Правильная формула красиваОльга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Он пришел в театр совсем не через парадный подъезд с физфака университета. Он уверен, что искусство это всегда провокация: «Человеку надо зажать нос, чтобы он открыл рот и принял лекарство так поступают врачи и режиссеры». Он сравнивает актеров с рабами в Спорте, которых спаивали, до бесчувствия, чтобы аристократы могли привести детей и показать, какими не надо быть: «Артисты это те, кто может позволить себе высоту полета и низость падения». Он боится самолетов и громкого успеха, который потом каждый раз захочется повторять.Впрочем, первый успех у 33-летнего Кирилла Серебренникова давно позади. Москва сдалась ему после первого же спектакля «Пластилин». Сегодня у него нет недостатка в приглашениях. С утра он репетирует во МХАТе, который сейчас активно собирает под свою крышу все новое, модное и талантливое ультрасовременную пьесу братьев Пресняковых под названием «Терроризм». После обеда в «Современнике», куда нечасто приглашают «чужаков», ставит «Сладкоголосую птицу юности» с Мариной Нееловой. Время для интервью он выкроил поздно вечером, на одной из студий в перерыве между монтажем. Отыскивая среди трамвайных путей нужный адрес, я сформулировала первый вопрос. Кирилл, мы с вами беседуем в доме номер тринадцать на площади Борьбы. Адрес не смущает? Если вы о везении. .. Какое-то время я занимаюсь сериалами и не могу сказать, чтобы судьба их складывалась успешно. Ну не могу я снимать и смотреть про бандитов! Мне кажется, я понимаю, почему российское кино не «попадает» в аудиторию. В Америке, например, люди, которые делают кино, и люди, которые его потребляют, находятся примерно в одном имущественном слое среднего класса. У нас же дистанция между теми, кто кино снимает, живя в пределах Садового кольца, и остальной Россией, которая его смотрит, огромная. Я не ругаю ни тех, ни других. Но те, кто снимает, не очень понимают, что нужно тем, кто смотрит. Попадания в десятку бывают, но случайно. А когда кинематографисты намеренно хотят попасть в цель, это напоминает тезис «лишь бы пипл хавал». А почему не показали до конца «Ростов-папа»? Его сняли с эфира, показав ровно половину серий. К тому же именно тогда начались пертурбации на НТВ. Мне говорят, что когда-нибудь наступит время, и это кино будут смотреть. Мне вообще-то очень нравится принцип: делай, что должно, и пусть будет, что будет. Говорят, вы снимаете за какие-то смешные деньги. Можно просто не снимать за маленькие деньги. А можно пойти к друзьям и снимать у них в квартирах. Другой вариант: обманывать, улыбаться, дружить с людьми, которые тебе не приятны. Я это все не придумал, а прочитал у Бунюэля, когда они с Дали по молодости снимали первый фильм и разводили на деньги то ли тетю Бунюэля, то ли тетю Дали. Так что все это проходили. Но больше за эти смешные деньги я снимать не хочу. Помогает ли вам диплом инженера в режиссерской профессии? Я не инженер.Я окончил физический факультет по специальности «электродинамика СВЧ», и диплом у меня не инженера, а, скорее, ученого. Нам давали не столько навыки, как рассчитать или вычислить, сколько картину устройства мира. Физика, кстати, одна из немногих наук, которая доказывает существование Бога. То есть? Она описывает законы, по которым устроен мир, и в этих законах в квантовой механике, например, есть допущения абсолютно божественного свойства. Не случайно многие физики начинают заниматься философией или даже в монастыри уходят это все очень близко. А в театре законы физики работают? Закон золотого сечения, композиции работают и в науке, и в искусстве. Недаром в физике есть такое понятие: красивая формула. Опытные люди по получившейся формуле могут понять, справедливо данное утверждение" или нет. Правильная формула устроена красиво. Симметрично. Вы ставили чуть ли не во всех театрах Ростова, оставаясь при этом «недипломированным специалистом». Как относились, например, в Академическом театре имени Горького к режиссеру-самоучке? Тогда как раз наступи-то такое время, что диплом нигде не спрашивали. Важно было, что ты умеешь, можешь ли ты найти общий язык с артистами. А они между тем истосковались по молодой плоти-крови. Каждая постановка это вызов. Ты приходишь и доказываешь, что ты на что-то способен. И тогда тебе дают возможность сделать следующий шаг. А как вас приняла Москва? Моим последним ростовским спектаклем была «Женитьба» в ТЮЗе, от которой у меня осталось печальное впечатление. Приходили какие-то дети, шумели. Руководство театра просило меня ради них сократить спектакль, чтобы два действия шли по сорок пять минут. А у Гоголя слов больше написано, и вообще он не для детей писал! В общем, с театром я на время завязал. А потом переехал в Москву. В связи с театральной олимпиадой возникло предложение поставить «Пластилин». Мы репетировали себе на деньги олимпиады и даже не предполагали, что спектакль будет пользоваться таким спросом. Мне показалось, что «Пластилин» сделан «на разрыв аорты», чего не скажешь о вашем следующем спектакле «Откровенных полароидных снимках» в Театре Пушкина. Как будто вы нашли свое «ноу хау» и уже работали но отлаженной технологии. (Взрываясь). Так «Пластилин» и написан «на разрыв аорты». а «Снимки» нет. В первом случае это трагедия, где герой гибнет, борясь с обстоятельствами, во втором история компромисса, когда несколько несчастных мерзавцев вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам. А почему вас, человека благополучного, по крайней мере, внешне, интересуют «несчастные мерзавцы»? Ну, не такой уж я благополучный. И вообще это очень русская традиция жалеть людей и даже как-то пытаться их любить. Когда я перестану жалеть и интересоваться людьми, придется менять род деятельности. И потом, мне кажется. «Снимки» очень узнаваемая для Москвы история. У меня полно знакомых. которые улыбаются, говорят, что у них все хорошо. А у них на самом деле все плохо, и сами они оказываются просто растерянными зайчиками, которые не знают, что делать с этим небом. которое вот-вот опустится на них и придавит. Вы говорите о том, что эта история характерна для Москвы. Между тем ее действующие лица гомосексуалист, проститутка, бывший зэк, словом, маргиналы Я вас так спрошу нужен ли режиссеру богатый жизненный опыт? Я еще не понял, что это за профессия такая. Потому что понять значит перестать быть. В ней. видимо, все нужно. Быть хорошим и мерзавцем, умным и наивным, честным и лживым, мужчиной и женщиной, циником и романтиком, человеком опытным и человеком, способным каждый раз начинать заново, потому что опыт может и помешать. Вы в Москве человек достаточно новый. Как вы думаете, захочется ли вам когда-нибудь снять фильм с условным названием « Москва-мама», не менее ностальгический, чем «Ростов-папа»? Москва прекраснейший город. Когда я еду по Москве, просто ахаю от восторга и испытываю самые что ни на есть патриотические чувства. В ней нет никакой холодности, шовинизма. Москва очень добрая, немножко безалаберная. Знаете, есть такой род зевак, которые прибегают и смотрят на пожар. Вот Москва такая ей интересно, она любопытна. Такая радушная, приятная тетка. Сегодня вас пригласили в такие театры-мастодонты, как МХАТ и «Современник». Можете сравнить стиль их работы? А я не знаю, что такое «пригласили в театр». Для меня театр это не помещение, пусть даже в нем и происходили какие-то важные события из театральной жизни XX века. В помещениях собираются люди. И вот эти люди для меня и важны. Они и есть театр. В «Современнике» я репетирую с великолепной Мариной Нееловой, во МХАТе с молодыми актерами, некоторые со студенческой скамьи. Все это очень важно для меня сегодня. Почему вы выбрали для Нееловой «Сладкоголосую птицу юности» такую надрывную, слезливую? Пьеса только повод, у нас все будет по-другому. Меня там интересует история про время, в которое нельзя вернуться. За основу мы взяли всем известный перевод Виталия Вульфа. Вернули те сцены, которые повыкидывали во МХАТовской постановке: 75-летняя Ангелина Степанова не могла играть ни про секс, ни про наркотики. Добавили диалоги Нины Садур. В общем. получилась очень вольная фантазия на тему пьесы. Скажите, а любовь в театре помогает? Любовь всегда отвлекает. Для меня сейчас искусство важнее личной жизни. Это как у балерины ей лучше не иметь детей, если она хочет стать Балериной. Искусство вещь довольно противоестественная, И я уверен, что без жертв здесь не обойтись. Вы так точно передали в «Пластилине» ощущения юности, когда все уже понимаешь, но ничего еще не можешь. Вы помните то состояние, когда мальчик становится мужчиной? Я однажды просто изменился физически. Выпали волосы, форма лица стала другой. На юношеских фотографиях я один, а сейчас совершенно другой. Смотрю я на старые фотографии и понимаю, что ничего-то я про того, кто на этих фотографиях, не знаю. Как будто все, что было, было не со мной. Я себя ощущаю таким мутантом, я мутирую от обстоятельств, на меня мир воздействует. Точнее, я меняюсь физически мир же влияет на тебя, и ты должен меняться, чтобы не погибнуть. Олег Табаков: «Каждый должен носить свой чемодан», Спорт-экспресс, 27.12.2002 Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002 Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002 Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002 Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002 Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002 Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002 МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002 Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002 МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002 Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002 Павел Когоут: «Народные беды слишком высокая плата за хорошую литературу», Алексей Филиппов, Известия, 12.12.2002 Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002 Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002 Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002 Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002 Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002 Табаков о театре Табакова? и не только о нем, Дипломат, 18.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002 Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» в Африку, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002 Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002 Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002 Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002 Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002 Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002 Два Невинный Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002 Райа-Синикка Рантала: Кругом дети Станиславского, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2002 Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002 Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002 В театре надо быть смиренным
, Александр Строганов, Век, 18.10.2002 Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002 Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002 Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002 Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002 Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002 Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002 МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002 Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю
, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002 Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002 Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002 После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002 Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002 Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002 Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002 Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002 «Терроризм» братьев Пресняковых, известный Угаров и неизвестный Курельчик, Елена Киселева, Правда, 15.08.2002 Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002 Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002 Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002 Убийства не было
, Николай Александров, Газета, 1.07.2002 Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона, Алексей Филиппов, Известия, 30.06.2002 Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002 Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002 Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002 О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002 Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002 Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002 Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002 Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002 Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002 Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002 Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002 Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002 Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002 В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002 Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002 Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002 Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002 Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002 Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002 Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002 Москву посетил известный югославский писатель Милорад Павич, НТВ. ru, 24.04.2002 Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002 Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002 Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002 Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002 Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002 «Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002 Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002 Константин Хабенский: Мое амплуа комическая старуха, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 22.04.2002 Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002 Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002 Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002 Егор Бероев: Понимаю, что больше не надо испытывать судьбу, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 8.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Андрей Мягков модернизировал пьесу «Ретро» А. Галина, Елена Ковальская, Афиша, 18.02.2002 Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002 Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002 Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Евгения Добровольская: «Надо нести свой крест и верить», Алексей Филиппов, Известия, 14.01.2002 МХАТ им. Чехова представляет спектакль по произведению Сомерсета Моэма, РИА «Новости», 14.01.2002 Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002 Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002 Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 |