Приговоренные к жизниИрина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Субботним днем мимо бывшего музея Ленина, что на бывшей же площади Революции, привычно маршировал небольшой отряд пенсионеров с красными флагами. Замыкала шествие молоденькая девчушка в джинсах и старой ветровке, высоко поднявшая транспарант: «Руки прочь от Кабула!». Чуть дальше, к Александровскому саду, то и дело подъезжали свадебные кортежи, утопающие в цветах. Ей бы, наверное, лучше было находиться там. Но она упрямо шагала вперед, крепко сжимая лозунг замерзшими пальцами. Субботним вечером тоже по соседству, на сцене МХАТа имени Чехова, другая девушка, по имени Антигона, ломая ногти и в кровь разбивая руки, забрасывала землей тело непохороненного брата. Зная, что это бессмысленно, что это преступление, за которым неминуемо последует смерть. Но она сделала свой выбор и не желала от него отступать. Две жизненные картинки удивительным образом соединились и убедительно доказали: весь мир театр, но театр это жизнь. 20 лет назад, будучи в возрасте Антигоны, я впервые смотрела спектакль по этой пьесе Жана Ануя. И даже помыслить не могла о том, что можно сочувствовать беспощадному и жестокому фиванскому царю Креону, к которому так легко клеился ярлык «тиран». Сегодня все не так монологи Креона слушаешь с пониманием, ему сопереживаешь. Антигону, конечно, жаль, но в этой жалости есть привкус раздражения. Потому что осознаешь в мире, который рушится на глазах, каждый должен быть занят своим делом: кто-то править нами, кто-то рожать детей. Не надо мешать друг другу. Иного выхода все равно нет. Мхатовская «Антигона» приобрела внятный грузинский акцент. Режиссер Темур Чхеидзе уже не в первый раз выворачивает ануевскую драму-дискуссию наизнанку, пытаясь найти ее сегодняшнее, остросовременное звучание. Художник Георгий Алекси-Месхишвили соединяет античную архаику и театр наших дней: мрачная глинобитная стена с темными барельефами и проемом в центре и рядом длинный репетиционный стол с лежащими на нем текстами ролей. Композитор Гия Канчели растворяет диалоги в тревожной звуковой атмосфере. Креона сопровождает собственная «тема» не без грустно-сентиментального оттенка. Отар Мегвинетухуцеси играет фиванского царя, кажется, уже пять тысяч лет, каждый раз заново переживая его боль. Грузия знает толк в тиранах. Не она ли подарила веку двадцатому «кремлевского горца»? Были и другие. И не столь давно. Казалось бы, впору мечтать о самой буйной демократии. Но чем заканчиваются, может, и прекрасные вначале бунты, Грузия тоже знает. Т. Чхеидзе явно на стороне Креона, тоже не в первый раз. Но меняются оттенки. Игра актеров питерского БДТ в «Антигоне» была по-домашнему мягкой. Во МХАТе она отточенно остра. При том, что действия практически нет Ануй верен античной традиции и собственному драматургическому кредо. Есть только интеллектуальная дуэль. Она нестандартна: не столько внешняя между Креоном Мегвинетухуцеси и Антигоной Мариной Зудиной, сколько внутренняя: многострадальный царь терзает сам себя, выцарапывая с кровью самые потаенные откровения. Дуэль на грани ток-шоу, когда публика порой готова сорваться с некомфортных пластиковых сидений и дать словесный отпор героям. Слова, естественно, не звучат. Но вот в ответ на отчаянный плач-монолог Креона справа взрываются аплодисменты, а слева зрители брезгливо пожимают плечами. Участники спектакля все. Это редкость. Креон Отара Мегвинетухуцеси по-восточному мудр, уверен в себе и внешне спокоен. Он способен уловить колебания воздуха еще до того, как они оформятся в слова. Бережно, не проливая ни капли, он кормит с ложечки безучастную ко всему жену Эвридику (Галина Киндинова). Но едва лишь стражник (Александр Семчев) открывает рот, Креон тут же озвучивает его сам: «Труп?!» Ложка не летит со звоном на стол, она спокойно откладывается на блюдце. Этим жестом немедленно отсекается все «лишнее» и начинается «работа». Кровавая, но необходимая. Антигона Зудина, хрупкая, маленькая, в старых джинсах и растянутом свитере, Креону не соперница. Скорее, досадная помеха. Это поначалу. Узнав о проступке, он гладит ее по голове и показывает пальцем себе на щеку, напоминая о детских поцелуях. Антигона Зудина быстро ткнется губами в эту щеку, чтобы тут же отползти. Креон долго и спокойно будет уговаривать ее, как ребенка, не лезть не в свое дело, не мешать, рисуя взамен сладкие картинки счастливого брака и материнства. Но видя ее упрямый детский отпор, сам начнет заводиться, возвышая голос. И проявится главное. Юная неразумная бунтарка ему необходима, чтобы хоть кто-то выслушал рвущиеся наружу страсти, сомнения, мучительные колебания. И видишь, как страшно дается Креону Мегвинетухуцеси это внешнее спокойствие, когда внутри настоящий ад. Он обрывает монологи на полуслове, уходит, чтобы тут же вернуться и договорить еще и потому, что Антигона, вероятно, способна понять. И в какой-то момент она прижимается к нему, они долго стоят обнявшись два обессиленных существа. Две параллельные прямые, которые пересеклись. На миг, но намертво. Останется только одна. Вернее, один. В этом спектакле Антигона Зудина и впрямь что-то понимает, хотя согласиться с заведомым противником позволить себе не может. Но чувственно осознает то, что теряет, отправляясь умирать, жениха Гемона (Виталий Егоров), их нерожденного сына, любимую собачку Милку. Сломавшись, упадет без чувств. Креон же, уставясь в пол, только незаметно взмахнет рукой, призывая стражников. И еще незаметней другой жест: уведите ее. Кажется, эта рука живет сама по себе, отдавая страшные приказы автоматически. Чуть позже, узнав о самоубийстве Эвридики, Креон Мегвинетухуцеси вновь с удивлением взглянет на свою руку, внезапно ставшую свободной поддерживать больше некого. Ах, как хотелось бы хоть раз увидеть на сцене то, о чем только говорит Вестник. Как этот невозмутимый царь, теперь уже сам срывая ногти, отбрасывает камни с могилы Антигоны, где вместе с ней его сын Гемон. Как он бежит не от меча, но от взгляда сына, заколовшегося на его глазах. Увы, античная традиция не допускает подобных сцен. Нам остается видеть лишь возвращение Креона Мегвинетухуцеси, за которым тянется красный плащ, как кровавый след. Он только на минуту устало опустится на стул, постаревший, ссутулившийся. И опять посмотрит на руку, где остались часы: сколько времени до начала Совета? Медленно встанет и скажет пронзительно-буднично: «Ну что ж, надо идти». Должен же хоть кто-то удержать распадающиеся обломки жизни. Кто, как не он, единственный из всех к этой жизни приговоренный. Что сталось бы с Антигоной, останься она жива? Может быть, и впрямь вышла бы замуж и народила царскому сыну с десяток крепких наследников. А может, так и не найдя «абсолютной свободы», угнала бы самолет, чтобы взорвать к черту весь этот сволочной мир. Не знает никто. Хорошо бы, если на каждую Антигону нашелся свой Креон. И наоборот. На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001 Всего понемногу, Алиса Никольская, Ваш досуг, 10.12.2001 Дело было вечером, Культура, 6.12.2001 Выход из провинции, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 1.12.2001 Александр Семчев: «Я люблю кормить людей», Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001 Темур Чхеидзе: «Я еще не выяснил, умею ли ставить спектакли», Артур Соломонов, Газета, 13.11.2001 Для царей, Лариса Давтян, Новое время, 11.11.2001 Журналистка “МК” стала Лениным, Марина Райкина, Московский комсомолец, 10.11.2001 Егор Бероев: внук майора Вихря, Елена Фомина, ТВ Парк, 8.11.2001 Косметический ремонт, Нина Агишева, Московские новости, 6.11.2001 Титан и воробушек, Ольга Галахова, Ваш досуг, 5.11.2001 Правда и ложь трагедии, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.11.2001 «Чайка» навсегда, Марина Мурзина, АиФ Москва, 31.10.2001 Чучело птицы?, Григорий Заславский, Российская газета, 31.10.2001 «Чайка» двадцать лет спустя, Ирина Корнеева, Время МН, 30.10.2001 Иногда они возвращаются, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 26.10.2001 Вячеслав Невинный о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Татьяна Лаврова о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Виктор Гвоздицкий о Владимире Кашпуре, 26.10.2001 Московский Художественный театр отмечает день рождения, NTV.ru, 26.10.2001 Чайку бы, Антон Красовский, Независимая газета, 25.10.2001 «Чайка» опять полетела, Роман Должанский, Коммерсант, 25.10.2001 Спектакль по расписанию, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 20.10.2001 Он вошел в смерть, как в роль, Надежда Келлер, Собеседник, 15.10.2001 Олег Табаков: На трудности не жалуюсь. Демократию отменил, Алла Боссарт, Новая Газета, 15.10.2001 Глазами клоуна, Ольга Егошина, Вёрсты, 9.10.2001 В Москве пройдет вечер памяти выдающегося русского актера Евгения Евстигнеева, приуроченный к его 75-летию, РИА Новости, 9.10.2001 Во МХАТе имени Чехова состоится вечер памяти Евгения Евстигнеева, NTV.ru, 9.10.2001 75 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева, Yтро.ru, 9.10.2001 Приговоренные к жизни, Ирина Алпатова, Культура, 4.10.2001 Погиб поэт, невольник чести, Валентина Львова, Комсомольская правда, 3.10.2001 Оля Мухина и ее «Ю», Марина Мурзина, АиФ Москва, 3.10.2001 Зачем вы, девушки, идете в камикадзе?, Валентина Львова, Комсомольская правда, 2.10.2001 Фивы наших дней, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2001 Драма идей, Григорий Заславский, Театральное дело Григория Заславского, 2.10.2001 Братская могила, Антон Красовский, Независимая газета, 2.10.2001 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Когда разгуляется 2, Известия, 1.10.2001 От эдипова комплекса мы излечились, Елена Дьякова, Газета.Ru, 1.10.2001 Трагическая скука, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2001 Год Креона, Алексей Филиппов, Известия, 30.09.2001 Борьба за труп на сцене МХАТ, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.09.2001 Антигона за железным занавесом, Любовь Лебедина, Труд, 29.09.2001 Темур Чхеидзе: «Одной правды не бывает», Юлия Кантор, Известия, 28.09.2001 «Ю» Ольги Мухиной во МХАТе им. Чехова, Джон Фридман, “Moscow Times”, 27.09.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Улеты во сне и наяву, Ирина Алпатова, Культура, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 Кама Гинкас о Владимире Кашпуре, 25.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Интер(офф)вью 4: Олег Табаков, Русский Журнал, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Интервью Олега Табакова, Эхо Москвы, 23.09.2001 Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001 Осколки разбитого вдребезги, Елена Дьякова, Газета.Ru, 22.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001 Станислав Любшин: Моя судьба Чехов и Володин, Юлия Кантор, Известия, 16.09.2001 Мольер упал
У нас несчастье
, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001 Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001 Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001 Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001 Я комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001 По третьему кругу, Екатерина Васенина, Независимая газета, 13.09.2001 Жил да был один Мольер по прозванью Табаков
, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001 Лучше только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001 Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001 Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001 Песнь о вещем Олеге, Екатерина Васенина, Независимая газета, 11.09.2001 Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001 Кабала рынка, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.09.2001 Милорад Павич: Вы освободились на десять лет раньше нас, Юлия Кантор, Известия, 10.09.2001 Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001 МХАТ открыл сезон, Юлия Кантор, Известия, 9.09.2001 К нашим зрителям, Олег Табаков, 8.09.2001 Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001 Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001 Так победим. Без восклицательного знака, Анатолий Смелянский, Известия, 14.08.2001 Искусство разговора, 7.08.2001 Олег Табаков: Я отменил во МХАТе демократию, Андрей Ванденко, Комсомольская правда, 27.07.2001 Олег Табаков: Я объявил амнистию той коррупции, что была до меня, Алексей Филиппов, Известия, 8.07.2001 История российских династий. Савва Второй, Ятъ, 1.07.2001 Евгения Добровольская: Жизнь игра и наоборот, Телемир, 30.05.2001 И мы идем по кругу..., Анатолий Смелянский, Известия, 24.05.2001 «Михаил Булгаков. Чёрный снег» авторский цикл программ Анатолия Смелянского, телеканал «Культура», 15.05.2001 Чудеса нумерологии, Елена Ковальская, Ведомости, 19.04.2001 Вечера на хуторе близ Бродвея, Раиса Саенко, Вечерний клуб, 13.04.2001 Чертова дюжина приколов, Ирина Алпатова, Культура, 12.04.2001 Похождения мужского тела, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 11.04.2001 Счастливый номер Владимира Машкова, Алексей Филиппов, Известия, 10.04.2001 Аншлаг, аншлаг
, Елена Ямпольская, Новые известия, 10.04.2001 Номер 13, Елена Ковальская, Афиша, 10.04.2001 Номер удался, Марина Давыдова, Время новостей, 9.04.2001 Комедия в клеточку, Ирина Корнеева, Время МН, 7.04.2001 Александр Семчев: «Пиво пью редко», Виталий Сычевский, Семья, 1.03.2001 Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001 Чайка по имени Женя, Нина Алексеева, Россия, 21.02.2001 Зазеркалье. Встреча третья: Олег Табаков, Зоя Богуславская, Ozon.ru, 1.02.2001 |