Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий о Николае Шейко

, 24.05.2015
Ах, угонят их в степь, Арлекинов моих,
в буераки, к чужим атаманам!
Геометрию их, Венецию их
назовут шутовством и обманом.
В. В. Набоков

Первые дни в первом моем театре…
Лето. Август. Начало театрального сезона.


Русская труппа, как разворошенный муравейник: артисты, занятые в «Зеленой птичке», — костюмы comedia dell’arte, карнавальные маски, отголоски распевок — в пустом зрительном зале, в проходной у телефона и даже в общежитии на пятом этаже. Тут же артисты, которым не повезло, — у расписания, в бухгалтерии или просто в неубранном фойе. Я не репетировал ничего — дни мелькали или тянулись в зависимости от настроения, обстоятельств, впечатлений и погоды. Параллельно с премьерой «Птички» вспоминали старые спектакли; какие-то незначительные вводы, световые, прогоны.

Обо мне как будто и забыли вовсе…

Но вот в расписании появились дополнительные назначения на роли, и я впервые увидел свою фамилию:

1. Назначить на роль Суфлера в спектакле «Зеленая птичка» (режиссер Н. М. Шейко) артиста В. В. Гвоздицкого.

2. «Город на заре» (режиссер А. Я. Шапиро) — вызываются Г. И. Мацулевич, В. В. Гвоздицкий, А. С. Зубарев, Ю. Н. Сафронов.

В тот же день я получил две странички. На первой — три реплики Тартальи — их должен будет вовремя подсказать мой Суфлер. В «Городе на заре» после слов «Коля, миленький, неужели лето кончается?» мне полагалось сказать: «Всему приходит конец».

Так пришло начало.

В «Зеленую птичку» я вошел уже после нашумевшей премьеры. В конце предыдущего сезона она прошла без меня. Мне не повезло — я только слышал обрывки рассказов о чьих-то волнениях, успехе, очередях за билетами. Суфлер и есть суфлер — тихонько люк приоткрыл, палочку подставил, чтобы осталась щель, в фонарике зажег свечу, дождался момента, подсказал, как требовалось, — невпопад, чуть было не сорвав монолог заикающемуся Тарталье, и ползком под сценой на сцене, чтобы никому не помешать и ничего не задеть, исчез. Не помню сейчас репетиций с режиссером, казалось, все это объяснили мне перед спектаклем артисты. Я понял главное — никому не помешать.

После спектакля Николай Михайлович Шейко поздравил меня и сказал: «Ничего, ничего, не расстраивайтесь. Порепетируем еще, поговорим потом». Потом не поговорили — от спектакля к спектаклю я и старался никому не помешать, иногда что-нибудь с грохотом опрокидывая, отползая «незаметно».

Вторая встреча с этим режиссером случилась на «Молодости театра» А. Гладкова. Роль неожиданно оказалась большая — стремительная, остро написанная. Такие роли называют «пулевыми». Отползать незаметно было уже никак невозможно, это могло оказаться «смертельным». Но и на этот раз Николай Михайлович после репетиции, почти извиняясь, говорил, что, конечно, конечно, мы еще порепетируем. Время есть.

«И что же мне с Вами делать — просто не знаю». Снова и снова репетиции заканчивались для меня этим самым: «Что же мне с Вами делать?!» Так я и репетировал, больше созерцая и, как оказалось, постигая уроки на долгие годы. Перед каждой репетицией мы получали по отдельному листку, на котором знаменитым почерком Николая Шейко, обязательно чернилами, и, кажется, коричневыми, были выписаны замечания каждому актеру. Наверное, поэтому долгих бесед и высаживаний в зал, когда селезенка артиста настороженно поджидает неаккуратного слова, а подсознание выхватывает — «опять не то», «опять не так», «опять хуже других», — такого я не помню. Листочки были разного цвета, не из канцелярского магазина, а как будто бы из старинной лавки начала века, почти пергамент, почти папирус. Пожелания артистам были окружены эскортом NB, sic!, только нам понятными аббревиатурами, один или два раза обведенными в кружок. Вспоминаю забавную аббревиатуру Р. В. К. , что означало «руки в карманах».

«Р. В. К. — это не только плохое воспитание, это незнание артистом, что делать с руками, чем их занять, чем жить на сцене».

Руки, спрятанные в карманах, на худой случай «занятые» сигаретой, для меня и сейчас признак актерской приблизительности и несвободы.

…В одном театре умещалось два: театр Шапиро и театр Шейко. Март Китаев каким-то своим «абсолютным слухом» мог наполнить итальянские законы старинного театра, которыми Шейко открывал не только фьябы Гоцци, но и пьесу Гладкова, похождения Карлсона, спектакли по русской классике. Вампиловский «Старший сын» у Шейко и Китаева становился фантасмагорией, где поднималась в воздух мебель с сидящими на ней героями, гуляли среди персонажей траурные маски, напоминающие итальянский карнавал, а в финале все участники играли на кларнетах. Театр Шапиро у Китаева был исполнен драматизмом узнавания, вибрацией социальной ноты, подробным и вместе с тем поэтичным отражением жизни.

Воздух репетиций. Сценический традиционализм, вымыслы и артефакты, образцовые театральные эпохи, шутки, свойственные и приличные театру, дают жизнь новым формам и новому сценическому языку. Все это может быть не менее важно, чем событийный и действенный анализ, малый или большой круг внимания. Во всяком случае в эмоциональной актерской памяти остается на жизнь.

…Фигура Вахтангова, вокруг которой разворачивалась пьеса Александра Гладкова, была соткана, создана на репетициях Шейко из театральных реалий и легенд начала века. Не было главных ролей, казалось, что все мы вместе, и письмо Гладкова (в ролевой тетради нахожу переписанный тогда отрывок) мы слушали почти как студисты Второй, или Третьей, или артисты русской труппы рижского ТЮЗа: «…Надо убаюкать зрителя простым и натуральным, чтобы затем разбудить его отдыхающее воображение неожиданной искрой искусства».

Мне трудно сформулировать теперь, о чем был этот спектакль. Этого не нужно делать, не нужно пытаться стиснуть до краткого определения живую эманацию, возникающую на сцене. Каждая репетиция ритуальна сама по себе, а каждый спектакль вбирает в себя все, что вокруг нас в это мгновение. Мгновение, когда я попал в этот театр, было живым и гибким. Многие из участников еще помнили мороку строительства своего театра, неповторимость своего первого спектакля, вкус своей первой победы. Они пришли в этот театр вместе, и их первые движения были общими. Размышления режиссера о верности делу и высокому театру были понятны многим, а для новичков не превращались в живые проповеди — эти репетиции оставляли отметины. Калейдоскоп судеб другой театральной жизни был разлит в пьесе Гладкова. За вымышленными именами и фамилиями персонажей вставали подлинные участники начала Третьей студии МХАТа, будущего театра им. Евг.Вахтангова. Даже роли, состоящие из двух-трех реплик, заполнялись чьими-то далекими и реальными голосами. А режиссер знал досконально, кем была Аля-маленькая, как сложилась судьба Соболевского и кто теперь еще в театре Вахтангова может вспомнить реального Григория Миркина. Наше отношение к маленьким ролям, каботинаж и актерские шутки по поводу, а чаще без, наши незнания режиссер воспринимал очень лично: вдруг наступившую тишину, возникшую однажды, когда он молча оставил репетицию, я помню хорошо. Едва ли я могу назвать режиссера, кому так дорог ушедший театр начала века, а в каждом спектакле неотступно возникает тема высокой театральной культуры, призвание людей театра, власти традиций, канона и прочей «дребедени», если смотреть из нашего прекрасного далека… Так строилась атмосфера спектакля, затягивая, погружая в загадки былых театральных страстей, соединяясь с жизнью нашего маленького ТЮЗа… Премьера шекспировской «Бури» в исполнении студийцев экстраполировалась на премьеру «Молодости театра»: администратор Гриша Миркин, забытый, сидел в углу — спектакль начался, исполнители на сцене, зрительный зал полон.

«Станиславский на извозчике приехал!..» — повторял я шепотом Элле Шалопенок, игравшей помощника режиссера Наташу Шведову.

И мы почти верили, что это к нам, в наш ТЮЗ…

…Есть человек на букву К. 
И я в него влюблен слегка.
И если б он не прилетал
Тогда бы мир скучнее стал.
Он знает тысячи стихов.
Он знает дверцу в царство снов.
Он к нам летит издалека,
Смешной чудак, чудак смешной,
Чудак на букву К. 
И эта буква нам нужна,
И эта буква так важна,
Что прочая вся азбука
Мне не заменит никогда ту букву К!

Я почти уверен, что эти куплеты Малыша Рома Тименчик написал о Николае Михайловиче или для Николая Михайловича. Разговоры этих двух авгуров были витиеваты и неясны нашему брату артисту. Мы пережидали, делая вид, что и мы посвящены в секреты Серебряного века, эзотеризм или парафразы шарад ОБЭРИУ, спрятанных в куплетах ничего не подозревающих об этом Малыша, Карлсона, домоправительницы Бок из незатейливой сказки шведской писательницы Астрид Линдгрен. Неясным было и мое назначение на роль толстого существа с пропеллером на спине. Я честно подтягивал свой довольно длинный нос, затем гримеры приклеивали солидный кусок гуммоза. Толщинки были отдельны от артиста, и последний напоминал не забавного человечка, легко «устраивающего кавардак», а артиста Милляра в сказочном киносюжете Александра Роу — подтянутый нос отклеивался в первой же сцене и повисал перезревшей сливой у подбородка, пропеллер глох, кусок зефира, заменявший сочный персик, застревал в горле и не давал возможности ни говорить, ни петь, ни дышать. Карлсон хрипел, потел, плевался и нехорошо наскакивал на Малыша. Дети пугались очень. Довольны были только Шейко и Тименчик. Казалось, им по вкусу и нездоровое возбуждение детей, и оторопь педагогического актива, и недовольство артистом художественного руководителя. Похоже, что надо мной был произведен какой-то недобрый опыт этими двумя адептами метаморфоз, и я участвовал в причудливых кошмарах «Школы клоунов» Хармса. Вскоре «Чудак на букву К» улетел из нашего театра, чтобы через много лет снова появиться в моей жизни, напомнить о молодости театра с неутраченными иллюзиями, первой ролью и первыми уроками. Без него в театре было пусто, и другая песенка Малыша из того же спектакля, постфактум, могла быть адресована ему:

А вот теперь хочу спросить про то я —
Как может загрустить окно простое?
Подоконник тосковать, фрамуга терпеливо ждать
И слезы проливать — стекло простое?
У окна я вроде часового.
Разве он забыл, что дал мне слово?
Неужели может быть, чтоб он мог меня забыть?!
Как бы я хотел его увидеть снова.

Как-то складывала жизнь, что наш Рижский театр стал разъезжаться, расползаться — меняться. В Александринку уехал Китаев, перестал ставить новые спектакли Шейко — его пригласили возглавить белорусский ТЮЗ. Еще долго приезжал, и только казалось, что все по-прежнему — репетиции вводов, прежняя заинтересованность, листочки с замечаниями. Но без него тускнела «Зеленая птичка» — мы играли ее уже только утром, и без режиссера затихал карнавал. Выходы дзанни, еще недавно бывшие украшением представления, превращались в служебные связки. Пролог и argomento все чаще артисты между собой называли «начало», а бесконечные сверкающие капризы поклонов — plausum date — «конец спектакля». Шутки, свойственные и приличные театру, приедались, «Молодость театра» с репертуара сняли: для утренников этот спектакль не был достаточно детским, а вечером игрались другие названия… Спектакли умирали. Когда в 1973 году в Ригу на Фестиваль театров Прибалтики и Белоруссии из Минска привезли «С любимыми не расставайтесь», Шейко в театре был уже гостем, таким же, как Володин и все белорусские артисты. Мы смотрели спектакль наших гостей ревниво, пристрастно, понимая, что теперь уже не мы получаем пергаменты с замечаниями и что репетиции с развешенными на стенах класса, как пособие в школе, гравюрами Калло не для нас…

…И «Зеленая птичка», и «С любимыми не расставайтесь» не затерялись среди давних театральных преданий. Спустя годы, о «Любимых» вспоминали Ефремов и Смелянский, Арбузов и Зорин. Вспоминал, и поразительно вспоминал, Александр Моисеевич Володин: «Я не встречал в своей жизни людей так беззаветно, счастливо любящих театр, как Николай Шейко. А ведь трудно сохранить такую трепетную любовь, когда сцены театров померкли. Помню давний спектакль Коли Шейко по пьесе „С любимыми не расставайтесь“ в минском ТЮЗе. Сценография была проста и символична: зеркальное отражение входа в зрительный зал, зрители в четырех белых стенах с замкнутыми дверями. В финале это окажется общей палатой сумасшедшего дома. Вдоль замкнутых дверей бредут люди в больничных халатах — действующие лица бракоразводных процессов и участники веселых игр, которыми перемежались разводы. Тут и золотоволосая красивая коммунисточка — судья с портфельчиком, тут и веселый затейник, который, правда, живет на валидоле… Однако спектакль этот был весь с игрою, с мейерхольдовской резкостью и в то же время изяществом. Начальство вопрошало: „Что же вы хотите этим сказать? Что вся Россия разводится, а потом сходит с ума?!“ Коля Шейко попросил меня не уезжать из Минска: „У нас начальство — люди деревенские. При госте из Ленинграда запрещать не будут. А потом обойдется“.

И обошлось…»

Спектакль Шейко звучал как трагическая и нежная мелодия, посвященная самым обычным людям, заключенным в собственную жизнь, как в тюрьму или психиатрическую больницу. Такие, знакомые нам всем люди, населявшие володинскую пьесу, были сыграны с абсолютной правдой постижения. Я видел такое только в лучших фильмах итальянского неореализма. Законченные совершенные актерские портреты, все — от угловатого слепого баяниста до трагического буффона — смешного нелепого безумного Массовика-затейника в исполнении большого артиста Виктора Лебедева.

«Я сумую па табе, Миця!» — сказанное Катей — Полосиной осталось в моей памяти навсегда.

Казалось, это был уже не человеческий голос и не голос вообще, а стон, исходящий из самых глубин души и на этом неслыханном языке души, языке, который никто никогда не слышал: «Я сумую па табе, Миця!» Казалось, русское: «Я скучаю по тебе, Митя!» — не может никогда звучать так долго, так безнадежно и так бесконечно…

«Зеленая птичка» упорхнула в Минск, а оттуда в «Императорскую» Александринку. Каждое утро по дороге в Театр комедии я мог видеть у «Театра напротив», как называли у нас Ленинградский Академический театр Драмы им. А. С. Пушкина, знакомые фамилии в анонсах «Готовится к постановке». Сперва «Похождения Чичикова, или Мертвые души» — постановка Николая Шейко, авторы инсценировки А. Володин, Р. Тименчик, Н. Шейко, сценография М. Китаева, музыка Р. Гринблата… Сразу вслед — философическая фьяба Карло Гоцци «Зеленая птичка». Снова знакомые имена — Шейко, Гринблат, Райт-Ковалева… Театр разделял только Невский, но войдя в один из лучших театральных залов мира, где в «Чичикове» одновременно выходили на бывшую императорскую сцену Меркурьев и Толубеев, Адашевский и Соколов, Борисов и Дмитриев, Лебзак и Карякина, Штыкан и Мамаева, Эренберг, Екатерининский, Инютина, Алешина, Вальяно, Свирин, Мартон, казалось, что этот «нездешний вечер» может исчезнуть, как мираж. В большой балльной мазурке при поднятии занавеса пролетала вся александринская труппа. С колосников знаменитой сцены спускалась бричка с Чичиковым — Горбачевым: «…Павел Иванович! Ах, Павел Иванович!» — звенящее со всех сторон из уст чиновников, занавеса пролетала вся александринская труппа. С колосников знаменитой сцены спускалась бричка с Чичиковым — Горбачевым: «…Павел Иванович! Ах, Павел Иванович!» — звенящее со всех сторон из уст чиновников, дам просто приятных и дам приятных во всех отношениях продолжалось узорным многоголосьем стретт, летали голуби, звучал большой настоящий оркестр, александринские красавицы-премьерши сладострастно впрягались в бричку Чичикова, мертвые души шли и шли крестным ходом под настоящий перезвон колоколов, в конце концов все застывало в немой сцене, и голос Олега Ефремова от Автора заполнял старинный театр: «Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятие какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку. Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это нам всем темно представляется, и мы едва…»

Я не узнал нашу «Зеленую птичку», сделанную из холщовых лоскутов, лепестков ландышей и одетую в запыленные пастельного тона бархатные камзолы. На сцене сверкало золото, бирюза и стразы. Вместо свойского обращения Пролога — Тартальи:

Друзья, поручен мне пролог.
Давно актеры сбились с ног
От репетиций, от волненья,
Пора начать нам представленье —

появлялся Неизвестный из мейерхольдовского «Маскарада» (точная копия костюма Головина — лиловое, черное, мертвенно кружевная баутта). Пролог — Неизвестный предварял спектакль стихами Михаила Кузмина:

В ком жив полет влюбленный,
Крылато сердце бьется,
Тех птичкою зеленой
Колдует Карло Гоцци.
В поверхности зеркальной
Пропал луны топаз,
И веется рассказ
Завесой театральной.

Слова и звуки растягивались или пружинились, соответствуя петербургской орфоэпии, учитывая акустические законы старинного многоярусного театра:

В къом жив пъолет влюблионной,
Крылъато съердцЭ биОЦЦа,
Тех птичкАю зъеленНой
Къолдует кАрло гОЦЦы. 

И весь спектакль будто вбирал в себя богатство кузминских строф:

Синьоры, Синьорины,
Места скорей займите!
Волшебные картины
Внимательно смотрите!
Высокие примеры
И флейт воздушный звук
Перенесут вас вдруг
В страну чудесной веры…

Зрелище переливалось длиннонотами, каскадами кунштюков и бесконечными антрактами, комплиментами слуг просцениума.

За розовым плюмажем
Рассыпалась ракета.
Без масок мы покажем
Актера и поэта,
И вскроем осторожно
Мечтаний механизм,
Сиявший романтизм
Зажечь опять возможно.

Развевающиеся льняные кринолины сменили тяжелые ткани и шляпы с украшениями из фруктов и птиц, а с порталов за всем происходящим наблюдали портреты графа Карло Гоцци и Доктора Дапертутто.

Где статуи смеются
Средь королей бубновых,
Подкидыши найдутся
Для приключений новых…
При шелковом шипеньи
Танцующей воды
Певучие плоды
Приводят в удивленье.

Из Золушки и капризницы Барбарина — Ислентьева на глазах превращалась в холодное, прекрасное, изнеженное существо, влюбленное в канон, стиль, забытую отдельность редкого голоса и шлифованного жеста.

Статуя Кальмона в исполнении Адашевского напоминала былые времена александринских корифеев. Все ленинградские артисты Константина Игнатьевича называли дядя Костя. Дядю Костю можно было встретить на представлении в цирке, на концерте Мравинского или на премьере Камы Гинкаса, где-нибудь в маленькой гостиной ВТО. Он почти не играл первых ролей. Когда случайно кинематограф выхватывал у театра его поразительную индивидуальность и сочность забытого искусства «интонировать», казалось, что на экране хроникальные кадры девятнадцатого столетия. Дядя Костя Варламов. Дядя Костя Адашевский. Так могут называть артистов в театре, где, прощаясь, целуют подмостки и отламывают от них щепку — на счастье. Старый артист начинал роль Кальмона с абсолютной неподвижности. Довольно длинную сцену Адашевский — Кальмон стоял не шелохнувшись — белый мрамор изваяния, нетронутые движением складки костюма и добросовестно забеленные гримом руки, лицо, ресницы — полное ощущение скульптуры, сделанной со знаменитого артиста. Когда же сопровождаемые грохотом, светопреставлением и катаклизмами все (персонажи и зрители) — переносились в «страну чудесной веры», Кальмон оживал и зрительный зал взрывался аплодисментами узнавания: «Адашевский! Адашевский! …шевский…дядя Костя…»

«Я счастлива, что встретилась с замечательным режиссером Николаем Шейко. В спектакле „Зеленая птичка“ К. Гоцци совсем неожиданно получила роль Тартальоны, престарелой королевы. Для меня это был первый опыт острохарактерной работы, который помог открыть новые качества, возможности. Помогает и сейчас. Он нас всех увлек комедией дель арте, побуждая к озорству, импровизации. Одну сцену с сыном Тартальей мы играли на итальянском языке. Как-то на спектакле были итальянские гости, которые не могли поверить, что мы не знаем итальянского. Репетировали и играли с большим наслаждением, темпераментно, чувствуя заданную режиссером форму.

Мне кажется, что про Николая Шейко можно сказать словами Гоцци. Он верит в то „Какую силу над душою имеют/Простые чувства, нежность выражений!“

В этом спектакле причудливо смешались озорство, грусть и серьезные драматические коллизии. В нем сочетались философичность, яркая театральность, ирония и высокая поэзия. 

Николай Шейко каждого автора ставит по-разному. Не только в стилистике спектакля, но и по репетиционному методу. Совсем иначе работали над спектаклем „Похождения Чичикова, или Мертвые души“ Н. В. Гоголя. Моим партнером в роли Маниловой был прекрасный артист Василий Меркурьев. Он был изящный, легкий. Вспоминаю танец, который нам ставила знаменитая балерина Мариинского театра Татьяна Вечеслова, где Меркурьев в одном из грациозных па жеманно произносил: „Душенька, открой ротик!“ Эта сцена всегда проходила под аплодисменты. Мне грустно, что Николай Михайлович должен был уйти из театра. Мы его называли „Архивариус“. Он мог ответить на все вопросы, которые возникали по ходу репетиций. Его индивидуальность, общечеловеческая культура обогатили театр, не нарушая принятых и признанных канонов. У него есть вера в актера и любовь к нему. Что может быть больше!

Рада, что на земле живет Н. М. Шейко, веселый, доброжелательный, незамутненный человек, который умеет радоваться и радовать. С ним связано самое хорошее в моей жизни. Вспоминая, всегда улыбаюсь. Он — человек с отметинкой, а потому обязательно оставит свой след в искусстве».

Народная артистка СССР Нина Васильевна Мамаева. Маленькая изящно-змеевидная головка, как бусина, скрывалась под по-тышлеровски великолепным головным убором, собранным из цветов, виноградных гроздей и непременных трех апельсинов. Какая-то особенная грация, манкость коварства и шарма, каприз, цепкие движения пальцев с зелеными ноготками — Тартальона Мамаевой — сбереженная память о всех премьершах, начиная с Марии Гавриловны Савиной.

В коловращении спектакля мелькали: гуттаперчевый Труффальдино — Паршин, алебастровая Помпея — Панина и десятки лицедеев, будто воскресших из самой comedia dell’arte.

Временами казалось, что Александринка доверилась Шейко и он нашел свой театр. Для Николая Михайловича опыт сцены, выстроенной Карлом Росси, был одним из составляющих его театральной формулы, где Петербург Серебряного века вбирал в себя не только искания Доктора Дапертутто с его студиями, журналом «Любовь к трем апельсинам», культом Гоцци, но и программные спектакли Мастера. И прежде всего Александринский «Маскарад», о котором — позже: Это, конечно, был мираж.

В семидесятые годы Шейко работал не в Александринском, а в Ленинградском орденов Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени Академическом театре Драмы им. А. С. Пушкина, чуждом режиссеру, странствующему в обратном направлении. 

Главная встреча Николая Шейко с этим театром состоялась в дни, когда отмечалось 225-летие учрежденного императрицей Елизаветой Петровной «Русского для представления трагедий и комедий театра». Юбилейный спектакль «Театральный разъезд» стал прощанием с театром ушедшего времени, эпохами александринской сцены, забытым величием актерского ремесла, пророческими спектаклями Мейерхольда и романтическими прозрениями театра высокого стиля. С театром прощался голос Ахматовой, уже из небытия обращаясь к затихшему залу, портретам великих, которые опускались, опускались к сидящим на сцене артистам:

Все равно подходит расплата —
Видишь там, за вьюгой крупчатой,
Мейерхольдовы арапчата
Затевают опять возню?
Словно в зеркале страшной ночи
И беснуется и не хочет
Узнавать себя человек,
А по набережной легендарной
Приближался не календарный
Настоящий Двадцатый Век.
Прощались с театром оставшиеся в живых матросы из «Оптимистической». Ольга Лебзак, красивая молодая и прежняя, вызывала на сцену участников спектакля, и время отступало: контуры, дыхание театрального чуда возникали перед нами. Последним выходил Александр Васильевич Соколов. Его актерский шедевр в «Оптимистической трагедии» — Сиплого зал помнил и встречал стоя. Артисты, равные Соколову, рождаются раз в 225 лет — особенно отчетливо понимают это люди театра. Я только один раз встретился с Соколовым в каком-то громоздком радиоспектакле: у микрофона стоял человек с неактерской внешностью, небрежно одетый, ворчал, сопел, сердился и обижался. Результат обезоруживал и восхищал всех, и было неясно, из чего состоит его мастерство, или мастерство как мера не существует? Остается только движение души.

Эпохи сменяли одна другую, новые и новые лица на портретах, опускаясь, заполняли сцену, прощались…

…Пустая сцена Александринки прощалась с остатками «Маскарада» Лермонтова — Мейерхольда — Головина — Глазунова — Юрьева — Рощиной — Инсаровой… Луч света высвечивал геометрию путей Арбенина. Уцелевший чудом, в архивах радио, голос Юрьева оживал в одиноком луче и послушно следовал мейерхольдовской мизансцене. Строго одетые молодые актеры, артисты театра им. А. С. Пушкина медленно выносили остатки небывалых декораций и мебели, в последний раз прикасавшихся к своим прежним местам. И вдруг из распахнутых задних дверей на сцену врывался зимний воздух улицы Росси. Зрительный зал заполнялся холодным ветром другого, чужого времени, дыханием иного театра, облюбовавшего для себя творение зодчего Росси.

…С театром Александринским прощался режиссер Шейко. Новая театральная Москва, столица высокой моды и бесконечных театральных фестивалей, похожих на спортивные игры, причудливо отражающаяся в кривом зеркале ТВ, приводит в изумление и замешательство. С каждым новым сезоном театральная столица набирает коммерческие обороты, торгует, закрывая театральные журналы, заключая сделки с ресторанами и банками, совершенствует труппы репертуарных театров гибкой системой договоров и гонораров. Перерожденный сегодняшний театр, без оглядки отдавший свое прошлое, стремительно обретает уверенность. Смешно и нелепо выглядит желание инсценировать автора, репетировать спектакль долго, изучать законы стиха, произносить гоголевский текст без отсебятин, проживать чеховское пространство между словами. «И надежд в связи с этим остается все меньше и меньше», и в результате — так немного того, что помогает держаться за соломинку профессии и театральной веры: пустая сцена (вещь в себе) — подлинный театр; достоинство еще оставшихся старых артистов, первые уроки сцены, живущие в подсознании. Научить театру может только театр, если судьба подарила настоящие встречи с партнерами, авторами и режиссерами-учителями.

Фоменко учит бесстрашию в рисунке, гибкости в жестком, начиненном графикой движения роли, нежности к «театру интонаций» и прелести прихотливой актерской жизни, соединенной с жизнью музыки.

Из зданий — больших, маленьких, едва заметных глазу, внутренних конструкций Гинкаса возникает, неведомо для артиста, захватывающее существование обратного хода, смешное в трагическом; тишина, звучащая оркестром.

Если бы не Левитин, то, может быть, я не сказал бы со сцены слова особенного театра Олеши, Бабеля, Введенского, Заболоцкого, Олейникова, Хармса, Цветаевой…

В репетициях Ефремова я впервые понял, что такое покой и доверие на большой дистанции; как можно шаг за шагом пройти всю роль: в свободном парении, без малейшего насилия и принуждения, идя вслед за режиссером; как можно и должно поверять все в творчестве Пушкиным…

Шейко научил меня самому трудному — азбуке профессии, театральной грамоте, смыслу вечного ученичества…

Первые дни в моем новом театре…

Осень. Сентябрь. Начало театрального сезона.

Режиссер Шейко ставит во МХАТе «Маскарад». Я репетирую Неизвестного с улетевшим когда-то из Риги «человеком на букву К». Авторитет ведущих артистов, приглашенных на первые роли, исключает разноцветные пергаменты с кружками и стрелами, но в перерыве можно увидеть на режиссерском столике исчерченный экземпляр с пронумерованными репликами и какими-то пометками чернилами на полях. Стиль не менялся: имена и отчества, въедливый педантизм самых простых и самых трудных заданий первого плана, кажущаяся мягкость и обволакивающая атмосфера. Изнурительные остановки в самые неподходящие моменты, когда кажется, что «сдвинулось» и «пошло».

— Вы не соблюдаете стих…

О, это «не соблюдаете стих»! Кажется, никогда не выбраться из этих тисков размера, метра, цезур и постоянно меняющихся стоп… Забытое «не знаю, что с Вами делать» казалось пустяком по сравнению «Арбенин здесь, словно Цезарь перед Рубиконом, а у Вас гримаса, как будто проглотили горькую таблетку…!» (снова почти извиняясь говорил режиссер). И хотелось вернуть роль и больше не приходить на репетицию. 

— Вы не держите стих. Это не окончание строки…

— Удобный момент настал! — распределять монолог так, чтобы темп произношения слов и темп движения совпадали. Рука с тростью протянута и совершенно неподвижна…

Бесконечные остановки, прерванное дыхание, угасающая энергия. Приходилось учить не слова роли, а стихотворную кольчугу, и эти проклятые окончания строк, измеренные и пронумерованные режиссером, оказывались спасительными и расшифровывали драму, несущую в себе тайну движения пера двадцатидвухлетнего автора: будто некто водит не только Арбенина из игорного дома в маскарад, но сидит в каждой лермонтовской строчке — подталкивает, провоцирует и разбирает по действию, не делая никогда ошибок в этом траурном, сатанинском разборе судеб, в этом самом конце строки.

— Ах, здравствуй, Нина… наконец!

Арбенинское сильное «наконец» важнее, чем «ах», чем «здравствуй», чем «Нина».

Или:

Послушай, Нина… я РОЖДЕН
С душой кипучею, как ЛАВА:
Покуда не растопится, ТВЕРДА
Она как камень… но плоха ЗАБАВА
С ее потоком встретиться! ТОГДА…

Выше, сильнее «ТОГДА» — только дыхание, а после какая угодно пауза, если сработано «по действию» лермонтовского разбора верно. И самое важное, что это дыхание Лермонтова — его звук, его ощущение бездны в момент, когда он сочинял, то есть проживал это. Безошибочно.

Все эти смыслы и уроки определились и стали явными уже потом, когда спектакль пошел, когда китаевские занавесы окутали траурным крепом мхатовскую сцену, открыв ее, едва ли не впервые за столетнюю историю этого театра всю, — огромную, глубокую, помогающую стоять. И выстоять.

Да, все это пришло уже потом. А тогда… Тогда я снова почувствовал, что я начинающий дебютант, сидящий за школьной партой, постигающий азы вечного театра, и был счастлив, потому что артист живет только движением театрального урока.

Без масок мы покажем
Актера и поэта
И вскроем осторожно
Мечтаний механизм,
Сиявший романтизм
Зажечь опять возможно.

1999 г.

Публикация в «ПТЖ»
2015
Олег Табаков стал Человеком года в Саратове, Четвёртая власть (Саратов), 29.12.2015
Двести (почти) лет спустя, Нина Агишева, Сноб, 28.12.2015
Данил Стеклов в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 27.12.2015
Персона года по версии «Культпросвета» — Олег Табаков, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.12.2015
Новые мушкетеры стремятся сорвать суперкассу, Анжелика Заозерская, Валентин Звегинцев, Вечерняя Москва, 24.12.2015
13 вопросов для Алексея Краснёнкова, Пресс-служба МХТ, 24.12.2015
Игорь Верник: «Нужно думать, что всё будет хорошо!», Галия Байжанова, ИнформБюро. Новости Казахстана, 23.12.2015
Русский морок в «Бунтарях», Марина Эратова, zakulisy.wordpress.com, 20.12.2015
«Бунтари», Вечером.ру, 19.12.2015
Паулина Андреева: Фильм — это живой организм…, Валерия Хващевская, Мурманский вестник, 17.12.2015
Запущен сайт проекта «Чехов жив», Аргументы и факты, 17.12.2015
Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет, Анастасия Вильчи, index-art, 14.12.2015
Не политически, но поэтически, Анна Банасюкевич, Петербургский театральный журнал, 14.12.2015
Анатолий Смелянский: «Началось новое удушение», Роман Супер, радио «Свобода», 13.12.2015
Горе от Дюма, Роман Должанский, Коммерсантъ, 10.12.2015
У «Чайки» – юбилей, Павел Подкладов, Литературная газета, 3.12.2015
Три мушкетера, не считая la bite, Алла Шендерова, Театр, 1.12.2015
«Текст? Так в нём, собаке, зарыта вся тайна…», Марина Дмитревская, Петербургский театральный журнал, 12.2015
На «носовом платке» со зрителем, Татьяна Добрицкая, Мурманский вестник, 28.11.2015
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Ирина Осипова, Культура Москвы, 27.11.2015
Бесславные ублюдки, Антон Хитров, Colta.ru, 26.11.2015
Что осознал Табаков? Артист о Саратове и прошлом, Наиля Кязимова, Аргументы и факты (Саратов), 25.11.2015
Пешком… Москва Станиславского, телеканал «Культура», 25.11.2015
9 вопросов для Игоря Миркурбанова, Пресс-служба МХТ, 24.11.2015
Исполнилось 110 лет со дня рождения Ангелины Степановой, видеосюжет телеканала «Культура», 23.11.2015
Игорь Верник на РСН раскрыл секрет своей молодости, Стас Жураковский, Русская Служба Новостей, 22.11.2015
Капустник в честь Табакова в стенах МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 21.11.2015
Олег Табаков показал саратовцам «Юбилей ювелира», Четвёртая власть (Саратов), 20.11.2015
«Юбилей ювелира» показали в родном городе Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.11.2015
Анатолий Белый: «Чайка» – это парадокс“, Анжелика Заозерская, Труд, 19.11.2015
«Юбилей ювелира» собрал аншлаг в театре драмы, Саратовские областные новости, 19.11.2015
Табаков – великий и родной, Сергей Сыч, Аргументы недели, 19.11.2015
Старик Зудин, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.11.2015
«Ты давно понял, что стал украшением отечества», Виктор Борзенко, Новые известия, 16.11.2015
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
Ургант захотел стать Табаковым, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Празднование 80-летия Олега Табакова проходит в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 14.11.2015
Паулина Андреева: Не хочу выбирать между театром и кино, Иван Николаев, Вечерняя Москва, 11.11.2015
«Театральная премия „МК“ всегда выходит вовремя!», Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 10.11.2015
Лучшим артистам России вручили театральную премию «МК», Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 10.11.2015
Акция «Ночь искусств» прошла в России, видеосюжет телеканала «Культура», 5.11.2015
«Чайки» в свете рампы МХТ, Марина Эратова, Закулисье, 4.11.2015
Мэтр остается на месте, Григорий Заславский, Вести FM, 2.11.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Юлия Арсеньева, Русский блоггер, 2.11.2015
Михаил Рахлин в программе «Кто там…», Вадим Верник, телеканал «Культура», 1.11.2015
Новое прочтение «Трех мушкетеров» в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 31.10.2015
Богомоловщина как она есть, Анна Ананская, TeatrAll, 30.10.2015
В МХТ провели смелый эксперимент над «Тремя мушкетерами», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 30.10.2015
Мушкетеры. Сага. Часть первая, Катерина Вахрамцева, Time Out, 29.10.2015
Паулина Андреева в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 29.10.2015
Олег Табаков: «Мне в жизни фартило», Марина Зельцер, Вокруг ТВ, 29.10.2015
Актёр Евгений Киндинов в Дрезденском русском центре, Виталий Колесник, Русский мир, 29.10.2015
В МХТ вручили награды, видеосюжет телеканала «Культура», 27.10.2015
В МХТ отметили 117 день рождения театра, видеосюжет Пятого канала, 27.10.2015
Золото от дяди Вани, Ирина Корнеева, Российская газета, 27.10.2015
В МХТ вручили награду за долгую службу в театре, видеосюжет телеканала ОТР, 26.10.2015
В МХТ чествовали старейших артистов и сотрудников театра, видеосюжет телеканала «Культура», 26.10.2015
«Чайка» — награда для искренне преданных театру, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 25.10.2015
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Авангард Леонтьев: «Я считаю, что человек создал бога…», Ольга Суркова, Смоленская газета, 21.10.2015
Коротая жизнь за мечтой, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 21.10.2015
Андрей Бурковский: «Ради любимой женщины можно встать на колени», Валерия Хващевская, Мурманский вестник, 17.10.2015
Кризис преклонного возраста, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.10.2015
Пьеро и Арлекин, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 13.10.2015
Миледи, лучшая ученица Табакова, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 10.10.2015
Лекарство от одиночества — на Новой сцене МХТ им. Чехова, Камилла Конвэй, Вся Швейцария на ладони, 9.10.2015
«Звезда Театрала»-2015, Театрал, 9.10.2015
По ком звонит в МХТ телефон доверия, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 7.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Юбилейный вечер Николая Скорика, Полина Тихонова, 6.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
Сорок восемь произведений Чехова за сутки, Антонина Крюкова, Трибуна, 29.09.2015
Год, когда он умер, Сергей Лебедев, Современная драматургия, № 3, 29.09.2015
Игорь Миркурбанов: Я — человек незащищенный, Екатерина Омецинская, Вечерний Петербург, 28.09.2015
Классик в джинсах, Андрей Васянин, Российская газета, 28.09.2015
Всяк сверчок знай!, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.09.2015
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
Чехов в прямом эфире, радио «Эхо Москвы», 27.09.2015
Произведения Чехова прочитали в разных уголках мира, видеосюжет телеканала «Мир 24», 26.09.2015
В мире завершился литературный марафон «Чехов жив», Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 26.09.2015
«Чехова можно и нужно читать везде», Игорь Карев, Газета.ru, 25.09.2015
Чеховские онлайн-чтения увлекли людей по всему миру, видеосюжет телекомпании НТВ, 25.09.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
Олег Табаков: «Чехов принес мне массу доходов», Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 25.09.2015
Дан официальный старт проекту «Чехов жив», видеосюжет телеканала «Культура», 25.09.2015
Сцена и Сеть: «Чехов жив» и что было до этого, Алексей Крижевский, Антон Хитров, teatrall.ru, 24.09.2015
На старт! Внимание! Чехов!, Вечерняя Москва, 24.09.2015
Игорь Хрипунов: «В Саратове я счастлив», Ольга Краснова, Саратовская панорама, 21.09.2015
Авангард культурного арьергарда, Анастасия Петракова, Рабочий путь (Смоленск), 16.09.2015
МХТ имени Чехова, «Юбилей ювелира»: поистине ювелирная работа, Мария Демидова, Ярославский регион, 15.09.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
Олег Табаков открыл XVI Международный Волковский фестиваль, Ольга Петрякова, Ярославский регион, 13.09.2015
Михаил Трухин: В актеры за деньгами не идут, Анжела Якубовская, Правда.ру, 10.09.2015
Какие премьеры ждут московских театралов?, видеосюжет телеканала «Мир 24», 5.09.2015
МХТ собрал труппу, Александр Кочубей, Русский блоггер, 4.09.2015
Судьба театра зависит от всех нас, Людмила Лебедь, Трибуна, 3.09.2015
Королевская сага Марины Зудиной, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.09.2015
Ювелирные иллюзии, Ирина Корнеева, Российская газета, 2.09.2015
Новый сезон в МХТ имени Чехова открылся тремя спектаклями, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2015
МХТ открыл сезон: в планах «На дне» и «Мушкетеры» от Богомолова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2015
Зачем актёры спустились в шахту?, видеосюжет телеканала «Вести-Кузбасс», 31.08.2015
Артисты МХТ им. Чехова побывали с гастролями в Кемерове, видеосюжет телеканала «Культура», 31.08.2015
«Надо, господа, дело делать!», Жанна Сергеева, Экран и сцена, 29.08.2015
Анатолий Белый: Дома играю роль лошадки, программа «Культпросвет», телеканал «Мир 24», 29.08.2015
В Саратове открыт памятник Олегу Табакову, Четвёртая власть (Саратов), 29.08.2015
Евгений Сытый: Из Кемерова уезжать не собираюсь, Татьяна Цветкова, Комсомольская правда (Кемерово), 28.08.2015
Пучина страстей человеческих, Камилла Конвэй, Экран и сцена, 27.08.2015
Широк человек — Олег Павлович!, Татьяна Москвина, Аргументы недели, 27.08.2015
Без возрастных ограничений, Лидия Маслова, Harper's Bazaar, 24.08.2015
Олег Табаков отпраздновал 80-летие на сцене МХТ, видеосюжет телеканала «Мир 24», 22.08.2015
Открылась выставка работ сценографа Валерия Левенталя, видеосюжет телеканала «Культура», 19.08.2015
Табакову на юбилей подарили 80 арбузов, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2015
Менеджер собственного таланта, Любовь Лебедина, Трибуна, 18.08.2015
«Дело надо делать!», Новая газета, 18.08.2015
Родионов вручил Табакову футболку с номером 80, сайт футбольного клуба «Спартак», 18.08.2015
Олег Табаков: «Я смирился с тем, что я Матроскин!», Леонид Чебанюк, Правда Севера, 17.08.2015
Олег Табаков отмечает 80-летие во время летнего антракта, видеосюжет телеканала «Россия 24», 17.08.2015
Олегу Табакову – 80!, видеосюжет телекомпании ОТР, 17.08.2015
Табаков отпраздновал юбилей в МХТ: «Не хрен собачий!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2015
В честь юбилея Табакова во дворе МХТ устроят грандиозный танец, Марина Райкина, Московский комсомолец, 17.08.2015
Такой разный Табаков. Как быть оптимистом и любимцем женщин в 80 лет, Валентина Оберемко, Аргументы и факты, 17.08.2015
Олег Табаков в трех измерениях, Алексей Юрьев, Газета.ru, 17.08.2015
«Юбилей ювелира» с Олегом Табаковым, Эмилия Деменцова, The Holliwood Reporter, 17.08.2015
Безруков: Табаков — мастер, мэтр, великий актер, видеосюжет телеканала РЕН-ТВ, 17.08.2015
Сергей Собянин поздравил Олега Табакова, сайт Правительства Москвы, 17.08.2015
Матроскин всея Руси: Олегу Табакову – 80 лет, Юлия Чечикова, Москва 24, 17.08.2015
Олег Табаков отмечает 80-летний юбилей, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 17.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, телеканал «Культура», 17.08.2015
Губернатор Санкт-Петербурга поздравил с юбилеем Олега Табакова, официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, 17.08.2015
К 80-летию Олега Табакова: От факела к камельку. Путь Прометея, Денис Горелов, Комсомольская правда, 17.08.2015
Олег Табаков отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Звезда», 17.08.2015
Табаков отмечает 80-летие, видеосюжет телеканала НТВ, 17.08.2015
Олег Табаков: Я – рабочий человек, не праздный, Ольга Кузьмина, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 17.08.2015
Большой артист, Владимир Вестер, Super стиль, 17.08.2015
Олег Табаков отмечает 80-летний юбилей, Ольга Свистунова, ТАСС, 17.08.2015
Непредсказуемый герой, Новые известия, 17.08.2015
Табаков на все времена, Михаил Швыдкой, Российская газета, 17.08.2015
Век Табакова, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.08.2015
Олег Табаков: Тельняшка — моя любимая одежда, Анна Велигжанина, Комсомольская правда, 17.08.2015
«Добрый день, это Олег Табаков!», Геннадий Дорошев, Вечерний Петербург, 17.08.2015
Олег Табаков: мне себя утверждать не нужно, видеосюжет телеканала «Россия 24», 16.08.2015
Юбилей Олега Табакова: «Работал много — в этом виноват!», Марина Райкина, Московский комсомолец, 14.08.2015
“Меня в этой стране любят уже 60 лет”, Юрий Сушинов, Гудок, 14.08.2015
Юбилей Табакова. Анонс программы «Приют комедианта», видеосюжет телеканала «ТВ Центр», 13.08.2015
Юбилей Олега Табакова. Как, ему уже 80?, телеканал «ТВ Центр», 13.08.2015
Олег Табаков в Саратове. Фотохроника длиною в полвека, Взгляд-инфо. Новости Саратова, 13.08.2015
Буфетчица Клава и Кот Матроскин, Андрей Васянин, Российская газета, 13.08.2015
К юбилею Олега Табакова, телеканал «Культура», 12.08.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Олег Табаков: «Чем больше я трачу, тем богаче становлюсь», Алла Шендерова, Театральная афиша, 7.08.2015
Ирина Мирошниченко в программе «Наедине со всеми», Юлия Меньшова, Первый канал, 28.07.2015
Итоги театрального сезона: «МК» объявляет лауреатов своей премии, Марина Райкина, Московский комсомолец, 22.07.2015
«Современник» и МХТ покажут во Владимире спектакли онлайн, Вероника Шляпужникова, Про Владимир, 13.07.2015
Nichola McAuliffe on Maurice's Jubilee: From Penge to the Moscow Art Theatre, Никола МакОлифф, The Independent, 10.07.2015
Рената Литвинова: «Я Ариадна, хищница», Анна Балуева, Комсомольская правда, 9.07.2015
Бог, рок и математика, Мария Юрченко, Культура, 8.07.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
Восемь строк о свойствах страсти, Анатолий Смелянский, The New Times, 1.07.2015
Планета под именем Смоктуновский, Лариса Катаева, Хакасия, 30.06.2015
В Тамбове прошли «Большие гастроли» МХТ имени Чехова, информационное агентство Regnum, 30.06.2015
Спектакль МХТ имени Чехова в Тамбове, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Тамбов), 29.06.2015
В Школе-студии МХАТ проходят вступительные экзамены, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015
МХТ – для всех и для каждого, Липецкая газета, 29.06.2015
В столице завершился фестиваль «Книги России», видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Олег Табаков выпустил сына в жизнь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.06.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Ксения Лаврова-Глинка: выше, стройнее, элегантнее, Марина Зельцер, Вокруг ТВ, 24.06.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
В Ярославле с успехом прошла «Крейцерова соната», Мария Павлова, Городские новости (Ярославль), 17.06.2015
Табаков борется за звание лучшего артиста, Виктор Борзенко, Театрал, 16.06.2015
Искушение ненавистью при отсутствии рая, Елена Кузьмичева, Именно, 16.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Театр начинается с… Чехова, Кристина Малая, Диалог, 12.06.2015
Ушел из жизни «мастер осмысленной красоты» Валерий Левенталь, Мария Москвичева, Московский комсомолец, 9.06.2015
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Ушел из жизни театральный художник Валерий Левенталь, видеосюжет телеканала «Культура», 8.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
В МХТ имени Чехова до утра читали стихи, видеосюжет Первого канала, 6.06.2015
День рождения Пушкина отметили «Ночью поэзии», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 6.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
МХТ привез в Северную столицу нашумевший спектакль-провокацию, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 30.05.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
Позитивный месседж Дмитрия Дюжева. МХТ им. Чехова выступил в Ярославле, Олеся Лебедева, Аргументы и факты (Ярославль), 28.05.2015
Игорь Миркурбанов в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 27.05.2015
На сцене Волковского блистали актеры МХТ имени Чехова, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 26.05.2015
Московский Художественный театр представил ярославцам комедию, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославль), 26.05.2015
Театр станет территорией риска и лабораторных работ, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 26.05.2015
Загадка смерти Саввы Морозова, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 25.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Человек на букву «К». Виктор Гвоздицкий о Николае Шейко, Петербургский театральный журнал, 24.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Вывести свой вирус», Дмитрий Ренанский, Colta.ru, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Вот мой дом родной…, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 21.05.2015
85 лет со дня рождения Леонида Харитонова, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2015
Хабенский. Зюскинд. Контрабас., Надежда Макаренко, СИА-ПРЕСС (г. Сургут), 19.05.2015
Лариса Ломакина: «Главное — помучить кота», Анна Ананская, Весь театр (ТеатрAll), 15.05.2015
Дмитрий Брусникин в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 14.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Удивительное путешествие «Арлекина», Лилия Шитенбург, Санкт-Петербургские ведомости, 14.05.2015
11 вопросов для Эдуарда Чекмазова, Пресс-служба МХТ, 11.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Марина Брусникина на «Худсовете», видеосюжет телеканала «Культура», 8.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Семейные истории на полях Великой Отечественной, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.04.2015
Юлия Снигирь дебютировала в театре, Екатерина Салтыкова, Woman's day, 29.04.2015
Роза Хайруллина: Я бы хотела стать нулем, Анна Ананская, Театр, № 18, 28.04.2015
Вечная память, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 27.04.2015
«Неизвестный К. С.», Виктор Борзенко, Новые известия, 27.04.2015
Марина Зудина в программе «Утро на 5», видеосюжет Пятого канала, 23.04.2015
Память сердца. Эпизод 6, Эмилия Деменцова, Театрон, 23.04.2015
Поздравь Табакова!, Аргументы недели, 23.04.2015
То ли люди, то ли куклы, Надежда Стоева, Петербургский театральный журнал, 23.04.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
Люби свою королеву, Елена Левинская, Театральная афиша, 22.04.2015
«Город для тех, кто пашет», Анна Гордеева, Мослента, 22.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
«Юбилей ювелира»: а дальше — тишина?, Ирина Шведова, Московская правда, 21.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
Память сердца. Эпизод 5, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
9 вопросов для Максима Матвеева, Пресс-служба МХТ, 15.04.2015
МХТ имени Чехова привёз в Ярославль «Дом», Аргументы и факты (Ярославль), 14.04.2015
На сцене Волковского пройдет премьерный показ спектакля «Последний срок», видеосюжет Первого ярославского телеканала, 13.04.2015
Память сердца. Эпизод 4, Эмилия Деменцова, Театрон, 13.04.2015
Лучшие спектакли-бенефисы, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 13.04.2015
Время для «Мефисто», Огонёк, 13.04.2015
Пьеса о великом милосердии, Наталья Оганова, Ноев ковчег, 13.04.2015
Дмитрий Брусникин: театр никогда не возникает по указке, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 12.04.2015
Великий гример России, Независимая газета, 12.04.2015
Театр «военных действий», Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 12.04.2015
Смоктуновский, Юрий Рост, Новая газета, 10.04.2015
Неглупый человек с хорошей генетикой, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 8.04.2015
Память сердца. Эпизод 3, Эмилия Деменцова, Театрон, 8.04.2015
10 вопросов для Данила Стеклова, Пресс-служба МХТ, 3.04.2015
Память сердца. Эпизод 2, Эмилия Деменцова, Театрон, 2.04.2015
Выставка «Космический актер» в МХТ имени Чехова, видеосюжет «Новых известий», 1.04.2015
Калужане посмотрели спектакль МХТ им. Чехова в онлайн-режиме, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Калуга), 1.04.2015
Его величество, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 30.03.2015
Актер милостью Божьей, Ольга Егошина, Новые известия, 30.03.2015
Ювелиры бывшими не бывают, Григорий Заславский, Независимая газета, 30.03.2015
Память сердца. Эпизод 1, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
После «Юбилея ювелира». О памяти, Эмилия Деменцова, Театрон, 28.03.2015
Признание мэтра: Олег Табаков вручил именные награды, видеосюжет телеканала «Мир 24», 28.03.2015
Лариса Ломакина в проекте “Maskbook”, Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Игорь Миркурбанов о «Карамазовых», Мария Маношкина, Maskbook, 27.03.2015
Смерть без эмоций, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.03.2015
Уроки Смоктуновского, Ирина Корнеева, Российская газета, 26.03.2015
12 вопросов для Артёма Волобуева, Пресс-служба МХТ, 26.03.2015
Классики живительная сила, Сергей Есин, Литературная газета, 25.03.2015
Планета 5246, Ирина Корнеева, Российская газета, 25.03.2015
В МХТ имени Чехова подготовили послание потомкам, видеосюжет телеканала «Культура», 25.03.2015
В Москве начато строительство нового здания МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 25.03.2015
«Театральная провинция» откроется в Калуге, Агентство национальных новостей, 25.03.2015
Мхатовцы заложили новый театр в Нагатино, Мария Москвичева, Московский комсомолец, 25.03.2015
Всего через три года здесь будет новый МХАТ, Антон Размахнин, Вечерняя Москва, 25.03.2015
Первый камень с посланием потомкам заложен в строительство нового филиала МХТ имени Чехова, Александр Кулибанов, видеосюжет «Московского комсомольца», 25.03.2015
Нервно, грустно, современно. Главные хиты «Золотой маски», Елена Дудник, Аргументы и факты, 24.03.2015
«Живём мы с вами небогато», Татьяна Смирнова, Театрал, 23.03.2015
Первый канал отметит юбилей Иннокентия Смоктуновского, Сусанна Альперина, Российская газета, 23.03.2015
Табаков сделал свой выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 22.03.2015
Взгляд с экрана, Вячеслав Суриков, Эксперт, 21.03.2015
Олег Табаков: «Пока веселье не покинет нас – мы живы», Вера Цветкова, Независимая газета, 21.03.2015
Олег Табаков вручил свои именные премии коллегам по сцене, Общественное телевидение России, 20.03.2015
Вручение премии Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Культура», 20.03.2015
В Москве вручили премию Олега Табакова, Андрей Васянин, Российская газета, 20.03.2015
Мини-Оскар в Подвале, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Придет ли к Табакову королева?, Анна Балуева, Комсомольская правда, 20.03.2015
Табакова наградили золотом с бриллиантом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 20.03.2015
Фоторепортаж с вручения Премии Олега Табакова, Московский театр п/р О. Табакова, 20.03.2015
Игра с классиком, Анастасия Колесникова, startup.ru, 18.03.2015
9 вопросов для Дарьи Мороз, Пресс-служба МХТ, 18.03.2015
60 бриллиантов Олега Табакова, Наталья Барабаш, Комсомольская правда, 13.03.2015
Дарья Юрская: «Мой папа получается со всех сторон проблематичный», Александр Мельман, Московский комсомолец, 13.03.2015
Трагичный юбилей Олега Табакова, видеосюжет телеканала «Мир 24», 13.03.2015
8 вопросов для Яны Гладких, Пресс-служба МХТ, 12.03.2015
«Деревня дураков»: непоправимые сны, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.03.2015
Ювелирная весна, Алена Карась, Российская газета, 11.03.2015
Табаков попытался заглянуть за край, Марина Райкина, Московский комсомолец, 11.03.2015
Кто любит свою королеву…, Елена Дьякова, Новая газета, 11.03.2015
«Юбилей ювелира» в обзоре лучших спектаклей недели, видеосюжет телеканала «Москва 24», 10.03.2015
Окопная правда Иннокентия Смоктуновского, Александр Хохлов, Российская газета, 10.03.2015
«Когда холодные воды-годы смыкаются над головой…», Нина Агишева, Петербургский театральный журнал, 7.03.2015
Марина Зудина в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 6.03.2015
Королевская старость, Алла Шендерова, Colta.ru, 6.03.2015
Ювелир ждет королеву, Ирина Корнеева, Российская газета, 5.03.2015
«Юбилей ювелира», «Страна мальчишей» и «Жизнь в движении», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 4.03.2015
В МХТ грядет громкая премьера: в главной роли Олег Табаков, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 3.03.2015
Олег Табаков: Я не юбиляр, а профессионал, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 3.03.2015
10 вопросов для Павла Ващилина, Пресс-служба МХТ, 3.03.2015
«Твердый камень», режиссерская лаборатория МХТ, Екатерина Галичева, ПроАртИнфо, 3.03.2015
Олег Табаков сыграет ювелира, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2015
Табаков рассказал про «Юбилей ювелира» и свой собственный, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 2.03.2015
Лучшая реклама — отзывы зрителей. О новой инициативе МХТ, Григорий Заславский, радио «Вести ФМ», 2.03.2015
Алексей Кравченко: Главное – ощущать азарт жизни, Мила Серова, Театральная афиша, 2.03.2015
Военные «гастроли» Художественного, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 28.02.2015
Война. МХАТ. Урал, Областная газета (Екатеринбург), 28.02.2015
Игорь Золотовицкий в программе"На ночь глядя!, Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 26.02.2015
Пятёрка премьер нового сезона, Ирина Алпатова, Театрал, 26.02.2015
К 70-летию Победы: в столице Урала открывается выставка «МХАТ в Свердловске. 1942», Владимир Тищенко, Информационный портал Екатеринбурга, 25.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Гоголь — инопланетянин», Вероника Горбачева, ЯрКуб, 25.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Каждый кризис в стране театру наруку!», Елена Зайцева, Комсомольская правда, 24.02.2015
Исповедальный монолог Хабенского-контрабасиста, Светлана Леглер, Сочи Экспресс, 21.02.2015
Константин Хабенский сыграл на контрабасе в Сочи, видеосюжет телеканала «Кубань 24», 20.02.2015
У жителей Нагатино будет свой МХТ, Мария Москвичева, Московский комсомолец, 19.02.2015
15 вопросов для Артёма Быстрова, Пресс-служба МХТ, 19.02.2015
Мосгосстройнадзор: в Нагатино-Садовниках начинают строить филиал МХАТ имени Чехова, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, 17.02.2015
Весна театральная, Ваш досуг, 12.02.2015
Лучшие театральные премьеры весны-2015!, Анна Балуева, Комсомольская правда, 12.02.2015
11 вопросов для Натальи Теняковой, Пресс-служба МХТ, 11.02.2015
Премьеры и долгожители московских театров, видеосюжет телеканала «Москва 24», 10.02.2015
От Пушкина до Федора Сваровского, Андрей Щербак-Жуков, Независимая газета, 5.02.2015
Как Олег Ефремов делил МХАТ, Анжелика Пахомова, 7 дней, 4.02.2015
Игорь Верник: «Спасибо папе с мамой за мою улыбку!», Марина Долгорукая, Мурманский вестник, 4.02.2015
Марина Зудина: «Я умею быть счастливой…», Влад Васюхин, Ваш досуг, 30.01.2015
В России стартовал Год литературы, видеосюжет Пятого канала, 29.01.2015
Читаем иногда — по возможности, Ольга Тимофеева, Новая газета, 29.01.2015
8 вопросов для Александра Семчева, Пресс-служба МХТ, 29.01.2015
В круге чтения первом, Андрей Колесников, Коммерсантъ, 29.01.2015
В России официально стартовал Год литературы, Общественное телевидение России, 28.01.2015
В России официально стартовал Год литературы, видеосюжет Первого канала, 28.01.2015
Открытие Года литературы, сайт Президента РФ, 28.01.2015
Марина Брусникина на «Худсовете», телеканал «Культура», 27.01.2015
А ты моё сердце склеил?, Ирина Пекарская, startup.ru, 27.01.2015
Агент культурной безопасности, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 22.01.2015
Кто боится кролика Эдварда?, Марина Шимадина, Театр — Детям!, 22.01.2015
К разговору с Игорем Миркурбановым, Эмилия Деменцова, Театральный мир, № 12, 2014 г., 21.01.2015
МХТ на ярославской сцене, видеосюжет «Городского телеканала» (Ярославсль), 20.01.2015
МХТ вернул долг Саратову, Владимир Акишин, Саратовская областная газета, 20.01.2015
Вот моя деревня, вот мой дом родной, Эмилия Деменцова, Театрон, 20.01.2015
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Светлана Лучева, Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2015
МХТ имени Чехова дал спектакль на ярославской сцене, видеосюжет Первого ярославского телеканала, 19.01.2015
В театре имени Волкова стартовал проект МХТ имени Чехова, Елена Зайцева, Комсомольская правда, 19.01.2015
«Крейцерова соната» сыграна на сцене театра драмы, видеосюжет ГТРК «Саратов», 19.01.2015
Михаил Пореченков о Саратове: Город мне нравится, Четвёртая власть (Саратов), 19.01.2015
Добровольская о МХАТе, новой роли и современности, видеосюжет телеканала «Мир 24», 19.01.2015
Невыносимая тяжесть контрабаса, Мария Эстрова, Культпросвет, 5.01.2015