Художественное руководство и дирекцияРуслан Кулухов Ляйсан Мишарина Артемий Харлашко Евгений Зубов Вячеслав Авдеев Наталья Перегудова Альфия Васенина Алексей Чирков Константин Шихалев Екатерина Капустина Творческая частьМедиацентрАнастасия Казьмина Дарья Зиновьева Александра Машукова Татьяна Казакова Наталья Бойко Олег Черноус Алексей Шемятовский Репертуарная частьНаталья Беднова Олеся Сурина Виктория Иванова Наталья Марукова Людмила Калеушева Алёна Соколова Служба главного администратораСветлана Бугаева Анна Исупова Илья Колязин Дмитрий Ежаков Дмитрий Прокофьев Отдел проектной и гастрольной деятельностиАнастасия Абрамова Инна Сачкова Отдел маркетинга и стратегического развитияЛилия Сидорова Мария Баженова Музыкальная частьОрганизационный отделОтдел кадровАнна Корчагина Отдел по правовой работеЕвгений Зубов Надежда Мотовилова Финансово-экономическое управлениеАльфия Васенина Ирина Ерина Елена Гусева Административно-хозяйственный отделМарина Щипакова Татьяна Елисеева Сергей Суханов Людмила Бродская ЗдравпунктТатьяна Филиппова | Косметический ремонтНина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Нынешние чеховские постановки условно делятся на две группы: радикально новое прочтение и реставрация, косметический ремонт исторического здания. К последним можно отнести две премьеры «Чайку» во МХАТе имени Чехова и «Иванова» в Малом.Во мхатовской «Чайке», которую более двадцати лет назад поставил Олег Ефремов и которая все эти годы была визитной карточкой театра, полностью обновлен состав исполнителей, и поскольку спектакль это актерский, можно говорить о премьере. Хотя первое, что приятно удивляет, это крепкая режиссерская конструкция, в которой по-прежнему удобно актерам. Левенталевские тюлевые декорации, еще красивые, хотя и старомодные, квакающие лягушки и поющие птицы, разъезжающая по сцене беседка и приглушенные звуки фортепиано создают лирическую атмосферу, которая так идет мхатовским стенам, а отсутствие указующего перста постановщика дает возможность вслушаться в текст и понаблюдать за актерами. Последнее обстоятельство для новой театральной публики, во время действия громко отвечающей на звонки своих сотовых телефонов и, судя по некоторым реакциям, пьесу не читавшей, особенно кстати. В целом же бережно сохраненный и легко узнаваемый изящный рисунок спектакля несомненная удача режиссера возобновления Николая Скорика. Тон на сцене задают «старики» теперь уже ефремовского призыва. Понятие это для Художественного важное, очень почетное, ответственное и с возрастом связанное в последнюю очередь. Великолепен Вячеслав Невинный в роли Сорина, в нескольких репликах раскрывший целую драму жизни. Ирина Мирошниченко играет Аркадину тщательно, собранно, нигде не педалируя ни красоту, ни каботинство своей героини. Она без памяти влюблена в Тригорина, не может не любить сына и разрывается между двумя этими чувствами, предвидя катастрофу. Аркадина неожиданно стала одной из самых трагических фигур постановки, что наверняка обрадовало бы создателя спектакля, поживи он подольше. Среди молодых солирует Евгения Добровольская Маша: в ней уж точно есть те самые «пять пудов любви», о которых говорил Чехов. Присутствие этой любви ощущается даже тогда, когда она не участвует в разговоре, а просто находится на сцене; раненой птицей бьется эта Маша о прозу жизни и куда больше заслуживает и Треплева, и актерского призвания, нежели Нина. Тем более что Нина в исполнении Марины Салаковой единственная очевидная неудача постановки, наводящая к тому же на грустные размышления: что-то уж больно бледно выглядят пока питомцы знаменитой «Табакерки» на главной сцене страны. В том числе и любимец публики Евгений Миронов, играющий Треплева не непонятым художником, а жалкой личностью, слабым неврастеником, смятым жизнью. Любопытно, что нечто похожее происходит и в совершенно другом спектакле «Иванове» в Малом театре (постановщик и исполнитель главной роли Виталий Соломин). Там тоже побеждают традиции и старая актерская гвардия. Едва ли не главная задача постановщика «Иванова» объяснить, почему это немолодой небогатый помещик с заурядной фамилией вдруг оказался героем драмы. В конце концов дядя Ваня мучительно и безнадежно любит, Астров лечит людей, Тригорин пишет, как умеет, и только Иванов без конца ноет, попутно губя всех близких. Помню постановку этой пьесы в «Ленкоме» героя играл Евгений Леонов, внешне вовсе не предназначенный для роли Иванова, но едва он появлялся на сцене, все слушали только его и смотрели в его сторону. Магия большого актера говорила сама за себя. Виталий Соломин и интеллигентен, и обаятелен, и органичен в любовных сценах, но трагедия ему никак не дается. Если бы не роковой выстрел в финале, перед нами был бы классический доктор Дорн, который хоть и страдает от пошлости жизни, отнюдь не чужд ее радостям. Соломин уже в качестве постановщика немало усложнил себе жизнь, надев на Людмилу Титову, исполнительницу роли жены Иванова Сарры, рыжий, огромный, какой-то клоунский парик и позволив ей заламывать руки так, как будто спектакль идет на той самой сцене в Ельце, куда направлялась Нина Заречная. Это обидно, потому что роль одна из важнейших в пьесе. Возлюбленную Иванова Сашу Татьяна Скиба играет резко, определенно, развенчивая женскую эмансипацию, подразумевающую любовь не к мужчине, а к своему подвигу по его спасению. Но самое интересное в спектакле это окружение Иванова, гости в доме Зинаиды Савишны, где Малый предстает во всеоружии своего фирменного актерского ансамбля. Новая постановка как бы балансирует между двумя полюсами: несвойственной этой сцене условности, заявленной в оформлении Анастасии Нефедовой, и сочного бытового реализма, где актеры чувствуют себя как рыбы в воде. Победа за последним невозможно даже сравнивать, например, стенания героя под неким знаковым деревом из ткани, хитро преобразующимся потом в гостиную Лебедевых, и разговор под настоящую закуску в кабинете Иванова, блистательно разыгранный Анатолием Потаповым, Юрием Каюровым и Татьяной Панковой. На именинах Саши равно неотразимы и прима Малого Евгения Глушенко в роли Зинаиды Савишны, и артисты из массовки. Они веселят зал, не позволяя себе ни грана пошлости, в чем и проявляется класс театра. Возможно, обе постановки при всех просчетах являют собой удачный пример того, как и нужно обновлять классику в академических стенах. Нигде не оскорбляя зрительских чувств, не обманывая их ожиданий, а если и навевая временами скуку, то только на критиков. Пресса Юрий Башмет и артисты МХТ им. Чехова рассказали историю театра с помощью музыки, Максим Васюнов, Российская газета, 3.02.2024 Легендарный МХТ им. Чехова: музыка 125-летней истории, Елена Алексеева, Ревизор.ru, 2.02.2024 Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023 Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023 Режиссер МХТ имени Чехова провел занятия для будущих артистов в Ашхабаде, видеосюжет телеканала «Мир 24», 10.12.2022 В фондах музея МХАТ нашли забытые стихи Олега Ефремова, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 4.10.2022 Вечер памяти Олега Ефремова к 95-летию со дня его рождения прошел в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 4.10.2022 Николай Скорик: «В конце жизни Ефремов вообще не хотел уходить из театра», Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2022 Видеозапись встречи Николая Скорика со студентами Школы-студии МХАТ (12 июня 2022 года), Медиацентр МХТ, 22.07.2022 Дюжев, Пегова, Верник: в МХТ имени Чехова вручили памятных «Чаек». Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 26.10.2021 В Химках провели творческую встречу с помощником худрука МХТ, видеосюжет телеканала «Химки TV», 5.03.2021 Николай Скорик: «Навсегда помнить хорошее редкая черта в наше время», Анастасия Попова, Известия, 11.09.2020 75 лет режиссеру и педагогу Николаю Скорику, телеканал «Культура», 11.09.2020 Режиссёр и педагог Николай Скорик отмечает юбилей, Театрал, 11.09.2020 Николай Скорик: «Ефремов хотел, чтобы я был рядом», Александра Машукова, Медиацентр МХТ, 11.09.2020 Фоторепортажи с открытия 123-го сезона МХТ, 9.09.2020 Загадочный Хабенский, похудевший Семчев: кадры из МХТ. Фоторепортаж Натальи Мущинкиной, Московский комсомолец, 7.09.2020 Видеозапись спектакля «Три сестры» Олега Ефремова (премьерный состав, 1997 год), из фондов Музея МХАТ, 23.05.2020 Фоторепортажи с открытия 122 сезона МХТ, 3.09.2019 Фоторепортажи с открытия 121-го сезона МХТ, 2.09.2018 Как в МХТ отметили юбилей Олега Ефремова, Валерия Новокрещенова, Театрон, 3.11.2017 «Конечно, это был гений. ..», Анна Тимина, Театрал, 3.10.2017 Непостижимый Олег Ефремов, Зоя Игумнова, Известия, 2.10.2017 Юбилейным вечером «Наш Ефремов» друзья и коллеги отметили 90 лет со дня рождения актера, видеосюжет телеканала «Культура», 2.10.2017 В Художественном театре им. Чехова пройдет вечер «Наш Ефремов», РИА Новости, 1.10.2017 В Кремле и театрах Москвы отметят 90-летие со дня рождения Олега Ефремова, Ольга Свистунова, ТАСС, 1.10.2017 Фестиваль «Театральное Прихоперье» продолжает свою работу, ГТРК «Саратов», 8.09.2017 Фоторепортажи с открытия 120-го сезона МХТ, 1.09.2017 Вручение памятных знаков «Чайка». Фоторепортаж Михаила Ветлова, GeoPro, 1.11.2016 В МХТ имени Чехова вручили «Чайки». Фоторепортаж Ильи Золкина, Культура двух столиц, 28.10.2016 Юбилейный вечер Николая Скорика, Полина Тихонова, 6.10.2015 Олег Табаков открыл театральный сезон и памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 5.09.2014 Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011 Режиссеру Николаю Скорику 65!, видеосюжет телеканала «Культура», 13.09.2010 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 |