Со всеми вытекающимиОлег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006 Главное достоинство нового мхатовского спектакля «Река с быстрым течением» определяется быстро и на слух это проза Владимира Маканина, впервые попавшая на сцену. Проще всего было бы отправить потенциального зрителя мимо театра прямиком в книжный магазин, когда бы в этой постановке не случилось редкой и радостной вещи в двух из восьми рассказов, по которым сделан спектакль, герои Маканина встретились именно с таким актером, какой был им необходим. Режиссер Марина Брусникина из тех постановщиков, что убеждают зрителя стать читателем. Дело не только в том, что она уже не первый сезон устраивает на Малой сцене МХТ театрализованные читки прозы (в числе прочитанных авторов Виктор Астафьев, Людмила Улицкая, Рубен Гонсалес Гальего). Способность к интерпретации, переводу литературы на язык другого искусства не входит в число ее профессиональных навыков. С одной стороны, можно быть уверенным, что бездарный текст (как поставленный на той же мхатовской сцене роман Анатолия Курчаткина «Солнце сияло») в прочтении Брусникиной останется бездарным. С другой всегда есть основание надеяться, что хорошая вещь испорчена не будет, по крайней мере сильно. Отсутствие театрального языка в этом смысле не то чтобы благо, но хотя бы не беда, коль скоро дает возможность услышать автора. Конечно, большинство актеров, произносящих текст Владимира Маканина в премьерном спектакле, делают это так, как бывает в средней руки радиотеатре, с четкой дикцией и столь же отчетливым наигрышем. Задачка-то плевая: поровнее переходить от третьего лица к первому, попутно штрихами обозначив пару характерных черт персонажа. Волосы, скажем, взъерошил, выпучил глаза и образ готов. Типаж. Уходящая, и бог бы с ней, натура. Инженеры и сотрудники НИИ, советские обыватели с высшим образованием, квартирными вопросами, никчемными амбициями и заурядными изменами. Маканин описывает своих героев без удивления, сожаления или брезгливости. Инженер человеческих душ? Скорее, техник: заглянул, убедился, что схема типовая, по ГОСТу, разве что поизносилась или поржавела в неожиданном месте. Ремонтировать, улучшать бесполезно. Скрипит потихоньку, и ладно. Саднит, но привычно. Морозная рассветная муть спальных районов, вкус дрянных сигарет, выкуренных у окна в квартире женщины, к которой больше не хочешь возвращаться. 35, 40, 45, взрослеющие дети, спивающиеся ровесники. Река с быстрым течением вот ты школьник, а вот уж, кхе-кхе, старший научный сотрудник, подсиживающий начальника. Для 30-летних актеров МХТ, привычно ассистирующих Марине Брусникиной в ее чтецких упражнениях, почти все это звук если не вовсе пустой, то какой-то глуховатый, не доходящий до сердца и ума. Видно, что кольнет иногда, но не часто и далеко не всех: разница между театром и жизнью усвоена артистами хорошо и, в общем, внушает зависть к их душевному здоровью. Так оно все и течет ровно, негулко, с редкими всплесками, пока дело не доходит до заглавного и лучшего рассказа, в котором свою вторую роль за вечер играет Валерий Трошин, актер с не самым известным лицом и не самой удачной биографией (в которой, впрочем, были Чацкий, Раскольников и чеховский Соленый). И тут случается то, ради чего и стоило городить на маканинской «Реке» театральную запруду: артист сперва примеряет роль как свое старое, позабытое в шкафу пальто, а потом обживается в ней так, что, кажется, потащи с него это пальто не отдаст. В истории Игнатьева, одного из заурядных маканинских героев, которому изменяет смертельно больная (и еще не знающая о своей обреченности) жена, совпадение литературной и личной актерской темы высвечивается, как опухоль рентгеном. Валерий Трошин играет не просто слабость и безволие, но то, как это безволие заполняется бедой, которая больше человека, не вмещается в него и не может быть осмыслена. Однако едва ли не больше удивляет другое в этой роли на сцену выходит не просто хороший актер, но актер того типа, который успели забыть. Когда три года назад в МХТ поставили «Утиную охоту», Трошин исполнял там роль второго плана, а главная была отдана Константину Хабенскому, игравшему вампиловского Зилова так, что казалось: сам код 1970-х утерян, мы можем выстроить на сцене тогдашний интерьер, но понять, отчего эти люди спивались, не то чтобы не способны, но не очень-то хотим. Задним числом, после нынешней премьеры, начинаешь думать, что Трошин как раз и мог сыграть Зилова. Или все-таки время повернуло в такое русло, что Зилова стало опять возможно сыграть пошловатая мысль, от которой после «Реки с быстрым течением» отделаться неожиданно трудно. Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006 Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006 Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006 Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Марина Голуб: «Порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно», Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006 Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Между старшим и новым поколениями яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, 21.10.2006 Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006 Марина Голуб: «Классика не любит торопливых»., Мария Безрук, Труд, 3.10.2006 СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, 10.2006 Дмитрий Дюжев: «Сделай так, чтобы люди тебя ждали»., Катерина Антонова, Театрал, 10.2006 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет., Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006 Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим», Мария Сперанская, МК-бульвар, 10.07.2006 Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006 95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006 Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006 6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского, Новая газета, 10.04.2006 На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006 Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006 Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006 Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006 Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006 Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006 Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006 «Лицо года» Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006 Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006 Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006 Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006 Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006 Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006 Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006 Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006 Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2006 Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006 Валентин Распутин, писатель: «Я стал терпимее к своим оппонентам», Марина Давыдова, Известия, 17.01.2006 Константин Хабенский: театр это жизнь, а кино деньги, Телесемь, 01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006 |