Трагическая скука

Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Просто диву даешься, отчего наши режиссеры так охотно ставят плодовитого драматурга второго ряда Жана Ануя. Ну ладно только что вышедший сатировский «Орнифль» с Ширвиндтом в заглавной роли. Коммерческие пьесы с интеллектуальным налетом практически не имеют возраста. Но «Антигона», театральное знамя французского Сопротивления и драматургический манифест французского экзистенциализма, привязана к своему времени такими толстыми канатами и морскими узлами, что их не то что развязать, разрубить непросто. Бывают такие пьесы. Вот, например, «Оглянись во гневе» Джона Осборна. Сколько копий вокруг нее было сломано. Как повлияла она на умы современников. В том числе и такого выдающегося современника, как Лоуренс Оливье, который сначала Осборна на дух не принял, а потом сыграл одну из лучших своих ролей в его Entertainer. Но шли годы. И кому сейчас придет в голову рассказывать со сцены о судьбе «рассерженного поколения», представители которого или почили в бозе, или давно уже ни на кого не сердятся. С «Антигоной» на самом деле та же история. Только здесь есть одно «но».

В основе ануевской пьесы лежит античный миф, что само по себе создает вокруг нее ореол «бессмертного произведения». Следует заметить, что на сюжет этого мифа существует как минимум еще одна (причем гораздо более талантливая) пьеса. Ее написал Софокл. Однако, как почти все античные трагедии, большинству режиссеров она оказывается не по зубам. Куда лучше взяться за ануевскую адаптацию.

Вот и Чхеидзе ставит «Антигону» уже третий раз. Прежде были БДТ и Театр им. Марджанишвили. Теперь МХАТ. Не так давно БДТ приезжал в Москву с гастролями, которые, прямо скажем, не вдохновили. Однако даже на этом «благоприятном» фоне чхеидзовская «Антигона» произвела удручающее впечатление. Артисты, наряженные в современные костюмы, разгуливали перед античным портиком и очень неталантливо изображали политический театр и гражданственный пафос тридцатилетней давности. Мхатовская версия выглядит гораздо лучше. Спектакль приобрел более камерное звучание (зрители сидят прямо на мхатовской сцене). В нем нет больше противоречия между современными костюмами (свитерки, джинсы, кожаная куртка) и сценической средой. Декорация, выполненная Георгием Алекси-Месхишвили, напоминает репзал, а начало спектакля — застольный период репетиций, причем за режиссера здесь, как несложно догадаться, хор. Артисты постепенно входят в роли и с чувством разыгрывают судьбы ануевских героев. Исполнители второстепенных ролей делятся при этом на две категории. Тех, кто, по известному театральному выражению, забыл сыграть (к ним относится превосходный артист Виталий Егоров, которому явно маловата роль Гемона), и тех, кто сыграл по полной программе, но лучше бы не делал этого вовсе. Зато гораздо лучше, чем в БДТ, исполнена заглавная роль. Питерская Мария Лаврова представляла на сцене Зою Космодемьянскую и Валерию Новодворскую в одном лице. Таким — жизнь без палачей как без пряников. Желание кинуться на несуществующую амбразуру было столь неистовым, что хотелось надеть на актрису смирительную рубашку. Марина Зудина играет нежное, хрупкое и несколько изломанное существо. Она плачет на сцене настоящими слезами, очень убедительно переходит на крик и правдоподобно впадает в отчаянье. Правда, Антигона в ее исполнении выглядит не бескопромиссной идеалисткой, а скорее своенравной женщиной, столь же беззащитной, сколь и стервозной. Но это при желании можно принять за концепцию. К тому же не на Антигону, а на Креонта в исполнении выдающегося грузинского артиста Отара Мегвенетохуцеси была сделана ставка в этом спектакле.

Мегвенетохуцеси, известный широкому зрителю как исполнитель заглавной роли в сериале «Дата Туташхиа», а узкому — как превосходный Отелло в старой шекспировской постановке того же Чхеидзе, действительно очень хороший артист. В нем есть все, что нужно трагику: фактура, стать, мощь, наконец темперамент, который он умеет сдерживать и которому умеет давать волю. Концепция у роли тоже есть. Мегвенетохуцеси играет не тирана и даже не функционера, а нежного мужа (жена у него, судя по всему, парализована, и он кормит ее с ложечки) и заботливого отца. К Антигоне он тоже относится по-отечески, и если бы не фантастическое упрямство племянницы, никакой казни не было бы. Цинизм этому Креонту неведом. «Стража!» он кричит как кричат «На помощь!». Он сам идеалист не хуже Антигоны, только готов приносить свои жертвы не на алтарь свободы, а на алтарь государства. Свобода — это безответственность, а Креонт — человек ответственный. Он, а не Антигона подлинный герой этого спектакля, не только знающий, что такое трагическая необходимость, но и умеющий подчиниться ей. Даже на то, что Мегвенетохуцеси играет не на родном языке и, понятное дело, путается в специфически русских «подобру-поздорову» и «видимо-невидимо», можно при желании закрыть глаза. Глаза сложно закрыть на другое. На безысходную тоску, которую — несмотря на перечисленные выше достоинства — навевает чхеидзевская «Антигона».

Есть спектакли, о которых хочется написать фельетон, есть такие, что невольно заставляют впасть в беллетристику, есть редкие театральные произведения, тянущие на кандидатскую диссертацию. «Антигоне» больше всего подошел бы длинный, занудный текст в старом журнале «Театр». С очень подробными описаниями и нравоучительными рассуждениями. В этом тексте следовало бы отметить, что мхатовская премьера — очень серьезная работа, что спектакль сделан добротно, что в нем затронуты важные проблемы и подробно проработаны основные роли. И все это будет правдой. Но неполной. Полная правда состоит в том, что в «Антигоне», как и во всех последних произведениях Чхеидзе, есть добротность, но, как сказали бы сейчас, совершенно нет драйва. Да и откуда ему взяться? Ведь пьеса Ануя устарела не только идеологически (идея противостояния власти — просто потому, что она, власть, дискредитировала себя в России как минимум по окончании перестройки), но и безнадежно протухла эстетически. Ее философичность и декларативность могут оживить (да и то лишь местами) артисты масштаба Мегвенетохуцеси. В остальном же, как ни крути, получится скука. В постановке Чхеидзе она достигает порой поистине трагического масштаба.
2001
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001
Дело было вечером, Культура, 6.12.2001
Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001
Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001
Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001
Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001
Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001
Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001
Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.11.2001
«Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001
Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001
«Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001
Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001
Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001
«Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001
Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001
Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001
Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001
Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001
Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001
Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001
Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001
Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001
Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001
Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Когда разгуляется — 2, Известия, 1.10.2001
От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001
Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001
Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001
Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001
Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001
Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001
«Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001
К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001
Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001
И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001
Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001
Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001
Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001
Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001
Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001
Аншлаг, аншлаг…, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001
Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001
Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001
Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001
Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001
Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001