| 15 вопросов для Артёма Быстрова Пресс-служба МХТ, 19.02.2015 - Артем, как сформировалось ваше решение стать актером?
Это целая цепь событий. Я из Нижнего Новгорода, и моя семья как-то раз переехала из седьмого микрорайона в Канавинский район, на Московское шоссе. Это всё окраинные пролетарские районы, и чтобы я не пошел в школу, где обитали «хулиганы, наркоманы, драчуны», родители с огромными трудностями отдали меня в школу «с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Там были театральный, музыкальный и танцевальный классы. Я попал в театральный, хотя никогда до этого не сталкивался с театром вообще. Я занимался каратэ папа всегда говорил, что мужик должен постоять за себя. Уже в шестом классе я сыграл на сцене и мне дали грамоту за роль Спальника в русской сказке. И я смирился. С девятого класса учителя меня убеждали в том, что мне надо поступать на артиста. Правда, в одиннадцатом классе меня смутил учитель по ОБЖ идеей о том, что настоящий мужик должен идти в военные. Я испугал этой затеей родителей, и мы уже строили планы, куда ехать: в Рязань или в Тихоокеанский институт «морских котиков». В общем, меня все время «пошатывало». Но когда я получил диплом, я как-то быстро понял, что никуда, кроме как в театральный, я поступить уже не смогу. И тут же поступил. Первый год я не вообще не понимал, где нахожусь. И в конце первого курса магический щелчок. Я понял, что я на месте.
Мечты о военном институте, занятия каратэ это помогает вам сегодня?
Абсолютно. Это графика. Чувство формы. На уровне тела, прежде всего. Если этой дисциплины нет, то всё конец, болезнь, все развинчивается, размагничивается. Вот встал ты не так с утра, не так поднялся и конец, день насмарку. Дисциплина, экономия средств, распределение себя это отсюда.
Со спектакля «Прокляты и убиты» Виктора Рыжакова можно говорить о серьезном присутствии голоса вашего поколения, вашей группы молодых артистов в Художественном театре. Вы не могли бы сформулировать, что это поколение отличает от других?
Борьба. Борьба за себя каждый день. Театр, он иногда приучает работать в одном и том же русле. И чем старше становишься, тем меньшего хочется, тем меньшее себе позволяешь. «Ну зачем я пойду, зачем рваться, зачем заморачиваться?» А вот у нас борьба с собой каждодневная. Есть попытка сохранить себя в тонусе, в поиске нового пути. Не останавливаться, всегда в движении. Вот как Цой на бой выходил каждый день.
Какие у вас были в последнее время художественные потрясения?
Музей Ван Гога в Амстердаме. История человека, который доказал, что все на свете возможно, если ты этого хочешь. Прожил тридцать семь лет. Только в тридцать взялся за кисточку. Кто-то говорит, что надо учиться искусству всю жизнь. Да, конечно, это правда. Но в порядке вещей должен быть какой-то иррационализм. И Ван Гог, он такой. Можно учиться всю жизнь, а можно и так. Можно и не загибать себя в рамки условностей, в рамки того, что общепринято.
Какая самая необычная зрительская реакция в вашей карьере?
Поклоны после «Вертера» (спектакль Василия Бархатова по пьесе Пленцдорфа). Самые странные поклоны в моей жизни. Зритель разбивался на группки, ровно на три части. Одна часть быстро уходила за куртками (как правило, они кучковались справа). По центру сидели люди, которым было неудобно уйти и они хлопали, потому что надо в этот момент хлопать. И слева стоя аплодировала третья группа с криками «браво!» и восторгами. Вот это и есть театр.
Актер профессия исполнительская или авторская?
Всё вместе. Только исполняя четкую партитуру, можно найти зону для импровизации.
А если режиссер всё застраивает?
Так это же прекрасно! Значит, точно пойдешь и сыграешь, хоть ночью разбуди! Но режиссер может застроить все что угодно, кроме тебя самого, не может застроить мою личность. Другой вопрос, есть ли личность. Артист классная профессия, профессия рассказчика. Я что-то читаю, мне нравится, и у меня есть навык это зрителю пересказать.
Какими советами учителей вы особенно дорожите?
Я часто вспоминаю Риву Яковлевну Левите, легендарного нижегородского педагога. Она как-то объясняла девочке, как надо играть: «Молодая, здоровая… Рухнула и разрыдалась!» Нетеатральному человеку не очень понятно, в чем тут суть, но человек театра легко увидит драматизм фразы, в которой реальная помощь актерскому организму. Это универсальное объяснение сути актерской профессии.
Есть ли у вас личное объяснение, почему ваша совместная работа «19.14. Кабаре» получила такой зрительский успех?
Сложно объяснить, как работает актерская кухня. Некоторые вещи лучше не обозначать словами. Как говорил Юрий Николаевич Бутусов: «Вот вы все назовете, и чего? Только это и будете на сцене делать». Скорее всего, вскрылся общий абсурд происходящего вокруг, за стенами театра, абсурд, который мы все чувствуем. Мы нашли способ как-то иначе высказать то, о чем смешно и нелепо кричать, но что в нас сидит.
Что появилось в «19.14» раньше: идеи или форма?
Если занимаешься идеологией, подгоняешь форму под идеи, получается какой-то швах в финале. Нас интересовали тема и наши актерские силы, а мысли и идеи проявились потому, что они в нас и так живут.
Вы сегодня переживаете успех фильм Юрия Быкова «Дурак». Ваша работа получает награды. Что было самым запоминающимся на съемках?
Фильм снимали в Туле, и тульчане, нас окружавшие, были потрясающие. Была женщина, которая работала в трамвайном депо. Очень горевала, что ее не позвали на съемки говорит, живу одна, мужа нет, телевизор не смотрю. И в этом ее монологе было такое одиночество, о котором мы, наверное, и снимали фильм. Был человек-талисман в общежитии, которое стало центральным образом в «Дураке». Если он не приходил на работу, запивал, то у нас съемки не получались в этот день. Пока снимали кино, мы наслушались, насмотрелись жизни. После этих разговоров понимаешь, что любая самая драматическая ситуация в кино это только облегченная версия жизни.
Фильм «Дурак» вызывает сегодня дискуссии о сущности патриотизма. По-вашему, в чем он: в критике действительности или в ее обожании?
Критиковать можно и нужно. Но права на критику есть у того, кто что-то делает. Такое у меня стойкое убеждение. Предположим, мне не нравится, как играет какой-то артист. Бессмысленно ему об этом мне говорить. Я могу только взять и сыграть лучше. То есть критика всегда работает на будущее, для прогресса, для улучшения. Критика с предложением.
Может ли искусство поменять жизнь?
В корне поменять ее невозможно все же. Искусство может только подтолкнуть. Мы не можем человека поменять, мы можем сказать: «Эй, старик, смотри, так будет лучше. Попробуй». Жалко, что в театр, правда, ходит 2-3 % населения. Иногда кажется, что надо открыть филиал МХТ для рабочих, для окраин. Или делать вербатим про реальных людей. Не ценители искусства играют для ценителей искусства, как это обычно бывает, а вот приехать в наш Канавинский район и сыграть что-то им понятное.
Вы сейчас репетируете с Адольфом Шапиро новый спектакль. Могли бы вы проанонсировать «Мефисто»?
Я всегда говорю про все наши новые работы одну фразу: «Это бомба будет!»
Есть выражение, «Театр лучший из миров». Есть ли в вашей жизни другие миры?
Дом. Семья. Друзья. Жизнь как таковая. Футбол. В парке погулять. Природу посмотреть, домишки какие-то увидеть интересные.Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Век Табакова, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015 | |