| Место рискаАнна Сиротина, Аэрофлот, 2.11.2018 Юрий Бутусов родился в городе Гатчине Ленинградской области. Окончил судостроительный техникум, а затем режиссерский факультет Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Уже его дипломный спектакль «В ожидании Годо» по пьесе Сэмюэла Беккета получил две премии «Золотая маска». В тот же год режиссер был приглашен в Театр Ленсовета. В его послужном списке десятки постановок и России я за рубежом. Спектакли Бутусова неординарное прочтение классики. Их отличает яркий визуальный ряд, метафоричность и свободное обращение с драматургией. В сентябре 2018 года Юрий Николаевич стал главным режиссером московского Театра имени Евгения Вахтангова.
Какие у вас ближайшие планы? Вернулся из Южной Кореи, где ставил «Кукольный дом» Ибсена. Два месяца репетировали по восемь часов в день. 8 и 9 ноября в РАМТ приезжал из Петербурга мой «Гамлет», премьера Театра Ленсовета. 12 ноября в Театре Вахтангова – сатириконовская «Чайка». О дальнейшем пока умолчу.
Премьера в МХТ спектакля «Человек из рыбы» по пьесе Аси Волошиной ваше первое обращение к современной драматургии? Как ни странно, это так. Был в моей биографии Александр Вампилов, но его творчество уже стало классикой. Еще пьеса братьев Пресняковых, но она перекликается с темой романа Льва Толстого «Воскресение».
Что вас привлекло в этом тексте? Чувство, которое возникает при прочтении, при встрече с каким-то серьезным явлением, очень трудно определить и сформулировать. Когда начинаешь его вербализовать, оно становится плоским, банальным и не соответствует тому, что ты испытал. А еще, если слишком внятно проговоришь, найденное чувство вообще может от тебя уйти. Поэтому я предпочитаю не отвечать на такие вопросы. Просто сидишь и ждешь, когда к тебе придет пьеса. Мне кажется, не мы находим их, а они отыскивают нас. Читаешь и ждешь. У тебя есть о голове какой-то набор предпочтений, но это не значит, что ты прочел и сразу ахнул. Материал может лежать в тебе много лет. А потом в какой-то момент по стечению обстоятельств, в связи с изменившейся атмосферой времени и того, что происходит с тобой, в стране, в мире, текст вдруг выползает из недр подсознания. И ты должен понять и услышать, что настало время с этой пьесой поспорить.
Значит, важнейшее качество драматургии актуальность? Нет, для меня это не так, для меня важнее поэтический строй, эмоции, чем пропитана пьеса. Суть профессии режиссера, то, что отличает ее от всех остальных, умение поймать момент необходимости возникновения этого произведения на сцене. Помимо всех остальных вещей знания психологии, умения работать с актером, с композицией
Наверное, это то, что Товстоногов называл сверхзадачей. Если не говорить специальными терминами, то чувство, когда все слагаемые совпадают. Что касается «Человека из рыбы», это невероятной искренности и честности текст. Мощное гражданское высказывание драматурга. И еще, что особенно важно для меня, пьеса пропитана сумасшедшим человеколюбием. Наверное, это и есть ответ на ваш вопрос.
Автор Ася Волошина много говорила о метафоричности своей истории. Вы сразу обнаружили поэзию в бытовом сюжете? Огромное количество пьес не выходит за рамки бытописаний. А «Человек из рыбы» содержит серьезные обобщения, внятный этический посыл и невероятно острую театральную форму.
Действие пьесы происходит в питерской квартире. Не слишком ли велика для постановки сцена Московского Художественного театра? Я люблю большие пространства. Они дают возможность больших обобщений, больших смыслов, в них сложно работать, и это меня привлекает. Когда начинал, сделал три постановки в камерном пространстве. Они были успешны, и после этого мне стала интереснее крупная форма. Что касается квартиры на Караванной, то это метафора, к обычной квартире она не имеет никакого отношения.
А что вы не любите в театре больше всего? Успокоенность и непонимание того, что театр, как и жизнь, должен развиваться и меняться. Это не музей, он тесно связан с сегодняшним днем. Я не люблю, когда мне со сцены не задают вопросов. Мне не нравится антрепризная пустота, когда актер думает: «Стоит только выйти на сцену, улыбнуться и все будет в порядке». Неприятно, что на многих площадках утрачено человеческое и профессиональное достоинство и они превратились в развлекательные учреждения. Сейчас очень много агрессивного непонимания сути и желания навязать всему сообществу представление о театре как о предприятии обслуживания населения, нацеленного лишь на зарабатывание денег. А театр важнейшее место, наравне со школой и больницей.
Как вы понимаете, что спектакль удался? Успех связан с особым чувством, которое рождается в зале и в тебе, когда спектакль нас объединяет. Как только появляется что-то настоящее, все сразу это нутром чуют. И если все сделано честно и хорошо, если правильно заданы важные вопросы, люди откликнутся, придут.
За последними событиями в современном искусстве успеваете следить? К сожалению, не успеваю смотреть все, что хотел бы. Люблю немецкий театр. Потрясение этого года Тальхаймер с «Кавказским меловым кругом». Очень жалею, что убрали из берлинского «Фольксбюне» Франка Касторфа, который успешно управлял этим театром четверть века. В мире искусства жизнь кипит. Есть Водолазкин, Сорокин, Улицкая, Шаров. Это те авторы, которые мне интересны. Недавно удалось посмотреть «Аритмию» Хлебникова фильм, прекрасный своей актуальностью. Я бы не смог такое сделать.
А себя считаете хорошим руководителем? Извините за нескромность, да. Семь лет в Театре Ленсовета доказали это.
Значит, с вами легко договориться? Конечно, я человек компромисса. Но у меня есть принципы, через которые не могу переступить. Если почувствую, что переговоры бессмысленны, просто уйду. Если я не нужен до свидания. Время возможности компромисса имеет ограничение. Я устаю, и мне жалко времени. Хочу двигаться, учиться, воспринимать.
То есть идти ва-банк не лучший выход? Я могу рисковать только на сцене, там не боюсь ничего. А в жизни все наоборот, и общение с внешним миром для меня непросто и болезненно. Только театр родное место, там я как рыба в воде. Мне интересно только одно дело в жизни. Когда-то очень увлекался футболом, но потом его вытеснила сцена. Иногда жалею: быть может, я что-то упускаю. Еще я большой путешественник, люблю ездить по разным странам.
Чаще выбираете новые места или проверенные? Люблю возвращаться туда, где было хорошо, делать то, что уже делал, а потом мчаться куда-то по новому маршруту. Это никак не противоречит друг другу. В последнее время не остаюсь в России на Новый год, потому что родителей уже нет, а прежде мы вместе собирались у елки. Мама с папой ушли, и теперь стараюсь куда-то уехать. Побывал во многих странах, пытаясь вернуть ощущение праздника. И в этом мне часто помогает Аэрофлот. (Смеется.) Впечатления, которые я получаю от новой страны, и есть праздник. Никогда не стремлюсь к тому, чтобы Новый год был необычным, ненавижу фейерверки, шум и грохочущую музыку. Для меня самое важное тишина, покой, хороший стол и узкий круг близких людей.
Какие страны открыли за последний год? Африку, страну Габон. Это совершенно фантастическая история. Я до сих пор под огромным впечатлением. В самом центре континента, на экваторе, добраться туда очень сложно сначала самолет, потом джипы, лодки. Я тяжело переношу жару и очень боялся, но все прошло легко. Было два местных проводника Юра и Дима. Это их реальные имена, по паспорту! Юра видимо, потому что Гагарин, а Дима сказал, что папа назвал его в честь какого-то русского футболиста. У меня есть предположение, что в честь Аленичева. Они могли видеть, как Дмитрий играет в испанской футбольной команде.
Чем еще запомнилась Африка? Стадами слонов, которые выстраивают крепости вокруг своих малышей. И ужасом пейзажа, когда мы ехали по кромке океана, и был отлив. До воды метров сто, и километров двадцать мы видели нескончаемую полосу пластмассовых бутылок, резины, даже компьютер там валялся. Вот что мы делаем с планетой. Я и так человек аккуратный, но после этого стараюсь, насколько возможно, заниматься разделением мусора. Иначе можно умереть от страха. Это Африка, и там ничего нет, кроме слонов и километров этой грязи. Видимо, течения все сносят туда. Еще открытием для меня стала Хорватия, просто чудо какое-то. И невероятное путешествие в Грузию, в Казбеги, где я по¬знакомился и подружился с удивительными людьми. Фантастическая страна! А в списке постоянных привязанностей Финляндия, всегда стараюсь провести летний отпуск в этом покое, чистоте и аккуратности.
Кроме театра и путешествий, что-то увлекает? Я обожаю велосипед, рыбалку, музыку, учусь готовить, люблю белое вино, книги.
Ваше кредо? У Чехова в одной из пьес есть фраза: «Околеванца нет, и на том спасибо».
Статья опубликована в журнале «Аэрофлот» в ноябре 2018 г.Водобоязнь, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 7.12.2018 Два Олега, Александр Попов, Театр, 14.09.2018 Тихий лидер, Павел Руднев, Петербургский театральный журнал, 17.08.2018 | |