Страшно далеки они

Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007
Марафонская дистанция, начатая Российским академическим молодежным театром (РАМТ) чуть ли не два года назад, преодолена. Весь пухлый томик Тома Стоппарда, содержащий три пьесы о русских мыслителях XIX века, перенесен на сцену режиссером Алексеем Бородиным.

Теперь принять участие в марафоне предложено уже зрителю: каждому, кто захочет ознакомиться с этой театральной трилогией, придется провести в РАМТе часов эдак десять общим счетом, включая все антракты и обеденные перерывы. За это время можно успеть похохотать над недотепой Белинским, подергать за бороду Маркса, усмехнуться незадачливому волоките Тургеневу и снисходительно выслушать философские витийствования Бакунина и Герцена с Огаревым — знаем, шибко умные вы были.

Если РАМТ где и выступил в роли первопроходца по отношению к трилогии Стоппарда, то только у нас, в России. До этого «Берег утопии» был поставлен и в Лондоне, и на Бродвее, повсюду имея зрительский успех. Версия Молодежного театра, судя по реакции публики на премьере, где присутствовал и Стоппард, будет иметь успех не меньший. Но есть существенная разница между премьерой в Нью-Йорке и Москве. Для них, западных, имена Герцена, Бакунина, Грановского, Чаадаева, Станкевича — пустой звук, восточная экзотика. Для нас — цвет нации. Те люди, без присутствия которых в отечественной истории существование России на мировой карте не имело бы почти никакого смысла. Те самые, про кого Ленин сказал: «Страшно далеки они от народа».

Все, что сделал в своей трилогии Том Стоппард, — приблизил разбуженного декабристами Герцена и прочих заспанных товарищей к народу. Теперь «Берег утопии» может быть переделан в сценарий для телевизионного сериала. Рабочее название — «Просто Герцен». Ведь будь Герцен проще, люди бы к нему наверняка потянулись.

Когда в спектакле Алексея Бородина мужчины начинают говорить об умном, попутно цитируя Фихте и Шеллинга, все окружающие обычно воспринимают их с иронией. Отдельные сцены в «Береге утопии» словно поставлены абстрактной блондинкой из анекдотов, которая ни слова не понимает из сказанного, но на всякий случай восхищается речами: «Эти мущщины такие умные, это что-то». Спорщик всегда смешон, особенно если предмет спора, будь то судьбы России или философия Гегеля, слушателю неведом.

Впрочем, Том Стоппард найдет чем порадовать не только бездумных блондинок, страшно далеких от Герцена, но и интеллектуальную публику. Пускай он создает сериал, но все ж таки не «Просто Марию», а «Просто Герцен», а это, сами понимаете, сериал интеллектуальный. «Развлекая, поучай» — под таким девизом работает в «Береге утопии» и режиссер спектакля Алексей Бородин. Как и положено в театральном сериале, он пользуется бесхитростными интонациями. Как и в британском театре, все, что здесь требуется от режиссера, — передать текст пьесы, особо не мудрствуя. Быть динамичным, легким, не надоесть зрителю за 10 часов, не заболтать стоппардовские остроты и сентиментальные места — со всеми этими задачами Алексей Бородин надежно справляется.

Существо споров о путях России в XIX веке мало волнует западного зрителя, для которого и предназначалась высококачественная продукция, вышедшая из-под пера Стоппарда. Он берет другим — рассказом о том, как эти экзотические русские жили-тужили, как изменяли в браке, прикрываясь высокими речами о любви к человечеству, как развлекались. Белинский, едва войдя в дом Бакуниных, здесь падает со стула, подобно Пушкину из хармсовских анекдотов. Огарев, как настоящий русский, вечно пьян. Бакунин — жалкий попрошайка, клянчащий деньги у всех встречных. Стоппард сводит с пьедестала культурных героев XIX века и делает упор на их слабостях. Страшно далекий от Герцена народ не любит смотреть на своих героев снизу вверх, а предпочитает прямо противоположный ракурс. Приятно знать, что великий человек ничем от нас, подлых, не отличается. РАМТ отнесся к своим героям и любовно, и уважительно, но зрительскую любовь в этом спектакле обеспечил все-таки не этим, а именно снисходительностью во взгляде. До вожделенной Утопии эти умники нас не доставили, по заграницам шлялись, бабам изменяли, пьянствовали, но все ж таки были добрые и хорошие ребята, свои в доску. Не так уж, выходит, и далеки они от народа.
2007
Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007
В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007
Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007
Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007
Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007
Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007
Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007
С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007
Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007
7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007
Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007
Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007
Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007
Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007
Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007
Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007
Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007
Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007
Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007
Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007
Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007
Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007
«Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007
Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007
Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007
Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007
Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007
Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007
Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007
«Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007
Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007
Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007
Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007
Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007
Вчера детей душили, душили…, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007
Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007
Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007
Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007
НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007
Где-то сценарий нашел режиссер…, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007
«Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ — Weekend, 20.04.2007
Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007
«Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007
Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007
Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007
Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007
Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007
Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007
На горе сосна растет…, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007
Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007
Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007
Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007
В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007
Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007
Полина Медведева. Судьба актрисы — свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007
Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007
Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007
Следствие закончено — забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007
Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007
Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007
Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007
Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007
Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007
Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007
Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007
Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007
Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007
Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007
Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007
Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007
Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007
Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007
Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007
Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007
Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007