Сергей Сосновский: «Раздавят человека — и ничто в их душах не шелохнётся»

Александра Антонова, Театрал, 11.10.2019
В МХТ имени Чехова премьера – режиссер Екатерина Половцева поставила «Венецианского купца» Шекспира. Шейлока сыграл Сергей Сосновский. Сыграл трагедию чужака, изгоя, который тщетно пытается втолковать всему миру, что он такой же человек, как и другие. Когда Шейлок на авансцене произносит свой знаменитый горький монолог: «Да разве у жида нет глаз? Нет рук, органов, чувств, привязанностей, страстей?» – зал замирает. Директор Шекспировского института Майкл Добсон, побывавший на спектакле в Москве, высоко оценил эту премьеру: «Среди всех постановок „Венецианского купца“, которые я смотрел в разных странах, начиная с 70-ых, работа Екатерины Половцевой – возможно самая актуальная и убедительная…. Этот спектакль раскрывает пьесу по-новому, на злобу дня – там показаны и глубокое размышление над собственным „я“, и проблема поиска „козла отпущения“, и тема ограничений и космополитизма. Комедийная форма и серьезный посыл сплелись – все как у Шекспира».
Сергей Сосновский играет на сцене МХТ уже 15 лет – с тех самых пор, как Олег Табаков сманил его, премьера Саратовского театра драмы, в Москву. В интервью он рассказывает о том, что было для него самым главным в роли Шейлока, о работе в Москве и провинции, о радости и нерве актерской жизни.

– Многие из ваших ролей исследуют тему взаимоотношений отцов и детей. Это и мхатовский «Гамлет» Юрия Бутусова, где вы играли Призрака, и Сарафанов в «Старшем сыне», поставленном Константином Богомоловым в «Табакерке». И даже Жорик-старший в недавней «Одессе» Валерия Тодоровского – парализованный дедушка, на глазах у которого несовершеннолетняя внучка заводит роман со взрослым мужчиной. Ну и, конечно, Шейлок. Можно ли сказать, что отцы и дети – это ваша тема?

– Можно. Совершенно точно. Спектакли на эту тему были у меня еще в Саратове. Например, в Саратовской драме я играл в потрясающей постановке Александра Дзекуна «Додо» – аллегорической истории о том, как на Земле остались две птицы породы додо, Он и Она. И вот они мучаются по поводу того, удастся ли им продолжить род или же их виду грозит вымирание. Шел в Саратовском театре драмы и спектакль «Виват, Виктор!» по пьесе Роже Витрака, где я играл 9-летнего умирающего мальчика с очень сложными отношениями с родителями. Да, эта тема отзывается во мне. Не скажу, что это личное, у меня уже очень взрослые дети – сыну 42 года, а дочери 33. И внуки есть. Я, правда, очень переживаю, что своих внуков видел два раза в жизни, по пять-десять минут. Виню себя в том, что не чувствую себя дедушкой. Но в прошлом было разное, когда мы разводились с первой женой, очень сложно было с детьми остаться друзьями.

– Как вам это удалось?

– С годами страсти улеглись, а любовь возобладала. Дочка этим летом приезжала в Москву смотреть «Венецианского купца», ей очень понравилось. Она сказала: папа, как здорово! Это стильно, это по-молодежному, прекрасное оформление, твоя работа замечательная, и ребята как играют! И сын тоже приходил. У нас с сыном была ситуация, когда мы год не разговаривали, а потом, когда у него появилась девушка, в которую он влюбился, он вдруг понял, что и у папы может быть примерно такое же чувство. Мы ним тогда случайно встретились на улице, он буквально со слезами на глазах бросился ко мне и обнял. А дальше мы пошли с ним и его девушкой в ресторан, сидели там, долго разговаривали. С тех пор у нас отношения… знаете, о таких можно только мечтать. Ушли все эти «папа, дай», «папа, помоги», наоборот, я теперь предлагаю, а они отказываются: «Ну что ты папа, не надо, мы сами себя обеспечиваем…»

– В «Венецианском купце», кроме линии Шейлока и его дочери Джессики, которая предает отца, крайне важна тема антисемитизма. Играть историю Шейлока, не помня о том, что произошло с евреями в ХХ веке, о Холокосте, сегодня, наверное, невозможно – и спектакль МХТ, на мой взгляд, это учитывает, включает в себя эту память. Вам эта тема кажется актуальной?

– Помню, сын однажды пришел из школы, он тогда учился в пятом или шестом классе, и спросил: «Папа, а мы евреи?» За давностью лет запамятовал, что я ему тогда объяснял, но само по себе меня это поразило. Потому что если ребенку в школе намекают на то, что он еврей, это значит, что национализм существует. И Шейлоку важно отстоять свою позицию, защитить свой народ. Ведь он не только защищает свой вексель – бог с ними, с этими тремя тысячами дукатов, не самая большая потеря. Ему важно, чтобы признали – даже не его национальность, а чтобы признали его как человека. Чтобы эти высокомерные венецианцы научились считать евреев такими же людьми, как они сами.

– Как вам работалось с молодым режиссером Екатериной Половцевой, сразу ли вы приняли ее взгляд на пьесу?

– Поначалу я немного осторожничал, а потом мы поняли друг друга. Мы разговаривали, я высказывал Кате свои сомнения, мне казалось, что мы много вымарываем из текста, сокращаем, что после того, как они раздавят Шейлока, проедутся по нему асфальтовым катком, должен идти полноценный веселый, беззаботный третий акт. И в этом акте у венецианцев начнется замечательная, счастливая жизнь, они будут веселиться, и начисто забудут про гадость, которую сделали. Сейчас ведь очень много таких случаев: раздавят старика, бедного человека – и живут припеваючи, даже не помнят, и совесть их не тревожит. И мне казалось, если Катя сделает такой третий акт, то и публика станет столь же радостной, как эти ребятишки. А потом на поклонах я бы выходил – и зрители бы думали: ой, а что это мы? Что это мы такие веселые, ребят?! Как бы охолонулись, пришли в себя. Я фантазировал, что могло бы быть так. Но мне нравится и решение режиссера, когда после суда Шейлок уходит в глубину сцены в полном одиночестве, а судьи его, эти как бы положительные герои сидят, повернувшись к нему спинами. В финале их беззаботность, умение жить за рамками совести, душевное омертвение хорошо считываются. Получился актуальный спектакль и злободневная тема. Вот эта самая главная мысль – что в наше время легко уничтожить человека, и ничего ни у кого не шелохнется.

– Читала, что уйдя в молодости из Саратовского тюза, где вы играли главные роли, вы собрались поехать куда-то в Сибирь делать свой театр. Было такое?

– Было. Меня сманил режиссер Валерий Йонаш. Он был одержим идеей создать театр в Братске, с нуля. Посмотрел в Саратовском ТЮЗе мои спектакли, пришел ко мне домой с бутылкой коньяка и с уже готовыми договорами. Убедил меня поехать в Братск. Говорил: «Как Павел Корчагин строил железную дорогу, так и мы будем в Братске строить театр!» Обещал: у тебя там будет квартира, и здесь, в Саратове, квартира тоже останется, как летняя дача, я тебе дам роль Корчагина, а после нее и звание тебе выбьем. Ну и я молодой еще был, думаю: а что? Братск – это же здорово! Купил билеты, заказал контейнер, чтобы вещи отправить. Тут в городе узнали, что я собрался уезжать, и поднялся страшный кипеж. Меня вызвали оба моих педагога из театрального училища, разговаривали со мной. Не хотели отпускать, даже позвонили главному режиссеру Саратовской драмы Дзекуну в Ригу, где этот театр находился на гастролях. А театр драмы при Дзекуне был очень популярным. Дзекун, видимо, подумывал взять меня к себе, поэтому вызвал для беседы в Ригу – я прилетел туда, и мы проговорили с ним пять часов. Я передумал ехать в Братск, наврал Йонашу, что сломал ребра, работать не могу. А сам устроился в театр драмы.
В ТЮЗе после этого со мной два года не разговаривал никто – даже лучший друг.

– В 80-90-е годы Александр Дзекун действительно был одним из самых знаменитых режиссеров провинции. Его темпераментные, мрачноватые спектакли с успехом шли на гастролях в Москве. Говорят, и характер у него непростой?

– Это такой вампир, он всю кровь у тебя высасывал! Доводил меня до слез. Никогда не забуду, как я пришел на репетицию, он ставил «Белую гвардию» Булгакова. Я играл Алексея Турбина. И пока нет режиссера, мы с артистами сидели хохотали. Пришел Дзекун, начали репетировать. И вдруг он останавливает репетицию и начинает меня долбить в хлам. «Ты вообще полное дерьмо, ты ничего не делаешь, ничего не можешь, как я могу с тобой работать!» Я убегаю, сижу где-то наверху, думаю: все, пойду в деревню трактористом. К черту этот театр, все эти нервы. Потом пришла помощник режиссера: иди, тебя ждут. Я вернулся в зал, снова начал репетировать. Дзекун: «Это гениально, Сосновский, ты – бог!» Я потом спрашиваю: «Александр Иванович, а в чем дело?» Он: «Ну понимаешь, я захожу, а ты вместо того, чтобы настроиться на репетицию, где у тебя такая сложная сцена – твой герой лежит при смерти, Елена за него молится – хохочешь с девками». – «И поэтому вы так поступили?» – «Да. Но зато как ты потом сыграл!» Вообще ему нужны были конфликты, заговоры, он сам себе их придумывал. В нормальной постановке, без войны просто не мог работать. Вы правы, у него и спектакли такие были – взвинченные, довольно депрессивные.

– А как получилось, что Табаков пригласил вас в МХТ?

– Мы с ним не были лично знакомы. Однажды мне позвонил директор «Табакерки» Александр Стульнев, с которым мы работали в Саратове, и говорит: «С тобой хочет встретиться Олег Павлович». Я прилетел в Москву 8 марта, как сейчас помню. Табаков повел меня в ресторан – там сидели Стульнев, Адольф Шапиро, потом подошла Марина Зудина. Я тогда пошутил: «Олег Павлович, вы меня как батрака рассматриваете: если я хорошо ем, значит, буду хорошо работать. Предупреждаю: я ем плохо, так что на это не смотрите!»
Олег Павлович объяснил, почему он меня вызвал. Сказал, что у него сложилась такая ситуация в обоих театрах, что в труппе очень много молодежи и много актеров после шестидесяти. А вот от сорока до шестидесяти действующих артистов очень мало. Ну это по всей стране тогда так было: во время перестройки многие бросили актерство, пошли в бизнес, многие спились… А дальше Табаков стал говорить про спектакли Саратовского тюза, перечислять, что я играл – и «Бабу ягу» вспомнил, и «Пеппи Длинныйчулок», хотя когда это было! Так мы поговорили, а вскоре он позвонил мне и сказал: «Я тебя жду». И я приехал.
Поселился в общаге «Табакерки». Мне сообщили, что завтра я должен прибыть по адресу Камергерский, дом 3. У меня был свободный вечер, и я решил съездить посмотреть. Приехал – и стоял напротив театра минут десять, онемевший. Я вдруг понял, что меня приглашают не в «Табакерку», а в Художественный театр. Что я буду работать вот в этом самом здании. Это было потрясение. 
В труппу я вошел спокойно – мне показалось, что все мне рады, а уж я как был всем рад! В МХТ кипела круглосуточная работа: я однажды репетировал одновременно в трех спектаклях. С утра шел на одну репетицию, в обед – на вторую, а вечером – на третью. Причем все три спектакля вышли.

– Вы часто работаете с Кириллом Серебренниковым – вот и только что сыграли в его спектакле «Палачи» по пьесе Мартина Макдонаха в «Гоголь-центре». Это «ваш» режиссер?

– Мне нравятся все спектакли и фильмы Кирилла, в которых я участвовал, нравится с ним работать, его фантазия, темперамент, легкость, с которой он заводит всю труппу во время репетиции. В «Палачах» я играю Батю, это небольшая роль, мой герой выходит почти в финале спектакля, хотя говорят про него все время – как про матерого палача: и в Гражданскую он занимался своим заплечным ремеслом, и при Сталине… Кирилл выстроил образ такого мужика с изломанной психикой, который уже почти двумя ногами в могиле. Не буду рассказывать, что он конкретно придумал для роли Бати – сами увидите. Как всегда у Макдонаха, это черная комедия, только адаптированная Кириллом под нашу действительность. Вообще я не в первый раз играю в пьесах этого драматурга – спектакль «Человек-подушка» в постановке Серебренникова идет в МХТ уже 11 лет, и он до сих пор абсолютно живой. Кирилл его недавно посмотрел его в записи и сказал: молодцы, ребята, хорошо держите спектакль.

– Театр вам всегда доставляет радость?

– Не только театр, есть же еще и кино. Скажу так: театр мне по-прежнему в радость – ведь я играю на сцене с середины 70-х. А в кино я не так давно – с 2004 года. Этой осенью на экраны вышло два фильма, в которых я снялся, – «Одесса» Тодоровского и «В Кейптаунском порту» Велединского. Первый я пока не видел, а второй посмотрел, он мне очень понравился. Для режиссера Александра Велединского это очень личная история, а мой герой – Моряк – практически копия его папы. Так что эта работа мне дорога. А театр… знаете, мне даже кажется, что все в нем движется по нарастающей – становится все интереснее и интереснее.
2019
«Пред великою да сказочной страною», Ольга Егошина, Театрал, 22.12.2019
Спектакль в Красногорске: апофеоз Года театра в Подмосковье, Алиса Храмова, Красногорские вести, 21.12.2019
Убитая душа, Ирина Шведова, Московская правда, 18.12.2019
Уланбек Баялиев: «Очень полезно болеть душой», Марина Токарева, Новая газета, 17.12.2019
«В общем, сумерки, Ваше превосходительство», Татьяна Таран, Новый континент, 16.12.2019
Сказ о несказочном времени, Наталья Шаинян, Петербургский театральный журнал, 15.12.2019
«Сахарный немец» в МХТ имени А. П. Чехова, видеосюжет Первого канала, 6.12.2019
В МХТ имени Чехова показали спектакль «Сахарный немец», видеосюжет телеканала «Культура», 6.12.2019
«Звезда Театрала»-2019 назвала лауреатов, Виктор Борзенко, Театрал, 3.12.2019
Невинное обаяние: памяти несравненного актера советского кино и театра, Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан, 30.11.2019
Актеры МХТ приехали на родину писателя Сергея Клычкова, видеосюжет телеканала «Культура», 30.11.2019
Невинный Весельчак, Валентина Львова, Комсомольская правда, 30.11.2019
Найдена предсмертная исповедь Вячеслава Невинного, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 28.11.2019
Новый цикл театральных вечеров запускает МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 26.11.2019
Цена свободы, Нина Карпова, Театральная афиша, 25.11.2019
Актерские посиделки: художественный театр открывает «Мхатовские пятницы», Александр Трегубов, Московский комсомолец, 22.11.2019
Подсказанному верить, Елена Федоренко, Культура, 14.11.2019
Видеозапись круглого стола «Документальный театр и актерское образование. Вызовы времени», фестиваль-мастерская имени Дмитрия Брусникина “Brusfest”, 12.11.2019
«Предел любви» показали белгородцам артисты МХТ им. Чехова, видеосюжет телекомпании «Мир Белогорья», 11.11.2019
Влюбленная в дело, Александра Машукова, Экран и сцена, 2.11.2019
Раиса Максимова отметит юбилей на сцене, телеканал «Культура», 2.11.2019
Сергей Собянин поздравил Раису Максимову с юбилеем, официальный сайт Мэра Москвы, 2.11.2019
В МХТ готовится бенефис Раисы Максимовой, Виктор Борзенко, Театрал, 28.10.2019
Сергей Женовач вручил памятные награды своим актерам, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.10.2019
«Сегодня у нас необычный день», Екатерина Сивцова, Театрал, 25.10.2019
Сергей Женовач раздал мхатовцам «Чаек», Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 25.10.2019
Памятные знаки «Чайка» вручили в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 25.10.2019
Марина Брусникина о театральных планах, Мария Чемберлен, Московская правда, 24.10.2019
Театр, которого не было: «Бег» Михаила Булгакова во МХАТе, Ольга Федянина, Сергей Конаев, Коммерсантъ, 11.10.2019
Алексей Кравченко: «Когда появился Серебренников, все завертелось», Светлана Хохрякова, Московский комсомолец, 8.10.2019
Человеку нужен человек, Марианна Власова, Независимая газета, 3.10.2019
«Простите, простите, простите меня!», Александра Машукова, Экран и сцена, 26.09.2019
Ваш Солженицын, Елена Новоселова, Российская газета, 24.09.2019
Посторонний, Ольга Егошина, Театрал, 24.09.2019
Шум и ярость несбывшегося, Марина Токарева, Новая газета, 23.09.2019
Чудо света, Елена Федоренко, Культура, 20.09.2019
«ТеатРалли».В столице прошел благотворительный велозабег, видеосюжет телеканала «Культура», 15.09.2019
У московского метро появился свой Олег Табаков, Татьяна Зимняя, Комсомольская правда, 13.09.2019
В столичном метро появился поезд Олега Табакова, Иван Пышечкин, Российская газета, 13.09.2019
«Пролетный гусь» в Сухуме: во власти эмоций, Эсма Голандзия, Sputnik Абхазия, 12.09.2019
Спектакль «Белые ночи» 2019 в МХТ им. Чехова в Москве: исповедь о любви, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 10.09.2019
«Кто там…» на Кутузовском: Вадим Верник — о съёмках в районе, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 9.09.2019
Сны о чём-то большем, Юлия Кулагина, Театрон, 9.09.2019
«Белые ночи». Премьера в МХТ, видеосюжет Ticketlend.ru, 4.09.2019
МХТ перед битвой: обозреватель «НИ» побывала на сборе труппы, Диляра Тасбулатова, Новые известия, 4.09.2019
Паулина Андреева сыграет Нину Заречную в «Чайке», Марина Райкина, Московский комсомолец, 2.09.2019
Вадим Верник стал заместителем Сергея Женовача, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 2.09.2019
МХТ имени Чехова открывает 122-й сезон, видеосюжет телеканала «Культура», 2.09.2019
МХТ имени Чехова в новом сезоне удивит зрителей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 2.09.2019
«Золотую маску» встречают в Хабаровске, Марина Семченко, Тихоокеанская звезда, 30.08.2019
О «зрительском климате» рассказали в Комсомольске актеры Игорь Гордин и Александра Ребенок, Илья Давыдов, видеосюжет ДВ-новости (Комсомольск-на-Амуре), 29.08.2019
Мужей и жен увезли на Восток, Дина Непомнящая, Российская газета, 26.08.2019
В Хабаровском крае пройдет фестиваль «Золотая Маска», Петр Самсонов, Комсомольская правда, 18.08.2019
Олег Табаков: «Очень важно. что будет после нас», Виктор Борзенко, Театрал, 17.08.2019
7 главных театральных премьер сентября, Сергей Вересков, InStile, 15.08.2019
Анатолий Белый: Моя душа — одна сплошная болевая точка, Александр Малюгин, Аргументы недели, 5.08.2019
Високосный год театра: сезон начинался с дурного знака, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.07.2019
11 сцен прощания, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 19.07.2019
«Чайки» в рубрике «Театр на экране», телеканал «Культура», 17.07.2019
«Мы все короли». Павел Ващилин в диалоге со зрителями, Мария Куликовская, http://localdramaqueen.moscow, 17.07.2019
Жизнь, смерть, бег, Максим Замшев, Литературная газета, 10.07.2019
«Личный подход»: Марина Брусникина, Ольга Журавлева, Москва 24, 5.07.2019
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Звезда фильма «Любовь и голуби» отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 3.07.2019
Юбилей народной артистки России Натальи Теняковой, видеосюжет телеканала «Культура», 3.07.2019
Актриса на все времена, Татьяна Петренко, Театрал, 3.07.2019
Прощание с Аллой Покровской, видеосюжет «Московского комсомольца», 27.06.2019
В Москве простились с Аллой Покровской, фоторепортаж kino.mail.ru, 27.06.2019
В Москве простились с Аллой Покровской, видеосюжет телеканала «Культура», 27.06.2019
Памяти Аллы Покровской, Сергей Коковкин, Анна Родионова, Петербургский театральный журнал, 26.06.2019
Царство Покровской, Виктория Пешкова, Культура, 26.06.2019
Вспоминая Аллу Покровскую, видеосюжет телеканала «Культура», 26.06.2019
Алла Покровская. Тень гениев, Ольга Кузьмина, Вечерняя Москва, 26.06.2019
Наталья Тенякова: после первой роли я рыдала, Московский комсомолец, 25.06.2019
Моя Алла Покровская, Москвич Mag, 25.06.2019
Мать, актриса, педагог: памяти Аллы Покровской, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 25.06.2019
«Да неужели — нет никого?!», Елена Дьякова, Новая газета, 25.06.2019
Школа Аллы Покровской, Авангард Леонтьев, Известия, 25.06.2019
Актриса и театральный режиссер Алла Покровская. Досье, Елена Слободян, Аргументы и факты, 25.06.2019
«Её любили абсолютно все…», Анна Тимина, Театрал, 25.06.2019
Современница «Современника», Коммерсантъ, 25.06.2019
Гафт о кончине Аллы Покровской: Не могу прийти в себя!, Национальная служба новостей, 25.06.2019
На 82-м году жизни скончалась Алла Покровская, видеосюжет телеканала «Культура», 25.06.2019
Умерла Алла Покровская: ее любовь с Ефремовым развивалась непросто, Иветта Невинная, Московский комсомолец, 25.06.2019
Полный Цахес, Марина Токарева, Новая газета, 23.06.2019
Йобсен, бабабаба и жизнь в подтексте, Лина Гончарская, Culbyt.com, 13.06.2019
Сергей Женовач в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 11.06.2019
В МХТ имени Чехова новый спектакль — «Венецианский купец», видеосюжет телеканала «Культура», 9.06.2019
Забег после мхатовской паузы, Наталья Решетникова, Российская газета, 6.06.2019
Булгаков и пустота, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 4.06.2019
«Хочется лёгкого, светлого, нежного…», Андрей Мягков, Год литературы 2019, 2.06.2019
Тараканий бег времени, Ольга Егошина, Театрал, 27.05.2019
Московский Художественный видит сны, Марина Токарева, Новая газета, 24.05.2019
Черным по белым, Елена Федоренко, Культура, 23.05.2019
Женовач поставил «Бег» Булгакова: то ли сон, то ли явь, Марина Райкина, Московский комсомолец, 21.05.2019
Предлагаемые обстоятельства непреодолимой силы, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 21.05.2019
Заблудившийся трамвай, Алена Карась, Colta.ru, 20.05.2019
Сны убежавшего времени, Ирина Корнеева, Российская газета, 20.05.2019
Сергей Женовач представил спектакль «Бег». Интервью с режиссером, Владислав Флярковский, видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
В МХТ показали спектакль «Бег», видеосюжет телеканала «Культура», 19.05.2019
Живые и мертвые, Ирина Шведова, Московская правда, 17.05.2019
МХТ. М. А. Б. «Бег. Сны», Владимир Сабадаш, News-w.org, 17.05.2019
«Мы сразу ныряем с головой», Мария Михайлова, Театрал, 15.05.2019
МХТ имени Чехова поставил «Бег» Булгакова, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 15.05.2019
Премьера спектакля «Бег. Сны» в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 15.05.2019
В МХТ имени Чехова премьера — булгаковский «Бег», Светлана Чередникова, BFM.ru, 15.05.2019
Сергей Женовач поставил в МХТ «Бег», Евгений Чесноков, Русский блоггер, 14.05.2019
Автору правды о войне Виктору Астафьеву исполнилось бы 95 лет, Александр Трегубов, Московский комсомолец, 1.05.2019
Унесенные вихрем, Юлия Арсеньева, Театральная афиша столицы, 21.04.2019
МХТ им. Чехова с гастролями приехал в Екатеринбург, видеосюжет телеканала «Вести-Урал», 16.04.2019
Дарья Мороз получила «Золотую маску» за лучшую женскую роль, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 16.04.2019
В Екатеринбург приехал «Дом» Евгения Гришковца и Анны Матисон, видеосюжет Свердловского областного телевидения, 15.04.2019
«Толстяк — в прошлом». Актёр Семчев о новом амплуа и похудении на 100 кг, Екатерина Евсеева, Аргументы и факты (Тверь), 15.04.2019
Школа Плотникова, Алексей Филиппов, Российская газета, 2.04.2019
Михаил Пореченков: Я заслужил хорошее место в самолете, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 29.03.2019
Марина Зудина про Табакова, МХАТ, преемников и «Содержанок», Вячеслав Манучаров, Эмпатия Манучи, 28.03.2019
Алла Сигалова: «Вне любви работы не представляю», Виктория Пешкова, Культура, 25.03.2019
«Далёкие близкие». Памяти Олега Табакова, телеканал «Россия 1», 17.03.2019
«Северный ветер» Ренаты Литвиновой на сцене БДТ, видеосюжет телеканала «Санкт-Петербург», 15.03.2019
Год без Табакова, Марина Зудина, Известия, 12.03.2019
Памяти Олега Табакова, телеканал «Культура», 11.03.2019
100 лет со дня рождения Киры Головко, телеканал «Культура», 11.03.2019
Кира и адмирал. К 100-летию легенды МХТ, Филипп Марков, Babr24, 11.03.2019
«Никуда не жалуйся!». Скромная легенда театра Кира Головко, Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 11.03.2019
Приглашение к размышлению, Юлия Кулагина, Музыкальные сезоны, 5.03.2019
Михаил Трухин в программе «Судьба человека», Борис Корчевников, телеканал «Россия 1», 4.03.2019
Михаил Пореченков отметил юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 3.03.2019
Тихая революция, Мария Иванова, Институт театра, 1.03.2019
Бинокль брать будете?, Виктория Пешкова, Культура, 28.02.2019
Похож ли Пореченков на Пореченкова, Алексей Филиппов, Российская газета, 28.02.2019
Алла Сигалова отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 28.02.2019
Филипп Янковский: «Это не я играю, это мной играет театр», Наталия Соколова, Петербургский театральный журнал, 19.02.2019
Офелия боится воды, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 14.02.2019
Табаков и новая драма: американский след, Арсений Фарятьев, Театр, № 36, 5.02.2019
Как все начиналось, Евгения Шерменева, Галина Зыкалина, Театр, № 36, 5.02.2019
Государев человек, Виктор Шендерович, Театр, № 36, 5.02.2019
Средь шумного бала…, Лариса Каневская, Мнение, 2.02.2019
Триумф «Славы», Вячеслав Шадронов, Частный корреспондент, 1.02.2019
Вечер имени Солженицына в МХТ, Людмила Привизенцева, ЗОНД Новости, 29.01.2019
Ностальгия по несбывшемуся, Татьяна Филиппова, Театральная афиша столицы, № 1, 29.01.2019
Время здесь правит «Бал»?, Виктория Пешкова, Культура, 17.01.2019
«Бег» после «Бала», Ирина Шведова, Московская правда, 17.01.2019
Ваниль и горечь 20 века. Танцуют все!, Наталья Анисимова, Русский блоггер, 15.01.2019
Приглашение на бал, Ольга Дашковская, Вести образования, 14.01.2019
Это мой город: актриса Роза Хайруллина, Антонина Шевченко, Москвич, 14.01.2019
Век на перроне, Ольга Федянина, Коммерсантъ, 14.01.2019
Фотопроект «Город на память». 422. Тверская улица театральная, Евгений Чесноков, Русский блоггер, 13.01.2019
Ещё раз про нелюбовь, Юлия Замятина, pluggedin.ru, 10.01.2019
Была бы Гертруда, а платье найдется, Ирина Алпатова, Театральная афиша, 10.01.2019
В МХТ станцевали ХХ век, Галина Снопова, Московская правда, 2.01.2019