Гришковец осадил МХАТ

Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Все происходящее в новом спектакле Художественного театра никак между собой не связано, кроме того, что придумал все это один человек.
Нет ничего удивительного в том, что Евгений Гришковец появился во МХАТе имени Чехова: не существует. Кажется, уже такого молодого драматурга и режиссера, который бы еще не прибился к компании, оккупировавшей малую и новую сцену театра в Камергерском. И вот модный монотеатр Гришковца — прославился он тем, что непринужденно и обаятельно рассказывает собственные тексты, — докатился до Художественного (или Художественный до него, кому как больше нравится). На этот раз автор на сцене не появился: в спектакле «Осада» он выступает как драматург и постановщик. 
Тексты Гришковца всегда очень длинные и ни о чем. То есть намешано там много всего: «Осада», например, — это импровизация на тему древнегреческих мифов, там есть и Сизиф, и Геракл, но спрятаны эти персонажи в монологи некоего ветерана о том, как, скажем, косноязычный солдат по прозвищу Бубнила перекрыл реку и помог деду, местному жителю, вычистить конюшни, где «было много всего негативного». Или как солдаты на постое по пьянке вкатили на гору камень — и испортили жизнь деревенскому чудаку, который этот камень сам туда тащил. Поклонники Гришковца здесь заходятся от смеха — имеют право. Непоклонники откровенно скучают. Есть еще Икар — он время от времени деловито выходит, прилаживает крылья, становясь похожим на птеродактиля, пытается взлететь и падает. К счастью, молча. Есть три воина с мечами и в вязаных шлемах, которые ведут осаду города. Парень с сотовым телефоном, не знающий, как отделаться от болтливого ветерана. Музыканты. Богиня — солистка фольклорного ансамбля. Смешные облака, прикрепленные бельевыми прищепками. Все это никак между собой не связано, кроме того, что придумал все это один человек. Так что, если бы в середине постановки на сцену вышел Олег Табаков и встал на голову — а этот артист может все, — никто бы не удивился. Но, видно, автор не сумел его уговорить.
Чего в спектакле нет? Действия — этого у Гришковца и не бывает, театр у него такой. Нормального темпоритма — а куда торопиться? Сидят молодые актеры, импровизируют, речь узнаваемая, кажется, еще мгновение — и пойдет через слово «блин», «типа», «в натуре». На мой взгляд, нет еще повода для полноценного спектакля, который ведь не скетч, не монолог или смешная сценка, а спектакль, — но это уже дело вкуса. Если нет пьесы и действия, то все условно: для кого-то автор — король в прекрасном костюме, а для кого-то он просто голый. И не слишком возбуждает.
Чего у МХАТа не отнимешь, так это актеров. Вот и в «Осаде» — из разрозненных и неравноценных эпизодов — возникают яркие типажи: ушибленный службой ветеран —Сергей Угрюмов, воин-начальник —Андрей Смоляков и воин-интеллигент — Александр Усов. Сцены, когда воины обращаются к жителям осажденного города с предложением сдаться, и впрямь смешные, разоблачающие извечную человеческую неспособность пойти на уступки. Фатальное непонимание того, что победа, добытая кровью, — это на самом деле поражение. Так безымянные воины в комическом обличье и вытягивают на своих плечах громоздкое, на живую нитку сшитое действо, о котором сам автор без ложной скромности сказал в программке так: «Те, кто придет посмотреть нашу „Осаду“ увидят прекрасных, азартных актеров, изящную современную сценографию, послушают чудесную живую музыку». Просто реклама ресторанного шоу какая-то.
У Гришковца немало поклонников, и их тоже надо понять. Нельзя в молодости не любить и не восхищаться — просто одни поколения входили в творческую жизнь с именами Чехова и Станиславского, другие — с Петрушевской и Эфросом, а нынешние — с Гришковцом и Чусовой. Жизнь в конце концов одна, и нет у них других кумиров — их действительно нет. Об этом же красноречиво говорит ситуация во МХАТе имени Чехова: две его малые сцены пестрят самыми разнообразными постановками — на несколько актеров, на несколько десятков зрителей, постановками иногда прелестными, — о чем «МН» не раз писали, — и почти всегда… необязательными, не делающими театральной погоды. Камерными, как и те сцены, на которых они идут. А где же большой стиль академического театра, заметные премьеры на большой сцене? Где те самые актерские работы, о которых «все говорят», — где ж им и быть, как не в этих стенах? Подобные вопросы теряются среди множества новых названий, которыми полна мхатовская афиша, и, конечно, к ним никакого отношения не имеет Евгении Гришковец, одинаковый всегда и везде — в ночном клубе, студенческом театре или на главной сцене страны.
2003
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003
Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003
В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003
Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003
Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003
Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003
Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003
Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003
Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003
Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003
Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003
Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003