Игорь Золотовицкий: «Без террора нельзя — начнется бардак»

Валерия Жарова, Собеседник, 19.07.2011
Вы мгновенно узнаете Игоря Золотовицкого, даже не зная его по фамилии. Он наиграл огромное количество по-мхатовски ярких и живых эпизодов, очень разных, трагических и фарсовых, одинаково выкладываясь в так называемом серьезном кино и в сериалах. У него много спектаклей в МХТ и долгий список телепрограмм, где он бывал то гостем, то ведущим. Он запоминается немедленно, и происходит это, вероятно, потому, что Золотовицкий, в отличие от большинства актеров, эмоционально щедр, порой избыточно. Даже играя мерзавцев — а их у него тоже было порядочно, — он умудряется расположить к ним: широкий человек, что поделаешь.

От слова «полвека» можно сойти с ума

- Вы недавно отметили юбилей. Что ощущаете? Все-таки пятьдесят…

 — Ощущения двоякие. Если я хоть на секунду задумаюсь о том, что мне пятьдесят, я тут же сойду с ума. Скажет кто-нибудь «пятьдесят», а то и того хуже — «полвека»… Есть опасность начать относиться к себе слишком серьезно — как же, полвека! Поэтому я отношусь к юбилею просто как к еще одному поводу услышать о себе много приятного. Спасибо за поздравления, но прошу считать, что мне тридцать. И всем, кстати, советую выбрать этот же модус. Потому что возраст ни на что не влияет. То есть влияет только на внешние обстоятельства — повышение, увольнение в запас, выход на пенсию… Если же его проецировать на внутреннее состояние, то это конец.

- Ну ладно, хватит тогда об этом, давайте о работе. Чем вы сейчас заняты?

 — Главным образом репетициями «Мастера и Маргариты», который ставит венгерский режиссер. Пока рано говорить, что получится. Там действие перенесено в наши дни: например, вместо трамвая — метро. Действие в метро и начинается. Декорации бродвейские, очень хорошие, и постановка любопытная.

- А вы кто?

 — Будешь смеяться — Берлиоз! Да-да, вот мне и сын сказал: «Точно, ты маленький, толстенький, лысый…» — это у Булгакова он такой.

- Ну, даже если внешность не брать в расчет, все равно это совсем не ваш образ! Такой литературный функционер, сухой и занудный…

 — А вот я, кстати, до сих пор еще не понял, какой он. Мне кажется, у Булгакова он совсем неглупый. Образованный, Канта читал…

- Образование еще не признак ума.

 — Да, конечно. Но он и рассуждает неглупо. То, что он говорит Иванушке об Иисусе, — это все очень логично, просто он в своих убеждениях или заблуждениях. И вот как все это понять и показать в одной сцене у Патриарших, я не знаю, но пытаюсь понять. Может, роль и не моя, но актеры — люди зависимые. Нельзя отказываться от роли, если она не унижает твое человеческое достоинство.

- А вам приходилось отказываться?

 — Пытался, но не получилось ни разу. Все равно уговаривали.

- И что это были за роли?

 — Ну, например, делали такой спектакль — «Гамлет в остром соусе». О том, что происходит на кухне, пока у Гамлета рвутся все эти страсти. Я там играл актера, который играет Гертруду. То есть я даже не понимал, кого я играю — актера или Гертруду. Гермафродит какой-то. Но спектакль так и не вышел.

- А почему не хотели?

 — Мне было неприятно всё — и трактовка, и пьеса. Лучше бы честно «Гамлета» поставить. Но повторяю, отказываться от ролей не в моих правилах. Если работаешь в государственном театре, так работай.

- У вас ведь здесь очень строго с дисциплиной. Трудно?

 — Не сказал бы. Ты берешь на себя обязательства, настраиваешься на такой режим работы, значит, принимаешь эти условия. И потом, ну как без железной дисциплины держать такой театр? С актерами иначе нельзя, начнется бардак.

- Но вы же еще много где заняты. Как тогда совмещать?

 — Когда ты без малого тридцать лет работаешь в этом театре… Ну, словом, я понимаю, что у меня несколько больше привилегий, чем у новичков. Но и это не дает мне права расслабляться и наглеть. Я на полгода даю подробное расписание, когда и где буду занят, и дальше все это уже обсуждается.

- За то время, что вы работаете в МХТ, театр сильно изменился?

 — Я начинал в нем работать еще в другой стране. Не скажу, что было хуже или лучше… Было по-другому, и зарплаты совсем другие… Знаешь, как говорили: «Государство делает вид, что платит нам деньги, мы делаем вид, что работаем». Это шутка, но всё же… Мы все привыкли параллельно делать что-то еще… Но при Олеге Павловиче, конечно, театр очень изменился.

- В чем именно?

 — Главный результат работы Табакова — полные залы.

- И хороша ли публика?

 — Наша, смею думать, не самая плохая. Но вот что хочу отметить. Я много езжу по стране, вижу театры в провинции — есть просто великолепные, столько там замечательных актеров! Я убедился, что и в провинции может быть сильный профессиональный театр. Но главное — насколько же в провинции публика отличается от столичной! Она настолько чище, открытей… Другое дело, что везут в провинцию часто такое г… Бывает стыдно за наши антрепризы — ужас что такое. Конечно, вкус от этого портится. Но если показывать настоящее качество, сразу видно, какая это благодарная и восприимчивая публика.

- Кстати, об антрепризах…

 — Да, кстати, об антрепризах. Ты видела «Чайку» в постановке Юрия Бутусова? Ой, какой спектакль! Какое это чудо, согласись! Вот посмотришь и тогда понимаешь, что этого невозможно добиться ни в какой антрепризе.

- А сейчас все как раз говорят о скорой гибели репертуарного театра…

 — Репертуарный театр не загнется ни-ког-да! Да, может быть, они будут не в том количестве, но об окончательной гибели как можно говорить? Конечно, государство должно поддерживать, в первую очередь финансово. И чиновники, которые этим занимаются, должны это понимать: ты можешь не любить театр, не интересоваться, не ходить туда вообще, но ты должен знать, что он нужен твоим гражданам, помогать, выделять средства. Особенно это касается регионов.

В кино другие масштабы воровства

- Я вас видела во взаимоисключающих ролях, настолько непохожих, что уже не понимаю, где вы настоящий. Вообще должен ли персонаж быть близок тебе по характеру, по духу? Или тогда есть опасность перестать играть и начать просто быть собой на сцене?

 — Нет, ну должны быть совпадения, конечно. Но… Как Станиславский говорил: «Надо идти от себя…» — это первая часть цитаты, которую все обычно вспоминают. А там еще было продолжение: «… и как можно дальше!» Но все-таки должно быть что-то близко. Вот сейчас сделали премьеру — «Дом» по Гришковцу, и там, как мне кажется, я довольно точно понял роль, я знаю, как играть, о чем. И самому Гришковцу спектакль понравился, хотя обычно ему редко нравится то, что ставит не он сам и где он сам не занят. А «Дом» ставил Сергей Пускепалис. Но хорошо, что Женя остался доволен. Я не знаю, как там этот спектакль дальше пойдет, как публика его примет. Пока было два показа, для своих в основном, и своим, как правило, нравится. Хотя вот сегодня подходил ко мне один знакомый молодой режиссер и высказывался очень критично. Может, просто не на тот возраст рассчитано? Хотя нет, молодежь с курса моего смотрела, и всем было всё понятно…

- Вот вы работаете и с Гришковцом, и с «Квартетом И». Как совмещается? У них ведь был нешуточный конфликт, о работе «Квартета» Гришковец отзывался очень нелестно и даже называл их своими идеологическими врагами…

 — Да нормально совмещаю. Я и с Женей дружу, и с ребятами из «Квартета». А по поводу той истории мы с Женей говорили, и он мое мнение знает. Я понимаю, что никто никого не хотел обидеть, но вот так вышло. Кстати, ребята из «Квартета» — Лёша Барац, Камиль Ларин и Сергей Петрейков, режиссер, были на премьере «Дома», и им очень понравилось, чему я ужасно рад. Я и сам люблю этот спектакль. По-моему, в нем есть очень важный… как это сейчас говорят… ну, слово модное… месседж! Все-таки Женя умеет как-то очень здорово анализировать и облекать в слова важные вещи. А сейчас так не хватает месседжа этого самого.

- И каков он должен быть?

 — Быть внимательнее, слушать… Даже не слушать, а слышать друг друга. У нас же вся жизнь запротоколирована, надо бы участия побольше. А то сейчас сама знаешь, как… «Что случилось с подлодкой „Курск“?» — «Она утонула». Вот и весь ответ. И это не потому, что человек такой, это время диктует.

- Вот вы преподаете… Кстати, сколько лет?

 — Ха. Да уж лет двадцать…

- И как молодежь? Сильно изменилась?

 — Не-а. Вообще не изменилась. Да, они дети другого времени, в них больше свободы, они не знали таких запретов, как мы, для них весь мир открыт, Интернет, гаджеты, читай, что хочешь, слушай, что хочешь… Обилие информации, не всегда нужной и полезной, что греха таить… Но по сути они такие же… классные! Полны энтузиазма. Я очень люблю с ними работать. Хотя недавно отчислил с курса пять человек, то есть общим собранием так решили, что им не нужно этим заниматься. Но это не значит, что они не могут попробовать себя в других местах. Было же очень много таких случаев, когда кого-то отчисляли, и эти ребята все равно потом заканчивали курсы у других педагогов, и многие состоялись как актеры. Кстати, из этих пяти четверо уже учатся в других институтах.

- Вы разрешаете своим студентам сниматься в сериалах?

 — На первом и втором курсах категорически запрещаю. Не только потому, что на это тратится время. Но и потому, что это губительно. Выхолащивает это страшно. Я знал талантливых ребят, которые пошли в сериалы, и ничего от них не осталось.

- Но сами вы не брезгуете.

 — В сериалах может сниматься артист с подготовленной психикой, которого это не подорвет, не ограничит, не нивелирует профессию. Ничего постыдного в этом не вижу. Профессия есть профессия, она для того, чтобы зарабатывать. И когда ты получишь диплом, где написано «актер», иди и снимайся, где хочешь. Но сначала — учиться. Кстати, это не только к сериалам относится. Вот хотя бы история с Васей Степановым, актером, который сыграл главную роль в «Обитаемом острове» у Бондарчука. Этот мальчик ко мне собирался поступать, и я сразу был против того, чтобы он снимался. И я Феде говорил: не надо снимать его, найдите другого актера! Он талантливый парень, но кино его выжмет, если вы будете его снимать, я его просто не приму на курс. Но Бондарчук с Каплевичем закричали: нет, ты не понимаешь, мы из него сделаем звезду, его все будут знать, это же кино, а не театр ваш какой-то там! В общем, я не стал его брать, он тогда поступил в Щукинское. Снялся все-таки в «Обитаемом острове». И что же? Его действительно выжало. Сейчас не знаю даже, чем он занимается. Он уже не учится, насколько мне известно, не знаю только, закончил он институт или ушел. Кино не делает актера, а использует, надо это понимать.

- Как актер театра вы довольно известны, а в кино вас нечасто увидишь. Почему так? Почему только цыгане в сериалах?

 — Ну уж ладно, не только цыгане! Да хоть бы и цыгане. Ну, внешность такая, но что плохого? А если говорить о серьезных проектах… С кино вообще сложнее, там и деньги другие, и соответственно масштабы воровства… Да дело не только в этом, просто не складывалось как-то, но, надеюсь, еще сложится. А были хорошие роли, но, к сожалению, не слишком заметили их. Вот, например, был в начале девяностых фильм Александра Зельдовича «Закат» по мотивам Бабеля. Виктор Гвоздицкий играл там Беню Крика, а я его брата Левку. На мой взгляд, очень удачный был фильм, и почему он прошел незамеченным — кто знает?

- «Закат» — замечательный фильм, и братья там хороши оба!

 — Фильм прекрасный, потом, там и состав какой — оператором был сам Александр Княжинский, знаменитейший, «Сталкера» переснимавший… Но время такое было, в чем еще одна явная трудность профессии. Ты можешь лучшую свою вещь сыграть или поставить — а попадет она в прокатную яму или не срезонирует со временем, и помнить будут любую чушь, а шедевр канет. Сколько раз так было, а привыкнуть невозможно. Так и с «Закатом». Рад, что хоть кто-то помнит. А из сравнительно недавнего — очень хороший был цикл «Севастопольские рассказы», об истории города. Вот это интересно было. А кто видел? Единицы. Ну и на том спасибо.

Личное — на первом месте

- Ваш старший сын Алексей учится в ГИТИСе. Каковы его успехи?

 — Ой, я вообще-то стараюсь следить за тем, что он делает, издалека, через кого-то. А сам смотреть боюсь. Потому что… Ну, как сказать… Что, если мне не понравится? Как я ему это скажу? А если буду только хвалить, не будет ли казаться, что я предвзято отношусь к нему?

- С женой, актрисой Верой Харыбиной, вы вместе не работаете тоже по этой причине?

 — Не то чтобы мы специально избегали, но я бы действительно не хотел. Все-таки личное и профессиональное смешивать ни к чему.

- А что на первом месте?

 — Разумеется, личное!

- Поэтому и сын учится не у вас в Школе-студии МХАТ?

 — О, он ни в какую не хотел туда, где я преподаю. Вероятно, боялся, что к нему отношение будет, как к блатному, к сыну преподавателя. Причем как в плохом смысле, так и в хорошем, как в коллективе, так и среди учителей. Не хотел, чтобы его вытягивали, потому что он сын, может, боялся, что я буду за него как-то где-то с кем-то говорить… Он хочет, чтобы его достижения принадлежали только ему, и я его понимаю. Хотя мне, наверное, и было бы спокойнее, если бы он у нас учился. А так страшновато. И за младшего тоже (он, кажется, нацелился на актерскую профессию).

- Но почему?

 — Понимаешь, какое дело… Таланта, конечно, никто не отменял, но ведь в этой профессии многое зависит от везения. Под везением я что подразумеваю — очень многое должно совпасть… Чтобы нашлись твои роли, твой режиссер… Чтобы оказались вокруг друзья, правильные люди, с которыми можно все обсуждать.

- Но это в любой сфере важно.

 — Но здесь особенно.

- А вам везет?

 — Да, грех жаловаться!
2011
«Возвращение», Григорий Заславский, телеканал «Театр», 20.12.2011
Михаил Шишкин увидел свой «Письмовник» на сцене, видеосюжет телеканала «Россия-24», 19.12.2011
Табаков. Три дня в сентябре, видеосюжет на YouTube.com, 6.12.2011
Мастерство молодости, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Сказка для всех, Наталия Колесова, Планета Красота, 12.2011
Памятник у свидания, Наталия Колесова, Планета Красота, № 11-12, 12.2011
Олег Табаков борется с московскими властями, Зоя Игумнова, Собеседник, 24.11.2011
«Кумиры» розданы кумирам, Роман Должанский, Коммерсантъ, 22.11.2011
Вячеслав Невинный умер с улыбкой на устах, Виктория Катаева, Собеседник, 21.11.2011
Премия «Кумир» в ГУМе: воспоминание о Москве, которой уже нет, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.11.2011
Подстрочник, Майя Кучерская, Ведомости, 9.11.2011
МХТ имени Чехова презентовал «Белоснежку», видеосюжет телеканала «Россия-24», 8.11.2011
«Белоснежка и семь гномов» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 7.11.2011
Театральный «Письмовник», Алена Карась, Российская газета, 7.11.2011
Острова. Алиса Коонен, телеканал «Культура», 31.10.2011
«Письмовник» поставили на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 31.10.2011
Поэтический вечер «Круг чтения», телеканал «Театр», 26.10.2011
Московскому Художественному театру исполнилось 113 лет, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.10.2011
Письмовник с того света, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.10.2011
Марина Брусникина в «Новостях культуры», телеканал «Культура», 24.10.2011
«Письмовник» по прозе Михаила Шишкина на Малой сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.10.2011
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Патриаршие пруды — новая станция метро, Наталия Каминская, Новые известия, 19.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
Ничем не рискуя, Ольга Фукс, Ведомости, 13.09.2011
Вернули долг Булгакову, Алена Карась, Российская газета, 8.09.2011
Мастер и Маргарита в страшилке для взрослых, Алла Шевелева, Известия, 7.09.2011
О москвичах прошлого — москвичам настоящего, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 7.09.2011
МХТ начинает новый сезон премьерой «Мастера и Маргариты», видеосюжет телеканала «Культура», 7.09.2011
«Мастер и Маргарита» вновь вернулись в Москву, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 6.09.2011
«МХТ трудные времена пока не грозят», радиостанция «Коммерсантъ FM», 6.09.2011
Олег Табаков открыл сезон в МХТ, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 6.09.2011
«Мастер и Маргарита» открывает новый сезон МХТ, видеосюжет телеканала НТВ-Москва, 6.09.2011
В МХТ имени Чехова стартовал 114-ый сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 6.09.2011
Прокурор своих ролей, Ольга Егошина, Новые известия, 1.09.2011
В Москве проводили в последний путь Ию Саввину, видеосюжет телеканала «Звезда», 1.09.2011
Москва простилась с легендарной актрисой Ией Саввиной, видеосюжет телеканала «Вести-24», 1.09.2011
Ия Саввина: «Она не актриса, она — суть», видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
В Москве простились с Народной артисткой СССР Ией Саввиной, видеосюжет ТРК «Петербург — Пятый канал», 1.09.2011
МХТ имени Чехова проводил Ию Саввину в последний путь, видеосюжет телеканала «Культура», 1.09.2011
Москва прощается с Ией Саввиной, видеосюжет Первого канала, 1.09.2011
Ия Саввина сгорела всего за четыре месяца, Анна Славкина, Мария Раевская, Вечерняя Москва, 29.08.2011
Фиалка милостью божьей, Марина Райкина, Никита Карцев, Московский комсомолец, 29.08.2011
Умерла актриса Ия Саввина, Алена Карась, Российская газета, 29.08.2011
Ия Саввина: «Пример достойнейшей жизни», Олег Сулькин, Голос Америки, 28.08.2011
На сцене и на экране Ия Саввина всегда была разной, Алла Шевелева, Андрей Щиголев, Известия, 28.08.2011
Жизнь Ии Саввиной не была легким праздником, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.08.2011
Скончалась народная артистка СССР Ия Саввина, видеосюжет телеканала «Звезда», 28.08.2011
Не стало легенды советского кино, видеосюжет телеканала НТВ, 28.08.2011
Ия Саввина до последних дней не уходила со сцены, видеосюжет телеканала «Вести», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, видеосюжет телепрограммы «Вести-Москва», 28.08.2011
Ушла из жизни Ия Саввина, Михаил Малыхин, Ведомости, 27.08.2011
Москва-Пекин — театральный мост, Татьяна Завьялова, радио «Голос России», 19.08.2011
Пекин стоя смотрел спектакли МХАТ, Тимур Седов, Maestro-News — новости Юго-Восточной Азии, 19.08.2011
Человек театра, Елена Грищенко, Аргументы.ру, 31.07.2011
Актер поважнее премьеров, Роман Должанский, Коммерсантъ-Online, 29.07.2011
Ушел из жизни Сергей Сазонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 29.07.2011
Гоголь вне юбилея, Борис Поюровский, Театрал, 1.07.2011
Сделать из бумаги бревно, Людмила Привизенцева, Театрал, 1.07.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
В МХТ им. Чехова состоялась премьера спектакля «Шинель», видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 28.05.2011
«Шинель» — дебют молодого режиссера Антона Коваленко, видеосюжет телеканала «Культура», 27.05.2011
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Аншлаг и травля «Дней Турбиных», видеосюжет программы «Вести», телеканал «Россия-24», 16.05.2011
Воспоминания о Мастере, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 15.05.2011
Актеры новой породы, Елена Ковальская, Афиша, 11.05.2011
«Мы верили, что победим», Новые известия, 29.04.2011
Невинная любовь, Марина Шимадина, Известия, 18.04.2011
Юбилей Нины Гуляевой, телеканал «Культура», 18.04.2011
Объяснение в любви на придуманном языке — «Шага» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.04.2011
Бред втроем, Ада Шмерлинг, Известия, 8.04.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Юбилей Ии Саввиной, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 2.03.2011
К юбилею Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2011
Актрисе с голосом Пятачка — 75, Григорий Заславский, радио Вести-FM, 2.03.2011
День рождения сегодня отмечает актриса Ия Саввина, видеосюжет Первого телеканала, 2.03.2011
Любительский кадр, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.03.2011
Станислав Любшин в телепроекте «Встречи на Моховой», ТРК «Петербург — Пятый канал», 13.02.2011
Крик над озером, Виктор Борзенко, Новые известия, 8.02.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
Папино наследство, Виктор Борзенко, Новые известия, 27.01.2011
Разбить яйцо, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.01.2011
Первый, хочется надеяться, что не последний, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.01.2011
Марина Голуб: «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 3.01.2011