Тень мента ГамлетаМарина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 В Московском художественном театре имени Чехова состоялась премьера «Гамлета» в постановке Юрия Бутусова с участием актеров Михаила Трухина, Константина Хабенского и Михаила Пореченкова. По мнению МАРИНЫ Ъ-ШИМАДИНОЙ, главным героем этой постановки оказался Полоний. Принято говорить, что у каждого времени свой Гамлет. Английский режиссер Питер Холл как-то заметил, что эту пьесу театр должен пересматривать каждые десять лет. Его собственная постановка шекспировской трагедии, сделанная в 60-е годы, была по преимуществу политической, как и знаменитый любимовский «Гамлет» с Владимиром Высоцким в главной роли принцем-диссидентом 70-х. Спектакли иностранных режиссеров Роберта Стуруа и Петера Штайна с участием лучших российских актеров Константина Райкина и Евгения Миронова, поставленные в 90-е годы, были продуктами переходного, еще не устоявшегося времени, поэтому довольно быстро забылись. Юрию Бутусову со своей актерской командой пришлось отвечать не только за себя, но и за все первое десятилетие нового века. Еще бы, главный драматический театр страны ставит главную пьесу мирового репертуара, которая почти сто лет не появлялась на этих подмостках, с самыми популярными актерами своего времени. Такой спектакль просто обречен стать знаковым независимо от воли режиссера. Юрий Бутусов, судя по всему, не собирался ставить «эпохалку». Его волновали не судьбы мира и даже не судьба его собственной страны (все острые, политические реплики вроде «Дания тюрьма» здесь проброшены вскользь), а вполне частная, можно даже сказать семейная, история. Об этом красноречиво свидетельствует уже первая сцена с Призраком. Гамлет-старший в исполнении саратовского актера Сергея Сосновского это не страшный посланец с того света, не грозный король и даже не строгий отец, а просто папа, который болтает с сыном за жизнь, сидя где-то возле речки, на борту старой перевернутой лодки и перекидывая из руки в руку обжигающую печеную картошку. Отношения между Гамлетом Михаила Трухина и Клавдием Константина Хабенского тоже вполне свойские: почти сверстники, они привычно дурачатся и петушатся друг перед другом, вовлекая в свою игру величавую Гертруду Марину Голуб. Никакого контраста между виттенбергским студентом и прогнившим датским обществом в спектакле нет, это одна шайка-лейка, а Клавдий, Гамлет и Полоний (Михаил Пореченков) так и вовсе лучшие друзья. Недаром в прологе вся троица выходит в ролях эльсинорских стражников (по-нашему ментов), которые потом, хитро подмигнув зрителю, скидывают шубы и начинают разыгрывать шекспировский сюжет. В этом «Гамлете» оказалась зашифрована вся история взаимоотношений между режиссером и актерами. Команда однокурсников, игравшая в питерском Театре Ленсовета философские пьесы Беккета, Бюхнера и Камю и получавшая за это «Золотые софиты» и «Маски», разбежалась по «ментовским» телесериалам. Юрий Бутусов уехал работать в Москву, ставил в «Сатириконе» и «Табакерке» и вот на сцене МХТ снова встретился со своими прежними соратниками. Константин Хабенский к этому времени уже завоевал свою «корону» получил работу в главном театре страны и благодаря кино стал одним из первых лиц своего поколения. Михаил Пореченков тоже неплохо устроился, переехал в Москву и стал любимцем телезрителей. А вот Михаил Трухин остался в Петербурге и, хотя тоже много снимается, славы своих друзей пока не достиг. Но и без биографической подоплеки его Гамлет выглядит просто как неудачник, злящийся и завидующий успеху своего более решительного и пронырливого соперника. Сложись обстоятельства иначе, они вполне могли бы поменяться местами. Константин Хабенский в образе принца Датского выглядел бы даже более убедительно, он и в роли Клавдия временами был похож на Гамлета. А Михаилу Трухину эта роль все же не по плечу. Шекспировские монологи оказались для него такими же неподъемными, как тяжелый металлический стол, который он, надрываясь, таскает по сцене, читая «быть или не быть». Всю последнюю часть спектакля, начиная с возвращения в Данию, его герой находится в состоянии форменной истерики: актер просто выкрикивает свой текст, уже не задумываясь над его содержанием. Видимо, Юрий Бутусов убежден, что современный Гамлет должен быть таким слабым, инфантильным, не способным к действию и не имеющим собственного лица. И поскольку режиссер отказал своему спектаклю (а значит, и своему времени) в настоящем герое, на первый план в нем вышли ушлый авантюрист Клавдий и благополучный хохмач Полоний. Обаятельный и уверенный в себе Михаил Пореченков вообще стал главным героем постановки. Когда Полония убили, актера пришлось вернуть на сцену в других мелких ролях, иначе зрители бы заскучали. Стоило ему шевельнуть бровью или ввернуть очередную шуточку, публика заливалась счастливым смехом и награждала своего любимца такими аплодисментами, которых не дождался ни один из ключевых гамлетовских монологов. Юрий Бутусов мастер красивых мизансцен, изобретательных метафор и эффектных постановочных приемов. Его спектакли, сделанные, как и последняя работа, в соавторстве с художником Александром Шишкиным, всегда выглядели «с иголочки», но в них тем не менее присутствовала определенная мысль. В «Гамлете» острый, склонный к гротеску режиссерский почерк оказался размыт. Внутреннее содержание спектакля никак не проявляется, если, конечно, не считать за содержание показательное отсутствие такового. Спектакль превратился в веселый балаган, где орудием убийства служит конфетти, Розенкранц и Гильденстерн устраивают концерт на своих палках-флейтах, а остальные персонажи, как заправские циркачи, крутят на тростях шляпы-котелки. Публика сегодня приходит в театр развлекаться, и ее развлекают по первому разряду. Ничего не поделаешь, таков «Гамлет» нашего времени. «Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005 Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005 Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005 Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005 Михаил Пореченков: «Мы наглые, хамоватые, очень жестко работаем, и за нами тяжело угнаться?», Татьяна Коньякова, Вечерний Новосибирск, 22.12.2005 Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005 Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005 Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005 Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005 В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005 Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005 Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005 Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005 «Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005 Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005 Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005 ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005 Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005 "Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005 Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005 Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005 Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005 Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005 Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005 Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005 СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005 Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005 Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005 Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005 ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005 Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005 Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005 Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005 Проклятьем заклейменный, Итоги, 17.10.2005 Юбилейный марафон Табакова финишировал на МХАТовской сцене, ИТАР-ТАСС, 16.10.2005 Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005 Цепная воспроизводимость безнравственности, Лидия Соколова, 15.10.2005 СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005 Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005 Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005 Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005 Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005 Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005 Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005 ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005 КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005 Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005 На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005 Марина Голуб: Счастье быть свободным человеком, Мария Безрук, Труд-7, 6.10.2005 Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005 ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005 ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005 Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005 Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005 Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005 «Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005 «В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005 О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005 «Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005 Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005 В молодости никто, кроме мамы и «Мосфильма», не помог мне, Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 «Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005 «ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005 ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005 Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005 КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005 ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005 Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005 ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005 ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОЛЕГА ТАБАКОВА, Лица, 1.07.2005 Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005 Миндаугас Карбаускис: Увлекателен только путь к наградам, а не сами награды, Павел Подкладов, Театральная Афиша, 1.06.2005 Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005 Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005 Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005 Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005 Анатолий Белый: В том, что я не сломался, заслуга Марины., Мария Безрук, Труд, 26.05.2005 Поздравление от Давида Смелянского, Коммерсант, 25.05.2005 Евгений Киндинов: «В первом акте Трех сестер я за кулисами соловьем свистел», Артур Соломонов, Известия, 24.05.2005 Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005 Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005 Алла Покровская: «У меня счастливая способность не помнить обид»., Светлана Полякова, Культура, 21.04.2005 Наталья Тенякова: Мне приходилось играть, находясь при смерти, Людмила Безрукова, Труд, 20.04.2005 Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005 Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005 Олега Табакова оставили на посту худрука МХТ, Известия, 14.04.2005 Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005 Разговаривать не надо, приседайте до упаду
, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005 ЕВГЕНИЙ МИРОНОВ: Я ДЕЛАЮ ГАМЛЕТА, А ГАМЛЕТ ДЕЛАЕТ МЕНЯ, Мария Безрук, Труд, 14.04.2005 Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005 Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005 Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005 Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005 Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005 «Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005 Олег Табаков: У нас в театре просвещенный абсолютизм, Людмила Безрукова, Труд, 4.03.2005 Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005 31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005 Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005 Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005 Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005 Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005 Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005 Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005 Амадей, 10.01.2005 Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005 Как уходили кумиры. Борис Ливанов, телеканал ДТВ, 2005 Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005 |