| Развод по-французскиЕлена Ковальская, Афиша, 16.05.2012 Мхатовский проект «Французский театр. Впервые на русском» устроен во второй раз и заключается в том, что несколько французских пьес на живую нитку ставятся французскими же режиссерами. Публика таким образом знакомится с драматургическими новинками, а лучшие из спектаклей остаются в репертуаре МХТ. Спрашивается, почему пьеса французская, а не польская или, допустим, английская. Вероятно, потому что пять сотен лет французы в драматургии впереди планеты. Французы создавали каноны, которым веками следовала Европа, и сами же их опровергали. Они придумали классицистскую трагедию и в противоположность ей мещанскую драму, романтическую трагедию и ее антипода, «хорошо сделанную пьесу». Драматургический авангард середины прошлого века почти сплошь французский. Последние крупные авангардисты Жене, Кольтес, Лагарс французы. Французскую пьесу имеет смысл играть и смотреть уже для того, чтобы убедиться: содержание на сцене способно отливаться в бесконечно разнообразных формах.
Вот и «Clôture de l'amour» играют с расхожим представлением о том, что пьеса это когда сначала говорит один, потом другой. В спектакле Паскаля Рамбера по собственной пьесе да, сначала говорит он, потом она, только каждый в отдельности по сорок минут. И между ними нет диалога. Он принял решение расстаться и торопится высказать ей все, пока она не пришла в себя: «Наша жизнь длиной оттуда досюда, дальше я пойду сам». Он хочет быть в монологе ей ничего не остается, кроме монолога. Рамбер искал форму для пьесы про предел любви и нашел точную: любовь это диалог, предел это когда диалог не клеится.
Он «менталист», резонер, сооружающий между ними завал из слов «парадигма», «фикция», «война». Его играет Андрей Кузичев. Она стихия, талантливая актриса, для того, что она делает со зрителем, у «менталиста» не находится слов. Ее играет Евгения Добровольская. Кузичев аккуратный, в джинсах и кедиках. Добровольская яркая и несуразная в своем красном пуховике и белых кроссовках. Он отстаивает собственное отдельное «я». Она настаивает на «мы» и протягивает к нему руку, прося, как Эвридика Орфея, вывести ее из ада. Мне скажут: «Что еще за Эвридика? Когда люди разводятся, то говорят про детей и мебель, не про Эвридику». Но, во-первых, они говорят и про детей, и про мебель, например про розовый стул с вышивкой. Это не мешает им вспоминать Эвридику или, допустим, картину Фрагонара. Во-вторых, они актеры, а актеры в быту еще и не так говорят. А в-главных: Евгения Добровольская феноменальная актриса, она и фармакологический справочник исполнила бы так, что вы бы обрыдались. Можно обрыдаться, когда она вообще не говорит, только оцепенело, не сходя с места, слушает. Сорок минут, как было сказано.Марина, Роман Супер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 13.10.2012 Лицедеи, Наталия Колесова, Планета Красота, № 5-6, 06.2012 Круги фикций, Ильдар Сафуанов, Литературная газета, 25.05.2012 «Каренин», Дмитрий Ренанский, Коммерсантъ-Weekend, 3.02.2012 | |