Музыка обратной дорогиИрина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Честно говоря, казалось, мало сегодня найдется желающих продираться сквозь дебри психологических и физиологических страстей, насаженных автором «Крейцеровой сонаты», великим нашим Львом Николаевичем Толстым. Ан нет, сразу два столичных театра пустились в это рискованное путешествие. Помимо МХТ, в январе «Крейцерова соната» ожидается в Театре имени Пушкина в постановке Александра Назарова. Если писатель Толстой однозначно признанный гений и классик, то Лев Николаевич философ и психолог весьма спорен. Его откровения, замешанные на непростом лично-семейном опыте, подчас излишне дидактичны и претендуют на некую обобщенность выводов. Да и выводы, воплощенные в действиях персонажей, бывают весьма радикальны. Хоть в той же «Крейцеровой сонате» с ее кровавой развязкой. За всем этим, естественно, следуют муки совести и раскаяние, но сделанного, как известно, не воротишь. Впрочем, во многих виденных ранее спектаклях по другим произведениям Толстого вся эта философия-психология частенько выносилась за рамки действия. В рамках же оставалась просто человеческая история, представленная как частный случай. Вот этого разделения на голый сюжет и его мыслительную огранку в спектакле Художественного театра, поставленном Антоном Яковлевым, к счастью, не случилось. Здесь мысль и действие идут в одной упряжке, причем вперед вырывается периодически то одно, то другое. То какая-либо жизненная сценка сопровождается потом нервным «анализом» из уст главного героя, то, наоборот, раздумчивый пассаж сменяется действенным результатом. Этот спектакль Яковлева вообще получился на удивление гармоничным, эмоциональным и одновременно грамотно продуманным. А такой синтез случается не всегда, даже в МХТ. Хотя, если совсем уж честно, в «Крейцеровой сонате» видна некоторая режиссерская избыточность. По крайней мере, она ощущается в прологе и эпилоге спектакля, слегка затянутых и плавно сводящих актерско-зрительские эмоции на нет. Режиссер вместе с художником Николаем Слободяником, сочиняя визуально-атмосферный ряд спектакля, весьма удачно разминулись с «бытом». Приподнятый помост одновременно напоминает крышку рояля и корабельную палубу, ступени сделаны то ли из чемоданов, то ли из футляров для музыкальных инструментов. За полупрозрачным задником тенями мелькают фигуры, играет маленький живой оркестрик. Музыка и дорога вот, пожалуй, два главных лейтмотива оформления. Причем «дорога» здесь понятие сложное. Не только история Позднышева, рассказанная в железнодорожном вагоне случайным попутчикам, но весь этот его путь от себя к себе тоже многое значит. Что же касается самого главного героя Позднышева, то кажется, назначение на эту роль Михаила Пореченкова во многом обусловило и «человеческую» идею спектакля. Будь на этом месте очередной герой-неврастеник, изломанный и рефлексирующий, все было бы предсказуемо и обычно. Пореченков же и актерски, и жизненно, кажется, вполне соответствует поговорке: «В здоровом теле здоровый дух». Он бодр, силен физически и оптимистично настроен. В общем, вполне нормален. Категория для нынешнего искусства редка. И коль уж такой человек попал в столь страшный психологически-физиологический переплет, то и сама история становится ближе и доступнее, потому что понимаешь: с каждым может случиться, а значит, и с тобой тоже. Михаил Пореченков играет все эти переходы и перепады очень достойно. Пороки молодости и никуда не исчезающее желание чистоты и покоя, пресыщение этим обыденным покоем, ревность, страсть, ненависть, попытка раскаяния. Он может быть весьма ироничным и абсолютно искренним, может жить страстями своего героя и анализировать их, оценивать как бы со стороны. Ему удается обыграть эту двойственность сценического существования: рассказ о том, что было когда-то, и сиюминутное пребывание в непростых жизненных обстоятельствах. Впрочем, никак нельзя сказать, что это сольное выступление Пореченкова, которому лишь аккомпанируют прочие персонажи. Нет, здесь разыграна действительно семейная драма, где каждому члену семьи есть что сказать и что пережить. Лиза (Наташа Швец) столь же уверенно преодолевает все актерско-жизненные подъемы и спуски этой истории. Впрочем, и ей, и почти всем остальным в этом спектакле доверено воплощаться в разных персонажей. Участники семейной драмы в начале и в конце становятся пассажирами неведомого нам поезда, где и звучит эта история. И вслед за этим обратный переход. Эмансипированная Дама (Ксения Лаврова-Глинка) примерит ситуацию бездетной сестры Лизы Полины. Незаметный Приказчик (Сергей Шнырев) станет невольным провокатором драмы, музыкантом Трухачевским. А сама Лиза не вполне адекватной Девочкой, тоненьким голоском монотонно напевающей наивную библейскую песенку. «Крейцерова соната» в постановке Антона Яковлева стала, кажется, совсем нелишней в разнообразном репертуаре МХТ. Внесла свою ноту, свои краски, замешанные на умных режиссерских построениях, интересной сценографии и актерском мастерстве, не боящемся смены амплуа. А этого совсем даже немало для любого театра. Художественный не исключение. В Московском Художественном театре имени Чехова отмечают тройной юбилей, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.12.2008 Михаил Пореченков: «От груши вишен не рождается», Катерина Антонова, Театрал, 26.12.2008 Вечер памяти Владимира Немировича-Данченко в МХТ, телеканал «Культура», 24.12.2008 Музыка обратной дороги, Ирина Алпатова, Культура, 18.12.2008 Не о любви о браке, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.12.2008 Олег Табаков: «Мы всегда остаемся при своих», Катерина Антонова, Театрал, 15.12.2008 Пореченков зарезал бедную Лизу, Елена Дьякова, Новая газета, 12.12.2008 «Пореченков, лечиться надо», Елена Ямпольская, Известия, 11.12.2008 Врачебный взгляд, Анна Гордеева, Время новостей, 4.12.2008 Муки семьи, Ольга Романцова, «Газета», № 232, 4.12.2008 История войны двух планет, Радио «Культура», 2.12.2008 В лабиринтах толстовской прозы, Полина Ермолаева, программа «Вести Москва», телеканал «Россия», 2.12.2008 Михаил Пореченков сыграл главную роль в спектакле «Крейцерова соната», Наталья Курова, РИА-новости, 2.12.2008 Маленькое супружеское преступление, Алла Шендерова, Ваш досуг, № 48, 26.11.2008 За 110 лет зеркало не потускнело, Ксения Щербино, Культура, 30.10.2008 Московский художественный театр имени А. Чехова отмечает сто десятый день рождения, видеосюжет программы «Время», Первый канал, 26.10.2008 Московский Художественный театр отмечает 110-летний юбилей, новостной сюжет Первого телеканала, 26.10.2008 Тайная сторона векового успеха, новостной сюжет телеканала НТВ, 26.10.2008 Художественный руководитель МХТ Олег Табаков: «На месте американцев я взял бы голову в руки и хорошенько подумал», Елена Ямпольская, Известия, 24.10.2008 Почётный доктор Табаков, Екатерина Зорина, программа «Вести» телеканала «Россия», 21.10.2008 Еланская Клавдия. Волшебный голос театра, телеканал «Культура», 23.09.2008 Гастроли МХТ ненадолго вернут нам любимых питерских артистов, Gazeta.SPb, 8.09.2008 Табаков отправляется в автономное плавание, Марина Давыдова, Известия, 1.09.2008 Сто лет мы вереницей идем за синей птицей, Виктор Борзенко, Театрал, 1.09.2008 У МХТ имени Чехова обострился стройкомплекс, Алла Шендерова, Коммерсант, 1.09.2008 Прирастить!, Григорий Заславский, Независимая газета, 1.09.2008 Главный спектакль стройка, Ольга Романцова, «Газета», 31.08.2008 Московский художественный театр начинает новый сезон, новостной сюжет на Первом канале, 30.08.2008 Московский Художественный театр открыл 111-й сезон, телеканал ТВ-Центр, 30.08.2008 МХТ открывает 111 сезон гастролями, РИА-новости, 30.08.2008 Табаков задумал новое строительство, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2008 Олег Табаков: Любить грузин можем только мы, Дмитрий Быков, Собеседник, 26.08.2008 Актриса Кира Головко: «Мое письмо Станиславскому хранится в музее театра», Виктор Борзенко, Новые известия, 7.08.2008 Дорога и жизнь, Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008 Актриса Кира ГОЛОВКО: «Я нянчила маленького Федю Бондарчука», Комсомольская правда, 29.05.2008 Николай Шейко стал заведующим, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 В МХТ показали долгожданного «Конька-горбунка», Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 27.05.2008 Мария Кнебель: жизнь без догмы, Наталья Пивоварова, НГ, 23.05.2008 Режиссер на пенсии, Григорий Заславский, Независимая газета, 23.05.2008 Художественный общедоступный, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.05.2008 Хотели как лучше, а получилось!, Татьяна Данилова, Утро.ru, 19.05.2008 На что намекаете?, Екатерина Васенина, Новая газета, 19.05.2008 Конек-Горбунок в стране дураков, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.05.2008 Ход коньком, Алла Шендерова, Коммерсант, 17.05.2008 «Конёк-горбунок» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2008 Апгрейд «Конька-Горбунка», телеканал НТВ, 15.05.2008 «Конек-горбунок» для детей и взрослых в МХТ, ВГТРК «Культура», 15.05.2008 Конька на скаку остановят, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.05.2008 Дуракам счастье, Елена Ямпольская, Известия, 15.05.2008 Евгений Писарев: «Я - бесконцептуальный режиссер», Роман Должанский, Коммерсант, 12.05.2008 Свершилось чудо-юдо, Алла Шендерова, Weekend, 8.05.2008 МХТ впервые сел на "Конька", Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.05.2008 Алексей Кортнев на работе и на отдыхе, Олег Лаврентьев, Вечерняя Москва, 7.05.2008 Люди и премьеры. «Конёк-горбунок» Евгения Писарева, телеканал «Театр», 05.2008 Документальный фильм «Вся жизнь. Мария Кнебель», телеканал «Культура», 05.2008 Свой конек, Алексей Беляков, HARPER'S BAZAAR, 05.2008 «Конек-Горбунок» режиссера Евгения Писарева на сцене МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 29.04.2008 Табакову не быть царем, а Безрукову дураком, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2008 «Конёк-Горбунок». Масштабная премьера под занавес сезона., Телеканал «Культура», 21.04.2008 Любимый Любшин, Ольга Шумяцкая, Российская газета, 7.04.2008 Сегодня в МХТ чествуют старейшую актрису Киру Головко, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.03.2008 Бытие № 2, Павел Руднев, Взгляд, 12.03.2008 Классовая любовь, Елена Дьякова, Известия, 11.03.2008 Еще раз про любовь. Иронично, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.03.2008 Большое плавание, Елена Ямпольская, Известия, 11.03.2008 Мужчина и женщина. Opus posth, Наталия Каминская, Культура, 6.03.2008 Кожаное время, Алла Шендерова, Коммерсант, 6.03.2008 Контрольный выстрел, Мария Седых, Итоги, 3.03.2008 Синеглазенький и малиноволицый, Светлана Полякова, Газета.RU, 29.02.2008 Возвращение легенды, Радио Культура, 28.02.2008 Спектакль, который вывел Куценко из свинопасов в люди, Зоя Игумнова, Собеседник, 26.02.2008 Виленкин Виталий чеховский интеллигент, телеканал «Культура», 24.02.2008 «Сорок первый», Известия, 22.02.2008 Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008 «Сорок первый»: Opus Posth, Алла Шендерова, Ваш досуг, 21.02.2008 Игорь Верник стал камергером, а Гоша Куценко свинопасом, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 19.02.2008 Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008 Владлен Давыдов: «Ни о чём не жалею». Документальный фильм, телеканал «Культура», 2008 Больше, чем любовь. Антон Чехов и Ольга Книппер, телеканал «Культура», 2008 Мой серебряный шар. Иннокентий Смоктуновский, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008 Мой серебряный шар. Вл. И. Немирович-Данченко, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2008 |