| Приглашение на балОльга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019 «И жизнь, и слезы, и любовь»
И вот уже совсем недавняя премьера в МХТ им. Чехова – «ХХ век. Бал» – в постановке заслуженного деятеля искусств Аллы Сигаловой при участии генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста и знаменитого историка моды Александра Васильева – художника по костюмам.
Примечательно, что без слов, языком танца и музыки, артисты рассказали об основных событиях ХХ столетия, в котором было все: изысканный Серебряный век, кровавая революция, Гражданская и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии, хрущевская оттепель, афганская война, лихие 90-е. У каждого времени – свой танец и свои образы. Например, период с 1917 по 1922 годы – это залихватское «Яблочко» в исполнении комиссарши из «Оптимистической трагедии» и огненный танец Айседоры Дункан. Символом 1963 года по праву стал фильм «Я шагаю по Москве» с его главной метафорой – девушкой, бегущей под дождем за велосипедом. Да, это было время надежд, как вскоре выяснилось, несбывшихся…
В финале мы видим хорошо известное выступление Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года, в котором он простился с россиянами и попросил у них прощения, и вслед за этим – телеобращение Владимира Путина, исполнявшего в ту пору обязанности премьер-министра.
Так закончился для России ХХ век. Для старшего поколения этот спектакль – ностальгия по прошлому, близкие сердцу воспоминания, для молодого поколения – возможность посредством ярких сценических образов пережить, прочувствовать и лучше понять ту эпоху, которую они знают лишь по сухим строчкам учебников.
Поэтому очень важно, что происходящее на сцене дополнялось фрагментами из документальных и художественных фильмов, звучали голоса Маяковского, Вертинского, Высоцкого, Визбора, Иосифа Бродского.
А лейтмотивом спектакля стал летящий с экрана прямо в зал бронепоезд, который, видимо, вопреки всем правилам будто сорвался с запасного пути и потерял управление. Он безжалостно сметает на своем пути чеховских дам в белых платьях и широкополых шляпах, которых мы видим в прологе спектакля. Вишневый сад будет вырублен под корень…
Сплав разных видов искусств, мультимедийных средств, спецэффектов – тоже одна из тенденций современного театра, который находится в поиске новых путей и форм выражения.
Полная версия статьи на сайте газеты «Вести образования».Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019 | |