СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., 10.2006 У худрука МХТ им. А. П. Чехова н.а. СССР Олега Табакова, внушительный список творцов, которыми восхищался актер: от Анны Ахматовой до Василия Топоркова. Имена чтецов, мастеров художественного слова, отдельная страница воспоминаний мэтра МХТ. Кумиров у меня не было, а вот круг людей, которые вызывали огромное уважение и тем, как жили, и тем, как творили, был. Дмитрий Николаевич Журавлев один из моих учителей. Он - практикующий артист, чтец, представлял собой выдающуюся во многих отношениях личность. Мы были его студентами. Он вел у нас художественное слово. Поражали его совершенный репертуар, интеллигентность, ум, доброта. Помню, как на экзамене по художественному чтению я читал из «Федерико» Проспера Мериме. Выучил наизусть из семнадцати страниц примерно страничек пять, которые прочел, а потом начал чесать импровизацию. Дмитрии Николаевич так умилился от моею чтения, что я чуть не заплакал. Мне стало стыдно. Такая детская доверчивость один из признаков величины таланта. Для меня он совершенен в этом редкой профессии. Одновременно с ним жили, работали и другие мастера художественного слова. Но я не могу никого поставить рядом с ним. Правда, я никогда не слышал ни Владимира Яхонтова, ни основателя этого жанра Александра Закупщика. Журавлев удивительный артист. Актер Художественного театра Дмитрии Николаевич Орлов мощно читал па радио. Я был зрителем на двух спектаклях Художественного театра, где он играл. Видел его в чудовищной пьесе по повести Валентина Петровича Катаева «За власть Советов», советской абракадабре, где он играл в эпизоде человека по фамилии Моченых. В спектакле рассказывали о подпольных действиях жителей Одессы во время фашистской оккупации: о том, как они жили в катакомбах, убивали врагов. И вот в этом социалистическом сюрреализме возникала абсолютно живая и разрушающая все фигура Моченого. Я уж и не помню, кто ставил, по органика этого актера поражала. Кот кошка так по сцепе проходит. Как после этого играть? Вслед за Орловым я прочел всего «Конька-Горбунка», «Василия Теркина». Орлова я, будучи ребенком, впервые услышал еще в Саратове. Он заронил во мне то зернышко, которое потом взросло, любовь к художественному чтению. А сам я попал на радио благодаря Николаю Владимировичу Литвинову, который взял меня, когда я был еще студентом. Помню, как трудно было пробиться в эту компанию. В нее входили Ростислав Плятт, Алексей Грибов, Геннадий Дудник, Евгений Весник, Анастасия Зуева. Кстати, кроме всего прочего платили на радио очень хорошие деньги. Я попал в этот избранный круг совсем мальчишкой, и мне предстояли испытания: не только быть достойным, а со временем стать с ними на равных, перенимая как их мастерство, так и их ужимки и прыжки. Они ведь умудрялись играть, а потом такую хохму зарядить, что поначалу любой бы растерялся. К примеру, у кого-нибудь из них кончается текст па страничке, а ты работаешь с ним в паре, а он, отчитав, сваливает за ширму. И в этом был шик. Не только в мастерском владении профессией, по и в хулиганстве, которое они себе позволяли. Такая свобода есть свидетельство следующего уровня владения профессией. Это нельзя назвать нелепым или возмутительным поведением, скорее ими демонстрировалось щегольство. Розыгрыш достигался средствами профессии, и против этого не попреть. Удивительные ходы иногда случались, удивительные настолько, что ты понимал: Господи, вот мне бы когда-нибудь так научиться! Кроме того, есть и прозаический аспект работы на радио актерский приработок. Если сложить все деньги, которые я заработал в своей актерской профессии, исключая период капитализма, когда нам стали платить европейцы, американцы, самые большие я заработал на радио. Ни в какое сравнение не шло с гонорарами па телевидении. Самая большая ставка па радио, если мне память не изменяет, равнялась 21 рублю за минуту, а заработная плата достигала 600, даже 1000 рублей. Это была очень серьезная и высокооплачиваемая работа. Но в данный сектор, так называемый золотой фонд, пускали далеко не всех. Тогда вкладывали серьезные деньги, не без отдачи для государства и не без профита для самого радиоканала. Смотрите, как странно сейчас поступают. Сегодня па радио работают не всегда профессионалы. Нанимают людей, которым можно меньше заплатить. Это же абсурд. В результате исчезает ?традиция, преемственность. Исчезает культуртрегерская функция радио и телевидения. Нашим людям предлагались образцы высокой поэзии, исполнительского искусства. Многократность повторения чех записей окупала все расходы. Увы, это в прошлом. Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006 Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006 Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006 Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006 Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006 ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Марина Голуб: «Порой своих зрителей я люблю и ненавижу одновременно», Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006 Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006 Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006 КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006 Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006 В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006 Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006 Между старшим и новым поколениями яма. Но не оркестровая., Светлана Полякова, Новая газета, 21.10.2006 Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006 Марина Голуб: «Классика не любит торопливых»., Мария Безрук, Труд, 3.10.2006 СОТВОРИ СЕБЕ КУМИРА. Олег Табаков о Дмитрии Журавлеве., Станиславский, 10.2006 Дмитрий Дюжев: «Сделай так, чтобы люди тебя ждали»., Катерина Антонова, Театрал, 10.2006 Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006 Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет., Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006 Наталья Рогожкина: "Если бы я была мужчиной, то пела бы в группе «Братья Грим», Мария Сперанская, МК-бульвар, 10.07.2006 Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006 95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006 Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006 Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006 Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006 6 апреля не стало легендарного сценографа Давида Боровского, Новая газета, 10.04.2006 На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006 Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006 Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006 Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006 Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006 Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006 Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006 Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006 Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006 Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006 Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006 «Лицо года» Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006 Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006 Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006 Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006 Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006 Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006 Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006 Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006 Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006 Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006 Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006 Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006 Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006 Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006 Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006 Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006 Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006 По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006 Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2006 Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006 Валентин Распутин, писатель: «Я стал терпимее к своим оппонентам», Марина Давыдова, Известия, 17.01.2006 Константин Хабенский: театр это жизнь, а кино деньги, Телесемь, 01.2006 Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006 Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006 |