Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера»

Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Павел Ващилин — выпускник курса Олега Ефремова Школы-студии МХАТ, актер труппы МХТ им. А. П. Чехова, очень талантливый и преданный своему делу человек. «Планета Красота» поговорила с Павлом о призвании, о работе с режиссерами Константином Богомоловым и Мариной Брусникиной, о различиях мира театра и мира кино, о спектаклях Лабораторий в МХТ и о многом другом.

Милла: Успех в актерской профессии зависит от многих факторов, и человек очень рискует, выбирая этот путь: далеко не каждому сопутствует удача. Что повлияло на выбор профессии?

Паша: С самого раннего детства я чувствовал, что больше всего мне нравится выступать, танцевать, играть и находится на сцене. Были и другие планы: в старших классах школы на семейном совете было решено подавать документы в МГУ на юридический факультет. Но перед этим я решил попробовать поступить на актерский: любовь к сцене пересиливала все остальное.

М. : Я знаю, что ваши родители – не актеры. Как они отнеслись к вашему выбору?

П. : Мама отнеслась с интересом, она хорошо представляла меня в актерской профессии; а вот папа… не могу сказать, чтобы был откровенно против, но он хотел для меня более нужную в жизни профессию – например, юриста, или экономиста. Когда я начал поступать, и успешно проходил туры практически во все вузы, то отец в шутку спрашивал: «Кому заплатить, чтобы тебя НЕ взяли?». В ответ на это я всегда шутил, мол, обычно папы ищут, кого бы попросить о том, чтобы их ребенок поступил, а у тебя все наоборот (смеется).

М. : Помните ли вы свой первый выход на сцену, когда это было?

П. : Могу сказать, что я стремился к сцене всю свою жизнь, начиная с самого младенчества. Родители рассказывают, что даже мои первые в жизни слова были связаны с музыкой. Как и у большинства семей начала 80-х годов, у нас дома было много музыкальных пластинок. По рассказам родителей, я, еще будучи младенцем, мог самостоятельно показать на пластинку, которую хотел послушать. Больше всех мне нравилась пластинка Аллы Пугачевой. Однажды, когда мне поставили ее песню «Также как все, как все, как все…», я начал подпевать: «Как се, как се, как се». Такими были мои первые в жизни слова. Когда я пошел в школу, я часто пародировал песни, выступления звезд эстрады. Родственникам и одноклассникам всегда было очень весело меня слушать. Помню, однажды летом мы гуляли с мамой в парке, и там для концерта приготовили сцену. Я выбежал на нее и тут же начал читать стихи у микрофона, даже не смотря на то, что в этот момент там кто-то выступал (смеется).

М. : Кто из актеров вдохновлял вас в пору вашего актерского становления, какие были кумиры?

П. : В школьном возрасте у меня все было очень переменчиво. Был даже такой период, когда моими кумирами были Жан-Клод Ван Дамм, Брюс Ли, Шварцнеггер– у школьников 90-х годов они были необычайно популярны. Вот их я и считал вершиной мужественности и эталоном актерской игры (смеется). А если серьезно, в более сознательном возрасте меня восхищал Олег Павлович Табаков, очень нравились его фильмы «Обломов», «Мэри Поппинс, до свидания!». Позже восхищался Евстигнеевым и Папановым, нравился Андрей Миронов – яркий, характерный. Назовем это «послевандамным периодом» (смеется).

М. : А сейчас?

П. : Думаю, те же и остаются. Кроме того, я часто восхищаюсь, поражаюсь и удивляюсь определенным проявлениям того или иного актера, режиссера, певца, танцовщика – именно в конкретный момент, когда смотришь спектакль. Достаточно много людей, которые сегодня мне очень интересны, у которых я хотел бы многому научиться.

М. : Я знаю, что в юности вы были кандидатом в мастера спорта по плаванию. Занимаетесь ли вы сейчас спортом в свободное время?

П. : Стараюсь плавать в бассейне, когда бывает время – занимаюсь пробежками. Актеру очень важно поддерживать себя в нужной форме, т.к. тело – главный инструмент в нашей профессии. 

М. : Если бы вы не стали актером, то - кем?

П. : Возможно, я стал бы артистом балета, если бы не ушел в детстве из балетного кружка на четвертый день занятий. Я очень хотел танцевать, но на первом занятии мы начали с самых азов и упражнений на растяжку. Я спросил у педагога, когда же мы будем танцевать, на что мне ответили, что еще нескоро. Меня такой ответ не устроил, и я ушел из кружка. Возможно, если бы мне кто-нибудь тогда объяснил, что это определенный путь, который необходимо пройти – как и в любом деле — от основ к настоящему мастерству, тогда, быть может, все сложилось бы иначе.
Сейчас я уже не могу представить себя вне актерской профессии, хотя у каждого человека бывают дни сомнений, когда он думает: «если не так, как сейчас – то, как бы?..». В любом случае, моя профессия была бы связана с творчеством и с движением.

М. : Давайте вернемся к нашему времени. На сегодняшний день, вы - артист театра МХТ им. А. П. Чехова. Как вы пришли в труппу?

П. : После окончания школы, я, как и многие абитуриенты актерских факультетов, поступал сразу во все вузы – на курс Баталова во ВГИК, к Левертову в ГИТИС, к Афонину и Соломину в училище им. М. С. Щепкина, на курс Ефремова в Школу-студию МХАТ. Везде получилось успешно пройти все этапы творческого конкурса, после чего я решил выбрать Школу-студию. А после выпуска из Школы я и несколько моих однокурсников получили приглашение в труппу МХТ от нашего мастера курса и художественного руководителя театра, Олега Николаевича Ефремова.

М. : Думаю, многим читателем будет интересно узнать, с чего у вас начинается работа над ролью?

П. : Работа над ролью всегда начинается с режиссера. Мы живем в эпоху режиссерского театра, и все начинается именно с его идеи, задумки.

М. : В репертуаре МХТ им. А. П. Чехова за несколько прошедших лет появились, а затем — приобрели огромный успех у зрителей спектакли Константина Богомолова. Три из них – «Идеальный муж. Комедия», «Событие» и недавняя премьера «Мушкетеры. Сага. Часть первая», в этих спектаклях вы принимаете участие. Как вам работается с этим режиссером?

П. : Мне очень комфортно. Я считаю, что это плодотворное, командное, можно сказать, семейное существование, с разными перипетиями, с удачами и неудачами, с хорошими и с трудными днями. Работать с Константином – это как попасть к хорошему лечащему врачу: ты доверяешь ему на все 100 процентов (улыбается). То есть, у тебя не возникает никаких сомнений. Это счастливое существование. 

М. : Значит, в связке «актер-режиссер» вы больше предпочитаете доверяться режиссеру, нежели предлагать что-то свое?

П:. Зависит от того, насколько хорошо режиссер знает, чего он хочет. Он должен четко понимать, что он делает и для чего. Бывает и так, что артистам приходится самим все сочинять. В таком случае, работа с режиссером происходит этюдным методом: актеры сами придумывают и предлагают этюды, затем режиссер их соединяет, накидывает сверху свою идею и получается спектакль, в большей части придуманный артистами, и как бы «заключенный в упаковку» идеи режиссера. Также, работа между актером и режиссером может выстраиваться в форме «вопрос-ответ»: тогда предложения режиссера получают встречные предложения от актера. Затем, методом обсуждений и проб, актер и режиссер приходят к согласию. 
Бывает еще и такой процесс работы, в котором режиссер точно знает, чего он хочет, и просит артиста выполнять только то, что ему нужно. Постепенно актер начинает хорошо понимать выстроенную режиссером «систему координат», может предлагать что-то свое, и в концепции режиссера это будет выглядеть органично.

М. : Когда вы сами понимаете, что роль удалась?

П. : Как говорит Олег Павлович Табаков: «Роль удалась, когда зритель голосует руками и ногами». Овации и теплый прием зала – главный показатель удавшейся роли.

М. : Переживаете ли вы, если желаемую роль вдруг отдают другому актеру?

П. : Вы знаете, бывает. Но потом часто оказывается, что эта роль и не стоила переживаний (смеется). Не всегда мы сами понимаем, что нам по-настоящему нужно, а что – надуманное, не наше. Иногда случается и наоборот: роль, которую ты вначале не хотел играть, оказывается намного интересней, многогранней и глубже, чем казалось на первый взгляд. Вот уже более 10 лет вы принимаете участие в поэтических вечерах, традицию которых в МХТ ввела Марина Брусникина.

М. : Скажите, актеры обычно сами выбирают литературу или авторов для чтения на вечерах?

П. : Мхатовские вечера – та зона, где актер может в большей степени проявить качества своего характера, поговорить о самом наболевшем. Очень сложно найти материал, который соответствовал бы твоему вкусу, тебе сегодняшнему, тому, о чем именно сегодня ты хотел бы рассказать людям. Каждый актер ищет себе материал сам, вне зависимости от связки «актер-режиссер» или какого-либо предложенного сценария. Бывает, случайно находишь подходящий материал и для кого-нибудь из коллег: учитывая то, что у нас на вечерах сложилась сплоченная команда, мы все хорошо друг друга знаем, понимаем, что может подойти тому или иному человеку.
Мы начали устраивать поэтические вечера, еще будучи студентами. В ту пору мы вместе искали стихи и авторов – в газетах, литературных сборниках, по совету друзей. Разумеется, с появлением Интернета поиск нужной литературы стал более легким. Вечера можно назвать актерской отдушиной, настоящей свободой в выборе материала.

М. : Если про режиссера Марину Брусникину. Спектакль «Пролетный гусь» в течение почти 15 лет очень популярен у зрителей: на него моментально раскупают все билеты в кассах. Некоторое время назад в репертуаре Новой сцены МХТ им. А. П. Чехова были и другие спектакли Марины Станиславовны: «Сонечка», «Река с быстрым течением», «Белое на черном»… Но сегодня остался только «Гусь». Что, на ваш взгляд, отличает «Пролетного гуся» от всех остальных спектаклей?

П. : «Пролетный гусь» — самый первый в МХТ спектакль Марины Брусникиной и нашей, тогда еще совершенно юной команды. Я и другие актеры, которые принимают в нем участие, тогда только выпустились из Школы-студии. Спектакль поставлен по очень хорошей литературе – по рассказам Виктора Астафьева, а в основе сюжета — вечные темы, которые во все времена остаются важными для каждого отдельного человека. Это наш любимый спектакль, и поэтому оченьсложно его анализировать.
Что касается снятых с репертуара спектаклей, причины бывают разные, но лично я думаю, что у каждого спектакля, как и у любого живого существа на земле, есть свой собственный срок жизни. Например, в спектакле «Сонечка» мы разыгрывали историю первой влюбленности, первых отношений, создания семьи и первых разочарований. Это выглядит органично в исполнении недавних студентов, но никак не в исполнении актеров, которым почти под 40(смеется). Нужна другая энергетика, так сказать, «молодежный кураж». Похожая история, зачастую,происходит со многими студенческими спектаклями, когда их продолжают играть во «взрослом театре». В «Пролетном гусе» жизненный опыт, наоборот, оказал положительное влияние на актерское существование. Как бы ни было жалко любой спектакль, в определенный момент нужно признать его нежизнеспособным, сохранив о нем самые нежные и теплые воспоминания. 
Не стоит забывать и о том, что МХТ им. А. П. Чехова – репертуарный театр, в год здесь выпускается как минимум по 5-6 премьер, и каждый новый спектакль вытесняет предыдущий, потому что даже имеющихся трех сцен театра чисто физически не хватит на все.

М. : Не будем о грустном. Расскажите, какое у вас самое любимое место в театре?

П. : Я очень люблю старое портретное фойе. Там замечательная атмосфера. Мне очень нравится приходить туда днем, в перерывах между репетициями, или когда я просто нахожусь в театре. В те вечера, когда на Основной сцене театра идут спектакли, фойе наполнено зрителями, но я люблю приходить туда в то время, когда там совершенно тихо и даже выключен свет. В это время пространство становится совсем другим, и ты будто бы оказываешься в некой чудесной стране, как в сказке «Алиса в Зазеркалье» (улыбается).

М. : Паша, вы производите впечатление очень позитивного, доброжелательного человека, у которого всегда все хорошо. Но, в то же время, я понимаю, что у вас, как и у любого человека, могут быть не всегда положительные эмоции. Как вам удается выводить себя перед спектаклем на правильную тональность?

П. : Как правило, перед спектаклем у меня очень хорошее настроение. На работу прихожу, как на праздник (улыбается).

М. : Развейте представления большинства людей о богемной актерской жизни. Вы соблюдаете эти каноны: встаете поздно, спать ложитесь тоже поздно?

П. : Ложусь спать я действительно очень поздно. Но во время работы в кино, съемки могут начинаться рано утром, бывает, что на площадке нужно быть уже часов в 8-9 утра. Иногда и в театре ставят утреннюю репетицию, причем, вечером предыдущего дня может быть спектакль, который кончается после полуночи. Так что, «покой нам только снится» (улыбается).

М. : Раз уж мы заговорили о съемках. На сегодняшний день вы плотнее заняты в театре, нежели в кино. В театре вам нравится работать больше?

П. : Вы знаете, это очень интересный вопрос. В пору моей профессиональной юности я был очень занят в театре. Тогда я мог выходить на сцену больше 30 раз в течение календарного месяца: бывало так, что я играл два дневных спектакля подряд – например, две «Ундины», и еще один спектакль вечером того же дня. Сниматься было просто некогда. Сейчас в театрах уже нет такого, чтобы один и тот же актер выходил на сцену в трех спектаклях в течение одного дня.
Позже график стал немного свободнее, я начал работать в кино и продолжаю сниматься. Но, мне действительно больше нравится работать в театре: на сцене все происходит «здесь и сейчас», и даже если у тебя была какая-то ошибка, ты сможешь ее исправить, сыграть в следующий раз по-другому. Сыграв роль в кино, ты, можно сказать – «плюнул в вечность». Я даже склоняюсь к мысли, что киноактер и театральный актер – это две разные профессии, два разных мира. Вместе с тем, каждый из этих миров по-своему прекрасен.

М. : Как вы совмещаете личную жизнь и профессию?

П. : Даже не знаю, где проходит граница между личной жизнью и профессией — у меня они очень тесно связаны. Так сказать, «все смешалось в доме Облонских» (улыбается).

М. : Очень много лет вы дружите с актрисой труппы МХТ Юлией Чебаковой. А вы помните, с чего начиналась ваша дружба?

П. : Мы познакомились с Юлей, когда поступали в ГИТИС на курс Левертова и оказались в одной десятке. После прослушивания Левертов попросил остаться нас двоих, и сказал, что хочет нас взять к себе на курс. Потом мы с Юлей пошли гулять, много разговаривали, в тот же вечер сходили на спектакль в Современник. После мы часто созванивались, а вскоре вместе поступили в Школу-студию, и с этого момента уже не расставались.

М. : Как вы считаете, что укрепляет дружбу?

П. : Я думаю, что любые взаимоотношения между людьми укрепляет чувство юмора. Еще главное в дружбе это – никогда не играть в одни ворота, все время быть во взаимосвязи.

М. : В сентябре этого года прошли гастроли «Идеального мужа» в Корее. Как вам корейская публика?

П. : Им очень понравился спектакль, они были в восторге. Спектакль шел на русском, с корейскими и английскими субтитрами. Зрители были очень внимательны и включены в происходящее на сцене.

М. : Что вам показалось новым и необычным в самой стране, что понравилось?

П. : Для меня восточные страны – это всегда необычно. Я больше европейский человек, Европа мне ближе и понятней. А корейцы – немного инопланетяне (улыбается). С другой стороны, я думаю, что и они нас воспринимают, как людей с другой планеты. Вместе с этим, восточные страны очень доброжелательны по отношению к иностранцам, там очень приятно находиться. Сложности бывают лишь с языком (не все говорят на английском) и с их кухней – когда просишь не острое блюдо, приносят самое-самое острое (смеется).

М. : Как проводите летний отпуск?

П. : Летом у меня обычно съемки. А если съемок нет, то чаще всего я езжу в Болгарию. Там также любят отдыхать Дмитрий и Марина Брусникины, Яна Колесниченко, Юля Чебакова. Мы дружно облюбовали этот уголок мира. Профессия и личная жизнь у нас связанны настолько, что нам всегда комфортно вместе — как работать, так и отдыхать (улыбается).

М. : В каком месте на земле вы бы хотели побывать?

П. : Я бы очень хотел побывать в Шотландии. В Великобритании я уже бывал несколько раз – в Лондоне, в Брайтоне. Но с самого детства, еще рассматривая картинки вересковых полей, старинных замков, зачитываясь легендами о средневековых рыцарях, я всегда мечтал о Шотландии. 

М. : Часто ли бываете на спектаклях в качестве зрителя?

П. : Да, я стараюсь всегда, когда есть возможность, посещать театральные фестивали, смотреть постановки в других театрах. Я считаю, что актер должен быть постоянно включен в процесс того, что происходит вокруг. Актер и зритель – участники одного и того же процесса, как, например, пешеход и водитель: оба участвуют в дорожном движении. Если говорить про недавние премьеры, мне очень понравился спектакль «Бунтари» Александра Молочникова (МХТ им. А. П. Чехова, Малая сцена — прим. ред.), хотя из драматических спектаклей я в этом сезоне пока что посмотрел не так много. В моем зрительском меню, в основном, были опера и балет.

М. : Где еще вы бы хотели поработать в будущем?

П. : Очень хотелось бы всегда работать в Московском Художественном театре (смеется). Честно говоря, я совершенно «домашний» актер, у меня никогда не было опыта «уходить на сторону» в театре.
Благодаря Олегу Павловичу Табакову и дирекции МХТ у нас есть уникальная возможность работать с режиссерами из разных стран и пробовать себя в их проектах внутри театра. (МХТ им. А. П. Чехова — единственный театр в России, который в рамках Лабораторий предлагает европейским режиссерам ставить в Москве спектакли по пьесам своей страны, но при участии актеров труппы. – прим. ред.). Поэтому, никогда не возникает ощущения, будто бы ты находишься в замкнутом пространстве.
Лаборатории были посвящены французскому театру, немецкому, финскому, испанскому. Мне очень понравилось работать с французским режиссером Марсьялем Ди Фонзо Бо, несколько лет назад он ставил спектакль «Башня Дефанс». Чуть позже в рамках Лаборатории немецкого театра был создан вербатим «Брат Эйхман», в нем я также принимал участие. Вместе с приглашенными режиссерами актеры получают возможность познакомиться с множеством культур мирового театра.

М. : Полтора года назад в одном интервью вы сказали, что хотели бы попробовать себя в качестве режиссера. Есть ли у вас какие-нибудь идеи на этот счет?

П. : Некоторые люди в моем окружении очень хотят, чтобы я попробовал себя на этом поприще. Конечно, у меня есть некоторые задумки на этот счет, но я считаю, что пока все это находится лишь в стадии созревания. Не стоит торопить события. Разумеется, не следует просто сидеть на одном месте, нужно всегда находиться в тонусе, в движении; но в творческой сфере есть такие вещи, которые важно сделать и не раньше положенного срока, и не «передержать в термосе». Всему свое время, и если что-то должно случиться — то оно случится.
2016
«Высокий идеал московских всех мужей» — из будущего, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 31.12.2016
Механика любви, Алина Артес, Wecherom.ru, 30.12.2016
350Сентрал-парк Вест, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 26.12.2016
Артём Волобуев: «Для меня дуракаваляние стало работой», Полина Колесниченко, Аргументы и факты, 17.12.2016
Богомолов поставил в МХТ Вуди Аллена, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.12.2016
РАМТ поздравил своего патриарха, Елена Владимирова, Театрал, 13.12.2016
Вуди Аллен идеален, или Звезды без одеял, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 13.12.2016
«Театральный роман» в семи экземплярах, Зоя Игумнова, Известия, 9.12.2016
Дмитрий Назаров в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 5.12.2016
Вудиальный театр, Вячеслав Суриков, Эксперт, 5.12.2016
«В отчаянной попытке остаться вдовой», Анна Банасюкевич, Lenta.ru, 5.12.2016
Любовь и измены без всякого хулиганства, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 4.12.2016
«Афиша»: фильм «Союзники» и спектакль «Сентрал Парк-Вест», видеосюжет телеканала «Москва 24», 1.12.2016
На что сходить в театр в декабре, Кристина Матвиенко, Газета.ru, 1.12.2016
Марина Зудина в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 28.11.2016
Главная премьера ноября в МХТ им. Чехова, видеосюжет телеканала «Дождь», 28.11.2016
Вуди Аллен и Константин Богомолов. Что-то будет, Ольга Демченко, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 26.11.2016
В МХТ им. Чехова покажут спектакль по Вуди Аллену, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.11.2016
«МК» вручил театральную премию лучшим актерам и режиссерам России, Александр Мельман, Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 23.11.2016
Вечно молодой, Людмила Прохорова, Ревизор, 21.11.2016
Театральная премия «МК» собирает лучших, Московский комсомолец, 20.11.2016
«Лёха» — спектакль длиною в жизнь, Наталья Анисимова, Столичный информационный портал «ЯМосква», 19.11.2016
Юлия Поспелова: «В театре можно всё», Юлия Шумова, конкурс новой драматургии «Ремарка», 15.11.2016
«Москва 24» о премьере «Спящего принца», видеосюжет телеканала «Москва 24», 14.11.2016
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
Театральный педагог с большой буквы, Оксана Полякова, Вечерняя Москва, 10.11.2016
В МХТ им. Чехова вручили памятных «Чаек» сотрудникам театра, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2016
А чайка — награда за верность, решили театральные актеры, Борис Войцеховский, Вечерняя Москва, 28.10.2016
Филипп Янковский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 26.10.2016
Биография Владимира Кашпура, РИА Новости, 26.10.2016
Что движет светилами, Марина Токарева, Новая газета, 24.10.2016
Сквозь розовые очки, Елена Федоренко, Культура, 19.10.2016
«Dreamworks. Мечта сбывается» в МХТ имени Чехова, Эвелина Гурецкая, The Hollywood Reporter Russia, 18.10.2016
Купеческий сын. От Алексеева к Станиславскому, Татьяна Басова, Super Стиль, 14.10.2016
На сцене МХТ им. А. П. Чехова расцвел розарий, Наталия Козлова, Мир женской политики, 12.10.2016
С «Домом» как к себе домой!, Юлия Миленькая, Литер (Казахстан), 4.10.2016
Большие гастроли, Ксения Евдокименко, Время (Казахстан), 4.10.2016
Театр должен действовать на воображение, а не на нервы, Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 4.10.2016
Ирина Пегова: «Артист сам себя создает своими ролями», Алексей Киселев , Театральная афиша, 3.10.2016
Театральный фестиваль Tolstoy Weekend. Как это было, видеосюжет канала «ТелеТула», 3.10.2016
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
В МХТ имени Чехова наступила весна, Дарья Лабутина, Татьянин день, 30.09.2016
Мюзикл для «первой леди» английской литературы, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.09.2016
Белогорье встречает лучших актеров России, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.09.2016
Тигр из «Табакерки», Елена Дьякова, Новая газета, 19.09.2016
Как в зеркале жизни, Юлия Владимирова, Наш Красноярский край, 11.09.2016
Сергей Безруков выиграл велогонку среди артистов, Дарья Хальзова, Комсомольская правда, 11.09.2016
В Ясной Поляне Пореченков увидел тень Толстого, Елена Шулепова, Российская газета, 10.09.2016
Театр, который исполняет желания, Дарья Лабутина, Татьянин день, 9.09.2016
В мэрии вручили ежегодную премию Москвы 29 деятелям культуры, агентство городских новостей «Москва», 8.09.2016
Олег Табаков: «Грешно не верить…», Сергей Грачев, Аргументы и факты, 7.09.2016
На сборе труппы в МХТ Табаков удивил всех, видеосюжет телеканала «Мир 24», 4.09.2016
МХТ открывает 119-ый театральный сезон, Мир женской политики, 3.09.2016
Фотопроект «Город на память». МХТ имени Чехова, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 2.09.2016
Константин Богомолов сменил имидж ради пьесы Вуди Аллена, ИА Национальная служба новостей, 31.08.2016
Табаков примерит китель губернатора, Зоя Игумнова, Известия, 31.08.2016
МХТ им. Чехова открывает 119-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 30.08.2016
Открытие сезона в МХТ превратилось в моноспектакль, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.08.2016
В театре Маяковского и МХТ им. Чехова прошли сборы трупп, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 30.08.2016
Террариум единомышленников, Александр Малюгин, Аргументы недели, 25.08.2016
В СССР его «прокляли и забыли», Дмитрий Суворов, Уральский рабочий, 24.08.2016
Русский Де Ниро, Ольга Стопинская, vesti.lv, 23.08.2016
Новый театральный сезон вступает в борьбу за зрителя, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.08.2016
Олег Табаков сегодня отмечает свой 81-й день рождения, Елена Милиенко, Новые известия, 17.08.2016
Юрий Стоянов: «Я прятался от Табакова», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2016
Олег Табаков: 80+1, Известия, 17.08.2016
Театр рождается по необходимости, Александр Малюгин, Аргументы недели, 11.08.2016
Николай Чиндяйкин: «Здесь осталась часть моего сердца», Маргарита Зиангирова, Омская правда, 9.08.2016
Игорь Миркурбанов: «Удивить меня трудно», Елена Тришина, Театрал, 7.08.2016
В Москве стартует новый театральный сезон, видеосюжет Первого канала, 4.08.2016
Олег Ефремов и театральная Москва, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести FM», 23.07.2016
Пазл из слоновой кости, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 22.07.2016
Почему Алексей Варламов считает Булгакова и Алексея Толстого антиподами, Елизавета Вознесенская, Российская газета, 7.07.2016
Эскиз спектакля «Зулейха открывает глаза» представлен в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 5.07.2016
Интервью с Инной Сухорецкой, Мила Денёва, Open minded people, 1.07.2016
«Зулейха открывает глаза» на сцене и на экране, Ренат Гадельшин, Московский комсомолец (Казань), 30.06.2016
«МК» подводит итоги театрального сезона, Марина Райкина, Московский комсомолец, 30.06.2016
…В себе на ощупь ищет солнце, Алексия Мелевская, Аргументы недели, 30.06.2016
Дарья Юрская в программе «Звонят, откройте дверь!», Московский образовательный интернет-канал, 29.06.2016
Катарсис от московских гостей, Татьяна Смирнова, Курск сегодня, 28.06.2016
В Курске – пролетная… чайка!, Городские известия, 25.06.2016
В Школе-студии МХАТ выпускникам вручили дипломы, видеосюжет телеканала «Культура», 24.06.2016
Бандерас для небедных, Евгения Заболотских, Гудок, 24.06.2016
МХТ имени Чехова — в Курске, видеосюжет телерадиокомпании «Сейм» (Курск), 23.06.2016
Большие гастроли, видеосюжет ГТРК «Курск», 23.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом всё труднее находить звёзд», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 19.06.2016
Рецензия: «Макбет», Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.06.2016
И народные артисты, и артисты «из народа», Виктор Борзенко, Театрал, 13.06.2016
Человек на поводке у судьбы, Анастасия Вильчи, Index-art, 9.06.2016
«Такое дело есть — любить», Анастасия Скорондаева, Российская газета, 3.06.2016
«Ночь поэзии» прошла в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 2.06.2016
Черешня для избранных, Элеонора Лукьянова, Вечерняя Москва, 31.05.2016
Марина Давыдова — Олегу Табакову, Марина Давыдова, Colta.ru, 31.05.2016
Фестиваль «Радуга» продемонстрировал многоцветье современного театра, Екатерина Данилова, Страницы Воронежской Культуры, 29.05.2016
Дмитрий Брусникин: «Театр-дом – это внутреннее понятие», Мария Третьякова, Экран и сцена, 28.05.2016
Человек чувствующий, Мария Хализева, Экран и сцена, 28.05.2016
Макбет начинает и проигрывает, Светлана Наборщикова, Известия, 25.05.2016
Виктор Рыжаков в программе «Главная роль», телеканал «Культура», 23.05.2016
Интервью с композитором Игорем Вдовиным, Иван Ивашкин, Open minded people, 22.05.2016
Магический МХТ: путешествие в закулисье, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 22.05.2016
“Dreamworks”, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 19.05.2016
На петербургском фестивале «Радуга» на сцену вышли московские «Бунтари», видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 19.05.2016
«Радуга» окрасилась в цвета бунтарства, Евгений Авраменко, Известия, 18.05.2016
Удивлять зрителей? Всегда готовы!, Елена Добрякова, Вечерний Петербург, 17.05.2016
«Призрачно всё в этом мире бушующем…», Юлия Бурулёва, World Podium, 15.05.2016
Великий и неповторимый Станиславский, Григорий Заславский, Римма Кречетова, радио «Вести ФМ», 14.05.2016
“Dreamworks”: мечтайте, пока мечтается, видеосюжет телеканала «Мир 24», 14.05.2016
Интервью с режиссером Виктором Рыжаковым, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 14.05.2016
Dream иногда works, Нина Агишева, Сноб, 14.05.2016
«Афиша»: «Angry Birds в кино» и “Dreamworks” в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Москва 24», 13.05.2016
«Радугу» в Питере откроют московские «Бунтари», Елена Добрякова, Мой район (Санкт-Петербург), 13.05.2016
На потребу реплики, Роман Должанский, Коммерсантъ, 13.05.2016
То ли девушка, а то ли виденье, Ирина Корнеева, Российская газета, 12.05.2016
Мечтоносец, Елена Жихарева, Русский пионер, 12.05.2016
Любил Москву как женщину, Александр Васькин, Независимая газета, 12.05.2016
Мечта сбывается и не сбывается, любовь приходит к нам порой не та…, Евгений Чесноков, Столичный информационный портал, 11.05.2016
В ТЮЗе будет РАДУГА, Экстраблог.РФ, 28.04.2016
«Макбет» — трагедия власти, Марина Эратова, Закулисье, 28.04.2016
Зрителю нужна интонация, Елена Захарук, Саратовская панорама, 27.04.2016
О музыканте-ремесленнике и контрабасе, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 26.04.2016
В «Киномаксе» начали транслировать столичные спектакли, Марина Сурикова, Телефакт (Челябинск), 25.04.2016
Юрий Стоянов: «В театр нельзя „забежать“, Александр Лобецкий, РИАСАР (Саратов), 22.04.2016
В Саратове начались гастроли МХТ, Саратовские областные новости, 21.04.2016
Алексей Кравченко в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 19.04.2016
«Макбет свободен только на поле боя», Зоя Игумнова, Известия, 19.04.2016
Нина Гуляева отмечает юбилей, Татьяна Петренко, Театрал, 18.04.2016
Поздравления с юбилеем принимает Нина Гуляева, видеосюжет телеканала «Культура», 18.04.2016
Весна театральная, Коммерсантъ, 12.04.2016
Александр Семчев: «Я знаю, как набрать вес», Екатерина Смирнова, Тверской информационный портал, 8.04.2016
Трикстер нашего времени, Валерия Турецкая, startup.ru, 6.04.2016
Режиссер Марина Брусникина: «Человек не меняется вообще», Светлана Полякова, Новые известия, 4.04.2016
МХТ имени Чехова привез в Петербург сразу три премьеры, видеосюжет телекомпании НТВ (Санкт-Петербург), 1.04.2016
«Бунтари». Коллаж, Валерия Новокрещенова, Rara Avis. Открытая критика, 31.03.2016
Хабенский с контрабасом продолжит гастроли МХТ, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
МХТ покажет в Петербурге обновленный хит № 13D, Андрей Пронин, Фонтанка.ру, 31.03.2016
Савва Морозов: созидать или разрушать?, Лариса Михайлова, Великая эпоха, 28.03.2016
Москва и Петербург обменялись театрами, Светлана Мазурова, Российская газета, 27.03.2016
13 вопросов для Софьи Райзман, Пресс-служба МХТ, 25.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, видеосюжет телеканала «РЕН-ТВ», 24.03.2016
Служебный вход в жизнь театра, Александр Андриевич, Geometria.ru, 24.03.2016
Олег Табаков вручил именную премию, Ксения Коробейникова, Московский комсомолец, 24.03.2016
«Космический» зал в Камергерском, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 22.03.2016
ВОС/ПОМИНАНИЕ, Эмилия Деменцова, Театрон, 22.03.2016
8 вопросов для Валерия Трошина, Пресс-служба МХТ, 15.03.2016
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Владимир и Ия, Антон Орехъ, радио «Эхо Москвы», 12.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
Суждены им благие порывы, Ольга Фукс, Экран и сцена, 11.03.2016
МХАТ: от Станиславского и Немировича-Данченко до Ефремова, Григорий Заславский, Борис Любимов, радио «Вести ФМ», 5.03.2016
На Малой сцене МХТ поставили комедию об одиночестве, видеосюжет телеканала «Культура», 4.03.2016
Марина Брусникина в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 3.03.2016
«Ничего себе звезда, которая стоит в очереди за рыбой!..», Елена Константинова, Свободная пресса, 2.03.2016
Извините, я еду к вам, Нелли Проторская, Диалог культур, 2.03.2016
Талант и добросердечие Ии Саввиной, Михаил Захарчук, Столетие, 2.03.2016
Исполнилось 80 лет со дня рождения Ии Саввиной, видеосюжет телеканала «Культура», 2.03.2016
Биография Ии Саввиной, РИА Новости, 2.03.2016
Материнская доля большой актрисы, Николай Старых, Коммуна (Воронеж), 1.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
Анатолий Белый в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 29.02.2016
Пьянящая свобода бунта, Лариса Каневская, Театральный мир, № 2, 26.02.2016
Константин Хабенский в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 25.02.2016
«Телефон доверия». МХТ им. А. П. Чехова, Полина Тихонова, World Podium, 24.02.2016
80 лет со дня рождения Ии Саввиной, телеканал «Культура», 24.02.2016
Павел Ващилин: «Театр начинается с режиссера», Камилла Конвэй, Планета Красота, № 1-2, 20.02.2016
Юрий Бутусов в программе «Линия жизни», телеканал «Культура», 19.02.2016
Бунтари: Мама, это рок-н-ролл, Екатерина Балуева, Субкультура, 19.02.2016
Наталья Тенякова в программе «На ночь глядя», Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 19.02.2016
Театр рвется на экраны, Вечерняя Москва, 15.02.2016
В МХТ состоялся юбилейный вечер Марины Брусникиной, видеосюжет телеканала «Культура», 15.02.2016
Ещё нет, Александр Журов, блог журнала «Новый мир», 13.02.2016
Бунтари, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 9.02.2016
Виктор Хориняк: «Я был тронут добротой детей в Подмосковье», Денис Сутыка, Подмосковье сегодня, 29.01.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
16 вопросов для Наташи Швец, Пресс-служба МХТ, 26.01.2016
«Достоевский» Богомолова, Света Анош, Театрон, 25.01.2016
Бунтарская премьера, видеосюжет телеканала «Мир 24», 23.01.2016
Афиша: спектакль «Бунтари» в МХТ, видеосюжет телеканала «Москва 24», 23.01.2016
Деревня дураков, Анастасия Вильчи, Index-art, 21.01.2016
Игорь Миркурбанов: «Если я буду жалеть себя, я обворую вас», Алла Шендерова, Театральная афиша, 20.01.2016
Алла Тарасова. Загадочная королева сцены, Мария Морозова, SuperStyle, 20.01.2016
Анатомия протеста, Антон Хитров, Colta.ru, 20.01.2016
Рок-н-ролл жив — «Бунтари» в МХТ им. А. П. Чехова, Софья Ефимова, Театральный буфет, 18.01.2016
13 вопросов для Нины Гусевой, Пресс-служба МХТ, 18.01.2016
Клуб веселых и народнических, Роман Должанский, Коммерсантъ, 18.01.2016
Трэш-водевиль с мушкетерами, Ирина Шведова, Московская правда, 15.01.2016
Биография Евгении Ханаевой, РИА Новости, 2.01.2016