Новая власть в Камергерском

Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
9 июня в зрительном зале театра собрался, вероятно, весь коллектив. Во всяком случае, были заполнены и партер, и амфитеатр. Представляя нового художественного руководителя, министр культуры РФ Михаил Швыдкой сказал: «Изучив пожелания худсовета МХАТа им. Чехова и широкое мнение театральной общественности, мы приняли решение остановиться на кандидатуре Олега Табакова. Он - человек мхатовского корня — был непосредственным участником всех процессов, связанных с развитием этого театра, начиная с „Современника“, до сегодняшнего дня являлся ректором Школы-студии МХАТа. Так как по трудовому законодательству глава театра не может совмещать две эти должности, О. Табаков освобождается от ректорской работы, однако остается художественным руководителем Школы-студии. Исполняющим обязанности ректора вплоть до выборов новой кандидатуры назначается Анатолий Смелянский. Все общее руководство в театре будет осуществляться Олегом Табаковым. При этом директор Вячеслав Ефимов сохранит свою должность. Надеюсь, этот ответственный выбор оправдает себя и не будет осмеян историей».

Олег Табаков, начиная свою «тронную» речь, отметил, что озабочен в данный момент не столько высокими материями, сколько презренной прозой. Первое, что, по его мнению, надо сделать, — это привести в порядок закулисную часть, чтобы можно было нормально заниматься профессией. Под «закулисной частью» в этой связи надо понимать не только состояние цехов и сценической техники, а главным образом атмосферу и дисциплину, царящие в незрительской части МХАТа. Дисциплина стала вторым пунктом табаковской речи. Новый худрук заявил, что нарушившие ее не будут работать в театре. Третьей по важности задачей, по мнению Табакова, является заполнение зрительного зала. Пришлось констатировать, что большинство мхатовских спектаклей проходит при полупустых залах. В этой связи надо подумать о репертуарной политике и, не ориентируясь на низменные вкусы, все же начать учитывать зрительский спрос. Табаков отметил, что есть репертуарные идеи, завещанные Олегом Ефремовым. Но, если в театре будут идти плохие спектакли, это нанесет памяти Ефремова непоправимый ущерб. Поэтому для работы должны привлекаться интересные режиссеры, а роли распределяться разумно и убедительно. Хорошо бы, заметил также новый худрук, начать зарабатывать деньги и увеличить зарплаты. Для этого предполагается привлечь внебюджетные источники финансирования. 

В заключение О. Табаков заметил, что, как человек честолюбивый, дает себе полтора года испытательного срока, в течение которого поймет, идут ли его начинания на пользу дела. Если — нет, то он сложит с себя полномочия. При этом руководство Табакеркой оставляет за собой, так как дела там налажены, а репертуар сверстан на год вперед.

А. Смелянский в своем слове заверил, что задача Школы-студии — стать звеном триады театр-школа-музей и воплотиться в мощный культурно-образовательный институт.

Жесткая и сдержанная речь нового худрука была встречена сдержанными, в меру дружными аплодисментами зала. По первому впечатлению, во МХАТе им. Чехова действительно наступают новые времена. Намеченные ориентиры лишены привычного мхатовского романтизма и в своей деловой части, возможно, задевают традиционную имперскую гордость коллектива. Однако бывают моменты, когда прозаические требования дела и порядка становятся вопросом жизни и смерти. Кажется, сейчас как раз такой случай.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000