Художник мухи не обидитОлег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005 Заманчиво предположить, что премьера пьесы Тома Стоппарда в МХТ не случайно совпала с Первой московской биеннале современного искусства. Зрителям спектакля «Художник, спускающийся по лестнице» нелишне иметь представление о том, откуда это искусство взялось, и программка охотно разъясняет, что такое «дада» или ready-made. Понять бы еще, какой от всего этого прок Художественному театру и режиссеру Елене Невежиной.Художников в пьесе Стоппарда трое, они живут в общей мастерской в мансарде, и в начале пьесы с одним из них случается неприятность: он падает с лестницы и ломает себе шею. Остальные двое, впрочем, тоже еле передвигают ноги дело происходит в 1972 г., а персонажи пьесы начинали свою жизнь в искусстве еще в Первую мировую: бывали в знаменитом цюрихском кабаре «Вольтер», где Тристан Тцара придумал слово «дада», а Ленин, если верить шутнику Стоппарду, играл в шахматы с Марселем Дюшаном, причем создатель рэди-мейдов регулярно выигрывал у будущего вождя русской революции. Вместе с этими анекдотами старики вспоминают и более личную историю из своей богемной юности о девушке, которая успела увидеть их первую выставку перед тем, как ослепнуть. В их мастерскую она попала уже незрячей, но вспомнила, около какой картины позировал фотографу понравившийся ей художник Любит ее, разумеется, другой, и кончается все плохо: девушка падает из окна, а художник много лет спустя с лестницы. Самое неудачное, что можно сделать с этой пьесой, разыграть ее как мелодраму в исторических декорациях. Именно так и поступает Елена Невежина, совершенно игнорируя замечательную стоппардовскую иронию, отправляя весь культурный контекст в программку и помещая действие в интерьер «мастерской художника» с аляповатыми отсылками к истории искусства XX в. Сценограф Анастасия Глебова не придумала ничего лучше, чем загромоздить площадку Малой сцены МХТ какими-то изделиями кустарных промыслов возможно, резонно решив, что большая часть публики представляет современное искусство именно так, а меньшая удовлетворится тем, что узнает нарисованных в рамке окна магриттовских людей в котелках. Среди этого малохудожественного беспорядка по сцене бродят три старика в заношенных богемных свитерах, халатах и тапках. Без слез на них не взглянешь: понятно, что бывшие авангардисты (их добросовестно играют Станислав Люб-шин, Евгений Киндинов и Борис Плотников) доживают свои дни в нищете и безвестности. Никому ни на сцене, ни в зале не приходит в голову веселиться в спектакле Елены Невежиной все относятся к сюжету очень серьезно. Портрет художников в юности (Максим Матвеев, Евгений Савинков, Сергей Медведев) выходит более энергичным, но не менее сентиментальным. А страдания слепой Софи (Екатерина Соломатина) сопровождает жалобная мелодия аккордеона, от которой и впрямь хоть в окошко лезь. Узнать в этом унылом представлении почерк Тома Стоппарда можно при одном условии: не верь глазам своим. Что, между прочим, имеет прямое отношение, во-первых, к сюжету пьесы, а во-вторых, к ее жанру. Сюжет построен на принципе, который искусствовед назвал бы ложной интерпретацией. Влюбившись в художника с первого взгляда, Софи неверно истолковывает его картину и позже делает свой любовный выбор на основании этой ошибки. Отчего и происходит комедия неустойчивых положений с выпадающими из окна девушками и художниками, свергающимися с лестницы. Стоппард, однако, хорошо знает, что в искусстве в отличие от жизни ложная интерпретация бывает весьма продуктивной. Что касается жанра, то Стоппард всегда работает с четким ощущением задачи, будь то голливудский сценарий (как, например, «Влюбленный Шекспир») или театральная пьеса. «Художник», видите ли, написан для радио, и сама идея постановки этого текста в театре есть недоразумение в прямом смысле слова. Радиопьеса про трех художников и одного слепого зрителя если вам это само по себе не смешно, зачем вообще браться за такой текст? Все комические парадоксы пьесы становятся бессмысленными, если забыть о том, что речь идет об искусстве, для которого важно не изображение людей и предметов, а приключения идей, провокация и работа со зрительским восприятием. На эту тему и шутит Стоппард, ставя под вопрос саму коммуникативную функцию искусства. Нельзя доверять тому, что видишь: Софи, чьим эстетическим идеалом были пейзажи Тернера, видит снег там, где художник изобразил белый забор. Нельзя доверять описанию, потому что оно может быть основано на ложной интерпретации. Нельзя доверять тому, что слышишь: пытаясь выяснить причину падения художника с лестницы, его друзья раз за разом прослушивают магнитофонную запись, на которой за несколько секунд до падения слышны слова: «Думаешь, я тебя не вижу?» из чего можно сделать вывод, что рядом с упавшим кто-то был, хотя на самом деле художник обращался к мухе. Которая в спектакле МХТ исправно жужжит, но ее полет над мольбертом не более чем назойливый фон скучной истории про трех старых чудаков, их никчемную жизнь и их стоптанные тапки. «Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?», Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005 Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005 ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 "Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005 Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005 Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005 Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005 Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005 Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005 Проклятьем заклейменный, Итоги, 17.10.2005 Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, 16.10.2005 Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005 Цепная воспроизводимость безнравственности, Лидия Соколова, 15.10.2005 СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005 Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005 Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005 ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005 Марина Голуб: Счастье быть свободным человеком, Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005 ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005 Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005 Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005 Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005 «Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005 «В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005 О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005 «Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005 Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005 В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне, Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 «Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005 «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005 ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005 Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005 ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005 Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005 ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005 ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА, Лица, 1.07.2005 Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005 Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами награды, Павел Подкладов, Театральная Афиша, 1.06.2005 Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005 Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005 Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Анатолий Белый: В том, что я не сломался, заслуга Марины., Мария Безрук, Труд, 26.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Евгений Киндинов: «В первом акте Трех сестер я за кулисами соловьем свистел», Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005 Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005 Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005 Алла Покровская: «У меня счастливая способность не помнить обид»., Светлана Полякова, Культура, 21.04.2005 Наталья Тенякова: Мне приходилось играть, находясь при смерти, Людмила Безрукова, Труд, 20.04.2005 Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005 Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005 Олега Табакова оставили на посту худрука МХТ, Известия, 14.04.2005 Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005 Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005 ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я ДЕЛАЮ ГАМЛЕТА, А ГАМЛЕТ ДЕЛАЕТ МЕНЯ, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005 Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005 Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005 Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005 Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005 Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005 «Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005 Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм, Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005 Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005 Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005 Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005 Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005 Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005 Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005 Амадей, 10.01.2005 Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005 Как уходили кумиры. Борис Ливанов, телеканал ДТВ, 2005 Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 |