| «Московский Художественный театр. Энергия места»: горельеф «Пловец»Наталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 10.04.2020
Наверняка вы замечали под козырьком правого входа в наш театр удивительный серо-бирюзовый горельеф. Называется он «Пловец» (впрочем, существует несколько версий названия – «Море житейское», «Волна», «В волнах»), его автор – знаменитый скульптор Серебряного века Анна Голубкина. Эта работа – одно из самых известных произведений Голубкиной, выпускницы Московского училища живописи, ваяния и зодчества и парижской Академии Коларосси, бравшей уроки у Огюста Родена. Художница изобразила человека, который борется с волной и летящего над ним буревестника. Скульптурная композиция полна движения: сильное тело плывущего напряжено, но при этом гармонично, а из морских глубин будто бы проглядывают другие человеческие фигуры и лица. Горельеф из тонированного гипса был изготовлен по заказу мецената Саввы Морозова с одобрения Станиславского и установлен на здании театра в 1903 году. Его размер 2,5 х 2,7 метра. Нижняя часть портала, в который встроен горельеф, была облицована голубовато-зеленой керамической плиткой, выполненной в мастерских Абрамцево. Образ, созданный Голубкиной, очень многозначен. Это и погружение в стихию самой жизни, которая, по замыслу отцов-основателей Художественного театра, является единственно верным источником искусства. И символ «моря житейского» — один из характерных образов старообрядческого фольклора: как Савва Морозов, Голубкина происходила из среды старообрядцев. А еще волна – любимая тема модерна, стиля, который исповедовал архитектор Федор Шехтель. Поскольку горельеф находится на улице, в разное время суток он выглядит по-разному. Игра света и теней создает иллюзию движения: днем возникает ощущение кипящей на волнах пены, вечером – глубоких устрашающих тяжелых вод, с которыми борется герой. Любопытный момент: в 1901 году Максим Горький, один из ведущих авторов театра, написал рассказ «Буревестник». У «Волны» и «Буревестника» — общая жизненная почва и образные первопричины. Интересно вспомнить слова Василия Качалова: «Бунтарство и протест, с которыми молодой, но уже известный писатель (А. М. Горький) подходил к основам тогдашней жизни, были сродни бунтарству театра МХАТ…»
Фото Александра Иванишина и Евгения Чеснокова. | |