Ольге Яковлевой слава не нужна

Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
14 марта отмечает юбилей одна из лучших актрис «золотой эпохи» российского театра, ныне актриса МХТ Ольга Яковлева. С тех пор как человечество изобрело кинематограф, звезды стали по преимуществу зажигаться не на сцене, а на экране. Прима и муза Анатолия Эфроса — едва ли не последняя театральная легенда. С Ольгой Яковлевой побеседовала обозреватель «Известий» Марина Давыдова.

Известия: Вы, вероятно, понимаете, что относитесь к актрисам, которые стали легендой при жизни…

Ольга Яковлева: Не-а. Не понимаю.

Известия: Жаль. Я как раз хотела спросить вас, как вы этот груз несете.

Ольга Яковлева: Знаете, я вспоминаю Марию Бабанову. Ни в коем случае не претендую на сравнение с ней. Так вот, она была очень резкая и непримиримая и никому не позволяла говорить о себе высокие слова. То ли потому, что не верила им, то ли потому, что ей казалось это пошлым. Она как-то играла во МХАТе, в пьесе, которая, кажется, называлась «Все кончено». После спектакля по инициативе Олега Ефремова был устроен банкет в честь юбилея Бабановой. Ну мы пришли ее поздравить — и были ошарашены тем, что она в ярости не позволяла произносить в свой адрес никаких комплиментов. А сейчас все это так легко. Каждый второй — великий, каждый третий — гениальный. Кино — элитарное. Все вокруг — наше «национальное достояние».

Известия: Понятно. Постараюсь обойтись без комплиментов. Вы ведь не из династической театральной семьи. В какой момент вы решили, что станете актрисой? Что вас на это подвигло?

Ольга Яковлева: Трофейные фильмы — «Большой вальс», «Дама с камелиями», вообще все фильмы с Гретой Гарбо. Мне было тогда лет шесть-семь, и красота поражала намертво. Сильных театральных впечатлений у меня в детстве не было. Но помню, что в школе я уже руководила каким-то кукольным кружком. А когда переехали в Алма-Ату, то там на олимпиадах всяких выступала. И танцевала… За чтение, пение и все остальное никаких призов не получала. А вот за танцы — чардаш и прочее — это пожалуйста. Все призы мои были.

Известия: Вам наверняка пригодилось умение танцевать в Щукинском училище, которое вы окончили. Там же это ценят…

Ольга Яковлева: Еще бы. Я танцевала с Андреем Мироновым, он был моим сокурсником и партнером. Танцевал Андрюша следующим образом: он высоко меня подбрасывал, но ловить забывал. Так что у меня большой опыт в этом смысле. Я бы даже сказала, экстремальный. Но, честно говоря, я не очень понимаю, почему меня в Щукинское училище взяли. Я ведь совершенно им не подходила. Я другая. Я ждала, когда Эфрос появится. Вот ему все во мне пригодилось.

Известия: Причем умение танцевать — в последнюю очередь…

Ольга Яковлева: Да, ему как-то не до танцев было. Не до пения, увеселения, подбадривания публики. Меня тоже это ужасно в театрах раздражает. Чего меня взбадривать-то! Мне интересно, как разворачивается сюжет, как раскрываются характеры, какое сущностное открытие совершил режиссер. Вот у Туминаса в «Дяде Ване» поднимается занавес — сидит нянька в митенках, в буклях, где-то вот тут жемчуга. Немного похожа на городскую сумасшедшую. И только в конце первого акта идет раскрытие образа. Там звучит фраза, которую я прежде как-то не замечала: «Неблагополучно в этом доме». И ясно, что у няньки поехала крыша. Когда в спектакле есть художественное открытие, то взбадривать зрителя совершенно не нужно.

Известия: Насколько, по-вашему, была предопределена ваша встреча с Эфросом? И что бы было с вами, если бы вы не встретились?

Ольга Яковлева: Наверное, субреткой какой-нибудь была бы. Актер ведь заложник своего амплуа. Я и с Эфросом какие-то вещи не сделала, которые хотела. Я вот старую деву хотела сыграть в пьесе одной ленинградской драматургессы. А он говорит мне: посмотрите на себя, какая вы старая дева! Я ему: я же ее СЫГРАЮ. Но он все равно не согласился. Потом у Андрея Гончарова хотела сыграть бомжиху. Так он тоже не дал. Мне все время выставлялись какие-то рамки.

Известия: И все же я не верю, что вы всю жизнь могли просидеть в субретках. Что-то, как мне кажется, вывело бы вас в другую колею.

Ольга Яковлева: Нет, потому что если тебе не открывают внутри тебя самой какие-то шлюзы, никуда ничего само не выводится. Все равно должен найтись режиссер, который откроет тебе ребра для свободы. Для мышления, идущего от сути личности. Причем эту личность нужно еще сформировать. Вот Эфрос, когда мы познакомились, был уже сформирован. Ему было около сорока лет. И он сам всех формировал под себя. Как-то, видимо, это совпало с моим внутренним состоянием. Потому что какая-то я уже все-таки была к тому моменту. У меня была замечательная мать, которая задатки личности в меня заложила. Какой-то характер, свободолюбие и даже просто — жизнелюбие. 

Известия: А насколько вообще Эфросу было важно это личностное начало в артисте? Ведь, если прагматически рассуждать, артист для режиссера — это всего лишь совокупность неких умений. 

Ольга Яковлева: Именно личностное начало и было важно. Он об этом никогда прямо не говорил, но всегда смотрел — что за человек перед ним, можно ли там копать вглубь. Понятно, почему ему так нужны оказались и Коля Волков, и Шура Ширвиндт. Ему всегда важно было понять, что можно лепить из человеческого материала.

Известия: А вам самой насколько важно это личностное начало в ваших партнерах? Или вам важно, чтобы они не мешали самовыражаться?

Ольга Яковлева: Я вспоминаю историю из тех времен, когда Эфрос только появился в «Ленкоме». Софья Гиацинтова сидела как-то на репетиции и говорит ему: «Анатолий Васильевич, вот вы все время твердите „самовыражение, самовыражение“. А я думаю: может некоторым актерам и не надо самовыражаться. А то они такое самовыразят!..» (Смеется.) Что в партнере важно? Не знаю. Взаимопонимание. Какая-то душевная тонкость, что ли… Когда я вижу в партнере пошлость или цинизм или что-то грубое и земное, то это всегда мучительно. Я ведь даже не могу сказать человеку, что он что-то не так делает. Потому что это очень тонкие материи. .. Тут не предъявишь претензий профессиональных. А если совсем просто, надо, чтобы мужчина был мужчиной, а женщина женщиной. А человек человеком…

Известия: Ваша жизнь после Эфроса другая, не похожая на прежнюю. Как вы к ней приспосабливались?

Ольга Яковлева: Не могу сказать, что мне не везло. Да и потом, никто ведь и не обещал тот уровень, на котором мы с Эфросом работали, вечно. Когда Гончаров позвал в Театр Маяковского с Малой Бронной, из той подворотни, в которую она в то время превратилась, — это была радость. К Гончарову можно по-разному относиться, но это была мощная личность. Потом случайно пригласил Табаков в «Табакерку». Там была тогда студийность замечательная. Ученики и учитель. Пастор и паства. Да и сам Олег был тогда ясный, светлый. Мне не на что жаловаться.

Известия: Кроме театра у артиста обычно есть еще кино. Вы сознательно избегали делать кинокарьеру? Вы ведь редкая театральная звезда, ее не сделавшая.

Ольга Яковлева: Видимо, избегала. Я была очень занята в театре. Чуть ли не каждый вечер центральная роль. К тому же в театре было интереснее, чем на съемочной площадке, где пробы, разговоры пустые. Не тот уровень! А потом вот эта слава всенародная… Да вы что! Если бы меня узнавали на улице, я бы с ума сошла. Это жуткая несвобода! Я иногда ругаюсь в каком-нибудь магазине — что-то мне не подходит, что-то не так. И вдруг кто-то подходит из очереди и говорит: я вас узнал, я так вас люблю. Боже, мне ужасно стыдно становится! Слава ведь очень опасная вещь. Ею можно захлебнуться.

Известия: В отличие от писателя или композитора, артист не хозяин своего таланта. Он зависим от множества обстоятельств. В ХХ веке он более всего стал зависим от режиссера. Я вспоминаю мандельштамовское: «Так — негодующая Федра — стояла некогда Рашель». Что мешает вам сыграть свою Федру, опираясь на личные — интеллектуальные и душевные — подпорки?

Ольга Яковлева: Нет, я сама не могу. Мне нужен взгляд со стороны. И этого жесткого взгляда со стороны я уже давно не чувствую. Я, конечно, могу что-то сама про себя понять, понять, что что-то мне уже играть не надо. Но этого понимания все же недостаточно. И потом, смелости во мне уже нет. Художником движет в значительной степени готовность к риску — пойти ва-банк, выиграть или проиграть. А я уже боюсь рисковать. Боюсь, что на мое индивидуальное высказывание немного найдется зрителей.

Известия: Вы ощущаете смену социального состава аудитории?

Ольга Яковлева: Я ощущаю, что внимание ко мне еще есть, но чувствую, что их интерес в другом все-таки месте уже. Они ждут, когда можно будет похохотать, когда мужчины в женщин переоденутся. Хотя бывают какие-то исключения, конечно. Тот же Театр Фоменко. Или Туминас. Я не видела «Обрыв» со стороны, но мне приятно, что зрители сидят и слушают…

Известия: А вы можете найти в нынешнем времени нечто, выгодно отличающее его от того, на которое пришлась ваша работа с Эфросом?

Ольга Яковлева: Да я только благодаря журналистам начала делить время на то и это. А вообще-то оно переходит, перетекает как-то незаметно. Постепенно появились на телевидении стертые лица, говорящие на каком-то немыслимом языке: «я это ужасно обожаю», «я это покушала». Просто хочется разбить экран телевизора.

Известия: Да не обращайте внимания. Есть же внутренняя жизнь, которую можно прожить, невзирая на эти внешние обстоятельства.

Ольга Яковлева: Не дадут. Заест мошкара. Когда человек молод, все это не так остро воспринимается. А когда стар, одинок и беззащитен… Ну вы посмотрите, что творится вокруг с культурой, с образованием. Гуманитарная наука ведь просто умерла. А было время, когда мы, артисты, приходили в ресторан, и справа был Нагибин, слева Трифонов, рядом Вознесенский, неподалеку Вася Аксенов. Это были фигуры! И это было общество.

Известия: Каков сейчас ваш круг общения?

Ольга Яковлева: Почти все умерли. Из ближайшего окружения остались разве что Сережа Бархин да Адольф Шапиро.

Известия: И чем же вы подпитываетесь?

Ольга Яковлева: А ничем… Я Шапире жалуюсь: «Адольф Яковлевич, куда уехали, возвращайтесь немедленно. Поговорить не с кем!»
2011
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Табаков. Три дня в сентябре, видеосюжет на YouTube.com, 6.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Олег Табаков борется с московскими властями, Зоя Игумнова, Собеседник, 24.11.2011
«Кумиры» розданы кумирам, Роман Должанский, Коммерсантъ, 22.11.2011
Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах, Виктория Катаева, Собеседник, 21.11.2011
Премия «Кумир» в ГУМе: воспоминание о Москве, которой уже нет, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.11.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
«Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011
Театральный «Письмовник», Алена Карась, Российская газета, 7.11.2011
Острова. Алиса Коонен, телеканал «Культура», 31.10.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Марина Брусникина в «Новостях культуры», телеканал «Культура», 24.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«МХТ трудные времена пока не грозят», радиостанция «Коммерсантъ FM», 6.09.2011
Олег Табаков открыл сезон в МХТ, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
В МХТ имени Чехова стартовал 114-ый сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.09.2011
Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
В Москве проводили в последний путь Ию Саввину, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.09.2011
Москва простилась с легендарной актрисой Ией Саввиной, видеосюжет телеканала «Вести-24», 1.09.2011
Ия Саввина: «Она не актриса, она — суть», видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
В Москве простились с Народной артисткой СССР Ией Саввиной, видеосюжет ТРК «Петербург — Пятый канал», 1.09.2011
МХТ имени Чехова проводил Ию Саввину в последний путь, видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
Москва прощается с Ией Саввиной, видеосюжет Первого канала, 1.09.2011
Ия Саввина сгорела всего за четыре месяца, Анна Славкина, Мария Раевская, Вечерняя Москва, 29.08.2011
Фиалка милостью божьей, Марина Райкина, Никита Карцев, Московский комсомолец, 29.08.2011
Умерла актриса Ия Саввина, Алена Карась, Российская газета, 29.08.2011
Ия Саввина: «Пример достойнейшей жизни», Олег Сулькин, Голос Америки, 28.08.2011
На сцене и на экране Ия Саввина всегда была разной, Алла Шевелева, Андрей Щиголев, Известия, 28.08.2011
Жизнь Ии Саввиной не была легким праздником, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.08.2011
Скончалась народная артистка СССР Ия Саввина, видеосюжет телеканала «Звезда», 28.08.2011
Не стало легенды советского кино, видеосюжет телеканала НТВ, 28.08.2011
Ия Саввина до последних дней не уходила со сцены, видеосюжет телеканала «Вести», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телепрограммы «Вести-Москва», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, Михаил Малыхин, Ведомости, 27.08.2011
Москва-Пекин — театральный мост, Татьяна Завьялова, радио «Голос России», 19.08.2011
Пекин стоя смотрел спектакли МХАТ, Тимур Седов, Maestro-News — новости Юго-Восточной Азии, 19.08.2011
Человек театра, Елена Грищенко, Аргументы.ру, 31.07.2011
Актер поважнее премьеров, Роман Должанский, Коммерсантъ-Online, 29.07.2011
Ушел из жизни Сергей Сазонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 29.07.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Сделать из бумаги бревно, Людмила Привизенцева, Театрал, 1.07.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Аншлаг и травля «Дней Турбиных», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 16.05.2011
Воспоминания о Мастере, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 15.05.2011
Актеры новой породы, Елена Ковальская, Афиша, 11.05.2011
«Мы верили, что победим», Новые известия, 29.04.2011
Невинная любовь, Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011
Юбилей Нины Гуляевой, телеканал «Культура», 18.04.2011
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Юбилей Ии Саввиной, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.03.2011
К юбилею Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2011
Актрисе с голосом Пятачка — 75, Григорий Заславский, радио Вести-FM, 2.03.2011
День рождения сегодня отмечает актриса Ия Саввина, видеосюжет Первого телеканала, 2.03.2011
Любительский кадр, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.03.2011
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Папино наследство, Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011