| 10 вопросов для Павла Ващилина Пресс-служба МХТ, 3.03.2015 - Какой завет ваших учителей вам чаще всего приходит в голову, когда вы работаете над ролью?
Олег Николаевич Ефремов очень сильно любил наш курс, относился к нам по-доброму. Это был его последний курс, к тому же у него была долгая пауза в преподавании в Школе-студии. И если другие педагоги Покровская, Козак, Брусникин, Панин, Феклистов, Золотовицкий держали нас в ежовых рукавицах, Ефремов нас никогда не ругал. Однажды был разнос наших самостоятельных отрывков и нам досталось. А Олег Николаевич стал защищать каждого и говорил такую фразу: «И такой театр есть!» Это запомнилось на всю жизнь. В самом деле, есть различные театры, только надо выбрать, чем будешь заниматься конкретно ты. И еще, когда мы играли характерные роли и нас заводило совсем не туда, Ефремов говорил: «Главное, не забывайте, что вы люди».
- Какое событие определило окончательный выбор профессии?
Пошло с детства. Я был готов барабанить стихи, песни и танцы, когда меня об этом просили. С детства искал публики, внимания к себе. В любом парке я всегда был готов участвовать в конкурсах и соревнованиях. Никакого стеснения, а наоборот желание оказаться в гуще событий. В седьмом классе мне выписывали «Пионерскую правду», и там я увидел объявление: «Первый московский театральный лицей набирает класс при театре Арлекин“ Сергея Мелконяна». Родители меня поддержали, я прошел конкурс, а потом лицей развалился. Доучивался в другом лицее «Монотон» в обычную школу уже было устроиться сложно, так как не было ни математики, ни физики. В десятом и одиннадцатом классе поступил в 232 школу при Щепкинском училище. Совсем недавно выяснил, что ее же в свое время заканчивала Марина Брусникина встретились на юбилее. Так что у меня было профессиональное детство. Параллельно занимался плаванием, и был выбор, куда пойти. На семейном совете решали, что делать. Мне сказали, что профессия должна быть серьезной, а в конце 1990-х это были экономист и юрист. Выбрали более близкую профессию к гуманитариям юрист, и я начал готовиться в МГУ. Но втайне решил поступать в театральный. Когда отец узнал, сказал: «Кому бы заплатить, чтобы ты не поступил?» В ГИТИСе набирали Захаров и Левертов, в Щепкинском Соломин, здесь Ефремов. Почувствовал, что Школа ближе, и меня здесь тоже хотели.
- Были ли у вас кумиры в юности?
С детства, вот как только начал говорить, меня почему-то привлекали полотна Боттичелли. Родители увидели мою склонность, начали покупать альбомы, открытки. Из музыки люблю Чайковского, всегда было непонятно, как так можно тонко чувствовать жизнь. В детстве был любимым артистом Олег Табаков «Мэри Поппинс», «Обломов». Олег Павлович и сейчас не только как актер, но и как человек во многом пример для подражания. Иногда мне хотелось походить на Юрия Богатырева в его комедийных ролях. Восхищался виртуозной легкостью Андрея Миронова. Очень увлекался итальянским и французским кино. А сегодня мои кумиры режиссеры, с которыми работаю. Мне очень многое дали Марина Брусникина, Николай Шейко, Кирилл Серебренников
Многому учишься у Константина Богомолова.
- Что сегодня самое сильное в МХТ?
Я смотрю на нашу молодежь и вижу, что она более раскрепощенная, чем мы в их возрасте. Они иногда бывают как чистый лист, и это для театра очень полезно. Единственное, чего мне не хватает, чтобы люди занимались самообразованием. Сегодня нужно иметь диапазон в разных областях искусства. В театральном институте так сосредотачиваются на мастерстве, что не хватает общего образования даже в художественной сфере. Сейчас хорошее время для МХТ очень много возможностей, многое можно сделать. Разнообразие режиссерских школ, западная режиссура, лаборатории, поэтические вечера «Круг чтения». Мне кажется, что артистам, кто сюда попадает, очень везет сегодня. В этой профессии нужно постоянно быть в учениках. Когда перестаешь слушать и знаешь, как играть, то это смерть артиста.
- Есть афоризм: «Театр лучший из миров». Какие есть в вашей жизни иные миры?
Пока театр это моя семья. Здесь есть трепет дома. Когда я возвращаюсь из каких-то поездок, я обязательно должен проехать или пройти мимо Камергерского. Даже летом. Это уже потребность. В течение двадцати лет я почти каждый день нахожусь в этом месте.
- Есть ли у вас самозапреты в профессии? Чего никогда не сможете сыграть?
Внутренних запретов нет. Но есть такая вещь: если ты что-то уже много раз делал, ты уже можешь выбирать, повторяться тебе конкретно в этом или нет. Но иногда нет выбора наша профессия зависимая. С другой стороны, никогда не знаешь, что получится. Сейчас другой век, театр концептуальный, и в режиссерской концепции я, например, могу, возможно, сыграть и Ромео. Канона нет, и название роли не означает какого-то конкретного результата. Вообще в нашей профессии есть опасность, когда отказ от ролей становится системой. Очень можно к этому привыкнуть и потерять нюх, доверие и актерскую жадность. Новая роль это всегда сюрприз. Ты никогда не знаешь, что режиссер придумает. Были роли у меня, которых вообще нет в пьесе.
- Самое экзотическое место, где вы побывали?
Я в этом смысле очень люблю Европу. Я лучше поеду в Испанию, Германию, Италию, Францию, Англию. Очень важно почувствовать, что ты играешь, о чем ты читаешь. Вдохновиться на новые творческие подвиги. Иногда я езжу целенаправленно на спектакли в Европу, на оперу, на балет. Экзотика меня не так увлекает.
- Вы любите музыкальный театр?
Собственно Олег Ефремов говорил: «Вы обязаны дружить с людьми смежных профессий. Тогда будет время обогащаться». И действительно, у меня есть друзья из мира балета, оперы, музыканты. Они приходят к тебе на спектакли, ты приходишь к ним. И тогда получаешь совершенно другие эмоции и через общение образовываешься.
- Самая странная зрительская реакция в вашей жизни?
Самое забавное, когда в зрителе стирается грань, и публике начинает казаться, что они тоже участвуют в спектакле. Мы играли в Петербурге «Осаду», и на нашем диалоге с Виталием Хаевым зрительница говорит громко: «Несмешно!» Мы делаем вид, что не замечаем. Она настаивает: «Несмешно-о-о-о!» и еще раз: «Мне несмешно!» Зал не знает, как реагировать, думают, что женщина подсадная. И мы начали с ней общаться. Виталий говорит: «Вам другие артисты расскажут смешные истории вы им позвоните», а она так же кокетливо: «Не позвоню!» Потом ее вывели из зала, оказалось, что она немного подшофе. А на «Коньке-горбунке» очень смешные детские реакции. Там есть такие слова: «Нам нужна царь-девица, а ты обычная ». И вдруг детский голос откуда-то сверху: «Она не обычная, она очень даже хорошенькая!»
- Отчего вам бывает грустно?
Когда человек не понимает своего счастья и начинает искусственно испытывать судьбу. Постоянно жалуется, считает свои упущенные возможности. Это блокирование, самоедство. Это печально.Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015 Век Табакова, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2015 «Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015 Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015 | |