Настоящий ГвоздицкийГригорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Для тех, у кого мало времени, в телеграфном стиле. Во МХАТе имени Чехова вышла премьера «Тот, кто получает пощечины», пьеса Леонида Андреева, два часа сорок минут с одним антрактом. Постановка Райи-Синикки Ранталы (Финляндия) приурочена к юбилею Виктора Гвоздицкого 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности. Хотя рядом с бенефициантом еще несколько хороших актеров и играют они хорошо (и Владимир Кашпур, и Станислав Любшин), идти на «Тота?» стоит из-за Гвоздицкого. Знать его мудрено, поскольку Гвоздицкий почти не снимался в кино и совсем не появляется в сериалах. Между тем, быть может, лучший актер нашего времени. Или один из них. В данном случае его участие оправдывает затею. * * * Роль Гвоздицкого начинается в ложе. Сидя в пальто и цилиндре в директорской ложе чеховского МХАТа, он молча наблюдает. На сцене уже говорят, уже ходят. И судя по всему, действие происходит в провинциальном цирке. Потом он встает, через партер проходит на сцену и сразу же принимается переобуваться в длинноносые, уродливые клоунские башмаки. Со множеством мелких движений с подробностями, которыми славится его игра. С кем имею честь? Я не знаю? я не знаю? видна растерянность в его глазах. Кажется, в эту минуту действительно не знает. Он вообще никогда не обманывает. Глаза Гвоздицкого зеркало его души. Такие большие глаза на «не таком лице», будто специально созданном, чтобы «торчать» из костюма Пьеро, в котором Тот, которого играет Гвоздицкий, выходит на манеж, чтобы получить очередную порцию пощечин. Пьеса многословная, полная «философистики», как большинство пьес Леонида Андреева. Но роль Тота выбрана точно, роль, конечно, его. Герой, несчастный в любви (кажется, все его герои в любви несчастные). И ищущий любви (как многие другие его герои). Мучимый неактуальными, экзистенциальными вопросами, прячущийся от них в цирке, где они и настигают его. Муки рассудка, муки сознания. Все, что внутри. У Юрия Кузнецова есть строчки: «Звать меня Кузнецов. Я - один, остальное обман и подделка». Конечно, нельзя эти слова буквально переносить на театр, но, в общем, они близки к истине. Гвоздицкий неисправимый перфекционист. Он всегда стремится к недостижимому идеалу, пределу игры-существования. И одинок не потому, что стремится к одиночеству, просто «на старте» он вырывается резко вперед и догнать его уже почти невозможно (и мало кому по силам). Взыскательность, тоска по совершенству (кому это сегодня знакомо?!) в нем счастливо или, наоборот, несчастливо соединились с умением добиваться совершенства в каждой роли. Трудно ему соответствовать, а «приседать», смирять себя он так и не научился? Вот и выходит, что рассказ о Гвоздицком может быть только грустным. Хотя нет. Почему? В программке, приуроченной к премьере и к юбилею, поражает, с каким теплом, какой добротой отзываются о Гвоздицком коллеги. Даже не склонные к сентиментальничанью, как, например, Андрей Мягков. Почему они так добры к нему? Осмелюсь предположить: в нем, как в гении, не видят соперника. Для Табакова, художественного руководителя театра, Гвоздицкий, вероятно, то же, что и для Ефремова (и то же, что для Ефремова были Смоктуновский, Борисов, то есть драгоценные чужаки). Но ценность Виктора Васильевича для Олега Павловича очевидна, и вот он подыскивает ему роли, зовет режиссеров, составляет особый репертуар. Все это вызывает уважение, поскольку скорее всего он Табакову не близок манерой, бесконечной рефлексией, обращенностью в прошлое; по отсутствию побочных занятий? И все это, вероятно, одновременно и увлекает его в Гвоздицком. Может, Гвоздицкий был бы уместнее не в Художественном, а в Малом. Не в конкретно-исторических условиях, а - вообще. Школа, полученная в Ярославском театральном училище, тому порукой (в Малом всегда любили выучеников провинциальных школ). Как пишет Вячеслав Невинный в уже упомянутом буклетике, «он - артист провинциальный, как и я. Это замечательно, потому что провинциальный артист ближе к такому обтрепанному нынче слову, как профессия». Трудно утверждать, что именно там научили его профессии, которой, наверное, научить нельзя (сам Гвоздицкий говорит, что профессии может научить только сам театр стены, лестницы, зеркала, вещи?). Но именно в Ярославле, думается, он научился отношению к делу, отношению к театру. Строгому. В Ярославле, говорит Гвоздицкий, он научился главному жить в театре. Если можно так сказать, уметь лишнее и ценить эти лишние умения. И пользоваться ими. Вещи учат профессии. Не могут не учить, если, например, в первом действии «Трех сестер» Гвоздицкий выходил «в шпорах» Массальского, во втором в кителе Соболевского, а на дуэль уходил в пальто, которое носил Евстигнеев. * * * Сегодняшнее время впору сравнить с эпохой «борьбы с излишествами». Тогда боролись с архитектурным декором, сегодня лишней кажется всякая подробность, в том числе и в актерской игре. Уходит потребитель, которому нужны были эти излишества. «Тайны профессии», в которые «уходит» Гвоздицкий, перестали «продаваться». Кажется, Гвоздицкому даже нравится, когда играть трудно. Значит, его актерский аппарат будет работать на пределе, на самых больших «оборотах». И будет громко, и будет тихо, и будет страдание без слов? И только слов без страдания не будет. Когда его некому выслушать на сцене, он принимается соревноваться с самим собой, с теми, которых он сыграл прежде в спектаклях Николая Шейко, Михаила Левитина, Камы Гинкаса и Олега Ефремова. Разность интонаций, богатство интонаций снова напомнит о Малом театре не речь, а музыка речи, со взлетами, падениями, крещендо, фортиссимо и, без паузы, «обрушением» в пиано? К чему писать юбилейный портрет, когда счастливый случай! можно написать портрет актера в роли? Тем более что вообще о Гвоздицком написано много. Он воспет лучшими режиссерами и, кажется, всеми критиками. Тот, который получает пощечины, вариант чеховского Соленого. Гвоздицкий в этой роли «спокойно инфернален», по меткому выражению понимающего его режиссера. Его сосредоточенность, напряжение сил завораживают, так что кажется, Тот гадает взаправду, ведает, что говорит наезднице Консуэлле, в которую безнадежно влюблен. Сосредоточенность преображает его «не такое лицо», любовь и боль так перемешаны во взгляде, что разделить их уже невозможно. И эта спутанность, единство крайних состояний, возвращают к прежним ролям Гвоздицкого и заставляют думать о еще не сыгранных ролях. «А что такое смерть?» спрашивает Тот, приготовляясь к смерти. Гвоздицкий умеет задавать такие вопросы, показывая и ужас смерти, и страх любви. Страх всех бездн, перед которыми бессильна человеческая природа и в которые проваливаться природой и суждено. Этот последний ужас в его глазах глазах страдальца и глазах мучителя и убийцы вызывает сочувствие. И откладывается в памяти как знак его игры. Рядом с боязливым безумием в глазах Смоктуновского, с высокой суетой Олега Борисова. Олег Табаков: «Каждый должен носить свой чемодан», Спорт-экспресс, 27.12.2002 Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002 Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002 Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002 Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002 Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002 Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002 МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002 Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002 МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002 Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002 Павел Когоут: «Народные беды слишком высокая плата за хорошую литературу», Алексей Филиппов, Известия, 12.12.2002 Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002 Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002 Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002 Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002 Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002 Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002 Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002 Табаков о театре Табакова? и не только о нем, Дипломат, 18.11.2002 Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002 Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002 Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002 Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002 Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002 Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002 Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002 Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002 Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002 «Терроризму» NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002 Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002 Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002 Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002 Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002 МХАТ превратится в монастырь, а «Табакерка» в Африку, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 5.11.2002 Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002 Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002 Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002 Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002 Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002 Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002 Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002 Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002 Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002 Кирилл Серебренников о пьесе «Терроризм», 25.10.2002 Братья Пресняковы о пьесе «Терроризм», 24.10.2002 Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002 Два Невинный Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002 Райа-Синикка Рантала: Кругом дети Станиславского, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2002 Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002 Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002 В театре надо быть смиренным
, Александр Строганов, Век, 18.10.2002 Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002 Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002 Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002 Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002 Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002 Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002 МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002 Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002 Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002 Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002 Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002 1 октября исполнилось 75 лет со дня рождения Олега Ефремова, NTVRU, 1.10.2002 Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002 Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет, Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002 Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю
, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002 Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002 Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002 Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002 Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002 После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002 Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002 Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002 Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002 Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002 «Терроризм» братьев Пресняковых, известный Угаров и неизвестный Курельчик, Елена Киселева, Правда, 15.08.2002 Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002 Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002 Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002 Убийства не было
, Николай Александров, Газета, 1.07.2002 Один день с Олегом Табаковым накануне закрытия сезона, Алексей Филиппов, Известия, 30.06.2002 Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002 Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002 Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002 О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002 Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002 Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002 Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002 Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002 Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002 Телеверсия спектакля «Рождественские грёзы» (запись 2002 года), телеканал «Культура», 25.05.2002 Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002 Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002 Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002 Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002 Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002 Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002 Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002 Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002 Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002 В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002 В отсутствие любви и смерти, Итоги, 14.05.2002 Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002 Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002 Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002 «Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002 Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002 Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002 Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002 Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002 Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002 Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002 Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002 Москву посетил известный югославский писатель Милорад Павич, НТВ. ru, 24.04.2002 Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002 Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002 Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002 Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002 Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002 Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002 «Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002 Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002 Константин Хабенский: Мое амплуа комическая старуха, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 22.04.2002 Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002 Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002 Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002 Егор Бероев: Понимаю, что больше не надо испытывать судьбу, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 8.03.2002 Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002 Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002 Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002 Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002 Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002 Андрей Мягков модернизировал пьесу «Ретро» А. Галина, Елена Ковальская, Афиша, 18.02.2002 Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002 Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002 Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002 Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002 Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002 Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002 Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002 Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002 Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002 Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002 Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002 Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002 И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002 «Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002 Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002 Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002 Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002 На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002 Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002 Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002 Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002 Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002 Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002 Евгения Добровольская: «Надо нести свой крест и верить», Алексей Филиппов, Известия, 14.01.2002 МХАТ им. Чехова представляет спектакль по произведению Сомерсета Моэма, РИА «Новости», 14.01.2002 Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002 Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002 Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002 Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002 Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002 Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002 Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002 Александр Калягин рассказывает про Олега Ефремова, раздел МХАТа, рождение театра Et cetera, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002 Документальный фильм «Дом Актёра. По долгу памяти. Софья Пилявская», телеканал «Театр», 2002 |