Картонные страстиОльга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 В МХТ имени Чехова состоялась премьера спектакля «Двенадцать картин из жизни художника». Известный живописец Юрий Купер дебютировал в качестве драматурга, намекнув, что в описанной им странной истории любви присутствуют биографические моменты. Главную роль немолодого художника, чья любовь осталась в ХХ веке, сыграл Сергей Шакуров. Существует два взгляда на взаимоотношения театра и драматургического текста. Первый: текст абсолютно не важен, можно поставить любую абракадабру. И другой, полярный: театр начинается не с вешалки, а именно с текста. От него, как от печки, пляшут и режиссер, и актеры. И если исходно текст плох, никакими «приправами» это не замаскируешь. Постановка «Двенадцати картин из жизни художника» в МХТ очень укрепляет позиции сторонников второго подхода. Известный художник Юрий Купер (живущий преимущественно за рубежом) решил дебютировать в качестве драматурга. Перед премьерой намекнул, что пишет исходя из своей биографии. Герой пьесы русский художник Дитин. Вечером, после своего парижского вернисажа, накануне отлета в Москву, он встречает в кафе молодую русскую девушку. Она лихо пьет водку, роняет загадочные словечки и пытается его соблазнить. Стойкий художник не соблазняется, но беседует с ней о жизни. Выясняет, что по профессии она «девушка из бара», которая выставляет клиентов на шампанское. В Париж ее отправил один из таких клиентов, чтобы ее таланты не заглохли в провинции. Бусы на шее девушки и ее словечки что-то художнику смутно напоминают. И это что-то самая большая любовь в его жизни, оставшаяся в XX веке. Лет двадцать назад он со студентами останавливался в провинциальном российском городе. Накануне отъезда в Москву, ночью, он пытался унести со стройки картон, на котором погода и природа «нарисовали» гениальный пейзаж, но был остановлен юной охранницей. Девушку удалось разоружить и прямо тут же, на стройке (под ветром, дождем, снегом и т.д.), заняться любовью, а после этого переместиться в ближайший бар, где, наконец, и познакомиться. Имени девушки он так и не узнал, зато выяснил, что ее насилует собственный отец и снятся ей ужасные сны о том, как она убивает папу вместе с мачехой (мачеху за то, что та в курсе их отношений). Теперь у девушки в парижском кафе похожие бусы на шее, похожие словечки. А на вопрос о маме она отвечает, что та умерла от родов в тюремной больнице, куда была посажена за убийство отца и мачехи. Утром художник отбывает в аэропорт, его родственные связи с девушкой с бусами остаются непроясненными, «странная ночь» заканчивается. В пересказе неизбежно теряются масса символических деталей, временных наплывов и путаных подробностей. Из симпатии к автору Юрию Куперу остается надеяться, что «биографичность» событий пьесы несколько преувеличена и его псевдодочери, и его «большие любви» ведут несколько другой, более правдоподобный образ жизни. Драматургическая беспомощность мэтра живописи, увы, абсолютно несомненна: неумение строить сюжет, рисовать характеры, шаблонность языка и заимствованность всех коллизий. Чем добропорядочнее по отношению к автору поступает театр, тем тяжелее. Режиссер Владимир Петров отнесся к тексту с глубоким почтением, найдя сценический эквивалент любой ремарке и детали. Юрий Купер сам оформил постановку, и театр не поскупился на расходы: тут и мраморные стены, и золотой краской покрытые рамы. Иногда изменение света делает сцену прозрачной, и там появляются фигуры, всплывающие в памяти или воображении художника: мальчик бьет чечетку, бабушка склоняется к внуку, девочка играет на аккордеоне. Многозначительная музыка нагнетает напряжение. Когда-то в Художественном театре вывели заключение, что хороший актер в плохой пьесе играет гораздо хуже, чем актер плохой. В главной роли занят Сергей Шакуров. В роли девушки из парижского бара Дарья Мороз. На сцене также Сергей Сосновский, Ольга Васильева И во второстепенных ролях мелькают знакомые фамилии хороших актеров. Может, поэтому они и играют один хуже другого. Наверное, театру трудно набраться мужества и снять готовый спектакль столько денег и сил уже потрачено. Но, может, стоит хотя бы установить планку для литературы? Поставить предел, ниже которого опускаться Художественному театру недопустимо? Все-таки буква «Х» в названии, она обязывает! Художественный руководитель МХТ им. Чехова Олег Табаков: «За те слезы, которые были пролиты на нашей земле, Богу было угодно повысить цену за баррель нефти до 95 долларов», Елена Ямпольская, Известия, 26.12.2007 Соло для Заградника, Ольга Галахова, Независимая газета, 24.12.2007 В МХТ рассказали о таджикских стариках, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.11.2007 Кишлак с привидениями, Алла Шендерова, Коммерсант, 30.10.2007 Страшно далеки они, Глеб Ситковский, Газета.ру (Gzt.Ru), 9.10.2007 Ефремов поселился у Станиславского, Мария Москвичева, Московский Комсомолец, 6.10.2007 Он говорил за всю среду, Анатолий Смелянский, Культура, 4.10.2007 Его жизнь была полна отваги, Лев Додин, Виктор Гвоздицкий, Культура, 4.10.2007 С Ефремова начался отсчёт нового театрального времени, Олег Табаков, Литературная газета, 3.10.2007 Леонид Парфенов: Если у социализма было человеческое лицо, это было лицо Ефремова, Денис Корсаков, Комсомольская правда, 1.10.2007 Звезда Олега Ефремова, Ольга Кучкина, Комсомольская правда, 1.10.2007 7 лет без Олега Ефремова, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 1.10.2007 Современник, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2007 Ностальгия по позапрошлому, Елена Ямпольская, Известия, 1.10.2007 «Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007 Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007 У Табакова наполеоновские планы, Московский комсомолец, 1.09.2007 Живой факел, Елена Ямпольская, Известия, 27.08.2007 Театры и камергеры, Ирина Мак, Известия, 10.08.2007 Цена вопроса, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.05.2007 Театр как его двойник, Марина Токарева, Московские новости, 25.05.2007 Ушли: Пушкин, Казанова, г-н Голядкин, Новая газета, 24.05.2007 Последнее слово, Елена Губайдуллина, Независимая газета, 23.05.2007 Памяти Виктора Гвоздицкого, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Алена Солнцева, Время новостей, 22.05.2007 Артист-парадоксалист, Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007 Играл как дышал, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.05.2007 Невосполнимый Парадоксалист, Глеб Ситковский, Газета, 22.05.2007 Умер Виктор Гвоздицкий, Вечерняя Москва, 20.05.2007 Легенда не умирает, Марина Токарева, Московские новости, 18.05.2007 «Как мало я успела», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.05.2007 Не осталось дней ее года, Татьяна Невская, Газета.ру (Gzt.Ru), 17.05.2007 Занавес, Варвара Карпеева, Российская газета, 17.05.2007 Девять дней одной жизни, Марина Райкина, Московский комсомолей, 17.05.2007 Не стало Татьяны Лавровой, Леонид Павлючик, Труд, 17.05.2007 Умерла актриса Татьяна Лаврова, Новые известия, 17.05.2007 Памяти Татьяны Лавровой, Отдел культуры, Время новостей, 17.05.2007 «Девять дней» и одна жизнь, Роман Должанский, Коммерсант, 17.05.2007 Женщина физиков и лириков, Марина Давыдова, Известия, 16.05.2007 Казус Катуриана, Алена Карась, Российская газета, 15.05.2007 Расскажи нам о зеленом поросенке, Олег Зинцов, Ведомости, 15.05.2007 Дети на сцене играли в гестапо, Марина Давыдова, Известия, 14.05.2007 Вчера детей душили, душили
, Ольга Егошина, Новые известия, 14.05.2007 Ужастик-то с идейкой, Анна Гордеева, Время новостей, 14.05.2007 Расскажу тебе сказку, дружок, Глеб Ситковский, Газета, 14.05.2007 Кирилл Серебренников приглашает на казнь, Алла Шендерова, Коммерсант, 12.05.2007 НОВЫЙ РУССКИЙ АКТЕР, Ольга Егошина, Экран и сцена, 05.2007 Где-то сценарий нашел режиссер
, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.04.2007 Новая постановка Кирилла Серебренникова в МХТ, ТВ Центр, 20.04.2007 Для москвичей приготовили «кошмарную» премьеру, НТВ, 20.04.2007 «Мне не очень интересно нравиться», Анна Наринская, Коммерсантъ Weekend, 20.04.2007 Спектакль по уму, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 20.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 Актер внутреннего театра, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.04.2007 «Это пьеса, которую копать и копать», Роман Должанский, Коммерсантъ Власть, 16.04.2007 Кранты на фронтах, Александр Гаррос, Эксперт, 16.04.2007 Человек-подушка (The Pillowman), Лиза Биргер, TimeOut Москва, 11.04.2007 Хочу разобраться, как должен быть устроен театр, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 6.04.2007 «У нас гораздо больше разговаривают и дискутируют, нежели делом занимаются», Артур Соломонов, Новое время (The new times), 26.03.2007 Попытка автопортрета, Марина Гаевская, Культура, 22.03.2007 Фанера над Парижем, Итоги, 12.03.2007 На горе сосна растет
, Марина Давыдова, Известия, 12.03.2007 Картонные страсти, Ольга Егошина, Новые известия, 7.03.2007 Пьеса в горошек, Алла Шендерова, Коммерсант, 7.03.2007 Актер Авангард Леонтьев: «Насте Заворотнюк надо изменить свою судьбу», Елена Ямпольская, Известия, 27.02.2007 Человек, родившийся вместо другого, Павел Подкладов, NewsInfo, 27.02.2007 В авангарде тихих героев, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 21.02.2007 Кира Головко принимает поздравления, ГТРК «Россия-Калининград», 8.02.2007 Полина Медведева. Судьба актрисы свершения и надежды., Жанна Филатова, Театральная афиша, 02.2007 Авангард Леонтьев: «Если на алтарь сцены ты не положишь все свои возможности, она отомстит тебе», Татьяна Петренко, Театральная афиша, 02.2007 Реабилитация Сальери, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 23.01.2007 Зачем они убили Моцарта?, Марина Давыдова, Известия, 23.01.2007 Следствие закончено забудьте!, Анна Гордеева, Время новостей, 22.01.2007 Моцарта сгубили бабы?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.01.2007 Вольфганг для двоих, Роман Должанский, Коммесант, 20.01.2007 Без вина виноватые, Ирина Алпатова, Культура, 18.01.2007 Финита ля комедия, Итоги, 14.01.2007 Здравствуйте, вы - наша тетя, Елена Ямпольская, Известия, 12.01.2007 Клиент всегда прав, Ирина Алпатова, Культура, 11.01.2007 Талант убойной силы, Елена Лаптева, Комсомольская правда, 11.01.2007 Здравствуйте, я ваша племянница, Ольга Егошина, Новые известия, 11.01.2007 Мальчики-леденцы и Барби, Дина Годер, Время новостей, 11.01.2007 Безопасный смех, Григорий Заславский, Независимая газета, 11.01.2007 Шекспир на пенсильванщине, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.01.2007 Карма Кармен, Майя Крылова, Независимая газета, 10.01.2007 Моцарт примерит юбку, Вера Копылова, Московский Комсомолец, 9.01.2007 Олег Табаков в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Есть несколько Любшиных, Виктор Гвоздицкий, из книги «Последние», 2007 Ия Саввина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 2007 Мой серебряный шар. Анатолий Кторов, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Мой серебряный шар. Татьяна Лаврова, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2007 Вечный Олег. Фильм Леонида Парфёнова к 80-летию О.Н. Ефремова, Первый канал, 2007 |