходят в кожаных пиджаках и пальто эпохи развитого социализма. Улита — Евгения Добровольская бегает в немецкой нейлоновой комбинации. Каким образом в этих реалиях могла Гурмыжская продавать Восьмибратову лес, понять затрудняюсь. Какое, опять же, приданое в тысячу рублей за Аксюшей — Анастасией Скорик ожидалось Восьмибратовым в эпоху брежневского застоя, Господь его знает. Режиссер, как обычно, играет, заигрывается и мало озабочен подоплеками игры.

Следовательно, нудный вопрос: о чем пьеса? — задавать не будем? А вот и будем! Самое смешное в этом действительно и ненатужно смешном спектакле то, что вслед за Островским режиссер поет гимн актерам, взбалмошным талантливым бессребреникам. Д. Назаров, он же Геннадий Демьяныч, умудряется читать своим меркантильным родственникам стихи опального Иосифа Бродского. Ушлый и взрывной Авангард Леонтьев, он же Аркашка Счастливцев, душит коллегу в объятиях за блестяще проведенную сцену защиты бедной тетушки. Все работает в этой парочке на тему: сочетание фактур красавца трагика и пружинистого, эксцентричного комика, пьяная бесшабашность обоих, жуликоватость, забубенность, блестящая способность к импровизации, азарт все превратить в игру, в театр. И вот тут черед Натальи Теняковой, звезды, давно не сиявшей на этих подмостках так ярко. Сказать, что Тенякова умеет играет комедию, это ничего не сказать. Но режисссер подарил ей и некую женскую эволюцию, происходящую у нас на глазах. Дама преклонных лет влюбляется в мальчишку и хорошеет от эпизода к эпизоду: меняет парики, туалеты, каблучки туфель все увеличиваются в сантиметрах, а глазки и щечки — в количестве косметики. Природный сексапил этой актрисы (слово плохо вяжется с интеллигентной Теняковой, но такое женственное начало, как у нее, мало кому дано) играет тут далеко не последнюю роль. Однако все дело в личности Теняковой, в ее уме и мастерстве. У Теняковой — лукавое, смелое и изящное пиршество красок. Вот встала россомахой перед зеркалом, вдруг повела плечами, взметнула руки — и пошла в танце, от которого только такой экземпляр, как Буланов (Юрий Чурсин), не придет в трепет. И даже когда на свою свадьбу она является в коротком балахоне и высоких сапогах-ботфортах а-ля Алла Пугачева, мы видим не столько потерявшую чувство реальности бабу, сколько нелепую и даже трогательную красотку.

Хотя эта свадьба — уже совершеннейшая эстрада, концертный номер. Буланов со своей речью в микрофон имитирует нынешнего Президента Российской Федерации. Вездесущий детский хор (музыкальная школа им. И. И. Радченко, дирижер Галина Радченко) заводит многоголосную «Беловежскую пущу». Ходят дивные, разодетые старухи Милонова — Кира Головко и Бодаева — Раиса Максимова — то ли музейные работники, то ли профсоюзные деятельницы. В этом безнадежно совковом экстазе — апофеозе, который, к слову сказать, подозрительно часто прорастает в нашей жизни, оторвался по полной программе Геннадий Демьяныч Несчастливцев. Шикарно спел французский шансон. Понял, что некстати. Гаркнул Аркашке: «Руку, товарищ!», и пошли они, родимые, по городам и весям, оставив свадьбу доедать свои салаты и селедки.

Если бы «Лес» сыграли про новых русских, вышло бы плоско и грубо. Если бы - в усадьбах, с сапожищами да поддевками, режиссеру бы стали пенять на отсутствие новых форм. Серебренников отправился в эпоху, которая у всех, даже у самых молодых, вызывает еще живую память. Как известно, любимым слоганом этого времени было «чувство глубокого удовлетворения». Клочковатая концепция спектакля этого светлого чувства не вызывает. До новых форм, конечно, далековато. Как и до новых смыслов. Зато срабатывают тот кайф, с которым играют хорошие артисты свои хорошие роли, и тот драйв, в который режиссер их отпустил. 
Пресса
Хабенский: я набрался наглости и поставил свою «Чайку», видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2024
Зона неопределенности, Мария Хализева, Экран и сцена, 19.05.2024
В поиске своего соло, Арина Кутровская, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 17.05.2024
Все оттенки серого: в МХТ сыграли «Стоиков», Зоя Игумнова, Известия, 27.04.2024
МХТ имени Чехова покажет комедию Шекспира в стиле панк, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 1.12.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 5, телеканал «Культура», 27.10.2023
МХТ им. Чехова отмечает 125-летие премьерой «9 ряд. 10, 11 место», видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 4, телеканал «Культура», 26.10.2023
Живут миражами, Елена Жатько, Проект «Молодые критики о Художественном театре», 2.06.2023
«Дяде Ване» выдали балетные юбки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.03.2023
«Дядя Ваня», приятный во всех отношениях, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 21.03.2023
В МХТ им. Чехова поставили своего «Дядю Ваню», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 20.03.2023
Беседа с главным художником МХТ Николаем Симоновым, видеосюжет телеканала «Культура», 19.03.2023
Создатель объяснил зеленый цвет памятника Олегу Табакову, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2021
Марина Зудина: «Надгробием я занимаюсь сама», Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.07.2020
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
В МХТ Чехова закатили роскошный бал, Ольга Журавлева, Московский комсомолец, 7.12.2018
Спектакль «ХХ век. Бал» представили МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 5.12.2018
В метро запустили мхатовский поезд, Виктор Борзенко, Театрал, 5.11.2018
«А вы ноктюрн сыграть могли бы…», Ольга Егошина, Театрал, 22.09.2018
Игры в бисер на Караванной, Мария Хализева, Экран и сцена, 20.09.2018
Иностранцы в родной стране, которую потеряли, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.09.2018
Нужна санобработка, Анастасия Паукер, Петербургский театральный журнал, 9.09.2018
Репост-модерн, Алена Карась, Colta.ru, 6.09.2018
Максимально горький вечер, Марина Шимадина, Театрал, 30.03.2018
Под ярким солнцем, Влад Васюхин, Известия, 30.03.2018
Евгений Гришковец превратил театр в роддом, Зоя Игумнова, Известия, 10.04.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
«Бунтари» Александра Молочникова, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
В МХТ состоялась первая Ночь поэзии, телеканал «Культура», 3.06.2013
Бог без машины, Елена Ковальская, Colta.ru, 23.01.2013
Краткий курс счастливой жизни, Кристина Матвиенко, Lenta.ru, 21.01.2013
Внесистемный основоположник, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 21.01.2013
Станиславский «Вне системы», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.01.2013
Юбиляр сказал бы «Верю!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.01.2013
Вечер-посвящение Константину Станиславскому, видеосюжет телеканала «Культура», 18.01.2013
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
Геометрия мысли / Николай Симонов, Ирина Решетникова, Страстной бульвар, № 7-127, 07.2010
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
Финита ля комедия, Итоги, 15.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Figaro, фантик от «Моцарта», Елена Дьякова, Новая газета, 11.01.2007
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004