Константин Хабенский: «Киев мне нравится… Но здесь меня не ждут».

Денис Бессараб, Фраза.ua, 10.01.2012
Во время съемок Хабенский любит себя немного поразвлечь. Например, усесться на велосипед, приготовленный для «массовки», и, обнаружив два звонка, прикрепленных к ручкам руля, извлекать из них попеременно то минорный, то мажорный «звяк», рассуждая вслух, что в «радостный» звонок нужно звонить перед дверью, если приехал домой к жене с получкой, а в «грустный» — когда все пропил. Дрейфующие по тротуару алкаши косятся на Хабенского с неодобрением, но пытаются стрельнуть сигарету.
«Это вы снимались в „Дозоре“?» — двое студентов, пошептавшись в сторонке, поедают любопытными взглядами Хабенского, не веря, что он - это он. «Нет, — хладнокровно отвечает Хабенский. — Зачем?». Сраженные неожиданно-абсурдным ответом, парни пораженно умолкают, краснеют и мгновенно растворяются среди прохожих. 

 — Когда-то ты поступал в техническое училище, ушел с третьего курса, играл на Невском на гитаре, работал телеведущим на питерском ТВ - то есть, все шло к тому, что ты мог стать скорее журналистом. Как получилось так, что ты стал актером?

 — Я понял только одно — технарь из меня совершенно никакой. Я это понял очень хорошо.
А ведущим музыкальной телепрограммы я стал уже тогда, когда был студентом театральной академии, и это был просто необходимый заработок. И в то же время это относилось к профессии — потому что это общение с камерой, это фантазия, что-то еще. Как стал актером? Не знаю… Стал ли?

 — В тот период, когда ты не был актером и переживал особенно отчаянные моменты — изводился самокопаниями?

 — То, что было 15 лет назад — какие могут быть самокопания? Молодые, влюбленные люди, которые в меру употребляют алкоголь, играют на гитаре, им нравится, все на воздухе, все хорошо, тусовки, концерты. Какие самокопания? Жизнь бьет ключом.

 — Смог бы работать журналистом, если бы не сложилась актерская карьера?

 — Думаю, что нет. Для того чтобы быть журналистом, нужно быть в курсе всех событий, иметь свое мнение и уважительно относиться к мнению другого человека. Читать-слушать-смотреть. Это достаточно сложно — иметь все эти составляющие, чтобы быть хорошим журналистом. Хотя брать интервью — это одна штука, как мне кажется, а делать свой самостоятельный репортаж, ведь это тоже журналистика? Это другая штука. Может быть, второй вариант — «репортажная журналистика» — был бы более подходящим для меня.

 — Ты относишься к журналистам с отвращением, потому что преследуют, а потом чушь пишут, или с пониманием, потому что людям нужно как-то заработать, и рассказывать им о себе — это часть твоей профессии?

 — Нет, я понимаю, что всем нужно заработать, всем нужно жить, и все очень непросто, но, наверное, в первую очередь я спрошу у себя — нужно ли мне это? А потом я уже, скажу комплимент, смотрю и понимаю, стоит с человеком говорить, или нет. Вот сегодня была другая ситуация: бегал-бегал-бегал, а потом какая-то девушка пыталась пробить во мне фонтан фантазии, который, в принципе, существует, но не для всех. Безуспешно.

 — У кого из западных кинорежиссеров ты хотел бы сняться?

 — Я не могу сказать точно, потому что у меня очень плохая история с фамилиями. Я не кокетничаю. У меня «заплетык» полный с фамилиями. Я могу говорить о фильмах.

 — Например, Ларс фон Триер?

 — Нет, точно нет.

 — Почему?

 — Мне кажется, это все-таки большой режиссер, который интересуется намного больше, на мой взгляд, формами, нежели актерами. И имеет на это полное право. Но это на мой взгляд. Может быть, это дурацкое мнение. 

 — Каким должен быть сценарий, чтобы тебя это заинтересовало?

 — Ну, не «Горбатая гора» точно. Сейчас только ленивый не топтался. Наверное, я смотрел с удовольствием фильм «Столкновение». Очень хороший фильм, очень тонкий, глубокий. Но я знаю отношение многих американцев — им не нравится этот фильм.

 — Когда выходит фильм с твоей ролью — ты размышляешь о том, как сыграл, кому это нужно, кому помогло, или для тебя главное — вывернуть себя наизнанку и сделать работу?

 — Это не ко мне, наверное, вопрос — помогла моя роль кому-то или не помогла. В первую очередь — помогла ли она мне? Что-то для себя приобрести новое, что-то открыть, вскрыть. Не будем сейчас углубляться в финансовую сторону дела… Почему, например, произошла история ухода из «Убойной силы»? Просто потому, что это не только перестало помогать, но и стало мешать.

 — Что тебе «Убойная сила» дала в плане самоизучения?

 — «Чеченские» серии. Может быть, «африканский» блок — мы потрудились славно и сделали достаточно тепло и с юмором, что довольно редко в последнее время получается, когда пытаются сделать смешной фильм.

 — Питерцы жалуются, что бывшая культурная столица России хиреет, люди уезжают. Ты, коренной питерец, как считаешь?

 — Не буду говорить ничего плохого. Я уехал просто потому что… Кстати, по поводу «уехал» — никогда не говори никогда… Я переместился в Москву просто потому, что мне предложили хорошую интересную работу — и все.

 — Москва — город-завоеватель. Поглощает?

 — Нет. Может быть, это потому, что я особенно не хожу по всяким местам-презентациям и делаю только то, что мне нравится: театр-кино, всякие встречи-переговоры и так далее, и общаюсь с теми людьми, с которыми мне хочется общаться.

 — Бережешься?

 — Я берегусь, да.

 — Дом для тебя, по ощущению, это Питер или Москва?

 — Дом для меня там, где меня ждут. Это очень простые ощущения. Это может быть Киев, это может быть Питер, или Москва. Может быть, Псков. Это очень простая вещь и я для себя сформулировал ее очень внятно. Поэтому я достаточно легко отношусь к тому, где нахожусь: по долгу моей профессии приходится довольно часто «вальсировать» по стране.

 — Киев в твоей иерархии привязанностей занимает какое место?

 — Киев мне нравится. Очень нравится. Особенно в осеннюю пору здесь какая-то очень хорошая атмосфера. Но здесь меня не ждут. Зато здесь очень хорошо проходят спектакли, на мой взгляд, со зрительским пониманием.

 — У меня сложилось впечатление, что ты - отличный театральный актер, а кино не использует всех твоих возможностей.

 — Я скажу очень просто. На данном этапе, я это и раньше говорил, и сейчас это понимаю, в театре получается побольше, чем в кино. Значит, в кино есть к чему стремиться.

 — Телемылом не брезгуешь?

 — Ну, такой соблазн был, он постоянно есть и сейчас. И, слава богу, что есть такие варианты, потому что многие, я уверен, вписываются в эти истории просто потому, что не имеют другой возможности для существования. Или потому, что им нравится. Это уже вопрос вкуса. Я пока стараюсь участвовать в тех вещах, которые мне интересны.

 — Театр для тебя — основная работа, если сравнивать с киношной?

 — Театр есть театр. Мы все вышли из театра и придем в театр все равно. Говорить о том, что это основная форма заработка — нет. Хотя для театрального актера я зарабатываю хорошо. Театр — он растет. Ты либо растешь вместе с ним, либо он тебя сжирает, и ты становишься просто цыфиркой, маленькой фигуркой. И все. А в кино ты не можешь расти со старыми работами, потому что ты их уже исполнил. В театре можно расти со старыми работами и вместе с ними вырастать, не заканчивая работу и привнося все время что-то новое. Не заканчивая изучение материала.

 — Ты из Ленсовета ушел во МХАТ. Вписался? Все-таки два разных театра, две разные семьи…

 — Во МХАТ тяжело вписаться. И я не уверен, что те старожилы, которые сейчас там есть, себя чувствуют настолько вольготно, как мы предполагаем, потому что история МХАТа начинается с людей, о которых ходят легенды. А по поводу «вписаться» — сейчас все-таки немного другое время, более жесткое, более деловое. И говорить о театре, как о доме — как было принято когда-то — сейчас так мало кто говорит. Есть такие театры, но это театры, скажем так, малых форм. А так как МХАТ — это центральная площадка страны, и, назовем это жестким словом, все-таки конвейер, завод по производству спектаклей, поэтому там достаточно жесткие деловые отношения. Можно сидеть у порога МХАТа и плакать: «Ах, как он мне нравится!», а можно туда просто приходить и «работать» спектакли. Конечно, при этом я не буду сбрасывать со счетов отношение к актерам, по крайней мере, то отношение, которое я испытываю на себе — отношение с пониманием. И профессионализм цехов — он тоже, конечно, на высоте.

 — В большинстве театров довольно «суческая» атмосфера в отношениях между актерами, между разными цехами. Ты комфортно чувствуешь себя в театре, или легче работать в кино?

 — По поводу комфорта — мне нравится, когда не понимаешь, как делать. Я не люблю, когда комфортно. Комфортно может быть за кулисами, в буфете может быть вкусно, на диване может быть мягко. Но комфорт в том, что называется «кино» или «театр» — это, на мой взгляд, неправильно. А к производственным цехам я достаточно нормально отношусь, потому что сам поработал там, (Хабенский начинал театральную карьеру монтировщиком сцены — авт.) но и достаточно требовательно тоже.

 — Как ты можешь выкладываться на сцене, как в «Калигуле», а потом еще кино, антрепризы, переезды. Это твоя дорога и другой не нужно, или есть сомнения?

 — Сомнения всегда бывают. Я не такой фанатик-идеалист все-таки, чтобы не сомневаться в самом себе. Все бывает. А с другой стороны — я очень хорошо понимаю, что я сейчас могу это делать. Лет через десять я такого сделать не смогу. Нужно ломать хребет, пока молодой. Я, конечно, обращаю внимание на тех, у кого нормальный рабочий день, они умеют отдыхать каждую пятницу-субботу, в воскресенье они приходят в себя и в понедельник идут на работу, летом выезжают на запланированный отдых. Тут один завидует другому, тот завидует третьему, третий — первому. У каждого свои радости, своя жизненная правда.

 — Хочется быть человеком с рабочим днем с 9 до 6?

 — Наверное, не хочется. Не потому что мне нравится купаться в лучах так называемой славы или бесконечно работать, не видя вообще солнечного света. Не поэтому. Просто не хочется. Просто потому, что у меня какая-то своя жизнь, свой ритм, свои внутренние соображения. 

 — Твои открытия-откровения?

 — Я с музыкой классической на вы, а мне предлагали почитать отрывки из пьесы «Гамлет» на музыку Чайковского в зале Чайковского с Большим российским симфоническим национальным оркестром. Оказывается, Петр Ильич когда-то написал музыку для «Гамлета», и как-то она была похерена, грубо говоря, а тут решили все восстановить, и пригласили меня. Достаточно большая авантюра, потому что было много текста, который я не хотел читать по бумажке. Пришлось напрячься — выучить. Слышать музыку, которую ты слышишь в пятый раз в жизни, попадать в нее, учитывать ее настроения, выдерживать ее паузы, и все это — если на репетициях было лицом к оркестру, то на выступлении — спиной к оркестру. Вот это было и адреналином, и каким-то откровением, и одухотворением. Но дома я не включаю музыку. Играет фоном. Если раздражает, я переключаю и делаю в этот момент что-то другое. Это в машине, в основном, происходит. Я считаю — не стоит зацикливаться на чем-то одном, потому от российских и англоязычных групп перехожу к Чайковскому, Рахманинову. Нужно прислушиваться к себе. На книги натыкаюсь случайно и, наверное, из-за напряженного графика начинаю читать их только на третий день отдыха, если выпадает отдых. А первые два дня начинаю читать книгу и засыпаю прямо на ней.

 — Ты интересуешься политикой? Обсуждаешь с друзьями на кухне то, что происходит в стране?

 — Обсуждаем. Но мы все равно полные дураки и профаны в этом плане. Потому что мы обсуждаем либо с эмоциональной точки зрения, либо с финансовой, а это все намного хитрее, проще, заковыристей — как угодно. Потому что политика — это политика, я туда вообще не лезу. В этом понимают только те люди, которые занимаются политикой, а не те, которые о ней рассуждают. Это разные вещи.

 — «Калигула» вызывает ассоциации с путинской Россией. Как ты считаешь, сейчас этот спектакль актуален именно для России в большей степени?

 — Это тема и Беларуси, и Украины, я думаю. Это серьезная тема. Я не снимал никакие политические образы или направления мысли, просто когда мы работали над этим спектаклем, просто прислушиваюсь, когда мы ездим по городам, к реакции. 

 — И какая реакция?

 — Люди все понимают.

 — Если говорить о постсоветском пространстве — лично ты чувствуешь, что идет опять откат к тирании?

 — Да, наверное, есть. Я думаю — да. Потому что, к сожалению, наверное, для наших людей в какой-то момент нужны эти рукавицы, какой-то монархист.

 — Так ведь были «ежовы рукавицы»?

 — Конечно, были перегибы и туда, и сюда, на эту тему уже размышляют умные люди по телевизору, в газетах и журналах. Но, к сожалению, меру найти тяжело — большие пространства, а с большим пространствами всегда тяжело.

 — Будет у нас общность с Европой в плане народоуправления?

 — Не имею сил и возможностей размышлять на эту тему.

 — Ты мечтал эмигрировать на Запад?

 — Я рано начал заниматься актерской деятельностью и слишком рано понял, что в Европе — скучно. Тем, чем мы занимаемся, можно заниматься только у себя дома, к сожалению, и не имеет смысла вырываться и что-то пробовать там, врываться в Голливуд … Ты делаешь с теми и для тех людей, которые тебя понимают.

 — Ваш дуэт в «Калигуле» с Михаилом Пореченковым очень запоминается. Вы давние друзья или познакомились недавно и поддерживаете больше рабочие отношения?

 — Мы познакомились еще во время поступления в театральный институт. И как-то с первого курса поддерживаем такие тонкие, ни на что не похожие отношения. 

 — Ты хотел бы сыграть героя из литературной классики?

 — Я всегда пропускаю эти вопросы. Потому что это все будет. Лучше, наверное, спросить потом. Есть такой списочек, из которого р-р-раз — и вычеркиваешь, потому что проехали. Что там дальше? Мне нравится то, что мне предлагают.

 — Самая твоя интересная киношная роль?

 — Наверное, «В движении» — работа с Филиппом Янковским, «Механическая сюита» Месхиева, который так достаточно безвестно прошел — показывали раз по телевизору. Работа с Лунгиным «Бедные родственники», «Свои» — спорные впечатления, может быть, потому что я пока сам не понял, что делаю в этом фильме. Работа в кино имеет свойства сокращаться, то есть, ты сыграл на час, а в кино остался на 15 минут, и с этим ничего не поделаешь, потому что ты - наемная сила, которая приглашается в единомышленники. А потом остается один человек у руля, который разрезает эти работы и составляет одну большую картину.

 — Тебе не звонили, не говорили: Костя, извини, ты на час сыграл, но мы решили…

 — … Нет, я все это прекрасно понимаю…

 — Что вырезали из «Своих»?

Вырезали некоторые моменты, которые все-таки как-то вскрывали этого человека (герой Хабенского «комиссар» — авт.), его постоянное молчание. Мне кажется, вырезали очень важные моменты для моей роли. Но не для кино, а для кино оставили Богдана Ступку таким главным кораблем — я это понимаю. И, может быть, если бы мы пытались оправдать моего героя, это помешало бы общему развитию фильма.

 — Зрители — тебе важно их мнение, ты вычитываешь их отзывы в интернет-форумах?

 — На форумах не вычитываю. Видимо, форумы созданы для тех, кто испытывает нехватку в общении. Для меня важны, наверное, свои личные ощущения, мнение режиссера, коллег — не всех.

 — В киношном мире России у тебя сложные взаимоотношения с коллегами: враги, интриги?

 — Я в интриги никогда не лезу, по крайней мере, стараюсь не лезть. Поэтому ухожу от них. Мне это просто неинтересно. В кино и театре всегда есть люди, которые честно высказывают мнение по тому или иному поводу. И есть также зрители, которые вдруг попадают в точку.

 — … и люди, которые пытаются уничтожить тебя или нанести как можно больший урон. Чтобы им сопротивляться, тоже нужно становиться мелочным, агрессивным, склочным?

 — Наверное, вырабатывается такая жидкость защитная. Собака лает — караван идет. Я к этому философски отношусь.
2012
«Великая старуха» Малого театра, Лев Колодный, Московский комсомолец, 26.12.2012
Между ангелом и демоном, Ирина Алпатова, Новая газета, 24.12.2012
Он в Аргентине, а Ленин — в Польше, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.12.2012
В МХТ «сварили» «Новые страдания юного В. », Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 20.12.2012
Двое в комнате, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.12.2012
Михаил Яншин: Забытый герой, Елена Французова, KP40.ru, 14.12.2012
С днём рождения, Анатолий Миронович!, Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 13.12.2012
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Один из тысячи, Михаил Швыдкой, Российская газета, 12.12.2012
Марина Голуб — актриса, приносившая радость, фотогалерея РИА-Новости, 8.12.2012
Марина Голуб: я не уйду, Игорь Логвинов, Гудок, 6.12.2012
Всё умеет русский актёр, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 5.12.2012
Станиславский кричал ему: «Верю!», Ольга Андреева, Русский век, 5.12.2012
Театральная премия МК, Московский комсомолец, 5.12.2012
В «МК» победила мышца любви, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Развод с французского, Роман Должанский, Коммерсантъ, 5.12.2012
Русский театр вырос на 30 мэтров, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 5.12.2012
Константин Хабенский: «Решил на время „завязать“ с театром», Олег Брюховецкий, Академия новостей (Новосибирск), 4.12.2012
В МХТ испытали предел любви, Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.12.2012
Константин Хабенский: «Моё появление в Голливуде осталось незамеченным», Лариса Сокольникова, Новосибирские новости, 30.11.2012
Беккет с хреном, заливной, Елена Дьякова, Новая газета, 23.11.2012
Обвинение с одной неизвестной, Виктор Борзенко, Новые известия, 19.11.2012
Корифей субъективной истины, Новая газета, 16.11.2012
Ирина Мирошниченко: «Я сама не из тех, кто шумит. ..», Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 15.11.2012
МХА-ХА-ХА-ХАТ, Андрей Васянин, Российская газета, 15.11.2012
Рената Литвинова взялась за Марлен Дитрих, Алла Шевелева, Известия, 7.11.2012
В МХТ попросили помощь зала, Анна Чужкова, Культура, 3.11.2012
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Яншина, видеосюжет телеканала «Культура», 2.11.2012
Михаил Яншин. Обжора с душой ребенка, Наталья Тендора, сайт Союза кинематографистов РФ, 2.11.2012
Биография Михаила Яншина, РИА-Новости, 2.11.2012
Александр Семчев: Кому выгоден такой пасьянс?, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 1.11.2012
Олег Табаков подарил два кольца Андрею Мягкову, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.10.2012
В Камергерском переулке столицы раздавали «Чаек», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 30.10.2012
В танго только женщины, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.10.2012
«Этот спектакль нужно выпустить ради Марины», Марина Райкина, Московский комсомолец, 29.10.2012
Игорь Верник: Хочется чувствовать вкус, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 25.10.2012
«Романс» длиною в 40 лет, Наталья Черных, Московский комсомолец в Питере, 24.10.2012
«В театре — совсем другой Киндинов», Елена Добрякова, Невское время, 24.10.2012
Некухонный разговор, Анастасия Данникова, Московский комсомолец, 24.10.2012
«Золотая маска» угнездилась в Череповце, Сергей Виноградов, газета «Речь» (Череповец), 23.10.2012
Жить надо вертикально, Андрей Васянин, Российская газета, 18.10.2012
Актриса Марина Голуб в последнем интервью: Я никогда не позволяю себе останавливаться!, Анна Велигжанова, Анна Симоянова, Комсомольская правда, 18.10.2012
Марина Голуб: «Любви было много…», Людмила Вевере, Суббота, 16.10.2012
На страницах «Театрала» родилась книга, Виктор Борзенко, Театрал, 15.10.2012
Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012
Театральный мир скорбит о Марине Голуб, видеосюжет канала НТВ, 13.10.2012
Жизни и роль Марины Голуб, WeekEnd РИА-Новости, 13.10.2012
Прощание с актрисой Мариной Голуб, фотолента РИА-Новости, 13.10.2012
Гибель Марины Голуб: театр расстался с сердцем, видеосюжет телеканала «Россия-24», 13.10.2012
В столице простились с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет Первого канала, 13.10.2012
Прощание с Мариной Голуб, видеосюжет телеканала НТВ, 13.10.2012
В Москве прощаются с актрисой Мариной Голуб, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.10.2012
В Москве простились с актрисой Мариной Голуб, Софья Анохина, Комсомольская правда, 13.10.2012
По обе стороны системы Станиславского, Алексей Филиппов, Независимая газета, 12.10.2012
Ностальгия по Марине, Александр Мельман, Московский комсомолец, 12.10.2012
Марина Голуб: «Не взяли меня в балет, а я все равно танцую», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 11.10.2012
Актриса сцены и зала, Роман Должанский, Коммерсантъ, 11.10.2012
В Москве откроют памятник Станиславскому, телеканал «Культура», 11.10.2012
К 150-летию со дня рождения Станиславского, видеосюжет телеканала «Культура», 11.10.2012
Прощайте, Марина…, Александр Малюгин-Гаврилов, Аргументы недели, 11.10.2012
Роман Марины Голуб с нами оборвался так трагично, Анна Балуева, Комсомольская правда, 10.10.2012
Коллеги о Марине Голуб: она очень сильно любила жизнь, видеосюжет телеканала «Россия-24», 10.10.2012
Марина Голуб больше не сыграет Вассу Железнову, Любовь Лебедина, Трибуна, 10.10.2012
Памяти Марины Голуб. «Надо уметь любить», Елена Милиенко, Театрал, 10.10.2012
Марина Голуб ушла к Мэрилин Монро, Марина Шимадина, Лариса Юсипова, Известия, 10.10.2012
Марина Голуб: «Нижегородский зритель — сложный и понимающий!», Наталья Халезова, Аргументы и факты — Нижний Новгород, 10.10.2012
Друзья и коллеги скорбят о кончине Марины Голуб, Екатерина Чеснокова, МТРК «Мир», 10.10.2012
Марина Голуб. Она была абсолютной оптимисткой…, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Страшная автокатастрофа унесла жизнь Марины Голуб, видеосюжет телеканала «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб погибла в ДТП, Российская газета, 10.10.2012
Марина Голуб всегда хотела, чтобы вокруг нее было веселье, Григорий Заславский, радио «ВестиFM», 10.10.2012
МХТ: «Марине Голуб замены нет», Вера Копылова, Аргументы и факты, 10.10.2012
Актриса Марина Голуб погибла в Москве, телеканал «Культура», 10.10.2012
Марина Голуб в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 2.10.2012
Поэт, и раб, и гражданин, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.10.2012
Со дня рождения Олега Ефремова исполняется 85 лет, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 1.10.2012
Последняя осень патриарха, Марина Райкина, Московский комсомолец, 1.10.2012
Олег Ефремов жил театром, Григорий Заславский, радиостанция «Вести-FM», 1.10.2012
Сирано де Ефремов, Ирина Корнеева, Российская газета, 1.10.2012
85 лет со дня рождения Олега Ефремова, телеканал «Культура», 1.10.2012
Исполняется 85 лет со Дня Рождения Олега Ефремова, видеосюжет Первого канала, 1.10.2012
День памяти Олега Ефремова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 1.10.2012
Нина Гусева в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 30.09.2012
… И чайка в память о славе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод седьмой. «Аритмия», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 26.09.2012
Памятник на могиле Вячеслава Невинного поставили только спустя 3 года, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 26.09.2012
День памяти Олега Ефремова: «Я в ответе за всех!», Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 26.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод шестой. «Четвертая работа», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 25.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод пятый. «Не от мира сего», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 24.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод четвертый. «Мышеловка», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 20.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод второй. «Сборная страны», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 18.09.2012
Алла Покровская принимает поздравления, видеосюжет телеканала «Культура», 18.09.2012
Алла Покровская отмечает юбилей, телеканал «Культура», 18.09.2012
Мхатчики. Театр времён Олега Ефремова. Эпизод первый. «Нижнее фойе», Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 17.09.2012
Талантлива вдвойне, Виктор Борзенко, Новые известия, 17.09.2012
115-й сезон стартует в МХТ имени А. П. Чехова, фотогалерея «Комсомольской правды», 7.09.2012
Театр прямого действия, Григорий Заславский, Независимая газета, 6.09.2012
Не сыпь аспирин в кокаин, Ирина Алпатова, Новые известия, 5.09.2012
Поцелуи после разлуки, Любовь Лебедина, Трибуна, 4.09.2012
Сбор труппы в МХТ им. А. П. Чехова, телеканал «Театр», 3.09.2012
Сбор труппы МХАТа им. А. П. Чехова, фоторепортаж PRAVDA. RU, 3.09.2012
В театрах стартует новый сезон, телеканал «Культура», 3.09.2012
«Тогда пойду и поставлю свечку». Памяти Ии Саввиной, Людмила Грабенко, Бульвар Гордона, 28.08.2012
Олег Табаков: Кто помнит — зайдет, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 17.08.2012
Олег Табаков: «Я себя хвалить не стану», Анна Балуева, Комсомольская правда, 17.08.2012
Олегу Табакову сегодня «две семерки», Аргументы и факты, 17.08.2012
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Олег Табаков: «Я всегда занимаюсь тем, что мне интересно», Валерий Иванов, Самарские известия, 10.08.2012
Молодой латышский режиссер будет работать у Олега Табакова, Елена Слюсарева, «Вести недели» (Латвия), 1.08.2012
Анатолий Белый: «Я папа сентиментальный!», Вера Копылова, Московский комсомолец, 1.08.2012
Театр впервые попал в кадры, Марина Райкина, Московский комсомолец, 26.07.2012
В Доме кино чествовали актрису Ирину Мирошниченко, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Я родилась», видеосюжет телеканала «Культура», 25.07.2012
Байки под огурец, Мария Костюкевич, Московский комсомолец, 25.07.2012
Любимой киноблондинке — 70 лет!, видеосюжет Общенационального телевидения Беларуси, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «В списке счастья — почти вся жизнь!», Наталья Тендора, Союз кинематографистов РФ, 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет МТРК «Мир», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Сумасшедшая жизнь, но она моя!», видеосюжет телеканала «Культура», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, видеосюжет Пятого канала, 24.07.2012
Нетипичная блондинка Ирина Мирошниченко, фотолента РИА-Новости, 24.07.2012
Александр Лукашенко поздравил Ирину Мирошниченко, Посольство Республики Беларусь в РФ, 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: «Очень часто плачу от того, что одинока», Юлия Хожателева, Комсомольская правда, 24.07.2012
Юбилей главной блондинки советского кино, видеосюжет телеканала «Россия-24», 24.07.2012
Мэр поздравил с юбилеем Ирину Мирошниченко, радиостанция «Говорит Москва», 24.07.2012
Актриса Ирина Мирошниченко отмечает юбилей, «Вести», телеканал «Россия-24», 24.07.2012
Ирина Мирошниченко: Жить со мной непросто, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 23.07.2012
Театр в жизни Саввы Морозова, Елена Штейдле, Истра.рф, 18.07.2012
В Москву! В Москву!, Оксана Донич, Час, 17.07.2012
Станиславский — в космосе, Музей им. А. А. Бахрушина, 15.07.2012
Как я провел «Прошлым летом в Чулимске», Татьяна Власова, Новые известия, 11.07.2012
Валерий Трошин: «Мужик должен нести ответственность за семью», Светлана Марголис, Аргументы и факты, 5.07.2012
Открыто «пространство» Давида Боровского, Музей имени А. А. Бахрушина, 4.07.2012
Дмитрий Назаров отмечает 55-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2012
Времена не изменились, Дина Годер, Московские новости, 4.07.2012
Лаборатория «Здесь и сейчас» в МХТ: Между гаражом и пельменями, Камила Мамадназарбекова, Ведомости, 3.07.2012
МХТ проводил в последний путь Владлена Давыдова, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2012
Умер Владлен Давыдов, Роман Должанский, Коммерсантъ, 3.07.2012
От «Встречи на Эльбе» до «Цитадели», Алена Солнцева, Московские новости, 2.07.2012
С Владленом Давыдовым простятся в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.07.2012
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
Лика Рулла: «Я - не звезда, а рабочая лошадь!», Влад Васюхин, Ваш досуг, 27.06.2012
Грустный бордель Кирилла Серебренникова, Алла Шевелева, Известия, 21.06.2012
Кабаре-оккупай, Мария Седых, Итоги, 18.06.2012
Спектакль для несогласных, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.06.2012
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Мы его никогда не забудем, мы его никогда не увидим, Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.06.2012
Бурлеск о зарождении фашизма, Елена Ковальская, Афиша, 13.06.2012
Паулина Андреева: «Я маленький правдоруб», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Здесь и сейчас: новый проект МХТ, Алла Шендерова, Ваш досуг, 13.06.2012
«Зойкина квартира»: танцуют все!, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.06.2012
Квартирный вопрос Кирилла Серебренникова, Татьяна Филиппова, РБК daily, 13.06.2012
«Зойкина квартира» во МХАТе, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 9.06.2012
Божественный декаданс, Стас Тыркин, Комсомольская правда, 9.06.2012
Песни и танцы будущих эмигрантов, Николай Берман, Газета.ru, 9.06.2012
«Зойкина квартира» по версии Кирилла Серебренникова, видеосюжет канала «Россия-24», 9.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012
Тандем МХТ и «Табакерки» приготовил 2 премьеры, видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.05.2012
Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012
Яна Гладких: «Важно быть немножко сумасшедшим», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, № 20, 23.05.2012
Развод по-французски, Елена Ковальская, Афиша, 16.05.2012
«Круги» дошли до Москвы, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 15.05.2012
Юрий Чурсин: Красота — ориентир, от которого я строю все остальное, Александр Смольяков, Театральная афиша, 05.2012
Чистосердечное непризнание, Алла Шендерова, Коммерсант, 19.04.2012
«Преступление и наказание»: «выход» есть только у зрителя, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 18.04.2012
«Преступление и наказание»: на крови грешника, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 18.04.2012
«Две остановки сердца, одна кома», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.04.2012
Мясо, кости да «проклятые вопросы», Алла Шевелева, Известия, 16.04.2012
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 10.04.2012
Олег Табаков: Лауреаты моей премии очень удивятся, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 10.04.2012
Смесь французского со Станиславским, Вера Копылова, Московский комсомолец, 10.04.2012
Достоевский. Этюды по мотивам, Елена Ковальская, Афиша, 3.04.2012
Кто бросил Евгению Добровольскую?, Татьяна Медведева, Вечерняя Москва, 30.03.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
«Предел любви» и предел счастья, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 21.03.2012
Олег Табаков: Каждый должен носить свой чемодан, Нина Якимова, Областная газета (г. Екатеринбург), 16.03.2012
Каренин не по расписанию, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.03.2012
Евгений Писарев: «Я оказался в западне», Анна Банасюкевич, OpenSpace.ru, 14.03.2012
«То, чем живу». Творческий вечер Николая Чиндяйкина, видеосюжет телеканала «Культура», 12.03.2012
Лев Толстой наоборот, Виктор Борзенко, Новые известия, 12.03.2012
Кира Головко отмечает день рождения, телеканал «Культура», 11.03.2012
Кира Головко отмечает день рождения, телеканал «Культура», 11.03.2012
Юрию Богатыреву исполнилось бы 65 лет, Союз кинематографистов РФ, 2.03.2012
65 лет со дня рождения Юрия Богатырёва, телеканал «Культура», 2.03.2012
Кира Головко. Жизнь в предлагаемых обстоятельствах, Виктор Борзенко, Наше наследие, 03.2012
Провинциальный анекдот, Наталия Колесова, Планета Красота, № 1-2, 29.02.2012
Лишние эмигранты Набокова, Любовь Лебедина, Литературная газета, 29.02.2012
Он всегда мечтал о несбыточном, Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 29.02.2012
Навстречу ужасу, Роман Должанский, Коммерсантъ, 29.02.2012
Пределы соответствий, Алена Карась, Российская газета, 29.02.2012
День рождения Авангарда Леонтьева, Радио «Культура», 27.02.2012
Сегодня отмечает юбилей Авангард Леонтьев, видеосюжет телеканала «Культура», 27.02.2012
«Событие» Константина Богомолова, Николай Берман, OpenSpace.ru, 22.02.2012
«Дуэль». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 20.02.2012
Каренин в версии Сигарева в МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Галахова, Weekend РИА-Новости, 17.02.2012
«Набоков не прощает дурного вкуса и отсутствия ума», Ольга Бугрова, радио «Голос России», 15.02.2012
К 150-летию со дня рождения мецената Саввы Морозова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2012
«Событие»: портрет жены художника, Алла Шендерова, Ваш досуг, 15.02.2012
Как сделать народ счастливым принудительно?, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 14.02.2012
Никакой классики: поэтические вечера в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Россия-24», 14.02.2012
Неожиданное «Событие», Виктор Борзенко, Новые известия, 13.02.2012
«Событие»: Набоков в МХТ им. Чехова, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2012
Василий Сигарев в программе «Худсовет», видеосюжет телеканала «Культура», 7.02.2012
Один день из жизни русских эмигрантов, Алла Шевелева, Известия, 7.02.2012
Ружье не выстрелило, Ольга Галахова, Независимая газета, 6.02.2012
«Событие» как событие, Марина Райкина, Московский комсомолец, 6.02.2012
«Каренин», Дмитрий Ренанский, Коммерсантъ-Weekend, 3.02.2012
Второй главный, Александра Машукова, Ведомости, 3.02.2012
Демократическая тирания. Заметки о «ефремовском МХАТе», Вячеслав Долгачев, Петербургский театральный журнал, № 68, 1.02.2012
Эмиль Верник в программе «Большая семья», телеканал «Культура», 28.01.2012
Долгожданное «Событие» в МХТ, фотолента РИА-Новости, 26.01.2012
Театральное «Событие» как драма для всего человечества, видеосюжет телеканала «Россия-24», 25.01.2012
В МХТ имени Чехова сыграли без кавычек, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 25.01.2012
Семчев сыграет маму Зудиной, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.01.2012
Анатолий Смелянский: «В чем прелесть свободы?», Сергей Элькин, Частный корреспондент, 18.01.2012
Константин Хабенский отмечает 40-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 11.01.2012
«Событие»: любовники Любови, Алла Шендерова, Ваш досуг, 11.01.2012
Хабенскому дан опасный талант, Григорий Заславский, Вести-FM, 11.01.2012
В МХТ имени Чехова репетируют «Событие», видеосюжет телеканала «Культура», 10.01.2012