| «Московский Художественный театр. Энергия места»: гримуборная К. С. СтаниславскогоНаталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 16.04.2020
В своей артистической уборной Константин Сергеевич Станиславский проводил, пожалуй, больше времени, чем в родном доме — особняке в Леонтьевском переулке. В «гримерке» думал над новыми постановками, встречался с артистами и администраторами, принимал гостей, писал письма, готовился к выходу на сцену. Во времена Станиславского она находилась на первом этаже закулисной части старого МХТ, напротив двери, ведущей на сцену.
В процессе реконструкции, когда установили новый поворотный круг на сцене, гримерную пришлось перенести подальше — с 1992 года она расположена у лестницы над бельэтажем. Актеры в шутку называли эту лестницу «царский ход», поскольку по ней поднимались только члены правительства – она была сконструирована таким образом, что государственные мужи и «обычные» зрители не пересекались.
Обстановка артистической уборной по сей день сохранилась полностью, как и вещи Константина Сергеевича. Узкая продолговатая комната разделена светло-серой занавеской с аппликациями из черных квадратиков — ее придумал Федор Шехтель. Стены покрыты панелями светлого дерева, на них портреты дорогих Станиславскому людей — жены, актрисы Марии Петровны Лилиной, Владимира Ивановича Немировича-Данченко, Саввы Морозова, а также бессменного костюмера Станиславского Ивана Тщедушнова. На фотопортрете Немировича дарственная надпись: «Константину Сергеевичу — моему
другу?.. брату?.. жене?.. мужу?.. Не знаю, как назвать
Слишком неразрывно сплелись наши жизни. 1909 год».
За занавеской стоял широкий диван — в 20-х годах он был заменен на кушетку из спектакля «Горе от ума». Шкаф, небольшой стол, стулья. Даже заседания правления театра проходили здесь, часто во время долгих антрактов. В этой уборной был принят к постановке «Ревизор». Здесь же просматривали макеты декораций для пьесы «Роза и крест» Блока. Во второй половине комнаты, за занавеской — большой гримировальный стол со створчатым зеркалом. Слева от стола — гардероб, несколько глубоких ящиков для обуви. В шкафу висит костюм Крутицкого из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Все — функционально и аскетично.
Актером Станиславский был увлеченным, в молодости он часто не уходил домой, если вечером играл в спектакле. Тогда в его уборную подавали обед, после которого он отдыхал, укрывшись черным пальто. Ровно в шесть вечера Константин Сергеевич начинал делать так называемый «актерский туалет» — повторял тексты, распевался. Входили его помощники — гример Яков Иванович Гремиславский — Яшенька, как звал его Константин Сергеевич, и костюмер Тщедушнов. На гримировальном столе всегда стояла чернильница. Часто во время спектакля Константин Сергеевич вынимал из стола свои тетради и записывал наблюдения за собственным (!) исполнением роли и за работой других артистов.
28 октября 1928 года Станиславский был в своей уборной в последний раз. Во время юбилейного спектакля в честь 30-летия театра с ним случился сердечный приступ. Больше на сцену Станиславский не выходил, и порог Художественного театра не переступал. Еще 10 лет он руководил театром и репетировал спектакли у себя на квартире в Леонтьевском. Но его артистическая уборная в театре осталась неприкосновенной, она и сейчас как будто замерла в ожидании своего хозяина.
Благодарим за помощь в написании материала заместителя директора по научной работе Музея МХАТ Марию Федоровну Полканову
Фото — интернет-источники, Александр Иванишин | |