| «Московский Художественный театр. Энергия места»: освещение в зале Основной сценыНаталья Витвицкая, Медиацентр МХТ, 3.04.2020
«Изнутри — наружу» — по такому принципу работал Федор Шехтель, возвращаясь к опыту мастеров эпохи Возрождения, когда зодчий планировал абсолютно всё — от кровли до завитка лестницы и гвоздя. Световое оформление театра стало для Шехтеля особым вызовом — и архитектор продолжил в нем лаконичную и изысканную стилистику венского модерна, в котором выдержаны здание и интерьеры. Ничего кричащего, нарочито «театрального». Вместо традиционной помпезной театральной люстры в зрительном зале Основной сцены — светильники с плафонами кубической формы. Бледно-розовое матовое стекло с «пузырьками» — так называемое «венецианское», художники модерна активно пользовались приемами итальянских мастеров. Плафоны спускаются с потолка по кругу на тонких бронзовых тросиках-цепочках. Такие же нежные светильники, сгруппированные по три в шахматном порядке, расположены по бортам ярусов. Осветительная арматура была выполнена по эскизам Шехтеля на фабрике братьев Вишневских, славившейся высоким уровнем художественного литья и бравшей главные призы на знаменитых выставках в Париже.
Трепетное, теплое свечение, исходящее от нежно-розовых плафонов, создает в зале особую атмосферу, которая пробуждает в пишущих о театре почти поэтические чувства. Вот, например, цитата из книги Инны Соловьевой: «Хранительная тень была в шехтелевском зале, с его чуть затертым светлым деревом кресел и слабо изогнутых балконов, с его кубическими светильниками (пузырьки стекла напоследок еще розовели, когда стихшая публика погружалась в неполную, чудесную темноту)».
Фото Александра Иванишина | |