Три бойбренда

Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Не заметить в самых первых строках, что Гамлета в новом спектакле играет Михаил Трухин, Клавдия — Константин Хабенский, а Полония — Михаил Пореченков, никак не получится. Важнейшим из искусств ныне являются «Менты», а тут их целых три. Кто-то, конечно, купит билеты на трагедию Шекспира, но (чего уж обольщаться?) гораздо больше сограждан рванут посмотреть на родных — знакомых телеблюстителей порядка, так сказать, живьем, не в «ящике». И куда как меньшее число зрителей осведомлено о том, что три знаменитых артиста — однокашники по Петербургскому театральному институту, что с режиссером Юрием Бутусовым они начинали в профессии, что вместе с ним сделали блестящий спектакль «В ожидании Годо» С. Беккета, который получил в конце 90-х годов «Золотую Маску» за лучшую режиссуру. Трухин до телехождения в народ сыграл и в «Войцеке» Г. Бюхнера, и в «Стороже» Г. Пинтера, да и Пореченков с Хабенским — в том же «Войцеке» и других пьесах мирового классического репертуара. Словом, их театральный путь к Шекспиру вполне последователен и логичен. Спросите, а как же «Менты»? Очень просто: в чем живем, в том и играем.

Однако не брать в расчет сериальную популярность этой троицы при взгляде на «Гамлета» ни в коем случае нельзя. И сам режиссер Юрий Бутусов, конечно, имеет ее в виду. Во всяком случае, свойства актерских индивидуальностей (к счастью, у Трухина, Хабенского и Пореченкова есть индивидуальные свойства) ему принципиально важны. Ясно, что трагедию нам сыграют парни, глубоко демократичные по природе дарования, понятные по-человечески и — каждый по-своему — чертовски обаятельные. Одну шекспировскую глыбу — «Ричарда III» — Бутусов уже спустил в Театре Сатирикон с котурнов, увел от трагедии в сторону фарса. В «Гамлете» режиссер продолжает ту же работу «на снижение». Временами на сцене разыгрывается чистая трагикомедия. Смешны не только Розенкранц (Олег Тополянский) с Гильденстерном (Алексей Агапов), парочка дюжих подобострастных увальней. Смешны временами и Клавдий, и Гертруда (Марина Голуб). А Полоний — чуть ли не эстрадный комик. Шекспировское (в переводе Пастернака) определение «несчастный хлопотун» М. Пореченков по отношению к своему герою возводит в куб. Этот Полоний «хлопочет» лицом, пластикой, голосом — из кожи вон лезет. Но его неуемная прыть, кажется, произрастает из неких абсурдистских категорий. Полоний здесь неумен, неприкаян, зашорен в вечных рабских обязанностях и обуян жаждой непрерывной деятельности, смысл которой ему самому не внятен. Нет бы помолчать, спрятавшись за портьерой во время разговора Гамлета с Гертрудой, но и тут вякнул, обнаружил себя, как малое дитя во время игры в прятки. Неумна и Гертруда, которую Марина Голуб играет непривычно сдержанно и скупо. Впечатляет сам контраст в этой паре Гертруда — Клавдий, где последний явно и намного моложе. Выходит, королева не только слишком поспешно выскочила замуж, но еще и за мужчину, годящегося ей в сыновья. Ничего не поняла, ничем, кроме бабьего инстинкта схватить последний шанс, не руководствовалась. И когда сын раскрывает ей глаза на произошедшее в семье, пугается, как загнанная овца. Голуб замечательно играет трагедию беспомощного испуга — с этого момента ее королева буквально дряхлеет у нас на глазах.

Бутусов ставит «Гамлета» как трагикомедию страстишек, круговую поруку слабых воль, сплетенных в цепь неизбежного зла. Клавдий у Хабенского — абсолютный злодей, но не масштабный, не вызывающий содрогания. Он даже интригу плетет как-то дрожаще поспешно, лишь бы все сошло с рук, лишь бы обошлось. Однако не обходится. Абсолютно инфантильна, послушна обстоятельствам и Офелия — Ольга Литвинова, хрупкий тинейджер, для которой датский принц мог бы стать бойфрендом, но не случилось.

Похоже, здесь вообще никто не отвечает за свои деяния. Сырой, промозглый воздух Дании, бесконечные оттяпывания друг у друга земель (Фортинбраса нет, о нем только упоминается), какое-то вселенское людское мельтешение без отчетливых стратегий и тактик — возникает вполне экзистенциальный мир, в котором люди не смотрят под ноги и спотыкаются на каждом шагу. Так, в одной, с виду «шекспировской» мизансцене вся семья сидит за длинным столом. Но стулья какие-то дурацкие, будто погнутые от плохого обращения. Стулья падают, бокалы вываливаются из рук. Морские волны сделаны из натянутых тросов с нанизанными на них жестянками, которые дребезжат от прикосновений. Лодки старые и похожи на гробы. В углу — допотопный вентилятор, напоминающий старинную театральную лебедку для поднятия декораций. 

Тема театра воплощена у Бутусова не только в знаменитой сцене «Мышеловки», намекающей, кстати, и на домашний просмотр допотопной «киношки». Она прорастает через весь спектакль: то возникнет «ансамбль» из скамеек, палок и стульев, то с колосников опустится узорная занавеска… Да и начинается все с нашей актерской троицы, которая, не став еще Гамлетом — Клавдием — Полонием, изображает простаков-стражников, испугавшихся духа отца Гамлета (Сергей Сосновский).

Художник Александр Шишкин, постоянный соавтор режиссера, создает действительно потрясающий образ Эльсинора как средоточия неуправляемых стихий и одновременно хлама, которым обрастает любая человеческая жизнь. И живут в этом мире люди-человеки, невеличественные, недалекие, несильные, вполне могущие претендовать на сочувствие и понимание. Все нервны. Все срываются на крик — пронзительный и скрипучий, ибо голоса наших главных героев явно не тянут на трагический диапазон.

При этом Трухин, кажется, готов играть до полной гибели всерьез. И Гамлет его по-человечески интересен. Хороший парень, не предназначенный для действий, которые уготовил ему папаша. Ступив на путь убийств, он - так Гамлета давно не трактовали! — не ожесточается, а, напротив, ломается, теряет остатки самообладания и чуть ли не впадает в истерику. Возможно, этот герой хотел бы прожить жизнь в изначальных шекспировских параметрах, где все отмечено высотой. Так театральная тема входит в бутусовский спектакль еще дважды — предчувствием Гамлета и его воспоминанием. Оба эпизода поставлены как бы традиционно. Сначала возникает сон, где идет финальный поединок принца с Лаэртом, как положено, на шпагах, в окружении оставшихся еще в живых героев, и благородная королева-мать страдает за сына. В действительности же поединок пройдет совсем не так красиво, в сомнамбулической скученности обреченных, за одним общим столом. Потом, перед самой гибелью Гамлета, повторится его сцена с Офелией, где оба наконец испытают любовь и нежность, которых и в помине не было в первый раз, когда несчастная дочь Полония была еще жива. Вспомнив (или домыслив?) то мгновение, где они еще могли быть счастливы, Гамлет повторит монолог «Быть или не быть?» Внезапно этот текст, с которым современный театр решительно уже не знает, что делать, обретет, пусть и утилитарный, зато пронзительно человеческий смысл. «Не быть!» — Гамлет знает, что через несколько минут вопросов больше не будет.

В новой версии «Гамлета» три бойбренда отечественного телевидения примерили на себя шекспировские одежды. Примерка удалась — в той, разумеется, мере, в какой вообще возможны сопряжения театра в его нынешнем состоянии с великими пьесами мирового репертуара.

У МХТ тут — свой сюжет, своя параллель. Оригинал в афише театра только что добавился к парафразе — спектаклю «Изображая жертву», где молодые авторы братья Пресняковы играют с темой и сюжетом шекспировского шедевра. Спектакль поставил Кирилл Серебренников. Кому кто и что больше нравится — его вопрос, но умение Олега Табакова растить бренды в отдельно взятом театре — факт неоспоримый.
2005
«Чайки» разлетятся по московским театрам, Павел Сигалов, Коммерсант, 24.12.2005
Без пистолета, Алиса Никольская, Взгляд, 23.12.2005
Михаил Пореченков: артисту без амбиций никуда!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 22.12.2005
Три бойбренда, Наталия Каминская, Культура, 22.12.2005
Один как перст, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2005
Тень мента Гамлета, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 16.12.2005
Абсурдно что-то в Датском королевстве, Валентина Львова, Комсомольская правда, 16.12.2005
Гамлет-шашлык, Олег Зинцов, Ведомости, 16.12.2005
В постели с Хабенским, Елена Левинская, Московские новости, 16.12.2005
Силовики берут шекспира с поличным, Елена Красникова, Комсомольская правда, 15.12.2005
Гамлет от Табакова, Алена Карась, Российская газета, 15.12.2005
Гамлет-банд, Ольга Егошина, Новые Известия, 15.12.2005
«Гамлет», МХТ им. Чехова, Марина Давыдова, Известия, 9.12.2005
Гамлет в МХТ: Принц Питерский, Саша Маслова, Ваш досуг, 8.12.2005
Кира Головко: Сосватал меня вовсе не Сталин, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 8.12.2005
ОЛЕГ ПАЛЫЧ МАТРОСКИН, Татьяна Петрова, Лица, 1.12.2005
Фрейд отдыхает, Итоги, 28.11.2005
"Ее можно назвать «железной леди», Артур Соломонов, Известия, 23.11.2005
Даже не думайте, Олег Зинцов, Ведомости, 22.11.2005
Все решим с доктором, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсант, 19.11.2005
Психоанализ русской печки, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 19.11.2005
Трудно быть монстром, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Прапорщик Полоний, Ольга Коршакова, Огонёк, 14.11.2005
Столикий Табаков, Алена Карась, Российская газета, 14.11.2005
СУМЕРКИ, или МЕРЗЛАЯ ЗЕМЛЯ, Наталья Пивоварова, Экран и сцена, 11.2005
Поцелуй Иудушки, Ирина Алпатова, Культура, 20.10.2005
Господа Головлевы, Елена Ковальская, Афиша, 18.10.2005
Блуждание по вертикали, Марина Давыдова, Эксперт, 17.10.2005
ТАБАКОВУ ПРИПОМНИЛИ БУФЕТЧИЦУ КЛАВУ, Екатерина Цветкова, Вечерняя Москва, 17.10.2005
Матроскину подарили Матроскина, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.10.2005
Веселый вечер, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.10.2005
Театр для одного актера, Роман Должанский, Коммерсант, 17.10.2005
Евгений Миронов уничтожил всю свою родню, Анна Орлова, Комсомольская правда, 15.10.2005
СТРАШНАЯ РУССКАЯ СКАЗКА, Любовь Лебедина, Труд, 14.10.2005
Почему Табаков летает как птица, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Всех извел кусачим оводом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.10.2005
Тирания суффиксов, Елена Ямпольская, Время новостей, 12.10.2005
Земля пухом, Глеб Ситковский, Газета, 10.10.2005
Пришел упырь, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
Свое именьице, Олег Зинцов, Ведомости, 10.10.2005
Смертельный номер, Ольга Егошина, Новые Известия, 10.10.2005
Совершенство тени, Алена Карась, Российская газета, 10.10.2005
ПРИШЕЛ УПЫРЬ, Артур Соломонов, Известия, 10.10.2005
КОСМОС КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.10.2005
Идиотушка, Роман Должанский, Коммерсантъ, 8.10.2005
На деревню Иудушке, Екатерина Васенина, Независимая Газета, 7.10.2005
Три товарища, Марина Зайонц, Итоги, 19.09.2005
ПОТЕНЦИЯ ТАБАКОВА НАЦЕЛЕНА В БУДУЩЕЕ, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 9.09.2005
ТАБАКОВ ЗДЕСЬ, ТАБАКОВ ТАМ. .., Леонид Павлючик, Труд, 9.09.2005
Олегу Табакову подарили личную «аллею звезд», Анна Орлова, Комсомольская правда, 9.09.2005
Юрий Еремин: «Табаков играет Табакова», Григорий Заславский, Планета Красота, 8.09.2005
Звезды липнут к славе, Виталий Шанга, МК-ВОСКРЕСЕНЬЕ, 4.09.2005
«Ну почему Лелик?», Александр Авдеенко, Экран и сцена, 1.09.2005
«В приемной Табакова телефоны звонят всегда», Театральные Новые Известия, 1.09.2005
О. П. Т. в розницу, Елена Ямпольская, Театральные Новые Известия, 1.09.2005
«Репетиция напоминает секс», Татьяна Рассказова, Ведомости, 25.08.2005
Московский Художественный Табаков, Наталия Каминская, Культура, 18.08.2005
«Я не рефлексирующий, я - бульдозер», Артур Соломонов, Известия, 17.08.2005
Художественный руководитель МХТ Олег Табаков, Михаил Малыхин, Новые Известия, 17.08.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
ЕСЛИ ПРИЗНАВАТЬСЯ В ЛЮБВИ — ТО ТОЛЬКО ТАБАКОВУ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть вторая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2005
Роман длиной в 48 лет, Валерий Кичин, Российская газета, 17.08.2005
КАК ТАБАКОВ ЗА ДУНАЕМ ПРАВИЛ (часть первая), Марина Райкина, Московский комсомолец, 16.08.2005
ТАБАКОВ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ, Евгений Миронов, Литературная газета, 10.08.2005
Олег Табаков: Сдам квартиру, чтобы в ерунде не сниматься, Елена Красникова, Комсомольская правда, 4.08.2005
ВКУС К ЖИЗНИ, Жанна Филатова, Театральная Афиша, 1.08.2005
Вернуть Иванова, Елена Левинская, Московские новости, 3.06.2005
Портрет молодого человека при карьере, Алиса Никольская, Театральная касса, 06.2005
Под стук вагонных колес, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 30.05.2005
Семейные радости, Ольга Егошина, Новые Известия, 30.05.2005
Возвращаться домой не нужно, Артур Соломонов, Известия, 27.05.2005
Это я, Павел Ващилин, Анастасия Касумова, Time out, 23.05.2005
Солнце сияло, Анастасия Касумова, Time out, 16.05.2005
Олег Табаков получил второй срок, Роман Должанский, Коммерсантъ, 15.04.2005
Переназначенец из МХТ, Максим Редин, СМИ. ru, 14.04.2005
Олег Табаков выдвигает свои условия, Григорий Заславский, радиокомпания «Маяк», 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Негерой нашего времени, Ирина Алпатова, Культура, 7.04.2005
Ослепленные солнцем, Роман Должанский, Коммерсант, 6.04.2005
Краткий курс истории РФ, Марина Давыдова, Известия, 1.04.2005
Солнечный угар, Олег Зинцов, Ведомости, 1.04.2005
Жертвы их искусства, Марина Полубарьева, Московский Комсомолец в Питере, 16.03.2005
«Милая Линочка!..», Виталий Вульф, Независимая газета, 11.03.2005
Олег Табаков. Как театру ужиться с капитализмом, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 2.03.2005
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Кто во что горазд, Александр Соколянский, Время новостей, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Володин и володинское, Татьяна Ратобыльская, Петербургский театральный журнал, 02.2005
Амадей, 10.01.2005
Художник-гримёр Анатолий Чирков: «Главное, чтобы актёр был доволен», Елена Езерская, глава из книги «МХАТ: взгляд из-за кулис. Театральные рассказы», 2005
Мой серебряный шар. Георгий Бурков, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005
Мой серебряный шар. Елена Майорова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2005