Артист-парадоксалистРоман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 На 55-м году жизни в Москве умер народный артист России Виктор Гвоздицкий один из самых необычных и талантливых современных русских театральных актеров. Одной из знаменитых ролей Виктора Гвоздицкого был Парадоксалист в спектакле Камы Гинкаса «Записки из подполья» в конце 1980-х годов. Название этого персонажа наиболее точно и определило суть актерского дарования Виктора Гвоздицкого. Его игра всегда была парадоксальной, в ней необычайным образом сочетались какая-то праздничная легкомысленность и знание мрачной изнанки жизни. Гвоздицкий на нашей сцене, зараженной стремлением к психологическому правдоподобию, был одним из столпов второй, «оппозиционной», но столь важной для русского театра традиции эксцентрической игры. Виктор Гвоздицкий родился в 1952 году в Краснодарском крае в семье машиниста паровоза и учительницы математики. Театральное образование он получил в Ярославле, на родине русского профессионального театра. После окончания училища отправился в Ригу, где несколько сезонов отработал в знаменитом в ту пору Рижском ТЮЗе под руководством Адольфа Шапиро. Но признание пришло к Виктору Гвоздицкому в Ленинграде, куда он, приглашенный работать в Театр комедии, перебрался в середине 1970-х годов. Индивидуальность актера всегда привлекала режиссеров самых разных вкусов и направлений. Известность в театральном Ленинграде Гвоздицкий получил прежде всего в знаменитых спектаклях Петра Фоменко в Театре комедии «В этом милом старом доме» и «Лес». Но в эти же ленинградские годы он сыграл у Льва Додина, Романа Виктюка и Генриетты Яновской. На него обратил внимание даже театральный бог города Георгий Товстоногов, пригласив на подмостки БДТ. В 1984 году Гвоздицкий сыграл Тень в одноименном знаменитом спектакле Николая Акимова, восстановленном режиссером Юрием Аксеновым. Роль в сказке Евгения Шварца для Виктора Гвоздицкого стала этапной. Иронический склад ума и таланта актера, изобретательность и подвижность его игры, удивительный сплав изящества и отчаяния позволили критикам говорить о нем как об идеальном акимовском актере, хотя самого Николая Акимова к тому времени уже не было в живых. Но по-настоящему судьбоносной стала встреча Виктора Гвоздицкого с Камой Гинкасом: в Мастерской молодого актера и режиссера они сделали спектакль «Пушкин и Натали». По смелости отношения к хрестоматийному литературному и историческому материалу равных этому спектаклю в театре того времени не было. В 1985 году Гвоздицкий переехал в Москву и работал в театре «Эрмитаж» еще у одного очень оригинального режиссера Михаила Левитина. Актер сыграл в спектаклях «Нищий, или Смерть Занда» Юрия Олеши и «Вечер в сумасшедшем доме» по Александру Введенскому, и о нем впору было говорить как об идеальном обэриутском актере. Очевидно, что режиссеров привлекало удивительное умение Гвоздицкого соединять в своих героях житейскую беспечность и романтическое раздражение, насмешку и наивность, едкий ум и готовность витать в облаках. Какой-нибудь Эжен Лабиш («Соломенная шляпка») мирно уживался в его репертуаре с Достоевским: на уже упомянутые «Записки из подполья» и «Играем'Преступление'» Камы Гинкаса рвалась вся театральная Москва. Надо сказать, что Виктор Гвоздицкий оставался исключительно театральным актером, кино он не любил, и оно, надо сказать, отвечало актеру взаимностью. В середине 1990-х его позвали во МХАТ Олег Ефремов в конце жизни видел в Гвоздицком необходимую для усталой труппы Художественного театра прививку другого стиля игры. Гвоздицкий сыграл Тузенбаха в последних ефремовских «Трех сестрах» и репетировал главную роль в вышедшем уже после смерти худрука МХАТа «Сирано де Бержераке». А последним его главным режиссером стал Валерий Фокин: сначала Виктор Гвоздицкий сыграл в спектакле Центра имени Мейерхольда роль великого теоретика и мученика театра Антонена Арто, а потом даже перешел по приглашению господина Фокина в труппу петербургского Александринского театра, где сыграл в «Двойнике» Достоевского. Природа таланта Виктора Гвоздицкого определила его судьбу. Он обречен был быть странником и одиночкой. Жизнь его героев была одновременно безумным праздником и праздничным безумством. Персонажи Виктора Гвоздицкого с вызовом и насмешкой умели заглядывать в ту бездну, в которую вчера ступил и сам этот ни на кого не похожий артист. Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |