Игорь Миркурбанов: идеальный лорд

Алла Шендерова, Театр, № 18, 25.12.2014
Учился: ГИТИС, курс Андрея Гончарова и Марка Захарова.
Среди ролей в театре:
театр «Гешер»: Рогожин («Идиот»), Адам Шайн («Адам — сын собаки»), Вурм («Коварство и любовь»), Мэкки-Нож («Трехгрошовая опера»), Веничка («Москва — Петушки»);
Театр на Таганке: Чацкий («Горе от ума — горе уму — горе ума»), Орест («Электра»);
МХТ им. Чехова: Лорд («Идеальный муж. Комедия»), Федор Карамазов («Карамазовы»);
Театр п/р О. Табакова: Тригорин («Чайка»);
«Ленком»: Самозванец («Борис Годунов») и др.
Режиссеры, с которыми работал в театре: Андрей Гончаров, Евгений Арье, Леандер Хаусманн, Юрий Любимов, Тадаси Судзуки, Константин Богомолов.
В кино: Иван Дыховичный и др.
Режиссеры, с которыми хотел бы поработать в театре: Леандер Хаусманн, Тадаси Судзуки, Константин Богомолов, Кирилл Серебренников.
В кино: Валерий Тодоровский. 
Роль, которую хотел бы сыграть: «Таких нет».
Любимые актеры: Евгений Киндинов, Олег Табаков, Станислав Любшин, Александр Збруев, Алла Демидова.

Впервые появившись на мхатовской сцене, он спел про любовь к белой березе, золотым куполам и «стра-а-анной женщине». Это было зимой 2013-го: я тогда шла в MXT на прогон спектакля «Идеальный муж. Комедия», а попала на концерт шансона.
«Привет, Кремль!» — бросал залу харизматичный шансонье Лорд, чей юбилей, как видно, справляли на высшем уровне.
Посверкивая перстнями, он битых полчаса ласкал премьерную мхатовскую публику ресторанными хитами. И публика была довольна: купалась в сипловато-проникновенном голосе и хлопала в такт.
Звезда шансона, он же бывший киллер с прической от Антона Чигура (см. «Старикам тут не место») и лицом тонкого интеллектуала, равно органичный в облике серийного убийцы и в пушкинском цилиндре с крылаткой (см.третий акт «Идеального мужа»); самозванец, пародировавший всех шансонье разом, но ни на кого не похожий, делал с залом, что хотел. Возносил на романтические высоты и бросал в пучину попсы; начинал фразу с байроническим пафосом, а заканчивал низвержением в обсценную лексику: «Одиночество в юности (пауза, интонация вверх) дает крылья, но одиночество в старости — это (интонация резко вниз) п..дец»; заставлял слушать парадоксы Оскара Уайльда — и тут же аплодировать очередной дурацкой песне.
В интервью Игорь Миркурбанов часто повторяет, что режиссер Богомолов не любит открытых эмоциональных проявлений. Но присмотритесь: режиссер азартно сталкивает несоединимые вроде бы сюжеты, стили и жанры, пафос с иронией, а мистификацию с реальностью. На стыке рождается юмор и неожиданный смысл. Вот и его актер виртуозно соединяет крайности.

ОТ ЧИМКЕНТА ДО ТЕЛЬ-АВИВА

Иннокентий Анненский, сказавший сто лет назад: «Первая задача поэта — выдумать самого себя», наверное, мог бы повторить это про Миркурбанова. Игорь родился в Казахстане, куда были сосланы его дедушки и бабушки по обеим линиям. Вырос в Кемерове. Пока был студентом, разгружал вагоны, клал рельсы, сдавал кровь, торговал на рынке и копал могилы. Увлекался физикой, учился в Институте нефти и газа, Томском политехе, МИФИ и еще в паре вузов, но в итоге окончил Новосибирскую консерваторию (как дирижер), параллельно участвовал в рок-группе. После диплома вместе с Андреем Паниным (познакомились в самодеятельности) отправился поступать в театральный — и попал в ГИТИС. На экзамене читал монолог Мышкина, потом, уже в Израиле, сыграл Рогожина. Учась на актера, попробовал себя в режиссуре: когда в перестройку переиздали запрещенных в советское время «Бесов», явился к Юрию Карякину и попросил инсценировать роман, который потом, с одобрения Гончарова, поставил со своими сокурсниками.
Еще студентом был принят в Театр имени Маяковского. Сыграл Актера в культовом спектакле Евгения Арье «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: судя по воспоминаниям, в этой роли Миркурбанов (почти ровесник Цоя и Бутусова, тоже вышедший из рокерской шинели) делал то, что у музыкантов называется «качать зал», то есть он просто ходил и говорил, а зал, как и на сегодняшних его спектаклях, почему-то впадал в транс.
Вскоре после окончания ГИТИСа по приглашению Арье Миркурбанов уехал в Израиль и стал одним из ведущих актеров театра «Гешер». После роли Адама в спектакле по роману Йорама Канюка «Адам — сын собаки» получил приглашение сниматься у Спилберга в «Списке Шиндлера». На вопрос, почему не снялся, отвечает коротко: «Увяз в театре». От нашумевшего в Европе спектакля осталась двухминутная запись на YouTube, но на ней не видно, что в этой роли Миркурбанов ходил по канату и даже на нем танцевал. И каждый раз терял два-три кило — не только из-за акробатики и изнурительной израильской жары, а потому, что позволил себе быть «непрофессионалом»: «Отчетливо помню, как на спектакль пришел Александр Абдулов и после смотрел на меня… нет, это не было восхищение, скорее, он смотрел на меня как на сумасшедшего: „Ты че делаешь, блин, это всего лишь спектакль!“ Я действительно пропускал все через себя. Ну да, непрофессионально, но по-другому не получалось. Вот представьте: среди зрителей были и те, кто через это прошел, — с номерами на руках. И перед ними — „играть“?»

САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР

В 2001-м он поставил на малой сцене «Гешера» моноспектакль «Москва — Петушки», где сам сыграл Веничку. Когда сегодня, спустя 13 лет после премьеры, смотришь его в записи, удивляет отсутствие провинциальности и того привкуса кустарщины, который почти всегда отличает моноспектакли, сделанные актерами для себя. Даже если в «Петушках» и были перехлесты, Миркурбанов так тонко чувствовал музыку ерофеевского текста, что это все искупало.
Репродуктор, из которого в начале спектакля звучит гимн, объявляет остановки голосом противной советской тетки. С этим голосом актер вступает в диалог — как вступал в диалог с системой выламывавшийся из нее автор поэмы «Москва — Петушки». «Повторите, пожалуйста», — просит Веничка, кутаясь в драное пальто и похожий на удавку шарфик. Высоко запрокидывает голову, чтобы сделать глоток, а потом с лукавой мальчишеской улыбкой сообщает зрителям, что именно он пил в качестве «утреннего декохта». «Повторяю для мудаков: станция Карачарово», — встревает репродуктор. Небольшое сценическое пространство художник Михаил Краменко сделал многоэтажным, вписав в него сложную конструкцию из площадок, площадочек и ветхих лестниц (на одной из таких, как мы помним. Веничку в финале настигли его убийцы). За спиной актера то и дело вращалась громадная шестеренка — что-то вроде колеса Фортуны с угрожающе острыми краями. Эту конструкцию актер обживал, перепрыгивая с одного уровня на другой, как птицы перелетают с ветки на ветку: успевая уютно устроиться в каждом уголке и найти припасенные там пол-литра «Кубанской» или «Зверобоя». Его опасная акробатика становилась метафорой советского бытия: вроде и метались как белка в колесе, и страны под ногами не чуяли (лохматый миркурбановский Веничка, вернее, его вечно запрокинутое горло напоминает о Мандельштаме), а ведь жили, пили, заводили детей, пока из какой-нибудь подворотни не появлялись для кого черный воронок, для кого — четверо с шилом в руках.
Когда эти четверо настигали Веничку, репродуктор торжественно повторял гимн. Подсвеченное красным колесо на заднем плане напоминало зубцы Кремлевской стены. «Кремль сиял передо мной!» — орал Веничка, в последние секунды перед гибелью утопая в кровавом мареве. А финальные фразы произносил тихо, заставляя зал вслушиваться в каждый слог.
Несмотря на успех «Адама» (спектакль несколько раз возобновляли) и «Петушков», видимо следуя выбранному курсу «на преодоление», Миркурбанов в 2003-м ушел из «Гешера». Вел телешоу, освоил профессию режиссера мультикамеры. В 2006-м вернулся в Россию — сначала в кино. Сыграл главные роли в спектаклях Любимова и Судзуки. после чего крепко задумался, почему в наших вузах не преподают семантику сценического жеста. Потом опять ушел. Говорит, что пока не увидел спектакль Богомолова «Год, когда я не родился», на сцену не тянуло — полагал, что «театр утратил язык, совесть и вкус». Это, кстати, особенность Миркурбанова: он не избегает пафосных слов. Например, запросто может сказать, что, снимаясь в плохом кино, никак не связывает это с «высоким» — то есть с театром.
Если он вдруг соглашается на интервью, берегитесь! При нашей первой встрече он с ходу заговорил о том, что москвичей надо заставить улыбаться — форма подтянет содержание. И потом о чем только мы не беседовали: о показной европейской вежливости и задушевном русском хамстве: не построенном при Брежневе коммунизме, ранних рассказах Пелевина и статьях Шопенгауэра. О том, что стать таким актером, как Андрей Панин, можно только ценой серьезных передряг в юности. Примерно через час Игорь вдруг сам упомянул Любимова и Судзуки. Видимо, чтобы он заговорил о театре, мне сперва надо было заслужить доверие. 
Через некоторое время я поняла, что знаю его давно — видела в «Электре» Судзуки: его Орест сидел в инвалидном кресле, весь замотанный тряпками. Запомнилась бешеная скорость, с которой его руки вращали колеса кресла, и не голос даже, а какой-то призвук крайнего, почти веселого отчаяния, различимый во многих его ролях. Еще вспомнилась застенчивая улыбка, с которой его герой — сиделец сталинских лагерей в фильме Андрея Эшпая «Многоточие» вдруг посреди оттепельного застолья так «некстати» разражался монологом чеховского Вершинина, что проходная сцена стала едва ли не самой запоминающейся. Это, заметим в скобках, еще одна черта Миркурбанова: его театральные роли нет-нет да и аукаются в кино И тогда посреди очередного сериала на пару минут появляется виртуозно выстроенный номер, напоминающий о том, что своей роли в кино он еще не сыграл.

КАРАМАЗОВ И ДРУГИЕ БЕСЫ

Меньше чем через год после премьеры «Идеального мужа» сценический гипноз повторился: лощеный владелец питейных заведений Федор Палыч Карамазов являлся в монастырь к старцу Зосиме прямо из зала — его развинченная походка, слегка безумная улыбка, посверкивающая то ли чертовщиной («дух нечистый может во мне заключаться»), то ли бриллиантом в зубе, наэлектризовывала все мхатовское пространство.
Похожий на младенца старец (Виктор Вержбицкий) разъезжал в инвалидном кресле, сказочным механическим голосом наставляя являющихся на экране просительниц. Поначалу и он и Карамазов спокойно перебрасывались репликами, но вдруг от случайной реплики как от спички вспыхивала словесная дуэль двух демагогов: Зосима срывающимся тенором кричал о Боге. Карамазов же воздевал руки, сверкая золочеными манжетами, и с хриплой яростью, как Высоцкий, пропевал что-то о «р-р-русском мужике», поставляющем в «монастыр-р-р» провизию. 
В роли Карамазова Миркурбанов ведет голосовую партию как музы¬кант: глуховатый тембр мгновенно превращается в хриплый рык или гнусавый плач: простраивает и пластику — руки с растопыренными пальцами цепко загребают воздух, чуть согнутые ноги вот-вот пустятся в глумливый пляс. А текст — дословный текст сладострастника Федора Павловича (сохранено даже архаичное «прочкнул» вместо «проткнул») — обретает почти оскорбительную мощь. Карамазов дорастает до карамазовщины. Ошарашенный этим сочетанием агрессивной игры, постмодернистской иронии и старомодной профессиональной тщательности зритель вжимается в кресло, как при взлете самолета.
В финале же спектакля случается нечто из ряда вон: черт, явившийся Ивану, присваивает облик покойного папаши. Более сдержанный, строже одетый, он оказывается не только знатоком философии, но и артистом: после диалога с Иваном неожиданно выходит к микрофону и поет, цепко вглядываясь в публику: «Я люблю тебя, жизнь!» — недвусмысленными жестами обещая полюбить и отыметь эту жизнь вдоль и поперек. Вместо возмущения загипнотизированный мхатовский зал дружно хлопает черту в такт.
После гиперболического существования Миркурбанова в «Идеальном муже» и «Карамазовых» можно было ожидать, что его Тригорин в возобновленной богомоловской «Чайке» будет вместе с Аркадиной «премьерствовать» в усадьбе Сориных. Прежняя версия спектакля вполне к этому располагала. Олег Табаков — Дорн, Марина Зудина — Аркадина и Константин Хабенский — Тригорин остроумно рефлексировали на тему собственной звездности. Но в новой, аскетичной версии «Чайки» Богомолов и следа не оставил от того спектакля. Кроме наотмашь бьющего финала, в котором Тригорин, уже зная о выстреле Треплева, вытаскивает Аркадину танцевать под бетховенскую «Лунную сонату» — и бесконечно оттягивает страшную новость.
Тригорина Миркурбанов играет тихо и бесстрашно. Таким отталкивающим чеховского героя давно никто не изображал. Константин Богомолов часто повторяет, что не принимает от актеров «домашних заготовок», соучастия в сочинении спектакля — они просто должны исполнять его режиссерскую волю. Сотворчество же состоит в том, что он задает им некие правила игры — границы коридора, в которых они могут выстраивать образ, каждый раз заново. Это пространство Миркурбанов в «Чайке» осваивает с азартом архитектора, дорвавшегося от чертежей до реального строительства.
Коричневый костюм (через несколько десятилетий после Чехова такие наденут советские функционеры), гладко и как-то протокольно зачесанные волосы, во всем облике ни следа от самовлюбленного Лорда или жуира Федора Палыча. Вялый, погруженный в себя, будто случайно попавший из-за кулис на сцену — он постепенно оказывается тем серым кардиналом, которому подчиняется жизнь всей усадьбы. Такова отправная точка. А дальше начинается путешествие артиста в заданном режиссером коридоре, который он пытается расширить до четвертого измерения. На одном из первых прогонов Тригорин был почти карикатурен. В минуты откровения с Ниной в нем вдруг просыпался тот плебей, которым он, видно, был в юности и которого ему никогда из себя не выдавить. В ответ на по-пионерски отважные попытки Нины (Светлана Колпакова) обняться он деловито ощупывал ее колено и кивал хохочущему залу: мол, ништяк, сгодится! Нежность Аркадиной нагоняла на него тоску — ведь ее, как Заречную, нельзя было обнимать одной рукой, а другой записывать в блокноте. С этой гротесковой трактовкой хотелось спорить, но Тригорин Миркурбанова — даже на фоне других исполнителей — казался абсолютно выстроенной ролью.
Пару месяцев спустя на «Чайке» можно было наблюдать обратное: теперь все актеры играли как по нотам, а один не нарушал ансамбля, но при этом отчаянно экспериментировал. Плебейство в отношениях с Ниной сменилось любопытством коллекционера-энтомолога, неожиданно слишком увлекшегося новым экземпляром. И вот он уже действительно спал наяву, слушая Аркадину и представляя Нину. А потом, поддавшись на ее уговоры, вдруг заливался слезами. И тут же давился злым хохотом — над своей слабостью. Финал спектакля оставался прежним, только теперь Тригорин приходил к нему совсем другим путем. Так что его долгий танец с Аркадиной казался не примером мужской черствости (как до этого), а метафорой общей покорности чеховских героев судьбе. Словом, Тригорин Миркурбанова — тот случай, когда на рядовом спектакле можно наблюдать процесс строительства роли. Биение живой инженерной мысли. На сегодня это, пожалуй, и есть одна из самых привлекательных граней актера.
Здесь можно было бы поставить эффектную точку. Но пока писалась статья, Константин Богомолов выпустил в «Ленкоме» «Бориса Годунова».
Миркурбанов, как и прежде, четко следует за режиссером — и потому теперь он запросто стыкует не только разные интонации, но и разные трактовки роли. Его Отрепьев сперва предстает отпетым уголовником. «Вся тот же ссан», — начинает актер монолог-аттракцион: оттопырив нижнюю губу, будто сплевывая каждое слово, но сохраняя при этом пушкинский ритм. Беседуя с Пименом. пишущим летопись гвоздем на спинах сокелейников, то бишь сокамерников, Гришка, отбросив стихи, вдруг спросит: «Слышь, ты это, ты был в Рио-де-Жанейро?» — потом подойдет к сомлевшему от наркоты Пимену и сунет ему в ухо гвоздь. Ну конечно, это тот вечный русский бес, иное воплощение которого мы видели в «Карамазовых». Сложись иначе, он потрошил бы не людей, а 12 стульев, но до Рио оказалось дальше, чем до Кракова.
Начав сцену у фонтана как эстрадный номер «русский зек на польском рандеву», поправляя в ноздре кокаин, брезгливо подставляя залу руку с перстнем: «Целуйте крест!» (пальцы при этом сами собой складываются в козу), актер вдруг сбрасывает характерность, как пальто. Монолог «Вы за царя подъяли меч, вы чисты, Я ж вас веду на братьев…» он произносит с таким трагическим накалом, словно сейчас начнется новый спектакль. После чего режиссер заставляет его петь кабацкий шлягер.
Так, намеренно разрушая цельный образ, несколько раз заново заключая договор со зрителем, Миркурбанов становится выразителем замысла режиссера, во втором акте азартно взламывающего свой спектакль — чтобы перевести его в пространство постдраматического театра, где смыслы и характеры множатся и распадаются, как Россия в Смуту. Впрочем, тут сделаем паузу. Ведь все трансформации Самозванца можно трактовать и иначе: он же вечный русский бес — что ему стоит перевоплотиться?

ДВА СЛОВА ПРО «ТРИ АККОРДА»

Доведя до предела богомоловскую пародию, Миркурбанов недавно принял участие в шоу «Первого канала» «Три аккорда», где известные певцы и артисты поют шансон. Он пришел туда и исполнил все ту же «Белую березу», причем в образе Лорда — с криками «Привет, Кремль!» и пафосными завываниями, тем самым высмеяв всю затею. Лица жюри, состоящего из корифеев русского шансона, надо было видеть. Так «Идеальный муж» выплеснулся в жизнь.
Продолжение следует.

ИГОРЬ МИРКУРБАНОВ: «КОРОТКИЙ ФРАГМЕНТ МУЗЫКИ»

 — Вы перепробовали множество профессий, несколько раз меняли театры и даже страны. Как такой независимый человек может быть актером?

 — Независимый человек — это глупость. Такая же, как «человек выше сытости». Просто зависимость, при удачном стечении обстоятельств, может стать твоим свободным выбором. Наша профессия не просто зависима — это тотальный компромисс. В кино ты зависишь не только от автора, партнеров и режиссера, но и от того, где стоит камера, от света, грима, костюма и монтажа. Ну и где там я?! В театре ситуация чуть более комфортна. Невероятная удача найти того, кому ты будешь верить. Не представляете, какое наслаждение заниматься исключительно своей ролью, забыв про актерский эгоизм.

 — А как его можно забыть?!

 — Когда доверяешь режиссеру — можно. Он видит точнее и сам решит, что для тебя выгодней. И в жизни, и на сцене ты делаешься лучше, когда освобождаешься от необходимости тянуть одеяло на себя. «Вам не надо здесь выходить — скажите это из-за кулис» — отлично, я скажу из-за кулис. Я свободен от лишних переживаний, потому что знаю: он видит, как лучше для спектакля, а значит, и для меня. Поверьте, я не раз бывал в ситуациях, когда режиссер не очень уверен, когда он знает меньше меня и при этом говорит, говорит: ты это моментально чувствуешь и начинаешь тупо вытанцовывать свое. Но ведь рядом с тобой пляшут другие и не со всеми получается партнерство. И тогда ты уже озадачен тем, как не подставиться. Вот поэтому я и говорю, что наши отношения с Константином Богомоловым — это большая удача.

 — После премьеры «Идеального мужа» вы обмолвились, что, когда публика сразу сдается, вам скучно, а вот если зал тяжеловатый, тут появляется азарт. Как строятся ваши отношения с залом?

 — Понимаете, от зала нельзя зависеть, но контакт — чувственный или рациональный — должен угадываться или мерцать. Вступать во взаимодействие со зрителем, конечно, лучше по любви, но это не всегда просто — добиваясь взаимности, важно не потерять достоинство. Звучит пафосно, но я две-три минуты перед началом всегда смотрю на публику в щелочку и успеваю сказать себе: «Какие же вы! Я вас видел, мне вас было жалко, а сейчас вы сидите здесь». Вполне по-детски, но мне важно это сказать. И попросить присутствия. В этот момент сам я обнуляюсь до такой степени, что шага не в силах ступить. И вот если это присутствие входит в меня (я иногда физически начинаю ощущать, что ладони становятся тяжелее), тогда я кое-что могу. Собственно, это уже не совсем я — плюс текст, плюс режиссер, плюс декорации, плюс свет и т.д. Если, скажем, в «Идеальном муже» я посмотрел на прожектор и успел подумать: «Спасибо Дамиру (Дамир Исмагилов, художник по свету. — „Театр“) за поставленный им свет», значит, все идет правильно. Важно не засуетиться, не пропустить этот миг благодарности и кайфа. На самом деле все довольно просто: ты обязан видеть себя со стороны. Богомолов правильно формулирует: все, что делает Тарантино, — это взгляд со стороны.

 — То есть вы сами себя режиссируете?

 — Нет, это другое. Это некая отстраненная оценка, наслаждение тем, как красиво идет игра. Если, конечно, она идет. Константин называет это «театр как прошлое». Чтобы внутренне — перед репликой — успеть произнести: «И тогда я пришел и сказал: „Я люблю вас!“ Тогда появляется взгляд на себя со стороны.

 — Как вы находите нужный градус для существования в спектакле? Скажем, в „Карамазовых“ ваш Федор Палыч задает в самом начале предельную эмоциональность.

 — Какие-то вещи мы, конечно, оговариваем. Понимаете, Костя Богомолов — противник открытых эмоциональных проявлений, но он правильно интонирует — он филолог. И он очень музыкален — я уверен, он может здорово ставить оперы. Либо фильмы снимать — в кино это можно делать с помощью монтажа. Что касается Федора Палыча, в начале „Карамазовых“, если помните, есть монолог бабы про умершего ребенка. Я нашел аудиозапись Качалова — его замечательный архаичный голос погружал меня в транс. И вот он читает монолог: „Смотрю на его рубашоночку, а его-то нет!“ — и меня вдруг пробивает до слез. Когда Надя Борисова в нашем спектакле читает этот монолог, я вспоминаю, как это было тогда, — и тут наш мастер-постановщик включает детский хор, поющий „Муттер“ „Раммштайн“. И у меня душа отталкивается и взлетает! Я вообще завишу от музыки: включите хорошую музыку, дайте роль, где есть о чем подумать, посадите в тень — боком, спиной, неважно — мне будет о чем там сидеть. Со мной в этот момент действительно что-то происходит: публичное существование — оно же все обостряет. Ты можешь переживать что-то, сидя в темноте, но зритель будет это ощущать! Оно может не иметь отношения к сюжету — только к тебе и теме спектакля, но это будет интереснее всего.

 — Не могу не спросить: зачем человек, так зависящий от музыки, изучал физику?

 — Знаете, это все связано. Физика и музыка — вроде бы онтологическая разница: падающий кирпич и мелодия. Но если вы в кадре покажете, как медленно, под Шопена, на человека летит кирпич, в этот момент вы переступаете трансцендентность. А дальше как у Канта: не просто физический закон, а уже категорический императив — судьба!

 — Чего вы добиваетесь в „Чайке“ — почему Тригорин настолько разный?

 — Проще всего было бы ответить вам, что всякий раз — разный зал, разное настроение и т.п. Но на самом деле „Чайка“ Богомолова — это безумно сложный вариант спектакля — несмотря на то, что делать там вроде ничего не надо. Артистам очень трудно существовать в таких режимах: скажем, в „Гаргантюа и Пантагрюэле“ я поразился отваге Виктора Вержбицкого и остальных — у них большие куски в статике, в неинтонированной манере. В Тригорине меня пока бросает из стороны в сторону — его фонетика, то есть само звучание его речи, граничит с эксцентрикой. Я пока не могу понять, что затеял Чехов — ведь Тригорин, даже по звучанию самой фамилии, дальше остальных чеховских героев. Подозреваю, что это некий собирательный образ: он вмещает в себя не только самого автора, но и Астрова, и дядю Ваню, и Серебрякова, и будущего Гаева.

 — У вас уже был опыт соприкосновения с Чеховым — Вершинин в „Трех сестрах“ Евгения Арье в „Гешере“.

 — В Вершинине тоже есть клубок противоречий, но совсем другой. Он нисколько не герой и даже не страдающий интеллигент, он — не-до-те-па, проигравший жизнь. И как некое утешение нашедший нелепую идею: пусть не сейчас, но через 200—300 лет люди будут прекрасны. Это рифмуется с „небом в алмазах“ в финале „Дяди Вани“, с рефреном из „Трех сестер“ — „Надо жить, сестры…“ Мне, кстати, кажется, что в „Идеальном муже“ Богомолов прочитал этот рефрен наиболее близко к замыслу: 100 лет назад Чехов обращал внимание современников на разрыв, смешное несоответствие жизни и возвышенных о ней представлений. А его все время пытались поэтизировать! Меня в свое время потряс „Дядя Ваня“ Някрошюса — первая на моей памяти попытка поставить Чехова без романтизма и соплей. В конце 80-х на сцене Театра Маяковского я увидел сначала „Пиросмани“, потом „Квадрат“ и потом, как выстрел, „Дядю Ваню“. С Владасом Багдонасом — Серебряковым, Видасом Пяткявичюсом — дядей Ваней, со всей той прекрасной первой командой Някрошюса. Я посмотрел — и две недели ходил потерянный: думал о том, что мне никогда не сыграть в таком спектакле.

 — Как случилось, что вас позвали к Спилбергу?

 — Кажется, это было после Венского фестиваля — со спектаклем Арье „Адам — сын собаки“ мы объездили всю Европу. Строилась палатка — цирк-шапито. Смысл был в том, что герой — хозяин берлинского цирка. А дальше нацизм, отношения Адама с эсэсовцем Кляйном: в лагере, при живой жене и дочери, он становится „собакой“ коменданта.

 — Вы легко научились ходить по канату?

 — Достаточно легко. Были, правда, травмы: как раз тогда, в Вене, я сломал палец на ноге — я же ходил по канату в лагерных ботинках, а это особый трюк. Бургомистр Вены вместе с женой повез меня к лучшем хирургу. Дальше я уже играл с перевязанной ногой и на уколе, а пока ходил — еще раз долбанулся, теперь уже рукой. Но знаете, это нормально: любое железо требует жертв. Хотя ходить по тросу, в принципе, нетрудно, важно запомнить несколько правил: как ставить ступни, держать баланс. Но главное — смотреть нужно сквозь точку крепления троса в бесконечность, и вот этому взгляду научиться труднее всего.

 — Вы помните, как впервые попали в театр?

 — В Чимкенте нас всем детским садом повели на „Аленький цветочек“. Я смотрел довольно отстраненно, но потом чудище подошло к пню — оно как гора сидело у пня и горько рыдало. Это я запомнил. 

 — После этого вам захотелось на сцену?

 — Да мне вообще никогда на сцену не хотелось! В школе у нас были рослые хулиганы — лет в девять их протекция очень важна. И вот на общем собрании я вдруг, сам того не ожидая, встал и прочел монолог Райкина — „Шарики за ролики, балерина крутится, надо к ней провод привязать — ток пойдет…“ Я был как дибук: что-то в меня вселилось, как некий дух в перчатку. Успех имел необыкновенный и покровительство от хулигана по фамилии Бугаев. Потом мне дали роль крокодила Гены — я тогда уже на гармошке играл, причем нашел ее чуть не на улице. Но из спектакля я быстро ушел — надоело. Потом уже была гитара, флейта, пианино, потом был ВИА — мы стали деньги зарабатывать. В консерватории уже играл в нормальном коллективе. Но знаете, странное было время — мы очень не всерьез жили.

 — Вам надоедает играть одни и те же роли?

 — Хорошую роль — не надоедает. Вообще, я для себя вывел формулу: важно играть хорошую роль в хорошем спектакле и в успешном спектакле. Пусть потом ползала уходит, но в начале все равно должен быть переаншлаг. А из плохих я всегда уходил: не из профессии, а именно из спектаклей.

 — И от Любимова вы ушли, поиграв на Таганке года полтора.

 — Знаете, я в Театре на Таганке такие ситуации наблюдал — в курилке… Но сам Юрий Петрович был в прекрасной форме: какие вещи говорил, как формулировал! Кроме прочего, я ему очень благодарен за то, что он познакомил меня с Тадаси Судзуки. В Центре искусств в Того я иногда наблюдал, как Судзуки сидел у пруда. Статуарная мизансцена: в течение часа я нарезал круги на велосипеде, а он недвижно смотрел вниз. И я понял, что это совершенно сумасшедший человек! Я тогда спросил его, что такое сумасшествие, как это сыграть? Он ответил: сумасшедший — это предельная концентрация на чем-то одном, на какой-то мысли. Кстати, слово „концентрация“ для меня — главное. Оно мне страшно помогает. Я бы актеров обучал этому. Вот на сцене: на одного смотришь — он молчит, другие вокруг скачут и орут, но ты смотришь на этого. Судзуки всем этим владеет. Он говорит: я сижу, сижу, а потом смотрю в то кресло у себя в комнате — и я себя в нем вижу. И вот я на него взглянул и увидел, что в его глазах, когда он смотрел в то кресло, — весь Шекспир. Он его сейчас сыграл! Я не повторю, что он умел с собой делать — на него становилось страшно смотреть: внешне он ничего не менял, но в глазах появлялось такое! Собственно, это и есть магия театра. Вот вы спрашиваете: почему физика, почему музыка, но это все увязывается в одно. Все это просьба о дожде: приходят люди, садятся, выходит шаман и начинает бить в бубен. Те, кто идет в нашу профессию, они, как этот шаман, чувствуют некий зов крови. Они могут думать: хочу в журнале появиться на картинке, хочу, чтоб обо мне говорили, но это они себя обманывают. У Шопенгауэра есть статья „Метафизика половой любви“. Забавное исследование. Он убежден, что люди не сами находят друг друга — ими движет гений рода: прабабушки-прадедушки, отцы-мамы. Для продолжения каких-то общечеловеческих задач, для выживания вида. И вот это я притягиваю к профессии: если стремится в нее человек, то, наверное, ради чего-то. Можете сказать: это пафосно и глупо, но я все равно считаю, что это так. После хорошего спектакля, как и после хорошей репетиции, наступает нечто — ну да, эйфория, эндорфины, но есть еще что-то! Какие-то секунды через тебя что-то идет — короткий фрагмент музыки, — и ты всегда точно знаешь, что и с людьми в зале что-то произошло.
2014
«Деревня дураков» на сцене МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 29.12.2014
Гуляла вся «деревня… дураков»!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 28.12.2014
Олег Табаков: «Мне никогда не бывает трудно», Виктор Борзенко, Театрал, № 1, 2015, 26.12.2014
Игорь Миркурбанов: идеальный лорд, Алла Шендерова, Театр, № 18, 25.12.2014
9 вопросов для Дмитрия Брусникина, Пресс-служба МХТ, 25.12.2014
Трагический клоун, Светлана Хохрякова, Театральная афиша, 24.12.2014
Как это могло случиться?, Вячеслав Суриков, Эксперт, 22.12.2014
МХТ привезет в Ярославль серию лучших спектаклей, Всеволод Шапошников, imenno.ru, 22.12.2014
Дмитрий Назаров: «Мы мечтали соединиться с миром», Андрей Архангельский, Огонёк, 22.12.2014
Ответственность за зрелище, Софья Ефимова, блог СТД РФ, 18.12.2014
К. С. , который перевернул мир, Григорий Заславский, Независимая газета, 18.12.2014
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.12.2014
7 вопросов для Игоря Золотовицкого, Пресс-служба МХТ, 12.12.2014
Самая быстрая премия, Мила Денёва, Новые известия, 11.12.2014
Совместный проект Волковского театра и МХТ им. Чехова, Театр драмы им. Фёдора Волкова, 11.12.2014
В 19-й раз вручена премия в области сценических искусств, Александр Мельман, Никита Карцев, Московский комсомолец, 10.12.2014
Осторожно, ступени!, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 8.12.2014
В поисках Вальмона. Рената Литвинова в МХТ, Сергей Николаевич, Сноб, 6.12.2014
Константин Хабенский. Правила жизни, Полина Еременко, Esquire, 5.12.2014
ТВЦ покажет фильм «Табакова много не бывает!», Сусанна Альперина, Российская газета, 5.12.2014
Константин Хабенский: «В профессии я наглый, а в жизни — мягкий», Московский комсомолец (Санкт-Петербург), 4.12.2014
Вольтова дуга искусства, Ольга Егошина, Новые известия, 4.12.2014
Олег Табаков: «Нам важно, что будет после нас», Варвара Дубровская, Утро.ru, 2.12.2014
Олег Табаков: Наш зритель добр, как русская женщина, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 2.12.2014
Премия «Звезда театрала» в 7-й раз найдет своих обладателей, видеосюжет телеканала «Культура», 2.12.2014
Вячеслав Невинный. Биография, РИА «Новости», 30.11.2014
Лучшие роли актера Вячеслава Невинного, Наталья Соколова, Российская газета, 30.11.2014
Смех и слёзы Вячеслава Невинного, Сергей Юрьев, Аргументы и факты, 30.11.2014
Вдова Вячеслава Невинного: Слава пришел жить ко мне с одним чемоданом носовых платков…, Анна Велигжанина, Денис Горелов, Комсомольская правда, 30.11.2014
Всенародный Слава, Александр Мельман, Московский комсомолец, 29.11.2014
8 вопросов для Янины Колесниченко, Пресс-служба МХТ, 28.11.2014
Эстетика ужасного в «Карамазовых» Константина Богомолова, Алина Бондарь, Сад Сервье (Саратов), 27.11.2014
«Карамазовы» и другие фантазии на тему классики, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 26.11.2014
Артем Быстров: «Учиться у Константина Райкина весело!», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.11.2014
Лайк, перепост, избранное…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 26.11.2014
Дмитрий Брусникин: «Театр – это очень серьёзно», Дарья Менделеева, Православие и мир, 26.11.2014
Игорь Миркурбанов: «Успех не может быть целью», Эмилия Деменцова, Театрон, 24.11.2014
Одиссея фарфорового Эдварда, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.11.2014
Константин Богомолов: Для актера очень важно презирать зрительный зал, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 18.11.2014
Константин Хабенский исполнил «соло на контрабасе» для липчан, видеосюжет телекомпании «Липецкое время», 17.11.2014
12 вопросов Андрею Бурковскому, Пресс-служба МХТ, 17.11.2014
Драма сильного мужчины, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 13.11.2014
Онлайн спектакль, RZN. TV (Рязань), 10.11.2014
Воронежцев удивили путешествием кролика Эдварда, Анастасия Сарма, Воронежский городской портал, 8.11.2014
9 вопросов для Сергея Сосновского, Пресс-служба МХТ, 6.11.2014
Фоторепортаж «Олег Табаков наградил актеров МХТ им. Чехова», Михаил Фролов, Комсомольская правда, 1.11.2014
Олег Табаков: «Кто много и хорошо… тот и получает!», Анна Балуева, Комсомольская правда, 1.11.2014
Паскаль Рамбер снова в МХТ, Пресс-служба МХТ, 31.10.2014
В МХТ сегодня вручали «Чаек», телеканал «Культура», 30.10.2014
Игорь Золотовицкий: Актёры – люди зависимые, Александр Малюгин, Аргументы недели, 30.10.2014
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Актер МХТ Золотовицкий: В Минске на гастролях пельмени варили в бачке унитаза, Надежда Белохвостик, Комсомольская правда (Минск), 27.10.2014
«Сказка о том, что мы можем, а чего нет» на фестивале «Александринский», видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 27.10.2014
Гвардия Белого, Влад Васюхин, Ваш досуг, 23.10.2014
Анатолий Белый: МХТ – мой театр по группе крови, Культурный обмен с Сергеем Николаевичем, ОТР, 22.10.2014
Американская трагедия сестер Дюбуа, Юлия Арсеньева, Театральная афиша, 22.10.2014
«Чудо побеждает неверие в него», Светлана Воронова, Местное время (Пермь), 21.10.2014
Игорь Миркурбанов: «Все смешалось в какой-то дико забавный компот», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 17.10.2014
Алексей Кравченко для спектакля по МакДонаху вживался в роль в психушке, Марина Шнайдер, Комсомольская правда (Пермь), 14.10.2014
21 вопрос для Алексея Кравченко, Пресс-служба МХТ, 14.10.2014
16 вопросов для Светланы Колпаковой, Пресс-служба МХТ, 10.10.2014
Любовь и Голуб, Виктор Борзенко, Театрал, 9.10.2014
Марина Зудина в программе «Утро», телеканал “LifeNews”, 5.10.2014
Интервью с Артёмом Быстровым, Наташа Олейникова, Open minded people, 3.10.2014
Михаил Пореченков о своей театральной жизни, видеосюжет телеканала «Мир 24», 2.10.2014
7 вопросов для Николая Чиндяйкина, Пресс-служба МХТ, 29.09.2014
«Большие гастроли» МХТ им. А. П. Чехова в Брянске, видеосюжет телеканала «Театр», 29.09.2014
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
13 вопросов Анатолию Белому, Пресс-служба МХТ, 25.09.2014
Интервью с Игорем Золотовицким, Ульяна Лукина, Open minded people, 19.09.2014
Олег Табаков призвал возрождать культуру собственным примером, Никита Карцев, Московский комсомолец, 18.09.2014
Олег Табаков: «Я — империалист», Артур Соломонов, The New Times, 15.09.2014
Марина Зудина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 15.09.2014
Марина Зудина: С Табаковым я всегда ощущала себя единственной, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 14.09.2014
Роза ветров, Ирина Решетникова, Диалог искусств, № 4, 11.09.2014
МХТ открыл сезон и памятник, Аргументы недели, 11.09.2014
Дуэтом о «Новой драме», Дмитрий Кириченко, Театральный мир, № 8-9, 10.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
По направлению к вине, Роман Должанский, Коммерсантъ, 9.09.2014
Театр. Фонарь. Вышка, Алена Карась, Российская газета, 9.09.2014
Воронежцы увидят спектакли МХТ им. Чехова в режиме реального времени, видеосюжет телканала «Губерния» (Воронеж), 8.09.2014
Все — в душ!, Ирина Алпатова, Театрал, 8.09.2014
Олег Табаков проверит себя «на вшивость», Ирина Левкович, Сибирское агентство новостей, 8.09.2014
Два великих режиссера встали на страже у МХТ, Ирина Левкович, Сибирское агентство новостей, 8.09.2014
Идиоты и мученики Кирилла Серебренникова, Наталия Григорьева, Аргументы и факты, 7.09.2014
Чтобы долго жить, надо долго любить, Леонид Чебанюк, Правда Севера, 4.09.2014
МХТ: планы на сезон и сюрприз от Олега Табакова, Анна Владимирова, радио Вести FM, 4.09.2014
Трубят театры сбор, Анна Чужкова, Труд, 4.09.2014
Евгений Миронов: Школа-студия МХАТ – наша валюта, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 4.09.2014
«Театры столько не живут», Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2014
Монументальная пропаганда: Чехова уплотнили, Григорий Заславский, Независимая газета, 4.09.2014
В Москве открылся памятник Станиславскому и Немеровичу-Данченко, видеосюжет Общественного Телевидения России, 3.09.2014
«Трамвай „Желание“» снова встал на рельсы, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 3.09.2014
Два открытия и третье желание Олега Павловича, Анна Балуева, Комсомольская правда, 3.09.2014
Театральный бог любит троицу: МХТ открыл памятник своим основателям, Мария Раевская, Виктория Филатова, Вечерняя Москва, 3.09.2014
Олег Табаков открыл памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 3.09.2014
Памятник Станиславскому и Немировичу-Данченко открыт в Камергерском переулке, сайт Департамента градостроительной политики города Москвы, 3.09.2014
Король, королева, сапожник, портной, Антон Хитров, Театр, № 16, 31.08.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
«Пьяные», Анна Балуева, Комсомольская правда, 29.08.2014
Искусство для провинции. В Волгоград с гастролями приехал МХТ, Юлия Шеверева, Аргументы и факты (Волгоград), 28.08.2014
Жена снежного человека, Катерина Мигулина, Аргументы недели, 28.08.2014
Гастроли МХТ в Волгограде, видеосюжет телекомпании «Ахтуба ТВ», 27.08.2014
В Брянске начались гастроли МХТ имени Чехова, видеосюжет телекомпании ТВ-Центр (Брянск), 26.08.2014
Пьеса «Вишневый сад» Чехова. История постановок, видеосюжет телеканала «Культура», 18.08.2014
Олегу Табакову исполнилось 79!, Станислав Анисимов, Вечерняя Москва, 17.08.2014
Олег Табаков отметит 79-летие в МХТ им. Чехова, Русская служба новостей, 17.08.2014
Высокий старт сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 11.08.2014
Ирина Мирошниченко: «Я дала себе зарок не мечтать», Владимир Ермолаев, Невское время, 9.08.2014
Александру Калягину делали положительную лысину Ленина, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 24.07.2014
Олег Табаков: Меня ненавидеть не надо. У меня учиться надо, Марина Райкина, Московский комсомолец, 19.07.2014
Никто никого не любит, никто никого не жалеет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.07.2014
Воронежцы смогут посещать МХАТовские спектакли, не покидая родной город, Виктор Левшаков, Комсомольская правда (Воронеж), 7.07.2014
Командный зачет, Colta.ru, 4.07.2014
Народная артистка России Наталья Тенякова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2014
«Белогвардейцы» любят Владивосток, Любовь Берчанская, Владивосток, 2.07.2014
«Белая гвардия» добралась до Владивостока, видеосюжет телекомпании ОТВ (Владивосток), 30.06.2014
Михаил Пореченков в Приморье занялся дайвингом, Сергей Станчик, Комсомольская правда (Владивосток), 30.06.2014
Хогвартс Олега Табакова, Вячеслав Уваров, Российская газета, 27.06.2014
Олег Табаков: «Мы это сделали!», Марина Квасницкая, Театрал, 27.06.2014
"Трамвай «Желание». Романтическая версия, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2014
МХТ им. Чехова откроет сезон спектаклем"Трамвай «Желание», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.06.2014
Виктор Рыжаков, oppeople.ru, 20.06.2014
«Зойкина квартира», Анна Балуева, Комсомольская правда, 19.06.2014
Игорь Золотовицкий: «Семья – мой самый счастливый билет», Анжелика Заозерская, Москвичка, 18.06.2014
Константин Хабенский сыграл на «Контрабасе» в Казани, видеосюжет телекомпании «Казань», 18.06.2014
Московская Жар-птица, Юрий Чеботарёв, startup.ru, 18.06.2014
Театральный критик в заложниках у дворника МХАТа, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2014
«Конёк-горбунок» на фестивале «Мариинский» в Санкт-Петербурге, видеосюжет фестиваля «Мариинский», 11.06.2014
Спектакль июня: «Конек-Горбунок», Андрей Пронин, Собака.ru, 9.06.2014
Под царем и под конем, Жанна Зарецкая, Вечерний Санкт-Петербург, 6.06.2014
Борис Ливанов — еще и шаржист, Екатерина Шитикова, Вечерняя Москва, 4.06.2014
Олег Табаков в программе «Белая студия», телеканал «Культура», 31.05.2014
Станислав Дужников стал заслуженным артистом Мордовии, Мила Мельникова, Известия Мордовии, 28.05.2014
Путин присвоил почётные звания деятелям культуры, видеосюжет телекомпании НТВ, 28.05.2014
Вишнёвый Ад, Дмитрий Бавильский, Частный корреспондент, 23.05.2014
«Пролетный гусь» прилетел в Красноярск, Екатерина Котова, Труд, 21.05.2014
«Пролётный гусь» вернулся в Красноярск, Станислав Эткинд, Московский комсомолец (Красноярск), 21.05.2014
«Пролетный гусь» в Красноярске прошел на «ура», ИА «1-LINE» (Новости Красноярска), 20.05.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Осторожно, бабушка!, Ильдар Сафуанов, Литературная Россия, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
Дарья Мороз: «Первую роль я сыграла младенцем», Светлана Васильева, Омская правда, 14.05.2014
Дарья Мороз: «У нас из всего делают драму», Ирина Чернышева, ИА «ОмскПресс», 12.05.2014
Евгений Писарев. Мюзикл МХТ «Конёк-Горбунок» на сцене Мариинки-2, Татьяна Троянская, радио «Эхо Москвы в Санкт-Петербурге», 10.05.2014
За пьянь без мата, Николай Берман, Газета.ru, 6.05.2014
Контрабас, Ольга Фукс, Exclusive, № 2, 05.2014
Анатолий Белый в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.04.2014
МХАТ в Севастополе, видеосюжет Независимого Телевидения Севастополя, 29.04.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Соло одинокого клоуна для контрабаса, Светлана Беляева, Ивановская газета, 25.04.2014
«Контрабас» в МХТ им. А. П. Чехова, Елена Левинская, Театральная афиша, № 5, 24.04.2014
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 21.04.2014
За непроницаемой стеной семейного счастья…, Мария Юрченко, радио «Орфей», 16.04.2014
Финский театр на русский лад, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 16.04.2014
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 16.04.2014
Александр Семчев: «Мне запретили говорить о еде», Анна Балуева, Комсомольская правда, 15.04.2014
Олег Табаков: «Я не торгую на центральном рынке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.04.2014
Финская пьеса в Художественном театре, Елизавета Авдошина, театральный портал «Чеховед», 13.04.2014
Андрей Бурковский в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 13.04.2014
От ульяновской гимназии к сцене МХТ, Елена Зыкина, Симбирский курьер, 12.04.2014
Бесконечные поиски «что дальше?», журнал «Станиславский», 11.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
Вырыпаевская вакханалия, Александра Солдатова , Новая газета, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
Глеб Черепанов в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 6.04.2014
«Крейцерова соната» в МХТ им. А. П. Чехова, Анна Бояринова, сетевой журнал о культуре niktaroff.com, 4.04.2014
Борису Плотникову исполняется 65 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 2.04.2014
Хроника скотского времени, Ольга Фукс, Современная драматургия, № 2, 1.04.2014
Паулина Андреева в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 30.03.2014
Патология нелюбви, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 29.03.2014
«Контрабас»: перезагрузка Хабенского, Анна Балуева, Комсомольская правда, 28.03.2014
Вручение премии фонда О. П. Табакова, телеканал «Театр», 27.03.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
Мария Смоктуновская: «Папа отправил свое сердце в нокаут», Олег Перанов, Российская газета, 27.03.2014
Фальшивые ноты, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.03.2014
Хабенский сыграл на контрабасе, Марина Шимадина, Известия, 14.03.2014
Контрабасист и воспоминания о парфюмере, Анна Гордеева, Московские новости, 12.03.2014
Звуки без музыки, Ольга Фукс, Ведомости, 12.03.2014
Я люблю тебя, жизнь, Дмитрий Лисин, Русский журнал, 12.03.2014
Хабенский, перезагрузка, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 11.03.2014
Кира Головко отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 11.03.2014
Константин Хабенский в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.03.2014
Одинокий голос контрабаса, Алена Карась, Российская газета, 5.03.2014
Человек в футляре, Анна Чужкова, Культура, 4.03.2014
Хабенский контрабас нашел, Николай Берман, Газета.ru, 4.03.2014
Звучная изоляция, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.03.2014
Константин Хабенский сыграет соло на контрабасе, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 4.03.2014
Константин Хабенский: история одного убийцыl, Анастасия Иванова, Вечерняя Москва, 3.03.2014
«Контрабас»: Соло для грустного клоуна, радио «Голос России», 3.03.2014
Хабенский с контрабасом на черной трассе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 3.03.2014
Одушевлённый фарфор, Наталия Каминская, Сцена, № 1, 03.2014
Хабенский готовит сюрприз на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 28.02.2014
Новые «Карамазовы»: женщины в роли мужчин, мужчины в роли женщин, Вячеслав Костиков, Аргументы и факты, 28.02.2014
«Российские культурные сезоны» открылись в Женеве, Агентство национальных новостей, 27.02.2014
Хабенский и контрабас, Татьяна Филиппова, РБК daily, 27.02.2014
Актеры МХТ имени Чехова: Приезжаем в Саратов как к себе домой, Екатерина Середавина, Комсомольская правда (Саратов), 24.02.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
В Саратове начинаются гастроли МХТ им. Чехова, Общественное мнение (Саратов), 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Константин Хабенский освоил «Контрабас», телеканал «Культура», 17.02.2014
Матрас, контрабас и полный атас, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.02.2014
Три версии гибели Саввы Морозова, Ариэль Городецкий, Вечерняя Москва, 14.02.2014
Хабенский играет на «Контрабасе», Мария Дегтярева, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.02.2014
Фоторепортаж «Репетиция спектакля „Контрабас“ в МХТ им. А. П. Чехова», Екатерина Цветкова, Московский комсомолец, 14.02.2014
«Я стал пролетарием», Сергей Простаков, Русская планета, 13.02.2014
Расписной герой, Марина Круглякова, Театрал, 1.02.2014
А вот вам и катарсис, Елена Мамчур, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Карнавальный Богомолов, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Умнее, чем кролики, Эмилия Деменцова, Театрон, 29.01.2014
Войти два раза в номер 13, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.01.2014
Яснослышащий, Андрей Ванденко, Итоги, 27.01.2014
Просто любить, Наталия Зайцева, Петербургский театральный журнал, 26.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
Спектакль «Карамазовы» пополнил репертуар МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.01.2014
«Карамазовы» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 23.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
В Москве прощаются c Аллой Шполянской, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
5 творческих ипостасей Константина Станиславского, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 17.01.2014
Умерла Алла Юрьевна Шполянская, Анна Балуева, Комсомольская правда, 17.01.2014
Спасти фарфорового кролика, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.01.2014
«Божественная комедия» кролика Эдварда, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.01.2014