По морозу босикомАртур Соломонов, Известия, 19.01.2006 На Малой сцене МХТ имени Чехова состоялась премьера по повести Валентина Распутина «Живи и помни» в постановке Владимира Петрова. Автор повести пришел на премьеру, и в финале зрители стоя устроили ему овацию. «Живи и помни» спектакль тихий и не пафосный. В МХТ словно вспоминают историю, которая случилась в Сибири в последний год войны: солдат дезертировал, окольными путями добрался до своей деревни и жил, скрываясь ото всех. Его нашла жена, и начались их тайные встречи и презрение односельчан от кого же ты, баба, забеременела? И - гибель главной героини. В спектакле, как и в повести Распутина, нет правых и виноватых: есть мужчина, который не выдержал разлуки с семьей и дезертировал, и женщина, что любит своего мужа, какая бы провинность перед государством ни лежала на нем. Сцена почти пуста, приметы быта сибирской деревни стерты. И хоть актеры (Янина Колесниченко, Сергей Сосновский) пользуются особым говорком, одеты бедно, здесь не сделан акцент на том, что проза Распутина «деревенская». В центре установлен большой подвижный прозрачный куб, который символизирует и дом, и баню, является и любовным ложем, и местом уединения Андрея (Дмитрий Куличков) и Настены (Дарья Мороз). Стены куба похожи на заиндевевшие стекла: когда Андрей смотрит сквозь них, и слышно, как вдалеке воет студеный ветер, становится почти физически ощутимо, как отъединен он от людей, одинок, как затравленный зверь. Его первая реакция на появление Насти радость, страх и стыд за содеянное. И сразу зверская угроза убить жену, если она проговорится, что видела его. Настя же ошалело и нежно смотрит на мужа, и, когда он чихает, она восторженно-робко желает: «Будь здоров». А после много встреч, долгое и трудное знакомство с человеком, с которым она прожила много лет. И Андрею тоже предстоит по-настоящему узнать Настю. В другом спектакле МХТ, «Возвращение», уже показывали, как война ломает отношения между людьми, как близкие порой становятся врагами и какой долгий путь приходится преодолеть мужчине и женщине, прежде чем они по-настоящему встретятся. «Возвращение» и «Живи и помни» можно воспринимать как двухчастный спектакль, объединенный не только тематически, но и стилистически: актерские работы становятся доминантой спектакля, режиссура сводится к тому, чтобы бережно донести до зрителя смысл текста. И даже если в некоторых сценах взята фальшивая нота, какой-то образ кажется натянутым или бессмысленным, это окупается очень человечной интонацией спектаклей. В галерее последних московских постановок о войне «Возвращение», «А зори здесь тихие» в РАМТе, «Голая пионерка» в «Современнике» последний спектакль МХТ тихое поминовение женщины (а с ней и многих других), которая не воевала, но стала жертвой войны. Настя, затравленная односельчанами, оскорбленная мужем, погибла в Ангаре. Когда на нее, стоящую в глубине сцены, медленно наплывает снизу черный холст, она не сопротивляется это избавление. В финале на поклоны вышел Валентин Распутин: «Это мы с Дарьей устроили вам морозы». Ведь повесть «Живи и помни» начинается с крещенских морозов, а фамилия у актрисы, что играла роль Насти, соответствует морозам, которые как раз к премьере установились в Москве. Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006 Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006 Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006 Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Марина Голуб: «Порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно», Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006 Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Между старшим и новым поколениями яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, 21.10.2006 Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006 Марина Голуб: «Классика не любит торопливых»., Мария Безрук, Труд, 3.10.2006 СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, 10.2006 Дмитрий Дюжев: «Сделай так, чтобы люди тебя ждали»., Катерина Антонова, Театрал, 10.2006 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет., Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006 Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим», Мария Сперанская, МК-бульвар, 10.07.2006 Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006 95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006 Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006 6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского, Новая газета, 10.04.2006 На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006 Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006 Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006 Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006 Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006 Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006 Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006 «Лицо года» Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006 Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006 Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006 Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006 Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006 Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006 Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006 Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006 Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2006 Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006 Валентин Распутин, писатель: «Я стал терпимее к своим оппонентам», Марина Давыдова, Известия, 17.01.2006 Константин Хабенский: театр это жизнь, а кино деньги, Телесемь, 01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006 |